6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Условно процесс ликвидации последствий ЧС может быть разделен на шесть этапов:
– реагирование на сообщение о ЧС;
– оценка обстановки, сложившейся в результате происшествия;
– принятие решения;
– реализация принятого решения;
– эвакуация;
– организация охраны общественного порядка и безопасности во время похорон жертв стихийного бедствия.
Каждому этапу присущи свои цели и задачи, которые определяют характер и содержание работы различных подразделений и служб органов внутренних дел.
Реагирование и управленческое воздействие органов внутренних дел на конкретное стихийное бедствие начинается с момента поступления первичной информации в дежурную часть.
Ha первом этапе полученная дежурным по органу внутренних дел информация вначале уточняются с учетом получения следующие дополнительные сведения:
– о месте, времени и виде стихийного бедствия;
– о наличии человеческих жертв и количестве пострадавших;
– о разрушениях и пожарной обстановке;
– о степени угрозы населению прилегающих районов.
По возможности уточненная и проверенная информация немедленно докладывается руководителю органа внутренних дел, а по его указанию – в органы государственной власти и управления, комиссию по чрезвычайным ситуациям, прокуратуру, органы безопасности.
После получения информации руководитель органа внутренних дел отдает распоряжение оперативному дежурному:
– провести оповещение членов штаба и других по схемам оповещения и спискам;
– установить и поддерживать устойчивую связь с подразделениями, расположенными в районе стихийного бедствия в целях получения необходимой информации о состоянии и изменениях обстановки;
– поддерживать постоянную связь с заинтересованными органами, учреждениями и организациями.
Этап оценки обстановки, сложившейся в результате происшествия
На этом этапе руководитель органа внутренних дел:
– уточняет у руководителей подчиненных подразделений информацию о стихийном бедствии и ставит им соответствующие задачи;
– докладывает устно в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, руководителям органов государственной власти и управления о состоянии оперативной обстановки в районе стихийного бедствия, принятых и предлагаемых мерах по стабилизации этой обстановки;
– вносит предложения руководителям исполнительных местных и распорядительных органов о закреплении транспорта предприятий и организаций для передислокации личного состава сводных отрядов к местам сбора и выполнения служебных задач;
– инструктирует и направляет группу управления в район ЧС.
Дает поручение ситуационно-оперативному штабу уточнить в районе стихийного бедствия:
– общие характеристики имеющихся и возможных последствий стихийного бедствия, криминогенную обстановку;
– состояние подчиненных сил и средств, работающих и расположенных в районе стихийного бедствия;
– данные о климатических условиях;
– инфраструктурные характеристики и данные о географических условиях. Заслушивает доклады руководителей подразделений.
На этом этапе важное значение придается данным группы разведки, которые позволяют определить:
– наличие пострадавших, которым необходима неотложная медицинская помощь;
– места скопления людей, степень угрозы для их жизни;
– объекты и населенные пункты, которым непосредственно угрожает опасность;
– пути подхода аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных служб, сил и средств органов внутренних дел, приданных подразделений к месту стихийного бедствия;
– объекты и участки сосредоточения основных усилий по локализации последствий стихийного бедствия.
Этап принятия решения.
На основе оценки обстановки руководитель органа внутренних дел принимает решение о (об):
– направлении конкретных сил и средств в район стихийного бедствия;
– проведении дополнительных мероприятий для полного обеспечения местных и привлекаемых сил видами необходимого материального, продуктового довольствия, коммунально-бытового и медицинского обслуживания;
– поддержании в готовности к применению в районе стихийного бедствия основных сил и средств, резерва;
– направлении в органы государственной власти и управления предложений о введения в данном регионе режима чрезвычайного положения, исходя из состояния обстановки;
– направлении в соответствующие инстанции обоснованных предложений для привлечения воинских частей Министерства обороны;
– направлении предложений в МВД о частичном использовании материально-технических средств неприкосновенного запаса в интересах выполнения поставленных задач;
– направлении предложений в органы государственной власти и управления по дополнительному финансированию проводимых мероприятий, а также выделению для этих целей соответствующих материально-технических средств;
– введении в действие (с уточнением) специальной операции;
– формировании в создавшихся условиях новых коллективов сотрудников органов, подразделений и учреждений внутренних дел;
– формировании психологической готовности личного состава для работы в экстремальных условиях;
– определении методов поисковой работы в целях обнаружения погибших, пострадавших, подлежащих спасению и эвакуации людей, ценностей, документов, о разборах завалов, подворном (пообъектовом) обходе жилых массивов (территорий, объектов);
– эвакуации спецконтингента учреждений по исполнению наказаний из опасных зон;
– развертывании средств обеспечения.
Этап реализации принятого решения.
