5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
Предотвращение, пресечение и ликвидация массовых беспорядков – это целостный, сложный, проводимый под контролем органов власти и управления комплекс различных взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых ОВД, КГБ, прокуратурой, другими взаимодействующими силами и общественными формированиями.
Анализ практики позволяет выделить следующие основные стадии деятельности правоохранительных органов по борьбе с массовыми беспорядками:
– ранняя профилактика;
– предотвращение массовых беспорядков во время возникновения и распространения ложных и провокационных слухов;
– пресечение массовых беспорядков в период образования толпы, призывов подстрекателей к насильственным действиям и отдельных конфликтов локального характера между правонарушителями и представителями сил правопорядка;
– ликвидация массовых беспорядков на этапе активных действий их участников;
– завершающий этап восстановления общественного порядка.
При осуществлении подготовки к действиям в условиях групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в ОВД:
– создается штаб;
– разрабатываются мероприятия на случай возникновения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков;
– разрабатывается схема оповещения и сбора личного состава по тревоге;
– осуществляется предварительная подготовка личного состава к действиям в условиях беспорядков;
– определяется режим работы личного состава всех подразделений и служб ОВД;
– решается вопрос о привлечении дополнительных сил и средств к охране общественного порядка.
Дополнительные силы и средства привлекаются ОВД для охраны важнейших объектов; оцепления места, где происходят беспорядки; рассеивания собравшейся толпы; документирования действий участников беспорядков; задержания организаторов и активных участников беспорядков; разбирательства с задержанными; патрулирования районов, прилегающих к месту конфликта и других целей.
Получив сообщение о групповых нарушениях общественного порядка или массовых беспорядках, начальник ОВД уточняет это сообщение; дает указание о приведении в готовность оперативных сил и средств; высылает к месту события усиленный наряд милиции; выезжает лично на место происшествия; оценивает обстановку; предупреждает граждан о возможном использовании спецсредств против лиц, оказывающих сопротивление представителям власти; принимает решение о проведении операции по ликвидации беспорядков; обращается к нарушителям с требованиями о прекращении конфликта, разъясняет несостоятельность провокационных слухов; отдает соответствующие распоряжения личному составу.
Для ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в ОВД создаются специальные подразделения.
Группа оцепления изолирует район действий органов внутренних дел, запрещает проезд транспортных средств, задерживает правонарушителей, пытающихся проникнуть через рубеж оцепления, и направляет их на фильтрационный пункт.
Задачами группы блокирования являются изоляция правонарушителей в районе (месте) их нахождения, задержание их при попытке скрыться из блокированного района, направление на фильтрационный пункт лиц, пытающихся проникнуть через рубеж блокирования, недопущение въезда в блокированный район посторонних транспортных средств.
Группа разъяснения законов ведет разъяснительную работу среди участников массовых беспорядков.
Группа рассредоточения служит для рассеивания участников беспорядков на отдельные группы в целях обеспечения задержания организаторов и восстановления порядка.
Группа применения специальных средств предназначена для применения специальных средств «Черемуха» различного назначения.
Группа изъятия служит для изъятия организаторов и активных участников нарушения правопорядка и их задержания.
Группа конвоирования доставляет правонарушителей из района (места) возникновения экстремальной ситуации на фильтрационный пункт.
Группа пожаротушения предотвращает и ликвидирует пожары, оказывает помощь лицам в эвакуации из горящих зданий, а также из помещений, опасность загорания которых существует.
Задача группы охраны объектов – охрана особо важных объектов, государственного имущества, ценностей и обеспечение имущественной безопасности граждан.
Оперативно-следственная группа ведет документирование преступной деятельности правонарушителей и разбирательство с задержанными; розыск лиц, совершивших преступления в особых (экстремальных) условиях; решает вопросы о возбуждении уголовных дел и проведении следственных действий.
Группа ограничения движения организует дорожное движение в районе (месте) возникновения беспорядков и на подступах к нему с целью создания благоприятных условий органам внутренних дел и другим взаимодействующим с ними силам для выполнения поставленных задач.
Фильтрационный пункт предназначен для разбирательства с задержанными в районе (месте) возникновения экстремальной ситуации и на подступах к нему с целью выявления правонарушителей для последующей передачи их следственно-оперативной группе.
Группа связи обеспечивает устойчивую проводную и радиосвязь оперативного штаба со всеми элементами группировки оперативных сил и средств.
Группа сбора и анализа информации предназначена для сбора и анализа данных об оперативной обстановке и подготовки проектов управленческих решений; доведения задач до исполнителей и организации контроля за исполнением; подготовки проектов документов об обстановке в вышестоящие органы внутренних дел, взаимодействующие части, учреждения, учебные заведения; ведения рабочей карты и журнала действий.
Группа медицинского и тылового обеспечения налаживает бесперебойную работу транспортных средств, экипировку личного состава по сезону, обеспечивает дополнительным вооружением и защитными средствами, организует питание и решает вопросы расквартирования и бытового обеспечения (при необходимости), оказывает медицинскую помощь пострадавшим работникам органов внутренних дел и взаимодействующих сил, членам общественных формирований, гражданам, а также правонарушителям.
