7.1. Понятие специального правового режима территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами
Экономику Беларуси составляют мощная тяжелая индустрия, многоотраслевая легкая промышленность, современный транспорт, сельское хозяйство, развернутая сфера обслуживания и т.д. В Беларуси развиты машиностроение и тракторостроение (Минск, Жодино, Могилев), станкостроение (Минск, Витебск, Гомель, Пинск, Орша, Молодечно), приборостроение, радиотехническая, радиоэлектронная (Минск, Витебск, Гомель, Мозырь, Брест, Лида и др.), легкая и пищевая промышленность.
Энергетика базируется на газе, нефти (мазуте), торфе, угле. Вырабатывают электроэнергию. Лукомльская, Березовская им. 50-летия БССР, Смолевичская ГРЭС и др.
Химическая и нефтехимическая промышленность специализируются на производстве минеральных удобрений, шин, пластмасс, синтетических материалов, главным образом химических волокон (Светлогорск, Могилев, Новополоцк, Гродно, Гомель, Брест и др.).
На базе Старобинского месторождения создано крупнейшее в СНГ производство калийных удобрений.
Нефтепереработка (Новополоцк, Мозырь).
Развивается микробиологическая промышленность (Новополоцк, Мозырь).
Имеется производство стройматериалов и стекольная промышленность (Гомель, Борисов и др.).
Лесная и деревообрабатывающая промышленность представлены лесозаготовительными, лесопильными, мебельными предприятиями, производством деревянных строительных деталей, фанеры, целлюлозно-бумажной, спичечной отраслями (Бобруйск, Мозырь, Гомель, Могилев, Минск, Витебск, Пинск).
Из отраслей легкой промышленности выделяются текстильная (льняная – Оршанский льнокомбинат, хлопчато-бумажная – Барановичский хлопчато-бумажный комбинат и др.), трикотажная, кожевная, обувная.
Развиты пищевая промышленность (мясная, маслосыроваренная, мукомольно-крупяная, консервная, крахмало-паточная и др.).
В республике имеются крупные животноводческие комплексы, птицефабрики и другие сельскохозяйственные предприятия. Основные сельскохозяйственные культуры: зерновые (рожь, пшеница и др.), картофель, льноволокно, сахарная свекла., плодоводство и овощеводство. Выращиваются кормовые культуры (многолетние и однолетние травы, кукуруза, кормовые корнеплоды).
В южной части республики развито судоходство. Общая длина судоходных путей более 3900км. Ведущее место среди речных грузов занимают минеральные удобрения, строительные материалы, каменный уголь и металл. Наиболее важную роль играют речные порты: на Буге – Брест, Соже – Гомель, Припяти – Пхов, Березине – Бобруйск, Днепре – Могилев и Речица, Западной Двине – Витебск, Немане – Гродно.
Природа и люди отравляются вредными отходами действующих предприятий. Большое число могильников радиационных и химических отходов таит угрозу постепенного истощения экологического потенциала и генофонда. Существенно возрастает риск техногенных катастроф. Ущерб только от промышленных аварий ежегодно составляет в среднем 1,2–1,5 % валового национального продукта, а при наиболее тяжких катастрофах, таких, как Чернобыльская, почти на порядок превышает данные цифры. В результате чрезвычайных ситуаций, а также ряда других факторов в странах СНГ сложилась едва ли не самая сложная в мире экологическая обстановка.
В Республике Беларусь нет объектов с атомными энергетическими установками, однако, в непосредственной близости от границ нашей страны расположены четыре АЭС.
Игналинская АЭС находится на расстоянии 7 км от республики. В случае аварии в 30-километровой зоне радиоактивного загрязнения может оказаться часть Браславского района Витебской области с населением 24 тыс. человек (244 населенных пункта), в 100-километровой – семь районов в Витебской, по два – в Минской и Гродненской областях с населением 247 тыс. человек (2343 населенных пункта).
Ровенская АЭС удалена от Беларуси на 65 км. При аварии в 100-километровую зону радиоактивного загрязнения могут попасть пять районов Брестской области с населением 289 тыс. человек (328 населенных пунктов).
Смоленская АЭС находится в 75 км от границы республики. В случае аварии в 100-километровой зоне радиоактивного загрязнения окажутся четыре района Могилевской области с населением 32 тыс. человек (148 населенных пунктов).
Чернобыльская АЭС удалена от границы республики на 12 км. В результате катастрофы 26 апреля 1986 года радионуклидами было загрязнено 23% территории Беларуси с населением более 2 млн человек.
В нашей республике имеются крупные запасы сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), которые сосредоточены на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, объектах жилищно-коммунального и сельского хозяйства. Всего в республике функционирует более 500 химически опасных объектов с общим запасом СДЯВ более 50 тыс. тонн. Наиболее распространены: аммиак – 26338 т, акрилонитрил – 5076 т, ацетонциангидрин – 1158 т, сероуглерод – 840т, соляная кислота – 572 т, ацетонитрил – 398 т, метилакрилат – 387 т, серная кислота – 381 т, хлор – 252 т, олеум – 220 т, сероводород – 85 т.
