8.5. Приборы радиационной и химической разведки
Приборы радиационной, химической разведки предназначены для обнаружения радиоактивных и отравляющих веществ, определения границ районов заражения и осуществления постоянного контроля за степенью заражения местности, личного состава, военной техники, продовольствия и воды.
Обнаружение и определение степени заражения отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами воздуха, местности, сооружений, оборудования, транспорта, средств индивидуальной защиты, одежды, продовольствия, воды, фуража и других объектов производится с помощью приборов химической разведки или путем взятия проб и последующего анализа их в химических лабораториях.
Принцип обнаружения и определения отравляющих веществ приборами химической разведки основан на изменении окраски индикаторов при взаимодействии их с отравляющими веществами. В зависимости от того, какой был взят индикатор и как он изменил окраску, определяют тип отравляющих веществ, а сравнение интенсивности полученной окраски с цветным эталоном позволяет судить о приблизительной концентрации отравляющих веществ в воздухе или о плотности заражения.
Основным прибором химической разведки является войсковой прибор химической разведки (ВПХР), а также аналогичный ему по тактико-техническим характеристикам и принципу действия полуавтоматический прибор химической разведки ППХР.
Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) предназначен для определения в воздухе, на местности и технике OB: зарина, зомана, V-газов, иприта, фосгена, синильной кислоты и хлорциана.
Устройство ВПХР. Прибор состоит из корпуса с крышкой и размещенных в них: ручного насоса, насадки к насосу, бумажных кассет с индикаторными трубками, защитных колпачков, противодымных фильтров, электрофонаря, грелки и патронов к ней.
Кроме того, в комплект прибора входит лопатка для взятия проб, штырь, «Инструкция по эксплуатации», памятка по работе с прибором, памятка по определению О в воздухе, плечевой ремень с тесьмой.
Масса прибора – 2,3 кг.
Чувствительность к фосфорорганическим 0В — до 5х10-6 мг/л.;
к фосгену, синильной кислоте и хлорциану — до 5х10-3 мг/л;
иприту — до 2х10-3 мг/л; диапазон рабочих температур от -40 до +40°С.
Ручной насос – поршневой, служит для прокачивания исследуемого воздуха через индикаторные трубки. При 50 качаниях насоса в 1 мин. через индикаторную трубку проходит 1,8-2,0 л воздуха. Насос помещается в металлической трубе, вмонтированной в корпус прибора. Внутри трубы имеется пружина, предназначенная для выталкивания насоса при открывании защелки. Насос вкладывается в трубу ручкой наружу.
В головке насоса размещены нож для надреза концов индикаторных трубок, гнездо для установки индикаторной трубки.
На торце головки имеются два углубления для обламывания концов трубок.
В ручке насоса размещены ампуловскрыватель. Ампуловскрыватель служит для разбивания ампул, имеющихся в индикаторных трубках.
На торце ручки нанесены маркировки штырей, ампуловскрывателя: три зеленые полоски для индикаторной трубки с тремя зелеными кольцами, красная полоска с точкой для индикаторной трубки с одним красным кольцом и точкой.
Насадка предназначена для работы с прибором в дыму при определении ОВ на почве, вооружении, боевой технике, обмундировании и других предметах, а также при определении отравляющих веществ в почве и сыпучих материалах.
Кассета служит для размещения десяти индикаторных трубок с одинаковой маркировкой. На лицевой стороне кассеты наклеена этикетка с изображением окраски, возникающей на наполнителе индикаторной трубки при наличии в воздухе отравляющего вещества, и с кратким указанием порядка работы с индикаторными трубками, помещенными в кассету.
При работе с индикаторной трубкой можно определить примерную концентрацию паров отравляющего вещества в воздухе путем сравнения окраски, появившейся на наполнителе индикаторной трубки, с окраской, изображенной на этикетке.
Индикаторные трубки предназначены для определения отравляющих веществ и представляют собой запаянные стеклянные трубки, внутри которых помещены наполнитель и одна или две стеклянные ампулы с реактивами.
Каждая индикаторная трубка имеет условную маркировку, показывающую для обнаружения какого отравляющего вещества она предназначена. Маркировка нанесена на верхней части трубки. Трубки имеют следующую маркировку:
– для определения зарина, зомана и V-газов – красное кольцо и красная точка;
– для определения фосгена, дифосгена, синильной кислоты и хлорциана – три зеленых кольца;
– для определения иприта – одно желтое кольцо.
В комплект прибора входят:
а) 10 трубок с одним красным кольцом и точкой;
б) 10 трубок с тремя зелеными кольцами;
в) 10 трубок с одним желтым кольцом.
В зависимости от задач химической разведки количество индикаторных трубок и их комплект могут быть изменены.
Защитные колпачки служат для предохранения внутренней поверхности воронки насадки от заражения каплями стойких отравляющих веществ и для помещения проб почвы и сыпучих материалов.
Противодымные фильтры состоят из одного слоя фильтрующего материала и нескольких слоев капроновой ткани.
