logo
Такт-спец

4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе про­ведения массовых мероприятий

Деятельность органов внут­ренних дел по охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий можно разделить на три этапа:

1) подготовительный;

2) исполнительный;

3) заключительный.

Подготовительный этап начинается с момента получения задания, решения вышестоящего органа, информации о готовящемся к проведению массовом мероприятии.

Для деятельности органов внутренних дел данный этап характерен усиленной организационной работой, направленной на мобилизацию сил и средств, качественное проведение специальных профилактических мероприятий в местах предстоящего несения службы и на иной территории.

На данном этапе уясняются характер и особенности массового мероприятия, основные направления охраны общественного порядка с учетом вида массового мероприятия (шествия, митинги, мероприятия культурной программы и др.), производится оценка оперативной обстановки, разрабатывается решение на охрану общественного порядка, оформляются схемы, определяется расстановка сил и средств.

Решение на охрану общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия – это заранее намеченная система, предусматривающая порядок организации и тактики предстоящих действий, их последовательность и сроки выполнения соответствующими органами и подразделениями внутренних дел.

В зависимости от проводимых массовых мероприятий решения можно разделить на разовые и типовые (многократно используемые). Исходя из практики, к первым из них можно отнести, например, решения на охрану общественного порядка и безопасности при проведении всех общественно-политических мероприятий, концертов на открытых площадках и др.

К типовым следует отнести решения по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности при проведении постоянных мероприятий, таких как: парады войск, ежегодные праздники городов, футбольные и хоккейные матчи на стадионах и спорткомплексах и другие.

Типовой подход позволяет в определенной мере экономить время, силы и средства на разработку мероприятий, своевременно осуществлять корректировку решений с учетом изменившейся оперативной обстановки, имевшихся упущений, на более качественной основе организовывать подготовку личного состава.

Как отдельный подвид планирования, можно выделить составление специальных планов. Анализ результатов контроля по обеспечению охраны правопорядка во время проведения праздничных мероприятий свидетельствует о необходимости разработки таких планов по перекрытию определенных мест проведения мероприятий.

Необходимость введения в действие указанных планов может возникать при переполняемости (достоверном прогнозе о большом количестве граждан) территорий участниками и зрителями сверх численности, которая способна разместиться на ограниченных площадях.

Планы должны предусматривать перекрытие подступов к территориям мероприятий, ограничение движения автотранспорта, вплоть до разрешения выхода граждан на проезжую часть в случае резкого осложнения обстановки.

Привлекаемые для осуществления мероприятий, предусмотренных планами, силы должны заранее знать свои сектора и участки, которые определяются как постоянные для всех задействованных подразделений.

Практика показывает, что аналогичные планы необходимо иметь в тех городах, где проводятся масштабные массовые мероприятия.

В целях наиболее оперативного реагирования на изменение обстановки, сокращения времени для подготовки решений на обеспечение охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий, руководителю ОВД следует предусмотреть составление схем, карт (паспортов) постоянных объектов, расположенных на территории органа внутренних дел, с его характеристиками, вместимостью граждан, местами наиболее вероятного осложнения обстановки, прогнозируемых вариантах развития ситуаций и мер выхода из складывающихся условий.

Перечисленные виды решений и планирования не являются исчерпывающими. Всегда необходимо исходить из общего анализа и учета всех факторов, влияющих на качество обеспечения общественного порядка и безопасности граждан.

Таким образом, планирование охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий является объективной необходимостью, связанной с оперативным, четким и слаженным управлением значительными силами и средствами, решением исключительно важных задач.

Основным требованием при подготовке решений по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий является четкое формулирование вытекающих из оперативной обстановки основных целей и задач. Акцентирование внимания на решении задач по охране общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия не должно отрицательно влиять на охрану общественного порядка и борьбу с преступностью на других участках.

Задачи, вытекающие из оперативной обстановки, должны быть максимально конкретизированы в зависимости от ситуации, сложившейся на территории города, района, области.

Важным условием является точное установление оптимального времени начала и окончания выполнения отдельных мероприятий и всего решения в целом.

При разработке решения необходимо избегать повторений и многочисленности пунктов. Недопустимо также и излишнее упрощенчество.

Ответственность за обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий возлагается на руководителя территориального органа внутренних дел.