Резервная группа предназначена для решения внезапно возникающих задач.
Количество групп и число сотрудников в них зависят от размаха нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
Учитывая имеющийся опыт, представляется, что в целях обеспечения нормальной деятельности ОВД и внутренних войск необходимо:
– во-первых, принять единую систему эшелонированных резервов;
– во-вторых, четко определить права на задействование резервов, выработать целесообразную тактику их применения и действий при выполнении задач по ликвидации массовых беспорядков;
– в-третьих, оперативные начальники (старшие оперативные начальники), командиры воинских частей и соединений при решении задач по пресечению массовых беспорядков должны руководствоваться едиными представлениями и методами применения имеющихся в их распоряжении сил и средств.
При этом организация деятельности ОВД и внутренних войск должна включать: принятие решения; постановку задач ОВД и внутренним войскам; всестороннюю подготовку подразделений к решению поставленных задач; организацию взаимодействия, воспитательной работы, всестороннего обеспечения и управления; сосредоточение сил и средств в районе специальной операции и занятие назначенных рубежей.
Обеспечение подготовки, организации, управления силами и средствами, привлекаемыми к выполнению задач по предотвращению и пресечению массовых беспорядков, осуществляет оперативный штаб, основными функциями которого являются:
– оповещение и сбор членов оперативного штаба и личного состава по установленным сигналам, выдача оружия, боеприпасов, спецсредств, средств связи, приведение в готовность транспортных средств;
– сбор и анализ информации о складывающейся обстановке, ее обобщение и доклад руководителю оперативного штаба, внесение предложений по организации пресечения массовых беспорядков;
– подготовка расчетов по расстановке, выдвижению и развертыванию группировки сил и средств, формированию резервов; принятие решений на пресечение массовых беспорядков, постановка задач по использованию задействованных сил и средств, направлений их действий и тактики, использование резервов;
– контроль за выполнением данной группировкой поставленных задач;
– ведение журнала действий, карты (схемы) и другой оперативной документации.
При выборе тактики применения сил и средств в условиях социальных конфликтов целесообразно руководствоваться следующими основополагающими принципами:
– строгое соблюдение законности;
– своевременность выявления причин возникновения массовых беспорядков;
– поддержание в постоянной готовности сил и средств, предназначенных для пресечения массовых беспорядков;
– гибкость в выборе тактических способов действий при выполнении внезапно возникающих задач;
– своевременность маневра силами и средствами с целью создания достаточной группировки для пресечения противоправных действий в районах со сложной оперативной обстановкой;
– своевременность приема под охрану особо важных объектов;
– обеспечение четкого взаимодействия, устойчивого управления, решительных действий всех имеющихся сил и средств для пресечения массовых беспорядков;
– постоянная взаимосвязь с органами государственной власти и управления, общественными организациями;
– своевременность принятия мер по обеспечению безопасности граждан, сотрудников милиции, военнослужащих внутренних войск.
К способам реализации решения по пресечению массовых беспорядков и обеспечения безопасности граждан можно отнести:
– быстрое развертывание необходимых сил и средств с целью пресечения массовых беспорядков еще в начальной стадии (разрозненная толпа), полное восстановление положения, установление и задержание организаторов, подстрекателей и активных участников массовых беспорядков;
– применение тактики сдерживания. Такая тактика используется в случае скоротечности развития событий, их масштабности, стремительного разрастания беспорядков и невозможности в короткие сроки создать достаточную группировку сил и средств для нормализации положения (агитационная работа, широкое использование сил общественности при одновременном полном применении тактических и оперативных резервов для оцепления района беспорядков с целью его локализации);
– комбинированный способ: применяется при недостаточном количестве сил и средств и является промежуточным стратегическим решением. В данной период часть сил тактического и оперативного резерва демонстрирует свое присутствие, передвигаясь в районе беспорядков на БТР, БМП, вертолетах и других защищенных видах транспорта, наблюдая за происходящими событиями, а другая часть сосредоточивается для охраны особо важных объектов и блокирования основных подступов к району беспорядков;
– массированное использование всех сил и средств, имеющихся в распоряжении старшего оперативного начальника. Этот способ применяется в том случае, когда ни одним из первых трех способов локализовать массовые беспорядки не удалось. Данный способ реализуется, как правило, проведением специальной операции и введением в регионе чрезвычайного положения.
Пресечение нарушений общественного порядка и массовых беспорядков может осуществляться путем применения общих тактических приемов:
– ведения агитации и переговоров;
– вытеснения и рассредоточения участников беспорядков с места событий;
– применения специальных средств;
– комбинированным способом.
Основными тактическими способами действий при реализации стратегических решений могут быть:
– принятие оперативных мер по дезорганизации толпы и затягивание переговоров с участниками беспорядков;
– усиление охраны объектов от возможного нападения;
– оцепление района беспорядков посредством перекрытия соседних улиц инженерными и транспортными средствами, а также отдельными нарядами;
– блокирование рубежей района беспорядков;
– рассредоточение (разделение толпы на части);
– изъятие и задержание зачинщиков беспорядков;
– обеспечение контроля за ситуацией действиями усиленных подвижных нарядов (маневренных групп);
– выделение мобильных резервов и их рассредоточение.