Фильтры используются для определения отравляющих веществ в дыму или в воздухе, содержащем пары веществ кислого характера, а также при определении ОВ из почвы или сыпучих материалов.
Электрофонарь применяется для наблюдения в ночное время за изменением окраски индикаторных трубок. Электрофонарь состоит из корпуса, головки и элемента, установленного в специальную обойму.
Фонарь включается при повороте головки фонаря вправо.
При повороте головки влево, фонарь выключается.
Грелка служит для подогрева трубок при определении ОВ при пониженной температуре окружающего воздуха (от минус 40° до +10 - +15°). Грелка состоит из корпуса и патронов.
В комплект прибора входит 10 патронов, расположенных в специальной металлической кассете. В зависимости от температуры окружающего воздуха в течение первых 3-х минут с момента разбивания ампулы патрона температура в грелке достигает:
при минус 400 до +350 - +700 с остыванием за 7-8 мин. до +200 - +300;
при минус 200 до +600 - +700 с остыванием за 7-8 мин. до +300 - + 400;
температура в грелке до +150 - +200 сохраняется в течение 10-15 мин.
Измеритель мощности дозы (рентгенметр) ДП-5В.
Прибор предназначен для измерения уровней гамма-радиации и радиоактивной зараженности различных предметов по гамма-излучению. (Мощность экспозиционной дозы гамма-излучения определяется в миллирентгенах в час (мР/ч) или рентгенах в час (Р/ч) для той точки пространства, в которой помещен при измерениях блок детектирования прибора). Кроме того, имеется возможность обнаружения бета-излучения.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации, а также принципиальная схема прилагаются к каждому прибору.
Устройство приборов ДП-5А (Б) и ДП-5В.
В комплект прибора входят: футляр с ремнями; удлинительная штанга; делитель напряжения к ДП-5В; комплект эксплуатационной документации и запасного имущества; телефон, укладочный ящик.
Прибор состоит из измерительного пульта; блока детектирования в ДП-5В, соединенных с пультами гибкими кабелями; контрольного источника бета-излучения для проверки работоспособности приборов (на блоке детектирования у ДП-5В).
Измерительный пульт состоит из панели и кожуха. На панели измерительного пульта размещены: микроамперметр с двумя измерительными шкалами; переключатель поддиапазонов; ручка «Режим» (потенциометр регулировки режима); кнопка сброса показаний («Сброс»); тумблер подсвета шкалы; винт установки нуля; гнездо включения телефона. Панель крепится к кожуху двумя невыпадающими винтами. Элементы схемы прибора смонтированы на шасси, соединенном с панелью.
Приборы имеют звуковую индикацию на всех поддиапазонах, кроме первого. Звуковая индикация прослушивается с помощью головных телефонов.
Питание приборов осуществляется от трех сухих элементов типа КБ-1 (один из них для подсвета шкалы), которые обеспечивают непрерывность работы в нормальных условиях не менее 40ч – ДП-5А и 55ч – ДП-5В. Приборы могут подключаться к внешним источникам постоянного тока напряжением 3,6 и 12В - ДП-5А и 12 или 24В - ДП-5В, имея для этой цели колодку питания и делитель напряжения с кабелем длиной 10м соответственно.
8.6. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Средства индивидуальной защиты предназначены для предохранения человека от радиоактивных, отравляющих веществ и биологических средств. По своему назначению они делятся на:
– средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД);
– средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК).
По принципу защитного средства индивидуальной защиты действия подразделяют на фильтрующие и изолирующие.
По назначению средства индивидуальной защиты подразделяют на военные, гражданские и промышленные.
Фильтрующие противогазы (общевойсковые, гражданские и промышленные) являются основным средством защиты человека от попадания в органы дыхания, на глаза и лицо радиоактивных, отравляющих веществ и биологических средств. Принцип их защитного действия основан на предварительном очищении (фильтрации) вдыхаемого человеком воздуха от различных вредных примесей. Противогазы не обогащают вдыхаемый воздух кислородом, поэтому их можно использовать в атмосфере, содержащей не менее 17 процентов кислорода (по объему).
Общевойсковые противогазы, которые могут применяться и для защиты гражданского населения, имеют лицевую часть в виде шлема-маски и фильтрующе-поглащающую коробку с соединительной трубкой (противогаз РШ-4) или шлем-маску и фильтрующе-поглощающую коробку без соединительной трубки (противогазы ПМГ и ПМГ-2, ПБФ).
В комплект противогаза входят сумка и незапотевающие пленки, а также в зависимости от типа противогаза, могут входить мембраны переговорного устройства, трикотажный гидрофобный чехол, накладные утеплительные манжеты, водонепроницаемый мешок, крышка фляги с клапаном и бирка.