После получения задания (решения вышестоящего органа), информации о готовящемся массовом мероприятии руководитель обязан:

– уточнить программу, место, время, порядок проведения мероприятия;

– оценить характер оперативной обстановки, изменение которой может вносить существенные изменения в планируемые мероприятия;

– провести встречи с организаторами мероприятия, в процессе которых установить цель проведения мероприятия, согласовать вопросы соблюдения общественного порядка во время его проведения, маршруты движения, разъяснить ответственность за нарушения действующего законодательства, регламентирующего порядок подготовки и проведения мероприятия;

– выяснить, при необходимости, оперативным путём истинные намерения организаторов мероприятия, а также возможные нарушения порядка его проведения;

– уточнить порядок регулирования дорожного движения, введение временных ограничений для движения транспортных средств и пешеходов, решить вопросы, связанные с применением указателей, переносных ограждений, барьеров по периметру зоны оцепления;

– провести рекогносцировку места проведения массового мероприятия с целью уточнения отдельных вопросов вырабатываемого решения на местности с учетом особенностей территории. Во время рекогносцировки начальником ОВД и руководителями соответствующих служб ГО-РОВД, командирами подразделений внутренних войск определяются дислокация нарядов, маршруты движения транспорта и пешеходов, места стоянки транспорта, границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, места расположения медицинских пунктов, особенности регулирования уличного движения, изучаются особенности территории и степени возможного их влияния на успех проводимого мероприятия.

– обследовать место проведения массового мероприятия на предмет устранения причин и условий, способствующих совершению террористических актов, возникновению ЧС;

– выяснить наиболее криминогенные участки обслуживаемой территории или мест, где будут проводиться массовые мероприятия;

– сделать краткий анализ ранее проводившегося аналогичного либо подобного мероприятия, обратив внимание на характерные ошибки и упущения;

– определить порядок ограничения продажи спиртных напитков на территории проведения мероприятия и меры по недопущению их употребления;

– учитывать все необходимые дополнительные факторы и особенности (климатические условия и прогноз погоды, структуру населения, его культурный и образовательный уровень, обычаи и нравы и др.).

Результаты всех перечисленных действий должны служить основой при составлении решения на обеспечение охраны общественного порядка.

Планируемые мероприятия в обязательном порядке должны соответствовать правовым нормам и требованиям законодательства о массовых мероприятиях. Отступление от этого правила влечет за собой нарушение законности.

Каждый пункт решения должен быть конкретным, сформулированным таким образом, чтобы его выполнение можно было проверить.

Исключительная важность охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий требует четкости и ясности каждого пункта, обеспечения их единообразного понимания. Руководитель органа внутренних дел должен тщательно проработать проект решения, как по существу, так и по форме. Только после этого он может его утвердить и считать решение принятым.

Решения органов внутренних дел подлежат согласованию с командованием воинских частей внутренних войск, а также обязательному согласованию со Службой безопасности Президента Республики Беларусь при участии в мероприятии высших должностных лиц страны.

После утверждения решения его мероприятия доводятся до исполнителей путем:

– проведения специальных инструктивных совещаний руководителей секторов, служб обеспечения и других лиц, задействованных на охрану общественного порядка (с присутствием ответственных лиц взаимодействующих сторон – руководителей органов государственной безопасности, прокуратуры, подразделений внутренних войск и др.).

– направления конкретным исполнителям выписок из решения с указанием мероприятий и сроков их исполнения;

– доведения отдельных мероприятий до исполнителей в индивидуальном порядке.

На инструктивных совещаниях в соответствии с решением разъясняется программа массового мероприятия, на схеме указываются зоны и участки охраны общественного порядка, границы секторов, маршруты движения участников шествий, демонстраций, размещение пунктов управления и связи, резерва, а также особенности, на которые необходимо обратить внимание при несении службы, и другие необходимые вопросы.

Своеобразным продолжением инструктивного совещания являются тренировки (репетиции) служебных нарядов. Их проведение осуществляется на тех участках, где им предстоит нести службу. Может составляться план тренировок (репетиций), в котором указываются дата, время и место их проведения, а также количество личного состава, место его сбора и сосредоточения, пути выдвижения нарядов к местам несения службы. В процессе репетиций проверяется правильность принятых решений, при необходимости вносятся последние коррективы в расстановку личного состава.

Исходя из практики, решение должно состоять из различных разделов и подразделов.

Обязательными разделами (пунктами) решения являются:

– вводная часть (общая обстановка);

– выводы из оценки обстановки;

– замысел руководителя;

– направление сосредоточений основных усилий;

– расчет сил и средств;

– задачи подразделениям и службам;

– организация взаимодействия и всестороннего обеспечения;

– организация управления;

– приложения к плану.