После принятия решения на действия в районе стихийного бедствия руководитель органа внутренних дел организует его выполнение, обеспечивает координацию своих действий с заинтересованными органами, учреждениями и организациями, осуществляет контроль за состоянием и развитием обстановки, проводимыми мероприятиями и оперативным влиянием на стабилизацию и восстановление нормальных условий обстановки.
Дает поручение ситуационно-оперативному штабу и подразделениям:
– обмениваться оперативной информацией, обобщать и анализировать сообщения;
– контролировать состояние и развитие оперативной обстановки, своевременно и грамотно реагировать на ее изменения;
– систематически докладывать о ходе выполнения проводимых мероприятий и принятых решений (поручений);
– прогнозировать развитие чрезвычайной ситуации и её последствий.
На этом этапе в порядке выполнения принятого решения осуществляются меры по спасению людей и материальных ценностей, недопущению посторонних лиц в опасную зону, организуется охрана общественного порядка в зоне оцепления и на подступах к ней, устанавливается и поддерживается диктуемый обстановкой режим движения автомобильного и другого транспорта, определяются и берутся под охрану все места сбора ценностей и документов, оставшихся без присмотра владельцев. Ведется оперативная и следственно-оперативная работа, устанавливаются личности погибших и пострадавших, задействуются схемы оказания помощи родным и близким пострадавших.
Главной задачей руководителя ситуационно-оперативного штаба в этот период является обеспечение четкости действия служб и подразделений, оперативных групп по выполнению принятого решения, поддержание взаимодействия между ними и своевременное получение от них информации об обстановке и принимаемых мерах.
Важным на этом этапе является взаимодействие между различными подразделениями органов внутренних дел, а также между ними и местными исполнительными и распорядительными органами, а также приданными силами. Это взаимодействие включает в себя:
– согласование планов общих мероприятий по охране общественного порядка и безопасности населения;
– участие в спасательных и аварийно-восстановительных работах;
– организацию доставки пострадавших из района чрезвычайной ситуации в лечебные учреждения;
– совместное инструктирование нарядов;
– выставление смешанных постов и патрулей;
– взаимное информирование об оперативной обстановке.
Эвакуационный этап.
Решение на эвакуацию населения, принятое Комиссией по чрезвычайным ситуациям, доводится руководителем органа внутренних дел до членов ситуационно-оперативного штаба с одновременной постановкой задач на подготовку сил и средств к эвакуации.
В соответствии с указанием руководителя органа внутренних дел оперативный штаб готовит расчеты сил и средств для обеспечения охраны общественного порядка и безопасности на эвакопунктах, маршрутах следования эвакуируемых, а также в местах их размещения.
Эвакуация населения проводится, как правило, в соответствии с ранее разработанными планами, с некоторыми уточнениями, связанными с особенностями стихийного бедствия.
Основными задачами этого этапа являются, прежде всего:
– обеспечение надлежащего общественного порядка и безопасности в населенных пунктах, подлежащих отселению, и заселяемых эвакуируемым населением, в местах посадки населения на автомобильный и железнодорожный транспорт;
– сопровождение эвакуационных автоколонн и железнодорожных поездов;
– предупреждение паники и дезинформационных слухов среди населения.
Подготовка и проведение эвакуации потребует решения с местными исполнительными и распорядительными органами следующих задач:
– детальное изучение вопросов о предполагаемых местах расселения эвакуируемого населения;
– проведение анализа пропускной способности транспортных магистралей, от чего зависит организованность и быстрота эвакуации;
– вывоз населения из опасной зоны и его учет, размещение, трудоустройство, снабжение необходимыми предметами быта на новых местах;
– строительство жилья и хозяйственных помещений в местах расселения эвакуируемого населения;
– удовлетворение обостренного интереса населения к состоянию обстановки в зоне бедствия, в районах эвакуации, мерам по локализации стихийного бедствия;
– обеспечение пожарной безопасности;
– обеспечение безопасности дорожного движения;
– обеспечение охраны государственного и личного имущества в эвакуируемой зоне.
В качестве основного средства оповещения используется радио. Оповещение граждан о начале эвакуации осуществляется также через руководителей предприятий, организаций и учреждений, поквартирного (подворного) обхода жилых домов и микрорайонов работниками жилищно-эксплуатационных служб, милиции.
В период эвакуации населения значительно возрастает объем работы ГАИ. С начала движения колонн на оживленных перекрестках по всему маршруту выставляются посты регулировщиков. Колонны сопровождаются работниками ГАИ на автомобилях с громкоговорящими установками.
При проведении эвакуации главное внимание служб ОВД сосредотачивается на:
– обеспечении общественного порядка в населенных пунктах, подлежащих эвакуации, и в местах расселения эвакуируемого населения путем патрулирования, а также в местах посадки в автобусы, поезда и в местах выгрузки;
– сопровождении автоколонн и железнодорожных поездов с эвакуируемым населением.