В системе ГО для защиты органов дыхания взрослого населения применяются гражданские фильтрующие противогазы ГП-4у, ГП-5, ГП-5м, ГП-7. Противогаз ГП-7 малогабаритный, более совершенный и обладает лучшими эксплуатационными свойствами. Для защиты органов дыхания детей в возрасте старше 1,5 года используются детские противогазы ДП-6, ДП-бм, ПДФ-7, ПДФ-ш, а для защиты детей 1,5 года – детская защитная камера КЗД-б (КЗД-4).
На предприятиях народного хозяйства, использующих в технологии сильнодействующие ядовитые вещества (аммиак, сероводород, хлор и др.), для защиты органов дыхания и зрения персонала в процессе производства и при авариях применяются промышленные противогазы. Коробки (марки А, Б, В, Г, Е, КД, СО, БКФ) таких противогазов узкоспециализированы, т.е. предназначены для защиты от определенных ядовитых веществ.
Правильно подобранная шлем-маска должна плотно прилегать к лицу и исключать возможность проникновения наружного воздуха в органы дыхания, минуя противогазовую коробку. Для предохранения стекол от запотевания используются незапотевающие пленки или специальный «карандаш», от замерзания при температуре воздуха ниже – 10 С – утеплительные манжеты в сочетании с незапотевающими пленками.
При получении противогаза в пользование необходимо произвести его внешний осмотр и проверить на герметичность. Для этого, собрав его, надевают шлем-маску, вынимают коробку из сумки, закрывают отверстие в дне коробки резиновой пробкой или ладонью и делают глубокий вдох. Если при этом воздух не проходит под лицевую часть, то противогаз исправен. Более надежную проверку герметичности можно осуществить в газовой камере с веществом, обладающим малой токсичностью и сильным раздражающим действием.
Для определения требуемого размера шлема-маски противогаза ГП-5 производится измерение головы человека по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок и в соответствии с этим выбирается размер согласно таблице 1.
-
Величина измерения (см)
Размер шлема-маски
До 63
0-й
От 63,5 до 65,5
1-й
От 66 до 68
2-й
От 68,5 до 70,5
3-й
71 и более
4-й
Таблица 1.
Подбор маски противогаза ГП-4у осуществляется путем измерения высоты лица человека – прямолинейного расстояния между точкой наибольшего углубления переносья и самой нижней точкой подбородка. Размер маски затем определяют по таблице 2:
-
Высота лица (мм)
Размер маски
От 99 до 109
1-й
От 110 до 119
2-й
От 120 и выше
3-й
Таблица 2.
Изолирующие противогазы в отличие от фильтрующих обладают универсальными защитными свойствами. Они надежно защищают органы дыхания от всех отравляющих веществ и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивной пыли и биологических аэрозолей, находящихся в воздухе в любой концентрации, так как полностью изолируют их. По принципу обеспечения кислородом изолирующие противогазы делятся на две группы – содержащие химический наполнитель, способный генерировать кислород взамен поглощаемого углекислого газа, (ИП-4, ИП-5, ИП-6, ИП-46М) и имеющие баллоны со сжатым кислородом (КИП-8). Изолирующие противогазы обычно используются личным составом формирований ГО при ведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения в условиях, когда в воздухе имеются токсичные вещества, плохо задерживаемые фильтрующими противогазами, а также при недостатке кислорода в окружающей атмосфере и при проведении работ под водой.
Изолирующий противогаз ИП-46М отличается от изолирующего противогаза ИП-46 наличием в нем двух приспособлений для дополнительной подачи кислорода, утеплительного чехла и более короткой соединительной трубки.
Кислородный изолирующий противогаз КИП-8 – регенеративный аппарат с замкнутым циклом дыхания: вдыхаемый воздух не удаляется из аппарата наружу, а очищается от углекислого газа в регенеративном патроне, насыщается в мешке кислородом, подаваемым из баллона, и после этого через шланг вдоха поступает для дыхания. Продолжительность работы противогаза КИП-8 при средней нагрузке – 120 мин.
Изолирующий подводно-сухопутный аппарат (ИПСА) предназначен для работ под водой на глубине до 20 м и на суше при недостатке кислорода в воздухе, в помещениях, наполненных парами какого-либо вещества при отсутствии кислорода. При выполнении человеком тяжелой работы на суше продолжительность защитного действия аппарата до 1,5 ч при умеренной работе – до 2-3 ч, при пользовании аппаратом в спокойном состоянии – до 4 ч. Продолжительность работы под водой – не более 1,5 ч. Устройство ИПСА основано на той же системе обеспечения кислородом и регенерации воздуха, что и в кислородном изолирующем противогазе КИП-8.
Аппарат АСВ-2 предназначен для защиты органов дыхания человека при работе его в атмосфере, не пригодной для дыхания, а также под водой на глубине до 20 м. Это резервуарный аппарат с запасом сжатого воздуха и открытой системой дыхания. Он используется газоспасительной службой, пожарными частями при тушении пожаров в задымленных помещениях, применяется на флоте при выполнении судовых подводных работ. Преимуществами такого аппарата по сравнению с кислородными дыхательными являются: невозможность скопления в аппарате углекислоты, отсутствие опасности возникновения гипоксии (кислородного голодания), возможность применения аппарата под водой, низкая стоимость эксплуатации.