К химически опасным отнесены 19 городов Беларуси, из них: 1-й степени – два (Гродно, Новополоцк); 2-й – семь (Гомель, Светлогорск, Мозырь, Рогачев, Волковыск, Слоним, Новогрудок); 3-й – десять (Лида, Молодечно, Борисов, Солигорск, Слуцк, Минск, Могилев, Бобруйск, Орша, Жлобин). К химически опасным относятся Гродненская (2-й степени) и Гомельская (3-й степени) области. В зонах возможного химического заражения могут оказаться до 5 млн человек, в том числе свыше 200 тыс. человек, работающих на химически опасных объектах.
Функционирование в республике химически опасных предприятий зачастую оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду и людей, загрязняя вредными отходами своих производств воздух, почву, воду не только в местах их размещения, но и на прилегающих к ним территориях, создавая предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций. Практически во всех городах, где расположены такие предприятия, наблюдается превышение предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе по таким веществам, как сероуглерод, сероводород, фенол, формальдегид, аммиак и др.
В этих городах со стоками в открытые водоемы попадают в значительных количествах такие вещества как фенолы, цианиды, нефтепродукты, тяжелые металлы, различные органические вещества.
Большую опасность для населения представляют 90 баз и складов взрывчатых и пожароопасных веществ Министерства обороны. Основная зона разброса осколков может составить до 1,5 км, а от реактивных снарядов – от 3 до 20 км.
На территории республики имеются взрывопожароопасные объекты, к которым относятся: 18 предприятий газового хозяйства, 5 предприятий теплоэнергетики, 47 зернохранилищ, 53 нефтебазы и склада горюче-смазочных материалов, лакокрасочные заводы в Минске, Лиде и других городах.
Пожароопасные объекты республики включают в себя 24 предприятия добычи и переработки торфа, 24 объекта деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 46 льнозаводов, более 20 объектов, содержащих пожароопасные вещества и материалы.
На территории республики проложено 4324 км магистральных газопроводов, 1459 км нефтепроводов, 990 км продуктопроводов.
Магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы в большинстве своем введены в строй в 1967–1971 годах. Истечение гарантийных сроков и нарушение правил их эксплуатации могут привести к экологическим авариям и значительному загрязнению прилегающей территории и водоемов.
В республике имеется развитая промышленность: машиностроительная, топливно-энергетическая, химическая, нефтехимическая, легкая и пищевая, где возможно возникновение чрезвычайных ситуаций экологического характера. К ним относятся и случаи выброса (сброса) ядовитых сильнодействующих веществ, нефтепродуктов, химических веществ в атмосферу, в результате чего наносится существенный вред природной среде, возможны массовые отравления населения, животных и растений.
В республике широко развита система транспортных коммуникаций. Железнодорожная магистраль имеет протяженность более 5,5 тыс. км., автомагистраль – более 40 тыс. км.
Развитие автомототранспорта создает условия для все более усиливающегося загрязнения воздуха выхлопными газами, что способствует распространению среди населения легочных заболеваний и заболеваний сердечно-сосудистой системы.
В Республике Беларусь имеются сотни очагов возможного возникновения инфекционных заболеваний животных (сибирская язва, бешенство и т.д.) и растений (бурая ржавчина, фитофтора и др.), что может привести к массовым заболеваниям людей.
С учетом реальности существующих угроз, печального опыта ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, законодатель подготовил и принял ряд нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственных органов, в том числе и ОВД, в условиях обширного заряжения территорий.
В 1991 году был принят Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на чернобыльской АЭС», которым установлен правовой режим территорий Республики Беларусь, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы. Закон направлен на снижение радиационного воздействия на население и экологические системы, на проведение природовосстановительных и защитных мероприятий, на рациональное использование природного, хозяйственного и научного потенциала этих территорий. Закон регулирует режим территорий радиоактивного загрязнения, условия проживания, осуществление хозяйственной, научно-исследовательской и другой деятельности на этих территориях.
В 1998 году вступил в действие Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения», который определил основы правового регулирования в области обеспечения радиационной безопасности населения и направлен на создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей от вредного воздействия ионизирующего излучения.
5 мая 1998 года вступил в действие Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Указанный Закон регулирует отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющиеся в современных условиях важнейшей частью обеспечения безопасности.
Он определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Республики Беларусь или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 495 от 10 апреля 2001 года «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» во исполнение Закона Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:
– образована Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– утверждено Положение о Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– определены функции министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Установлены следующие режимы функционирования Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
режим повседневной деятельности,
режим повышенной готовности и
чрезвычайный режим.