Профилактические и оперативно-розыскные мероприятия, проводимые оперативными группами по линии уголовного розыска и экономической преступности, отражают как общие задачи, так и специфические, вытекающие из особенностей обстановки. Усилия сотрудников этих групп направляются на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывшихся после совершения преступлений.
Предупредительно-профилактическиая и оперативно-розыскная деятельность в этих условиях серьезно осложняется тем, что ее приходится вести не только среди местного населения, но и среди большого и систематически сменяющегося контингента лиц, привлекаемых к работам по ликвидации последствий стихийного бедствия.
На этапе эвакуации, наряду с охраной общественного порядка и борьбой с преступностью, обеспечивается противопожарный режим, личная и имущественная безопасность граждан, сохранность вывозимого и оставленного в эвакуируемой зоне имущества и техники.
По мере эвакуации людей вводится контрольно-пропускной и охранный режимы по периметру отселяемой зоны, проверяется техническая укрепленность объектов хранения материальных ценностей.
Этап организации охраны общественного порядка и безопасности во время похорон жертв стихийного бедствия.
Решение данной задачи требует проведения специального комплекса мероприятий, включающего в себя:
– сбор сведений о времени, месте проведения траурных мероприятий, похорон, поминовений погибших, количестве людей, которые будут принимать участие в них;
– проведение разъяснительной работы среди родственников и знакомых погибших, населения, а также на предприятиях, в учреждениях;
– пресечение ложных слухов, выявление готовящихся акций, могущих привести к групповым нарушениям общественного порядка и возникновению массовых беспорядков;
– усиление контроля за лицами антиобщественной направленности;
– проведение рекогносцировки объектов, местности, где будут проходить траурные мероприятия;
– принятие решения на расстановку сил и средств, доведение задач до исполнителей.
При разработке схемы расстановки нарядов на месте предстоящего несения службы во время похорон погибших следует предусматривать наиболее целесообразные способы маневрирования силами, а также оперативного вмешательства в случае возникновения кризисных ситуаций, грозящих общественному порядку и безопасности.
По мере нормализации обстановки в районе чрезвычайной ситуации руководитель органа внутренних дел принимает решения:
– о возвращении сил и средств на места постоянной дислокации;
– об оказании практической и методической помощи подчиненным подразделениям в раскрытии и расследовании преступлений, совершенных в период стихийного бедствия;
– по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности, оказанию содействия органам государственной власти управления по возвращению эвакуируемых граждан и беженцев на постоянные или новые места проживания;
– о проведении профилактических мероприятий в зоне напряженности;
– по обобщению опыта действий подчиненных сил в данном стихийном бедствии.
Руководитель органа внутренних дел проводит с личным составом разбор их действий, обеспечивает корректировку специальных планов, готовит и направляет итоговую информацию об обстановке, последствиях ЧС, принятых мерах и результатах деятельности.
- Курс лекций
- 1. Предмет, задачи и система дисциплины «тактико-специальная подготовка».
- 2.2. Графические документы, используемые овд в особых условиях
- 3. Основы организации и виды специальных мероприятий, осуществляемых в особых условиях
- 4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе проведения массовых мероприятий
- 4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий
- 5. Организация и тактика пресечения
- 5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
- 5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 6. Обеспечение общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, крупных авариях, эпидемиях и эпизоотиях
- 6.1. Виды стихийных и иных бедствий. Задачи овд при их возникновении
- 6.2. Подготовка овд к действиям в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф
- План «Шторм» включает следующие разделы:
- 6.3. Обеспечение карантинных мероприятий при возникновении эпидемий и эпизоотий
- 6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- 6. 5. Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях
- 7. Правовые основы организации и тактика деятельности овд в условиях обширного загрязнения территорий радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.1. Понятие специального правового режима территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.2. Организация и тактика действий овд по охране общественного порядка в условиях загрязнения территорий вредными веществами.
- 7.3. Особенности организации службы личного состава овд в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах.
- 8. Ведение радиационной, химической,
- 8.1. Характеристика очага ядерного поражения,
- Воздействие светового излучения на людей.
- 8.2. Характеристика очага химического заражения
- 8.3. Характеристика очага бактериологического заражения
- 8.4. Задачи, силы, средства и организация разведки гражданской обороны
- 8.5. Приборы радиационной и химической разведки
- 9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь
- 9.3. Организация охраны общественного порядка при ведении спасательных т неотложных аварийно-восстановительных работ
- 10.3. Задачи и функции органов внутренних дел при введении военного или чрезвычайного положения.
- 10.4. Планирование перевода органов внутренних дел с мирного на военное время и мероприятия, проводимые овд при введении военного положения.
- 10.5. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.