АСВ-2 состоит из двух баллонов со сжатым воздухом, соединяющихся в одну емкость; запорного вентиля с включателем резерва, фиксатором включения резерва; манометра; зарядного штуцера с заглушкой; редуктора; легочного автомата (тип 1) с воздухоподающим шлангом, загубником, носовым зажимом и гарнитуром или легочного автомата (тип 2) с лицевой частью промышленного противогаза.
Баллоны соединяются двумя хомутами – верхним и нижним. Нижний имеет подвижные кронштейны, к которым крепятся нижние концы натяжных ремней и поясной ремень с быстроразмыкающейся пряжкой. Этот хомут имеет предохранительные дуги, защищающие узлы аппарата от повреждения при работе в тесных помещениях. К верхнему хомуту при помощи подвижной серьги прикреплены верхние концы плечевых ремней.
Легочный автомат (тип 1) позволяет производить работы под водой и в отравленной газообразной среде при положительной температуре, легочный автомат (тип 2) – в токсичной и бескислородной газовой среде при температуре от – 300 С до 500 С.
Срок защитного действия аппарата при работе средней тяжести в воздушной среде 60 мин., при работе под водой этот срок сокращается вдвое на глубине 10 м, втрое – на глубине 20 м.
При подготовке аппарата к работе проверяют давление воздуха в баллонах и исправность включателя резерва. После этого рукоятку включателя резерва устанавливают в положение «Р». Пользоваться аппаратом разрешается только при закрытом заглушкой зарядном штуцере.
Для проверки исправности аппарата на голову надевают лицевую часть (или берут в рот загубник) и при закрытом запорном вентиле делают вдох. Если при этом возникает большое, не дающее сделать дальнейших вдох и не снижающееся в течение 2-3 с. сопротивление, аппарат герметичен. Затем открывают запорный вентиль (махавичок вентиля после этого задвигают обратно) и, сделав вдох и выдох, проверяют исправность легочного автомата и выдыхательного клапана. При этом не должно наблюдаться значительного сопротивления.
Работу в аппарате продолжают до появления сопротивления при вдохе, после чего включают резерв воздуха, ставят рукоятку в положение «V» и быстро выходят на свежий воздух (или поднимаются на поверхность воды). Резервного запаса воздуха хватает на 6-10 мин. После работы аппарат моют, дезинфицируют, заряжают воздухом и проверяют.
В качестве защиты органов дыхания от радиоактивной пыли и различных вредных аэрозолей могут быть использованы респираторы. Они просты в применении, малогабаритны и рассчитаны на массовое применение. Респираторы широко используются при выполнении работ, связанных с пылеобразованием.
Респиратор Р-2 представляет собой фильтрующую полумаску, снабженную двумя клапанами вдоха, клапаном выдоха (с предохранительным экраном), оголовьем, состоящим из эластичных (растягивающихся) и не растягивающихся тесемок, и носовым зажимом. Работать в нем можно до 12 ч. респираторы Р-2 изготавливаются трех ростов – 1,2 и 3-го, которые обозначаются на внутренней подбородочной части полумаски.
Простейшими средствами защиты органов дыхания человека от радиоактивной пыли и биологических средств (при действиях во вторичном облаке) являются противопыльная тканевая маска ПТМ-1 и ватно-марлевая повязка. От ОВ они не защищают. Их изготавливает преимущественно само население. Маска состоит из корпуса и крепления. Корпус шьется из двух одинаковых по форме тканевых фильтрующих половинок, собранных из 4-5 слоев. На нем имеются смотровые отверстия со вставленными стеклами. Крепится маска на голове при помощи вставленной резинки и двух завязок.
Принято семь размеров маски в зависимости от высоты лица человека (таблица 3):
-
Высота лица (мм)
Размер маски
До 80
1-й (детский)
От 81 до 90
2-й (детский)
От 91 до 100
3-й (детский)
От 101 до 110
4-й
От 111 до 120
5-й
От 121 до 130
6-й
От 1341 и выше
7-й
Таблица 3.
Ватно-марлевая повязка изготавливается из куса марли размером 100х50 см и ваты. На марлю накладывают слой ваты толщиной 2-3 см, длиной 30 см, шириной 20 см. Марлю с обеих сторон загибают и накладывают на вату. Концы марли разрезают на 30-35 см с каждой стороны, чтобы образовалось две пары завязок. Марлевые повязки делают из 10-12 слоев марли. Они шьются также в виде маски, закрывающей все лицо или только подбородок, нос и рот. Для защиты глаз используются противопыльные очки.
Средства защиты кожи предназначены для предохранения открытых участков кожи от попадания на них капельно-жидких отравляющих веществ, возбудителей болезней, радиоактивной пыли, а также частично от воздействия светового излучения. По принципу защитного действия они подразделяются на фильтрующие (воздухопроницаемые) и изолирующие (воздухонепроницаемые).