Во вводной части указываются вид, цели, место, время, программа проводимого мероприятия, его организаторы, характеристика местности, объекта, территории на которых будет проводиться мероприятие, а также площадь территории и вместимость сооружений, расположенные вблизи его проведения, здания органов государственной власти и управления, режимные объекты и т.д.).

В выводах из оценки обстановки указываются результаты рекогносцировки, предполагаемое количество участников мероприятия, их действия в различных обстановках и общее развитие событий. Определяются места, наиболее подверженные возникновению чрезвычайных ситуаций, связанных с активностью участников мероприятия. Учитываются возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера.

В замысле указывается общий план действий (намерение) руководителя. Кратко определяется основная задача органов внутренних дел, ее суть и порядок выполнения.

В разделе «Направления сосредоточения основных усилий» раскрываются основные задачи, способы и пути их претворения. Указываются вопросы и действия, на которые следует обратить особое внимание. В разделе принято указывать не более пяти-шести пунктов.

В разделе «Расчет сил и средств» определяются подразделения и службы, привлекаемые к выполнению задач по охране общественного порядка, наименование органов внутренних дел (частей и подразделений), виды нарядов, количество личного состава, транспорта, средств связи, заградительных средств, экипировка и вооружение личного состава. Как правило, табличный вариант расчета сил и средств прилагается к решению.

В разделе «Задачи подразделениям и службам» определяются сектора, участки, контрольно-пропускные пункты, границы оцепляемой территории и конкретные задачи ОВД (созданным группам).

По сложившейся практике в этом разделе детально излагаются все мероприятия по охране общественного порядка и безопасности на конкретном участке, объекте, в секторе. Здесь же указываются ответственные лица, исполнители и соисполнители. При этом необходимо составлять подробную расстановку личного состава с определением на схеме места несения службы каждому сотруднику. Здесь же указываются номера участков, секторов и их границы, силы и средства, задействованные на охрану общественного порядка, начальники участков, секторов и их командные пункты.

Определяются мероприятия по непосредственному обеспечению общественного порядка и безопасности на подступах к объекту, либо месту проведения массового мероприятия.

Для обеспечения постоянной готовности органов и подразделений внутренних дел и внутренних войск, учебных заведений МВД, Министерства по чрезвычайным ситуациям к совместным действиям, мобильного управления силами и средствами, создается ситуационно-оперативный штаб, состав которого также определяется в данном разделе решения. Состав СОШ можно также размещать в разделе «Организация управления».

В этом же разделе планируются обеспечивающие мероприятия, например, по организации движения транспорта и пешеходов на прилегающей к объекту территории, порядку изъятия и удаления задержанных, борьбе с карманными кражами, пресечению распития спиртных напитков, антиобщественных действий и правонарушений, порядку организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также организации их эвакуации в случае необходимости, мерам по обеспечению безопасности и охраны особо важных государственных объектов.

В разделе «Организация взаимодействия и всестороннего обеспечения» определяется порядок взаимодействия с организаторами мероприятия, руководством (администрациями) объектов и сооружений, на которых проводятся мероприятия, соседними РУВД-РОВД и ОВД на транспорте, прокуратурой, КГБ, командованием внутренних войск МВД, Службой безопасности Президента, другими заинтересованными ведомствами.

В разделе «Организация медицинского и материально-технического обеспечения» определяется порядок их осуществления, места расположения специальных автомобилей (скорая помощь, дежурные транспортные средства, тягачи и т.д.). Назначаются службы и руководители, ответственные за проведение указанных мероприятий.

В разделе «Организация управления» определяется руководитель оперативно-ситуационного штаба. Назначаются лица, осуществляющие общее руководство, контроль за организацией и несением службы (в случаях наличия большого количества секторов и объектов – для каждого из них в отдельности). Раскрываются способы осуществления руководства и управления, и их система.

Обязательными приложениями к плану являются схема территории с нанесенной расстановкой нарядов и групп, схема связи и расчет сил и средств. Также могут быть приложены пояснительные записки, другая дополнительная информация.

Для усиления контроля копии решений (расстановок) должны сдаваться руководителю штаба, а при проведении значительных массовых мероприятий, в целях более оперативного управления, – и в региональные (вышестоящие) штабы.

Для организованной и быстрой ликвидации возникающих экстремальных ситуаций предусматривается создание подразделений, оснащенных специальными техническими средствами, определяются задачи и обязанности руководителей указанных подразделений.

Могут планироваться и другие организационные мероприятия, однако все они должны быть подчинены одной общей цели – организации действенной охраны общественного порядка и безопасности проводимого массового мероприятия.