logo
Такт-спец

7.2. Организация и тактика действий овд по охране общественного порядка в условиях загрязнения территорий вредными веществами.

Подготовка личного состава к действиям в условиях обширного загрязнения территории вредными веществами включает комплекс мероприятий, одним из которых является прогнозирование возможной чрезвычайной ситуации.

Прогнозирование – это научно обоснованное предположение о возможном на данной территории заражении местности радиоактивными, химическими и биологическими веществами, причинах, масштабах и вероятных сроках последнего.

Исходными данными для прогнозирования является перечень расположенных на обслуживаемой территории или вблизи нее ядерных энергетических установок, химических производств, складов оружия и боеприпасов и т.д., описание их состояния.

Результаты прогнозирования служат основой при планировании мероприятий ОВД на случай действий в условиях обширного загрязнения территорий вредными веществами.

Для координации действий ОВД, учреждений и учебных заведений МВД, подразделений внутренних войск, общественных формирований в указанных условиях создается оперативный штаб, который является орга­ном межотраслевого управления.

Оперативный штаб решает две группы задач:

1) обеспечивает постоянную готовность сил и средств путем осуществления мероприятий организационного характера;

2) выполняет управленческую деятельность непосредственно в обстановке складывающихся чрезвычайных условий.

Планы мероприятий по подготовке ОВД к действиям в условиях обширного загрязнения территорий вредными веществами называются «Шторм».

Обязанности по организации обучения личного состава ОВД действиям в условиях обширного загрязнения территорий вредными веществами возложены на старшего оперативного начальника или руководителя ОВД. При этом занятия с личным составом должны проводиться в системе служебной и специальной подготовки с учетом предусмотренного объема часов и расписания занятий. Кроме того, не реже двух раз в год организуются оперативные учения на местности в условиях, максимально приближенных к реальным.

Морально-психологическая подготовка - это процесс целенаправленного развития у личного состава ОВД психологической устойчивости при возникновении чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья людей и оказывающих дезорганизующее воздействие на их психику, а также психологической подготовленности к выживанию и активным действиям в экстремальных условиях.

Исследования показывают, что в экстремальных условиях только 12-20 % людей сохраняют самообладание, ориентируются в обстановке, четко и грамотно действуют в соответствии с ситуацией. Большинство же (примерно 50-75 %) в начальный период такой ситуации оказываются малоактивными. Вот почему формирование устойчивости психики к воздействию опасных факторов является важнейшей задачей морально-психологической подготовки в ОВД.

В деятельности ОВД по охране общественного порядка в условиях обширного загрязнения территорий вредными веществами можно выделить три этапа:

1) мобилизационный;

2) эвакуационный;

3) восстановительный.

На мобилизационном этапе:

– создаются (собираются) оперативный штаб или оперативная группа и пункты управления;

– с учетом сложившейся обстановки уточняются предусмотренные оперативным планом мероприятия;

– организуется сбор личного состава;

– формируются (уточняются) необходимые служебные наряды и резерв, осуществляется их оснащение, постановка задач и выдвижение на исходные рубежи;

– истребуются дополнительные силы и средства;

– определяются участки несения службы;

– осуществляются мероприятия по обеспечению деятельности основных, дополнительных и приданных сил.

Мероприятия по обеспечению деятельности основных, дополнительных и приданных сил включают в себя:

– организацию разведки зоны загрязнения;

– развертывание наблюдательных постов, обеспечивающих непрерывное круглосуточное радиационное и химическое наблюдение;

– организацию питания личного состава, переведенного на казарменное положение;

– организацию воспитательной работы с личным составом;

– проведение санитарно-профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи;

– развертывание совместно с силами гражданской обороны пунктов по санитарной обработке, дегазации, дезактивации.

Рассмотрим особенности эвакуационного этапа.

Эвакуация - это организованный вывод (вывоз) населения за пределы территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие вариан­ты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Подготовка эвакуационных мероприятий включает:

– во-первых, разработку планов эвакуации;

– создание и подготовку необходимых эвакуационных органов;

– подготовку транспорта для вывоза эвакуируемого населения;

– подготовку маршрутов эвакуации в безопасные районы для размещения эвакуированного населения, материальных и культурных ценностей в загородной зоне;

– согласование маршрутов и мест размещения с местными органами власти.