Фильтрующим средством защиты кожи является комплект защитной фильтрующей одежды (ЗФО). Основное назначение его – защита кожных покровов человека от воздействия ОВ, находящихся в парообразном состоянии, а также радиоактивной пыли и биологических средств, находящихся в аэрозольном состоянии. Он состоит из комбинезона, нательного белья, подшлемника и портянок, пропитанных специальным химическим составом. Средством защиты может быть обычная одежда (белье, спортивные костюмы и т.д.), если ее обработать специальным химическим составом (2,5 л мыльно-масляной эмульсии на комплект).
Изолирующие средства защиты кожи, изготавливаемые из воздухонепроницаемых материалов (в основном из прорезиненной ткани), могут быть герметичными (костюмы, комбинезоны, закрывающие все тело человека и защищающие от капель и паров ОВ) и частично или полностью негерметичными (плащи, накидки, фартуки, которые в основном защищают только от капельно-жидких отравляющих веществ). Все эти средства применяются при длительном нахождении людей на зараженной местности, выполнении ими дезгазационных, дезактивационных и дезинфекционных работ в очагах поражения и зонах заражения.
К изолирующим средствам защиты кожи относятся общевойсковой комплексный защитный костюм (ОКЗК), общевойсковой защитный комплект (ОЗК), легкий защитный костюм (Л-1), защитный комбинезон или костюм.
Принцип их защитного действия заключается в изоляции кожных покровов, обмундирования и обуви личного состава от воздействия радиоактивной пыли, паров и аэрозолей ОВ и биологических аэрозолей.
Общевойсковой комплексный защитный костюм (ОКЗК) предназначен для комплексной защиты от светового излучения и радиоактивной пыли, паров и аэрозолей ОВ и биологических аэрозолей. Он состоит из пропитанных специальным составом куртки, брюк, защитного белья, головного убора, подшлемника.
В состав ОЗК входит защитный плащ, защитные чулки и защитные перчатки, чехол для плаща
Защитный плащ может применяться для защиты от светового излучения ядерного взрыва и зажигательных смесей. ОЗК вместе с противогазом может быть использован в виде накидки, надетым в рукава в виде комбинезона.
Легкий защитный костюм (Л-1) предназначен для защиты кожных покровов личного состава и предохранения обмундирования и обуви от заражения радиоактивной пыли, паров и аэрозолей ОВ и биологических аэрозолей. Костюм Л-1 является средством защиты периодического ношения. При заражении радиоактивной пылью, парами и аэрозолями ОВ и биологическими аэрозолями костюм Л-1 подвергают специальной обработке и используют многократно.
Костюм Л-1 имеет маркировку, нанесенную на куртку и брюки с изнаночной стороны: первая строка - шифр предприятия (цифрами), марка материала; вторая строка - месяц и две последние цифры - год изготовления, рост. Маркировку на перчатки наносят на краги – рост перчаток.
Простейшие средства защиты кожи применяются при отсутствии табельных средств. Может быть использована прежде всего производственная одежда (спецовка) – куртка и брюки, комбинезоны, халаты с капюшоном сшитые из брезента, огнезащитной или прорезиненной ткани, грубого сукна. Они способны не только защищать от попадания на кожу людей радиоактивных веществ и биологических средств, но и не пропускать в течение некоторого времени капельно-жидких отравляющих веществ. Обычная одежда, обработанная специальной пропиткой, может защищать и от паров отравляющих веществ. В качестве пропитки используют моющие средства ОП-7, ОП-10 или мыльно-масляную эмульсию.
Придать повседневной одежде защитные от отравляющих веществ свойства можно, пропитав ее раствором, который может быть приготовлен в домашних условиях. 2,5 – 3 л раствора необходимого для пропитки одного комплекта одежды, можно получить, если растворить 250-300 г измельченного хозяйственного мыла в 2-3 л горячей воды (60-700С), затем в мыльный раствор добавить 0,5 л минерального (машинного) и другого масла и, подогревая, перемешивать раствор до получения однородной мыльно-масляной эмульсии. Одежду помещают в большую емкость (бак, ведро) и заливают раствором. Пропитанная одежда отжимается и просушивается (утюжке не подлежит).
В летнюю жаркую погоду необходимо соблюдать установленные сроки работы в защитной одежде. Зимой для предупреждения обмораживания следует надевать ее на ватник, использовать подшлемник, теплые портянки, в резиновые сапоги подкладывать стельки из соломы, сена или бумаги, защитные перчатки надевать поверх обычных шерстяных или фланелевых.
Медицинские средства защиты предназначены для профилактики и оказания помощи населению, пострадавшему от оружия массового поражения. С их помощью можно полностью предупредить или значительно снизить развитие поражений у людей, повысить устойчивость организма человека к поражающему воздействию радиоактивных, отравляющих веществ и биологических средств. К медицинским средствам защиты относятся радиозащитные препараты, средства защиты от воздействия отравляющих веществ – антидоты, противобактериальные средства (антибиотики, вакцины, сыворотки и др.).
