9.3. Организация охраны общественного порядка при ведении спасательных т неотложных аварийно-восстановительных работ
Чтобы правильно определить роль, место, задачи и порядок действий службы охраны общественного порядка ГО района при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, необходимо рассмотреть, что понимается под СНАВР.
Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы представляют собой комплекс работ, включающих в себя: спасательные работы, при проведении которых осуществляется ведение разведки очагов поражения; локализация и тушение пожаров на подступах к объектам и на самих объектах; прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах; извлечение пострадавших из разрушенных убежищ, укрытий, загазованных и задымленных помещений, оказание им первой медицинской и врачебной помощи, а также эвакуацию в больничные базы загородной зоны; вывод населения из районов вероятного затопления; санитарную обработку людей и обеззараживание их одежды; обеззараживание территории, сооружений, транспорта, специальной техники, дорог и т.п. Этот вид работ является определяющим в комплексе СНАВР.
Потребность сил и средств при обеспечении ООП будет зависеть от обстановки, складывающейся в очаге поражения, размера территории, количества объектов, на которых должны вестись спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы, количества объектов, которые необходимо взять под охрану или наблюдение, протяженности маршрутов ввода формирования ГО в очаг поражения у вывода из него пострадавших. Поэтому для проведения всего комплекса СНАВР заблаговременно создается группировка сил ГО района, которая при необходимости выводится в загородную зону. Состав группировки определяется начальником ГО в зависимости от наличия сил и средств ГО и предполагаемого характера и объема работ.
В состав группировки проводящей СНАВР, входит сводный отряд сил ОВД по охране общественного порядка (СООП) в районе проведения СНАВР. Данный отряд должен выполнять следующие задачи:
– организация и ведение разведки в очагах массового поражения в интересах службы;
– обеспечение охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;
– организация безопасности и регулирования дорожного движения на маршрутах ввода сил формирований ГО в очаг поражения и в ходе СНАВР;
– осуществление режима допуска в очаги поражения;
– контроль за выполнением населением, правил карантина в очаге заражения;
– обеспечение охраны важных объектов;
– содействие должностным лицам ГО в мобилизации транспорта и населения для ведения СНАВР;
– организация и ведение учета потерь населения;
– защита личного состава ОВД.
При оценке обстановки начальник службы ООП ГО района должен учесть:
– состав населения района;
– его моральное и психологическое состояние после применения противником оружия массового поражения;
– расположение убежищ, укреплений на территории района;
– места, где возможно возникновение паники и групповых нарушений общественного порядка;
– радиационную, химическую или бактериологическую обстановку, сложившуюся на территории района;
– возможности своих сил, их состояние, положение, обеспеченность и защищенность;
– характер местности и ее влияние на действия сил СООП ГО района;
– метеорологические условия, время года и суток.
В результате оценки обстановки начальник СООП ГО района делает выводы и производит необходимые расчеты потребности сил и средств, расчет на выдвижение и др.
На основе уяснения полученной задачи, выводов из оценки обстановки, проведенных расчетов на основании данных, полученных от разведки штаба ГО и разведывательных подразделений службы, личного наблюдения и прогнозирования, принимает решение, в котором определяет:
замысел предстоящих действий службы;
количество смен и их численность;
продолжительность и режим работы;
время готовности и порядок выдвижения к очагу поражения;
порядок взаимодействия с частями ГО, войсковыми частями МО, МВД РБ, командами охраны общественного порядка объектовых формирований ГО;
организацию управления силами и средствами службы ООП при выполнении задач;
место пунктов управления;
вопросы, направленные на всестороннее обеспечение сил службы ООП при проведении СНАВР.
Свое решение начальник СООП ГО района докладывает в штаб ГО района и вышестоящий штаб СООП, а затем доводит его до руководителей групп путем отдачи устного приказа. В ходе обеспечения общественного порядка при ведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ задачи отдельным группам ставятся или уточняются распоряжениями.
Приказ и распоряжения должны излагаться кратко, четко и так, чтобы подчиненные ясно поняли свою задачу.