Оповещение населения об эвакуации проводится с помощью локальных и автоматизированных систем централизованного оповещения, местных теле- и радиостанций, громкоговорителей, установленных на улицах и автомашинах службы охраны общественного порядка.

Через средства массовой информации население инструктируется о правилах поведения на загрязненной (зараженной) территории, использования укрытий или приспособленных для защиты помещений, применения средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики.

Эвакуация может осуществляться в комплексе с другими защитными мероприятиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием средств индивидуальной защиты, медицинской профилактики, а также с проведением противорадиационных, противопожарных и инженерных работ.

Как правило, эвакуация осуществляется по территориально-производственному принципу. Это означает, что вывод (вывоз) части граждан производится силами тех предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, где они работают (учатся). Другую часть населения эвакуируют домоуправления (ЖЭСы, ЖЭКи) по месту жительства. При этом граждане, эвакуируемые в близлежащие районы, выводятся пешим порядком непосредственно в отведенные места. Население, выводимое (вывозимое) в более отдаленные районы, переправляется сначала на промежуточные пункты эвакуации, а затем - в места постоянного проживания.

С целью создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещению, разведке.

Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения при проведении эвакуации включает следующие мероприятия:

– осуществление нарядами жесткого пропускного режима (блокирование автомагистралей и пешеходных путей), предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий;

– проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;

– оказание содействия (при необходимости) должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта в целях обеспечения быстрейшего вывоза людей из зон ЧС и др.

К транспортным мероприятиям относится определение необходимого для эвакуации количества транспортных средств, их вместимости, времени подачи, мест посадки, времени отправления, мест и времени высадки.

В целях обеспечения четкой работы автотранспорта на базе автотранспортных предприятий населенного пункта создаются автоколонны в составе 20—30 автомобилей, назначаются начальники колонн, на машинах - старшие.

В этот период времени силами ГАИ организуется надзор за дорожным движением, создаются посты регулирования движения и диспетчерские пункты, наряды для сопровождения автоколонн, конвои.

Мероприятия по материальному, медицинскому, инженерному обеспечению населения осуществляются соответствующими службами, которые определяет КЧС.

Задача материального обеспечения заключается в снабжении всеми видами довольствия пострадавшего населения и личного состава различных формирований. Питанием, спецодеждой и транспортом формирования обеспечиваются за счет тех предприятий и учреждений, на базе которых они созданы.

Задачами медицинского обеспечения являются: проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; оказание пострадавшим первой медицинской помощи на пунктах сбора и посадки, в пути следования, на остановках, в местах размещения,

В задачи инженерного обеспечения входят контроль за оснащенностью инженерно-технических формирований и оборудование района размещения населения.

К мероприятиям по противорадиационному, противохимическому и противобиологическому обеспечению относятся:

– организация наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой в местах сбора, посадки (высадки), в пути следования, на остановках, в местах разме­щения граждан;

– заблаговременная подготовка различных помещений и сооружений, которые могут быть использованы для укрытия населения;

– обеспечение эвакуируемого населения, личного состава ОВД индивидуальными средствами защиты;

– подготовка средств санитарной обработки и обеззараживания.

Восстановительный этап является наиболее продолжительным и, в си­лу этого, сложным. Специфика деятельности ОВД в таких условиях зависит от конкретной обстановки, сложившейся в зоне загрязнения, однако практика позволяет выделить следующие основные мероприятия:

– организация охраны зоны загрязнения по периметру;

– осуществление контроля за учетом материальных ценностей, вывозимых и оставляемых в зоне;

– организация контрольных обходов домов и квартир с целью обеспечения полной эвакуации населения, опечатывания дверей домов, квартир, магазинов, складов, баз и других мест концентрации ценностей;

– обеспечение безопасности личного состава, организация плановой за­мены сводных отрядов через установленные периоды времени.

Организация охраны зоны загрязнения предусматривает выставление по ее периметру постов охраны и КПП, а также патрульных нарядов внутри зоны.

По периметру зоны выставляются круглосуточные трехсменные подвижные посты из расчета два человека на 1 км.

Внутри зоны дежурят круглосуточные трехсменные обеспеченные автотранспортом патрули из 2-3 человек.

В необходимых случаях возможно введение в зоне:

– режима повышенного контроля посредством возведения по ее периметру забора из колючей проволоки с подключенной системой сигнализации;

– специально оборудованных КПП;

– создания контрольной полосы;

– выставления наблюдательных вышек.