Радиозащитные препараты предназначаются для профилактики поражений ионизирующими излучениями, ослабления проявлений лучевой болезни. Антидоты – специфические противоядия, которые используются для профилактики поражений людей отравляющими веществами. В качестве средств экстренной профилактики инфекционных заболеваний применяются противобактериальные препараты.
Вышеуказанные медицинские средства защиты имеются в аптечке индивидуальной АИ-2. К средствам медицинской защиты относятся также пакет перевязочный медицинский (ППМ), который применяют при оказании помощи при ранениях и ожогах, и индивидуальный противохимический пакет (ИПП), предназначенный для обеззараживания капельно-жидких отравляющих веществ, попавших на открытые участки тела.
В первую очередь средствами защиты обеспечиваются личный состав формирований, рабочие и служащие объектов, расположенных в категорированных городах, а также население городов и поселков, в которых имеется химически опасное производство, во вторую – остальное население категорированных городов, жители населенных пунктов, расположенных в зонах возможных разрушений, в третью – все остальное население, включая жителей сельской местности.
Защита людей от оружия массового поражения и от последствий производственных аварий должна быть комплексной. Нужно учитывать, что использование средств защиты может дать необходимый эффект лишь в сочетании с другими основными способами защиты, прежде всего с укрытием населения в защитных сооружениях.
Чтобы сберечь средства индивидуальной защиты, необходимо:
– предохранять их от сырости, не допускать попадания воды в коробку противогаза, так как отсыревший поглотитель становиться менее активным в поглощении ОВ;
– не сушить и не хранить противогазы, комплекты защитной одежды у отопительных батарей и натопленных печек;
– бережно обращаться с выдыхательными клапанами противогаза, предохранять их от засорения и замерзания; засоренный клапан нужно осторожно продуть;
– не хранить в противогазной сумке посторонних предметов;
– не использовать комплекты защитной одежды, сумки с противогазами в качестве подушек, сидений.
9. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
9.1. Организация и задачи Гражданской обороны Республики Беларусь
На современном этапе снижена потенциальная опасность развязывания прямой крупномасштабной агрессии против Союза России и Беларуси. Вместе с тем возможна опасность развязывания локальных, региональных войн, которые при определенных условиях могут в ряде случаев перерасти в крупномасштабные агрессии.
С другой стороны, за последние годы приняты решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия, что снижает возможности вероятного противника по применению оружия массового поражения.
В ходе предполагаемой вооруженной борьбы следует ожидать, что в целях поражения объектов ПВО, дезорганизации государственного и военного управления, срыва стратегического развертывания вооруженных сил, подрыва жизнеспособности государства будут наноситься, главным образом, массированные ракетные и авиационные удары с использованием различных типов высокоточного обычного оружия по всей территории Беларуси.
Вместе с тем, в связи с тенденцией мирового распространения ядерного и других видов оружия массового поражения, сегодня еще нельзя полностью исключить их выборочное и ограниченное по времени и масштабам применение (в том числе и несанкционированное).
В ходе военных конфликтов можно прогнозировать поражение, в первую очередь, военных объектов и объектов ведущих отраслей экономики (пунктов управления, узлов связи, транспортных узлов, элементов энергосистем, оборонных предприятий и систем жизнеобеспечения населения).
В результате может возникнуть ситуация, связанная с остановкой производства, нарушением условий жизнеобеспечения населения, прямым поражением людей в зонах применения оружия. Возможен неорганизованный поток беженцев. Указанные тенденции обуславливают стратегию строительства и ведения гражданской обороны страны, необходимость поддержания ее готовности на уровне, адекватном реальным угрозам и экономическим возможностям государства, необходимости ее реорганизации в целях решения этих задач.
Гражданская оборона Республики Беларусь является государственной системой, обеспечивающей планирование, организацию и исполнение комплекса специальных мероприятий по защите населения и хозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного военного времени..
Она представляет собой совокупность специально созданных органов управления, служб и сил, осуществляющих целенаправленную деятельность по обеспечению безопасности населения Республики Беларусь при возникновении ЧС, а так же заблаговременную подготовку к действиям в военное время.
Гражданская оборона — важный фактор обеспечения обороноспособности страны
Государственная политика в области гражданской обороны Республики Беларусь направлена на защиту населения и территорий страны от угроз и опасностей, возникающих при ведении военных действий и их последствий.
Она формируется на основе Конституции Республики Беларусь, актов законодательства Республики Беларусь, общепризнанных принципов международного права и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности Правительства Республики Беларусь, министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, общественных объединений и граждан в соответствии с их правами, полномочиями и функциями в этой области.
Обеспечивая защиту и выживание населения, устойчивость экономики в сложных условиях ведения современной вооруженной борьбы, гражданская оборона является не только неотъемлемой частью военной безопасности Республики Беларусь, но и одним из важных стратегических факторов ее обороноспособности, составной частью оборонного потенциала. Ведение гражданской обороны является одной из важнейших функций государства и достигается проведением единой государственной политики на республиканском, областном и местном уровнях, системой мер законодательного, экономического, административного, технического и иного характера, соответствующих реальным угрозам и экономическим возможностям государства по их предотвращению.