В приказе начальник СООП ГО района обычно указывает:
1. Краткие сведения о виде взрыва, его эпицентре, краткую характеристику обстановки, характеристику разрешений наиболее важных и специальных объектов в местах массового скопления населения, в том числе пострадавших, имеющие место панические явления, групповые нарушения общественного порядка.
2. Задачу группировки сил ГО района.
3. Задачу группировки сил службы ООП ГО района.
4. Замысел предстоящих действий службы ГО района.
5. После слова «приказываю» ставит задачи подчиненным силам, входящим в состав группировки сил СООП ГО района: патрульно-постовой группе по ООП, группе по охране специальных объектов, оперативно-поисковой группе, группе учета потерь населения.
6. Порядок оказания помощи пострадавшему личному составу службы ООП; пункта сбора нарядов после смены или при получении установленных доз облучения; меры по защите личного состава при несении службы и предельно допустимые дозы облучения.
7. Время готовности к выполнению задачи, состав и место расположения резерва и порядок его использования.
8. Способы поддержания связи и сроки представления донесений; место пункта управления СООП ГО района и ГО района.
При организации взаимодействия начальник СООП ГО района должен согласовать усилия всех сил, входящих в группировку и вспомогательных сил, добиться единого понимания всеми начальниками поставленных перед СООП ГО района задач и способов их выполнения; наметить и согласовать варианты действий сил исходя из характера сложившейся оперативной обстановки на территории района, а также указать сигналы оповещения, управления и взаимодействия.
Организация взаимодействия может осуществляться методом указаний начальника СООП ГО района и докладов подчиненных о порядке действий при выполнении поставленных задач.
Исходя из характера выполняемых задач в очаге поражения, сводный отряд по ООП ГО района состоит из следующих групп:
Разведывательной.
Патрульно-постовой.
По охране специальных объектов.
Оперативно-поисковой.
Учета потерь населения.
Резерв.
В условиях крайне ограниченного времени начальник СООП ГО района организует взаимодействие обычно методом указаний. В ходе ведения СНАВР взаимодействие осуществляется непрерывно, постоянно уточняется, а при разных изменениях обстановки организуется заново.
При постановке задач и организации взаимодействия подчиненных силам начальник службы при необходимости может определить виды нарядов, которые необходимо выделить от каждой группы для успешного выполнения задач, поставленных перед СООП ГО района при ведении СНАВР.
Так, патрульно-постовая служба по ООП в этот период может состоять из следующих видов нарядов:
– контрольно-пропускные пункты;
– постов регулирования движения на маршрутах ввода формирований ГО на объекты ведения СНАВР, а также вывода пострадавших из очага поражения;
– постов по поддержанию порядка на пунктах сбора и санитарной обработки пострадавших, а также по обеспечению допуска граждан в пораженные районы;
– патрулей по поддержанию порядка на заданных им маршрутах и прилегающих к ним территорий, а также осуществлению административного надзора за соблюдением всеми находящимися в очаге поражения гражданами и должностными лицами установленных правил поведения и т.д.
На основе анализа обстановки, сложившейся после нападения противника и сохранившихся сил и средств службы, начальник СООП ГО района определяет количество нарядов YПH; определяет каждому из них район деятельности, время начала и продолжительность работы, дислокацию пунктов сбора личного состава после окончания работы либо с получением установленных доз облучения, а также пункты специальной обработки.
В условиях современной войны возможно применение противником химического и биологического оружия.
С возникновением очага химического заражения начальник службы ООП ГО района уточняет в службе противохимической защиты тип и степень концентрации отравляющего вещества (0В), а также границы очага заражения и принимает решение на обеспечение ООП при проведении работ по ликвидации очага химического заражения, в котором отражается: порядок обозначения границ очага поражения; время и место выставления постов обеспечения безопасности движения на маршрутах следования сил ГО к очагу заражения; время и места выставления КПП, порядок обеспечения ООП в местах оказания пострадавшим медицинской помощи, на станциях дегазации одежды и транспорта; порядок содействия формированиям ГО в мобилизации населения для ведения работ по ликвидации последствий химического заражения в розыске и эвакуации пораженных из очага заражения.
