logo
Такт-спец

6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Условно процесс ликвидации последствий ЧС может быть разделен на шесть этапов:

– реагирование на сообщение о ЧС;

– оценка обстановки, сложившейся в результате происшествия;

– принятие решения;

– реализация принятого решения;

– эвакуация;

– организация охраны общественного порядка и безопасности во время похорон жертв стихийного бедствия.

Каждому этапу присущи свои цели и задачи, которые определяют характер и содержание работы различных подразделений и служб органов внутренних дел.

Реагирование и управленческое воздействие органов внутренних дел на конкретное стихийное бедствие начинается с момента поступления первичной информации в дежурную часть.

Ha первом этапе полученная дежурным по органу внутренних дел инфор­мация вначале уточняются с учетом получения следующие дополнительные све­дения:

– о месте, времени и виде стихийного бедствия;

– о наличии человеческих жертв и количестве пострадавших;

– о разрушениях и пожарной обстановке;

– о степени угрозы населению прилегающих районов.

По возможности уточненная и проверенная информация немедленно докладывается руководителю органа внутренних дел, а по его указанию – в органы государственной власти и управления, комиссию по чрезвычайным ситуациям, прокуратуру, органы безопасности.

После получения информации руководитель органа внутренних дел отдает распоряжение оперативному дежурному:

– провести оповещение членов штаба и других по схемам оповещения и спискам;

– установить и поддерживать устойчивую связь с подразделениями, расположенными в районе стихийного бедствия в целях получения необходимой информации о состоянии и изменениях обстановки;

– поддерживать постоянную связь с заинтересованными органами, учреждениями и организациями.

Этап оценки обстановки, сложившейся в результате происшествия

На этом этапе руководитель органа внутренних дел:

– уточняет у руководителей подчиненных подразделений информацию о стихийном бедствии и ставит им соответствующие задачи;

– докладывает устно в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, руководителям органов го­сударственной власти и управления о состоянии оперативной обстановки в районе стихийного бедствия, принятых и предлагаемых мерах по стабилизации этой обстановки;

– обменивается необходимой информацией и координирует свои действия с командованием внутренних войск МВД и МО, руководством исполнительных местных и распорядительных органов, комиссией по чрезвычайным ситуациям, прокуратурой и подразделениями, непосредственно участвующими в ликвидации последствий стихийного бедствия;

– вносит предложения руководителям исполнительных местных и распорядительных органов о закреплении транспорта предприятий и организаций для передислокации личного состава сводных отрядов к местам сбора и выполнения служебных задач;

– инструктирует и направляет группу управления в район ЧС.

Дает поручение ситуационно-оперативному штабу уточнить в районе стихийного бедствия:

– общие характеристики имеющихся и возможных последствий стихийного бедствия, криминогенную обстановку;

– состояние подчиненных сил и средств, работающих и расположенных в районе стихийного бедствия;

– данные о климатических условиях;

– инфраструктурные характеристики и данные о географических условиях. Заслушивает доклады руководителей подразделений.

На этом этапе важное значение придается данным группы разведки, которые позволяют определить:

– наличие пострадавших, которым необходима неотложная медицинская по­мощь;

– места скопления людей, степень угрозы для их жизни;

– объекты и населенные пункты, которым непосредственно угрожает опас­ность;

– пути подхода аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных служб, сил и средств органов внутренних дел, приданных подразделений к месту стихийного бедствия;

– объекты и участки сосредоточения основных усилий по локализации по­следствий стихийного бедствия.

Этап принятия решения.

На основе оценки обстановки руководитель органа внутренних дел прини­мает решение о (об):

– направлении конкретных сил и средств в район стихийного бедствия;

– проведении дополнительных мероприятий для полного обеспечения мест­ных и привлекаемых сил видами необходимого материального, продуктового до­вольствия, коммунально-бытового и медицинского обслуживания;

– поддержании в готовности к применению в районе стихийного бедствия основных сил и средств, резерва;

– направлении в органы государственной власти и управления предложений о введения в данном регионе режима чрезвычайного положения, исходя из состоя­ния обстановки;

– направлении в соответствующие инстанции обоснованных предложений для привлечения воинских частей Министерства обороны;

– направлении предложений в МВД о частичном использовании материаль­но-технических средств неприкосновенного запаса в интересах выполнения по­ставленных задач;