Мероприятия гражданской обороны должны соответствовать изменениям стратегической обстановки, быть эффективными при различных вариантах ведения вооруженной борьбы.
В связи с этим главными целями государственной политики в области гражданской обороны являются:
– создание необходимых условий для предотвращения или максимального снижения возможности поражения населения страны от воздействия современных средств поражения и вторичных факторов, возникающих при разрушении потенциально опасных объектов;
– обеспечение устойчивого функционирования экономики страны в военное время;
– своевременное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, оказание помощи пострадавшему населению;
– жизнеобеспечение пострадавшего населения, а также населения, оказавшегося в зонах поражения по установленным нормативам военного времени.
На гражданскую оборону Республики Беларусь возлагаются следующие задачи:
защита населения от последствий стихийных и экологических бедствий, крупных аварий и катастроф, применения противником современных средств поражения в военное время;
координация деятельности органов управления республики по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в очагах поражения;
создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической, бактериологической обстановкой;
специальная подготовка руководящих кадров и сил гражданской обороны, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
участие в осуществлении мер, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в экстремальных условиях мирного и военного времени.
Гражданская оборона организуется по всей территории Республики Беларусь по территориально-производственному принципу с учетом особенностей областей, городов, районов, предприятий, организаций, учреждений.
Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Республики Беларусь.
Начальником Гражданской обороны Республики Беларусь является Премьер-министр Республики Беларусь.
Руководителем штаба ГО является Министр по чрезвычайным ситуациям.
В министерствах, ведомствах, предприятиях, учреждениях и организациях руководство гражданской обороной осуществляют руководители.
Руководство ГО на территориях, подведомственных органам государственной власти и управления, органам местного управления осуществляет начальник ГО, которым являются соответственно главы исполнительных органов власти и органов местного управления.
Для обеспечения мероприятий ГО создаются следующие службы:
– гидрометеорологическая;
– экологическая;
– медицинская;
– противопожарная;
– надзора за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетики;
– оповещения и связи;
– охраны общественного порядка;
– защиты сельскохозяйственных животных и растений;
Ответственность за готовность органов и управления сил и средств, включенных в состав служб гражданской обороны, возлагается на руководителей министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, на базе которых они созданы.
Управление, координацию и непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет специально уполномоченный республиканский орган государственного управления гражданской обороной – Министерство по чрезвычайным ситуациям во взаимодействии с другими республиканскими органами государственного управления, а так же местными исполнительными и распорядительными органами, организациями и общественными объединениями.
Основные направления государственной политики в области гражданской обороны реализуются через государственные, областные, города Минска и отраслевые целевые программы, планы оперативного оборудования территорий в интересах обороны, ежегодное планирование мероприятий гражданской обороны в объемах, определяемых республиканским и местными бюджетами с выделением этих объемов в отдельные статьи, а также через систему государственного мобилизационного планирования.
Оперативное и перспективное планирование мероприятий гражданской обороны и контроль за их реализацией осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям, министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также местные исполнительные и распорядительные органы.
Для осуществления дифференцированного подхода к объемам и характеру планируемых и реализуемых мероприятий гражданской обороны производится категорирование городов, объектов и предприятий по степеням риска, опасностей и возможных угроз.
Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны осуществляется целенаправленно за счет средств республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска, средств местных исполнительных и распорядительных органов, организаций (независимо от форм собственности), а также за счет внебюджетных источников, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Для оценки готовности по гражданской обороне используется система оценочных показателей, проводятся учения, тренировки, инспектирование на всех уровнях гражданской обороны.
Основы государственной политики в области гражданской обороны Республики Беларусь могут дополняться и уточняться в соответствии с изменениями военно-политических и социально-экономических факторов.
Основные мероприятия ГО можно разделить на действия в мирное и в военное время.
В мирное время. Система гражданской обороны Республики Беларусь обеспечивает готовность органов управления, сил и средств гражданской обороны на уровне, гарантирующем выполнение возложенных на нее задач в военное время. При этом, силы и средства гражданской обороны в мирное время привлекаются в объеме задач, определенных законодательством, для ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или вызванных актами терроризма.
Кроме того, силы гражданской обороны по решению Правительства Республики Беларусь могут принимать участие в операциях по поддержанию мира, проводимых по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь, для решения следующих задач: обеспечение доставки гуманитарных грузов, оказание медицинской помощи и эвакуация гражданского населения из зон конфликтов, создание условий для его жизнеобеспечения.