Порядок привлечения сил и средств в каждом конкретном случае зависит от сложившейся оперативной обстановки. При переходе кризисной ситуации на второй этап развития возникает необходимость организационно-тактической перестройки (резкое наращивание сил и средств, приведение их в повышенную степень готовности и сосредоточение их на основном направлении, постоянный контроль за ходом развития событий).
При осложнении ситуации и невозможности силами тактического резерва локализовать массовые беспорядки в начальной стадии, старший оперативный начальник принимает решение на применение сил оперативного резерва.
В соответствии с замыслом этого решения развертывается группировка сил и средств, уточняются задачи начальникам (командирам) элементов боевого порядка и проводятся специальные мероприятия по пресечению массовых беспорядков. В соответствии с ранее разработанными планами, в зависимости от масштабов происходящих событий, осуществляется наращивание группировки сил и средств за счет подразделений ОВД других городов.
С началом третьего этапа массовых беспорядков и переходом толпы к четко выраженным агрессивным и насильственным действиям принимается решение на проведение специальной операции. В этих условиях, при необходимости, предполагается применение специальных средств направленного и общего воздействия, бронетехники, оружия в установленном законом порядке. Осуществляется ввод в действие частей внутренних войск в составе групп рассредоточения (вытеснения), изъятия, охраны и конвоирования.
Накопленный опыт пресечения (ликвидации) массовых беспорядков в условиях межнациональных конфликтов, которые происходили в Средней Азии и Закавказье, предполагает следующую последовательность действий органов внутренних дел и внутренних войск:
– оцепление основного района массовых беспорядков, блокирование соседних районов, а при недостаточном количестве сил и средств перекрытие основных направлений притока людей в районы проведения операции;
– удаление женщин и детей из района массовых беспорядков;
– ликвидация завалов и баррикад, устроенных экстремистами и создание необходимых инженерных заграждений;
– усиление охраны объектов и прикрытие районов возможных бесчинств;
– организация документирования событий, предупреждение участников беспорядков о применении к ним силы;
– массированное применение специальных средств направленного и общего воздействия, в том числе с вертолетов;
– рассредоточение и вытеснение толпы нарушителей с применением боевой и специальной техники;
– организация целенаправленного "отхода" преступных групп по заранее намеченным улицам и сопровождение их специально выделенными отрядами (нарядами) из состава группы рассредоточения с целью изъятия и задержания активных участников беспорядков и рассеивания преступных групп;
– активное ведение разведки за отходящими группами, своевременное пресечение бесчинств действиями оперативно-подвижных отрядов.
По мере рассредоточения толпы и ее вытеснения силы, выделенные в группировку оцепления, осуществляют перегруппировку и обеспечивают надежную изоляцию района массовых беспорядков. Одновременно организуется усиленное патрулирование в районе возможных бесчинств.
Массовые беспорядки следует считать пресеченными, если сотрудники ОВД, сочетая меры убеждения и принуждения (разъяснительную работу и задержание активных участников), предупредили возникновение погромов, поджогов и иных противоправных действий.
- Курс лекций
- 1. Предмет, задачи и система дисциплины «тактико-специальная подготовка».
- 2.2. Графические документы, используемые овд в особых условиях
- 3. Основы организации и виды специальных мероприятий, осуществляемых в особых условиях
- 4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе проведения массовых мероприятий
- 4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий
- 5. Организация и тактика пресечения
- 5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
- 5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 6. Обеспечение общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, крупных авариях, эпидемиях и эпизоотиях
- 6.1. Виды стихийных и иных бедствий. Задачи овд при их возникновении
- 6.2. Подготовка овд к действиям в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф
- План «Шторм» включает следующие разделы:
- 6.3. Обеспечение карантинных мероприятий при возникновении эпидемий и эпизоотий
- 6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- 6. 5. Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях
- 7. Правовые основы организации и тактика деятельности овд в условиях обширного загрязнения территорий радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.1. Понятие специального правового режима территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.2. Организация и тактика действий овд по охране общественного порядка в условиях загрязнения территорий вредными веществами.
- 7.3. Особенности организации службы личного состава овд в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах.
- 8. Ведение радиационной, химической,
- 8.1. Характеристика очага ядерного поражения,
- Воздействие светового излучения на людей.
- 8.2. Характеристика очага химического заражения
- 8.3. Характеристика очага бактериологического заражения
- 8.4. Задачи, силы, средства и организация разведки гражданской обороны
- 8.5. Приборы радиационной и химической разведки
- 9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь
- 9.3. Организация охраны общественного порядка при ведении спасательных т неотложных аварийно-восстановительных работ
- 10.3. Задачи и функции органов внутренних дел при введении военного или чрезвычайного положения.
- 10.4. Планирование перевода органов внутренних дел с мирного на военное время и мероприятия, проводимые овд при введении военного положения.
- 10.5. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.