– направлении предложений в органы государственной власти и управления по дополнительному финансированию проводимых мероприятий, а также выделе­нию для этих целей соответствующих материально-технических средств;

– введении в действие (с уточнением) специальной операции;

– формировании в создавшихся условиях новых коллективов сотрудников органов, подразделений и учреждений внутренних дел;

– формировании психологической готовности личного состава для работы в экстремальных условиях;

– определении методов поисковой работы в целях обнаружения погибших, пострадавших, подлежащих спасению и эвакуации людей, ценностей, документов, о разборах завалов, подворном (пообъектовом) обходе жилых массивов (территорий, объектов);

– эвакуации спецконтингента учреждений по исполнению наказаний из опасных зон;

– развертывании средств обеспечения.

Этап реализации принятого решения.

После принятия решения на действия в районе стихийного бедствия руководитель органа внутренних дел организует его выполнение, обеспечивает координацию своих действий с заинтересованными органами, учреждениями и организациями, осуществляет контроль за состоянием и развитием обстановки, проводимыми мероприятиями и оперативным влиянием на стабилизацию и восстановление нормальных условий обстановки.

Дает поручение ситуационно-оперативному штабу и подразделениям:

– обмениваться оперативной информацией, обобщать и анализировать сообщения;

– контролировать состояние и развитие оперативной обстановки, своевре­менно и грамотно реагировать на ее изменения;

– систематически докладывать о ходе выполнения проводимых мероприятий и принятых решений (поручений);

– прогнозировать развитие чрезвычайной ситуации и её последствий.

На этом этапе в порядке выполнения принятого решения осуществляются меры по спасению людей и материальных ценностей, недопущению посторонних лиц в опасную зону, организуется охрана общественного порядка в зоне оцепления и на подступах к ней, устанавливается и поддерживается диктуемый обстановкой режим движения автомобильного и другого транспорта, определяются и берутся под охрану все места сбора ценностей и документов, оставшихся без присмотра владельцев. Ведется оперативная и следственно-оперативная работа, устанавливаются личности погибших и пострадавших, задействуются схемы оказания помощи родным и близким пострадавших.

Главной задачей руководителя ситуационно-оперативного штаба в этот период является обеспечение четкости действия служб и подразделений, оперативных групп по выполнению принятого решения, поддержание взаимодействия между ними и своевременное получение от них информации об обстановке и принимаемых мерах.

Важным на этом этапе является взаимодействие между различными подразделениями органов внутренних дел, а также между ними и местными исполнительными и распорядительными органами, а также приданными силами. Это взаимодействие включает в себя:

– согласование планов общих мероприятий по охране общественного порядка и безопасности населения;

– участие в спасательных и аварийно-восстановительных работах;

– организацию доставки пострадавших из района чрезвычайной ситуации в лечебные учреждения;

– совместное инструктирование нарядов;

– выставление смешанных постов и патрулей;

– взаимное информирование об оперативной обстановке.

Эвакуационный этап.

Решение на эвакуацию населения, принятое Комиссией по чрезвычайным ситуациям, доводится руководителем органа внутренних дел до членов ситуационно-оперативного штаба с одновременной постановкой задач на подготовку сил и средств к эвакуации.

В соответствии с указанием руководителя органа внутренних дел оперативный штаб готовит расчеты сил и средств для обеспечения охраны общественного порядка и безопасности на эвакопунктах, маршрутах следования эвакуируемых, а также в местах их размещения.

Эвакуация населения проводится, как правило, в соответствии с ранее раз­работанными планами, с некоторыми уточнениями, связанными с особенностями стихийного бедствия.

Основными задачами этого этапа являются, прежде всего:

– обеспечение надлежащего общественного порядка и безопасности в населенных пунктах, подлежащих отселению, и заселяемых эвакуируемым населением, в местах посадки населения на автомобильный и железнодорожный транспорт;

– сопровождение эвакуационных автоколонн и железнодорожных поездов;

– предупреждение паники и дезинформационных слухов среди населения.