В целях обеспечения постоянной готовности гражданской обороны заблаговременно осуществляются следующие мероприятия:
– разработка соответствующих разделов мобилизационного плана государства, накопление резерва материально-технических средств гражданской обороны;
– создание и поддержание в постоянной готовности единой информационно-управляющей системы;
– строительство защитных сооружений на объектах повышенной опасности, являющихся наиболее вероятными целями, и находящихся в зонах возможного поражения (перечень объектов повышенной опасности утверждается Правительством Республики Беларусь);
– подготовка эвакомероприятий из районов возможных боевых действий и из местностей вблизи объектов повышенной опасности;
– создание мобильного резерва средств индивидуальной защиты в объемах, необходимых для обеспечения сил гражданской обороны и населения, проживающего в зонах возможного заражения (загрязнения) при разрушении химических и радиационно опасных объектов;
– разработка научно-методологических основ по повышению устойчивости работы объектов экономики страны в условиях военного времени;
– разработка комплекса мероприятий по созданию организационных, технических и нормативных основ по жизнеобеспечению пострадавшего населения, накопление в этих целях необходимых ресурсов (воды, продовольствия, одежды, медпрепаратов, источников энергоснабжения и др.) и обеспечение их защиты и сохранности;
– строительство и реконструкция городских и запасных пунктов управления гражданской обороны в районах, находящихся в зонах возможного поражения от обычного высокоточного оружия (решение о строительстве загородных запасных пунктов управления гражданской обороны принимается Правительством Республики Беларусь в каждом конкретном случае);
– оснащение, подготовка и поддержание в готовности учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности, входящих в систему наблюдения и лабораторного контроля;
– организация обучения населения, подготовка сил и органов управления для действий в условиях военного времени;
– накопление резервов медицинского имущества, создание специальных медицинских формирований гражданской обороны;
– создание республиканских, областных, городских, районных и объектовых служб гражданской обороны в соответствии с рекомендацией специально уполномоченного республиканского органа государственного управления гражданской обороной.
В угрожаемый период и с началом войны (вооруженных конфликтов). Система гражданской обороны переводится с мирного на военное положение в соответствии с оперативными планами в целом на территории страны или в отдельных ее местностях.
В этот период осуществляется выполнение следующих мероприятий:
– приведение в готовность сил, органов и систем управления гражданской обороны;
– развертывание сил гражданской обороны по штатам военного времени;
– реализация мероприятий гражданской обороны в соответствии с планом мобилизационного задания (расчетного года) экономики страны (в случае его задействования);
– массовое строительство и приспособление защитных сооружений;
– эвакуация населения из районов боевых действий, из местностей вблизи объектов повышенной опасности в районах, где развертываются военные конфликты;
– организация выдачи средств индивидуальной защиты населению в соответствии с планами гражданской обороны;
– приведение в готовность системы жизнеобеспечения пострадавшего населения, задействования ее в районах, подвергшихся нападению;
– организация и проведение своевременных аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;
– доведение до населения, проживающего в потенциально-опасных районах, информации об обстановке и порядке действий по сигналам гражданской обороны;
– проведение на предприятиях экономики и объектах жизнеобеспечения населения комплекса практических мероприятий, направленных на повышение устойчивости их работы в условиях военного времени;
– реализация мер по комплексной маскировке неактивными средствами объектов экономики повышенной опасности;
– восстановление необходимых коммунальных служб и объектов коммунально-энергетического хозяйства.
- Курс лекций
- 1. Предмет, задачи и система дисциплины «тактико-специальная подготовка».
- 2.2. Графические документы, используемые овд в особых условиях
- 3. Основы организации и виды специальных мероприятий, осуществляемых в особых условиях
- 4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе проведения массовых мероприятий
- 4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий
- 5. Организация и тактика пресечения
- 5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
- 5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 6. Обеспечение общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, крупных авариях, эпидемиях и эпизоотиях
- 6.1. Виды стихийных и иных бедствий. Задачи овд при их возникновении
- 6.2. Подготовка овд к действиям в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф
- План «Шторм» включает следующие разделы:
- 6.3. Обеспечение карантинных мероприятий при возникновении эпидемий и эпизоотий
- 6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- 6. 5. Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях
- 7. Правовые основы организации и тактика деятельности овд в условиях обширного загрязнения территорий радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.1. Понятие специального правового режима территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.2. Организация и тактика действий овд по охране общественного порядка в условиях загрязнения территорий вредными веществами.
- 7.3. Особенности организации службы личного состава овд в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах.
- 8. Ведение радиационной, химической,
- 8.1. Характеристика очага ядерного поражения,
- Воздействие светового излучения на людей.
- 8.2. Характеристика очага химического заражения
- 8.3. Характеристика очага бактериологического заражения
- 8.4. Задачи, силы, средства и организация разведки гражданской обороны
- 8.5. Приборы радиационной и химической разведки
- 9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь
- 9.3. Организация охраны общественного порядка при ведении спасательных т неотложных аварийно-восстановительных работ
- 10.3. Задачи и функции органов внутренних дел при введении военного или чрезвычайного положения.
- 10.4. Планирование перевода органов внутренних дел с мирного на военное время и мероприятия, проводимые овд при введении военного положения.
- 10.5. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.