Режим повышенной готовности и чрезвычайный режим функционирования Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций вводятся решением Правительства Республики Беларусь, а соответствующие режимы функционирования территориальных и отраслевых подсистем - решениями руководителей местных исполнительных и распорядительных органов, министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, и организаций по представлениям комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Министерству по чрезвычайным ситуациям разрешено при организации и проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать по согласованию с Министерством связи и другими заинтересованными в приоритетном порядке ведомствами государственную систему связи и передачи информации;
Комиссиям по чрезвычайным ситуациям территориальных и отраслевых подсистем Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при ликвидации чрезвычайных ситуаций дано право привлекать в установленном порядке необходимые транспортные, спасательные, пожарные, медицинские, восстановительные, другие силы и средства, а также использовать резервы материальных ресурсов, сети связи и информации, расположенные на подведомственных им территориях.
Этим же Постановлением были определены функции МВД, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На Министерство внутренних дел возложено:
1. Обеспечение общественного порядка при возникновении чрезвычайных ситуаций;
2. Организация оцепления и пропускного режима зон заражения (разрушения);
3. Охрана материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также личного имущества граждан в зонах временного отселения.
4. Участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и в восстановительных работах;
5. Участие в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
6. Осуществление охраны объектов, обеспечивающих устойчивое функционирование экономики и выживание населения в особый период.
Таким образом, нормативно было закреплено объявление, в определенных ситуациях, специального правового режима, под которым понимается совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере общественной безопасности и правопорядка в пределах определенной зоны (территории), подвергшейся заряжению.
При этом следует знать, что очагом радиоактивного, химического и бактериологического заражения называется территория, подвергшаяся воздействию радиоактивных, отравляющих веществ или бактериологических средств, в результате которого возникают или могут возникнуть поражения людей.
Для обеспечения специального правового режима в структуре МВД создаются специализированные подразделения, перед которыми ставятся следующие задачи:
– осуществление охранно-режимных мероприятий (предотвращение распространения загрязненных вредными веществами материалов, сельскохозяйственного сырья, продуктов питания; охрана материальных ценностей и т. д.);
– обычная милицейская деятельность (охрана общественного порядка и безопасности, предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений и т. д.).
Для ограничения проникновения посторонних лиц в зону специально-правового режима проводятся следующие мероприятия:
– по ее периметру в наиболее уязвимых местах перекапываются проселочные дороги;
– на автострадах оборудуются КПП;
– выставляются караулы, пешие дозоры, автомобильные и иные патрули.
В зоне запрещается:
– постоянное проживание людей. Их несанкционированное пребывание;
– несанкционированный въезд всех видов транспорта и другой техники, а также сплав леса;
– привлечение к работе лиц без медицинского заключения и их согласия;
– вывоз без специального разрешения строительных материалов и оборудования, домашних вещей, полезных ископаемых, кормов и т. п.
Нахождение людей на данной территории допускается только при наличии у них специального разрешения.
- Курс лекций
- 1. Предмет, задачи и система дисциплины «тактико-специальная подготовка».
- 2.2. Графические документы, используемые овд в особых условиях
- 3. Основы организации и виды специальных мероприятий, осуществляемых в особых условиях
- 4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе проведения массовых мероприятий
- 4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий
- 5. Организация и тактика пресечения
- 5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
- 5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 6. Обеспечение общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, крупных авариях, эпидемиях и эпизоотиях
- 6.1. Виды стихийных и иных бедствий. Задачи овд при их возникновении
- 6.2. Подготовка овд к действиям в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф
- План «Шторм» включает следующие разделы:
- 6.3. Обеспечение карантинных мероприятий при возникновении эпидемий и эпизоотий
- 6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- 6. 5. Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях
- 7. Правовые основы организации и тактика деятельности овд в условиях обширного загрязнения территорий радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.1. Понятие специального правового режима территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.2. Организация и тактика действий овд по охране общественного порядка в условиях загрязнения территорий вредными веществами.
- 7.3. Особенности организации службы личного состава овд в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах.
- 8. Ведение радиационной, химической,
- 8.1. Характеристика очага ядерного поражения,
- Воздействие светового излучения на людей.
- 8.2. Характеристика очага химического заражения
- 8.3. Характеристика очага бактериологического заражения
- 8.4. Задачи, силы, средства и организация разведки гражданской обороны
- 8.5. Приборы радиационной и химической разведки
- 9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь
- 9.3. Организация охраны общественного порядка при ведении спасательных т неотложных аварийно-восстановительных работ
- 10.3. Задачи и функции органов внутренних дел при введении военного или чрезвычайного положения.
- 10.4. Планирование перевода органов внутренних дел с мирного на военное время и мероприятия, проводимые овд при введении военного положения.
- 10.5. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.