Подготовка и проведение эвакуации потребует решения с местными исполнительными и распорядительными органами следующих задач:

– детальное изучение вопросов о предполагаемых местах расселения эвакуируемого населения;

– проведение анализа пропускной способности транспортных магистралей, от чего зависит организованность и быстрота эвакуации;

– вывоз населения из опасной зоны и его учет, размещение, трудоустройство, снабжение необходимыми предметами быта на новых местах;

– строительство жилья и хозяйственных помещений в местах расселения эвакуируемого населения;

– удовлетворение обостренного интереса населения к состоянию обстановки в зоне бедствия, в районах эвакуации, мерам по локализации стихийного бедствия;

– обеспечение пожарной безопасности;

– обеспечение безопасности дорожного движения;

– обеспечение охраны государственного и личного имущества в эвакуируемой зоне.

В качестве основного средства оповещения используется радио. Оповещение граждан о начале эвакуации осуществляется также через руководителей предприятий, организаций и учреждений, поквартирного (подворного) обхода жилых домов и микрорайонов работниками жилищно-эксплуатационных служб, милиции.

В период эвакуации населения значительно возрастает объем работы ГАИ. С начала движения колонн на оживленных перекрестках по всему маршруту выставляются посты регулировщиков. Колонны сопровождаются работниками ГАИ на автомобилях с громкоговорящими установками.

При проведении эвакуации главное внимание служб ОВД сосредотачивается на:

– обеспечении общественного порядка в населенных пунктах, подлежащих эвакуации, и в местах расселения эвакуируемого населения путем патрулирования, а также в местах посадки в автобусы, поезда и в местах выгрузки;

– сопровождении автоколонн и железнодорожных поездов с эвакуируемым населением.

Профилактические и оперативно-розыскные мероприятия, проводимые оперативными группами по линии уголовного розыска и экономической преступности, отражают как общие задачи, так и специфические, вытекающие из особенностей обстановки. Усилия сотрудников этих групп направляются на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывшихся после совершения преступлений.

Предупредительно-профилактическиая и оперативно-розыскная деятельность в этих условиях серьезно осложняется тем, что ее приходится вести не только среди местного населения, но и среди большого и систематически сменяющегося контингента лиц, привлекаемых к работам по ликвидации последствий стихийного бедствия.

На этапе эвакуации, наряду с охраной общественного порядка и борьбой с преступностью, обеспечивается противопожарный режим, личная и имущественная безопасность граждан, сохранность вывозимого и оставленного в эвакуируемой зоне имущества и техники.

По мере эвакуации людей вводится контрольно-пропускной и охранный режимы по периметру отселяемой зоны, проверяется техническая укрепленность объектов хранения материальных ценностей.

Этап организации охраны общественного порядка и безопасности во время похорон жертв стихийного бедствия.

Решение данной задачи требует проведения специального комплекса мероприятий, включающего в себя:

– сбор сведений о времени, месте проведения траурных мероприятий, похорон, поминовений погибших, количестве людей, которые будут принимать участие в них;

– проведение разъяснительной работы среди родственников и знакомых по­гибших, населения, а также на предприятиях, в учреждениях;

– пресечение ложных слухов, выявление готовящихся акций, могущих привести к групповым нарушениям общественного порядка и возникновению массовых беспорядков;

– усиление контроля за лицами антиобщественной направленности;

– проведение рекогносцировки объектов, местности, где будут проходить траурные мероприятия;

– принятие решения на расстановку сил и средств, доведение задач до исполнителей.

При разработке схемы расстановки нарядов на месте предстоящего несения службы во время похорон погибших следует предусматривать наиболее целесообразные способы маневрирования силами, а также оперативного вмешательства в случае возникновения кризисных ситуаций, грозящих общественному порядку и безопасности.

По мере нормализации обстановки в районе чрезвычайной ситуации руководитель органа внутренних дел принимает решения:

– о возвращении сил и средств на места постоянной дислокации;

– об оказании практической и методической помощи подчиненным подразделениям в раскрытии и расследовании преступлений, совершенных в период стихийного бедствия;

– по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности, оказанию содействия органам государственной власти управления по возвращению эвакуируемых граждан и беженцев на постоянные или новые места проживания;

– о проведении профилактических мероприятий в зоне напряженности;

– по обобщению опыта действий подчиненных сил в данном стихийном бедствии.

Руководитель органа внутренних дел проводит с личным составом разбор их действий, обеспечивает корректировку специальных планов, готовит и направляет итоговую информацию об обстановке, последствиях ЧС, принятых мерах и результатах деятельности.