Вводятся наряды СООП ГО района в очаг заражения за разведкой ГО, силами медицинской службы и командами обеззараживания. Личный состав нарядов оснащается приборами химической разведки и обеспечивается средствами индивидуальной противохимической защиты.
Посты несут службу на тех дорогах, которые не будут использоваться для ввода формирований в очаг заражения.
Подвижные наряды патрулируют территорию по внешней границе очага заражения между КПП и постами.
Очаг бактериального заражения считается ликвидированным тогда, когда с момента госпитализации последнего заболевшего пройдет срок, равный максимальному инкубационному периоду и в течение которого не будет новых заболеваний, а в очаге заражения будут проведены все намеченные мероприятия.
В случае применения противником одновременно или последовательно ядерного, химического, биологического оружия и обычных средств поражения возникает очаг комбинированного поражения. Очаги комбинированного поражения возникают также в результате применения ядерного оружия по объектам, производящим или использующим сильнодействующие ядовитые вещества.
Сочетание разнообразных видов поражения в этих очагах вызывает увеличение потерь, в значительной степени усложняет спасательные работы и организацию охраны общественного порядка при их ведении и потребует одновременного привлечения большого количества сил и средств.
Спасательные работы в очаге комбинированного поражения характеризуются: необходимостью одновременного или последовательного привлечения различных своему назначению сил и средств, способным к действиям в условиях применения противником различных видов оружия массового поражения, обязательного использования всем личным составом СООП ГО района средств органов дыхания и кожи и необходимостью обеспечения пораженных противогазами.
Служба ООП ГО по ликвидации последствий комбинированного поражения выполняет все задачи, возложенные на нее при ведении СНАВР в очагах ядерного поражения, химического и бактериального заражения. Начальник службы ООП на основе данных разведки ГО и других подразделений принимает решение на ООП в очаге комбинированного поражения.
В нем предусматривается:
– оснащение личного состава, назначаемого в наряд, средствами индивидуальной защиты, дозиметрического контроля и приборами химической разведки;
– порядок смены и санитарной обработки личного состава;
– обеспечение ООП и безопасности движения на участках и объектах, где будут производиться дегазация, дезинфекция и дезактивация;
– охрана порядка в местах размещения населения, выведенного из очага на незараженную территорию;
–обеспечение охраны специализированных и инфекционных учреждений.
Кроме того, устанавливается карантин на маршрутах эвакуации пораженных и в населенных пунктах, где располагаются медицинские учреждения, с целью исключить контакт местного населения с пораженными и обслуживающим персоналом. Совместно со службой ООП ГО района в проведении режимных, карантинных мероприятий и при ведении СНАВР в очаге комбинированного поражения могут принимать участие воинские подразделения, формирования ГО, общественность.
В ходе ведения работ в очагах комбинированного поражения значительно повышаются требования к соблюдению всем личным составом ООП ГО района мер защиты населения, оказавшегося в очаге поражения.
Смена личного состава охраны общественного порядка, работающего в очаге комбинированного поражения, при наличии бактериального заражения производится при строжайшем соблюдении режимных мероприятий. Личный состав выводится в районы, назначаемые в пределах зоны карантина или обсервации, где проводится их специальная обработка с учетом наличия радиоактивного, химического и бактериального заражения. При необходимости непосредственно в районе расположения сил устанавливается карантин.
10. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ВВЕДЕНИИ ВОЕННОГО ИЛИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
10.1 Правовые основы, порядок введения и меры по обеспечению на территории Республики Беларусь режима чрезвычайного положения.
Органы внутренних дел, решая задачи охраны общественного порядка, безопасности дорожного движения, борьбы с преступностью, участвуют наряду с другими правоохранительными органами в обеспечении правового режима военного и чрезвычайного положения.
Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленные ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей. (Статья 1. Закона Республики Беларусь от 24 июня 2002 года № 117-З О чрезвычайном положении»)
Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, а также устранение опасности, представляющей угрозу территориальной целостности и существованию государства.
Основанием для введения чрезвычайного положения является наличие обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существованию государства, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
К таким обстоятельствам относятся:
– чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
– чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий;
– беспорядки, сопровождающиеся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность для жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существования государства.
Чрезвычайное положение на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Республики Беларусь с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Указ Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения подлежит немедленному официальному опубликованию, а также распространению через все другие средства массовой информации, каналы связи и оповещения.
После обнародования указа Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь обязаны прибыть к месту проведения заседания Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в возможно короткие сроки без специального вызова.
Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь рассматривает указ Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения и не позднее чем в трехдневный срок после его внесения принимает соответствующее решение.
Указ Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения, не утвержденный большинством голосов от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, утрачивает силу сразу же после принятия соответствующего решения Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, о чем население Республики Беларусь или ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток.
По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Республики Беларусь с соблюдением требований, установленных настоящим Законом для введения чрезвычайного положения.
Чрезвычайное положение отменяется Президентом Республики Беларусь ранее срока, установленного в соответствии с настоящим Законом, при устранении обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Республики Беларусь или ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
Указом Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения на срок его действия может предусматриваться введение следующих чрезвычайных мер и временных ограничений: полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий государственных органов; установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств и т.д.
В случае введения чрезвычайного положения при наличии ЧС природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций в дополнение к чрезвычайным мерам и временным ограничениям могут быть предусмотрены следующие чрезвычайные меры и временные ограничения: временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им временных жилых помещений; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; привлечение государственного материального, а также государственного материального мобилизационного резервов, мобилизация ресурсов организаций, изменение режима их работы, переориентация организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и ряд других ограничений.
В случае введения чрезвычайного положения при наличии беспорядков в дополнение к чрезвычайным мерам и временным: введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и (или) документов, удостоверяющих личность граждан; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств граждан; ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, алкогольной продукции, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные, сильнодействующие вещества; выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств – за счет средств республиканского бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке.
Исходя из сложившейся обстановки, в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций - временное изъятие наряду с оружием и боеприпасами, ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ.
Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, органов государственной безопасности, внутренних войск, а также органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
В исключительных случаях на основании указа Президента Республики Беларусь в дополнение к силам и средствам, указанным в Законе, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования. Пограничные войска привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Республики Беларусь.
Военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований выполняют задачи совместно с сотрудниками органов внутренних дел, органов государственной безопасности и военнослужащими внутренних войск. При этом на военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований распространяются положения законодательства Республики Беларусь о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.
Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Республики Беларусь назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Комендант территории на которой введено чрезвычайное положение: издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями и должностными лицами, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения; устанавливает время и срок действия комендантского часа; определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее; устанавливает особый режим продажи оружия и боеприпасов, алкогольной продукции, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные, сильнодействующие вещества и т.д.
Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, вправе принимать участие во всех заседаниях республиканских органов государственного управления и органов местного управления и самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и вносить предложения по вопросам, отнесенным настоящим Законом и законодательством Республики Беларусь к его компетенции.
Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляет руководство комендатурой указанной территории.
Образование комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, не приостанавливает деятельность органов местного управления и самоуправления, действующих на указанной территории, если иное не предусмотрено указом Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения.
Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Республики Беларусь может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения.
Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Установленные законодательством порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в период действия чрезвычайного положения не подлежат.
Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.
Решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд.
В случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено чрезвычайное положение, граждане, подлежащие выдворению за ее пределы, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами.
Указы Президента Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением (приостановлением) прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением (отменой) чрезвычайного положения без специального о том уведомления.
Прекращение (отмена) чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.
10.2. Правовые основы, порядок введения и мер по обеспечению на территории Республики Беларусь режима военного положения
Военное положение - особый правовой режим деятельности государства и общества, временно вводимый на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы Республике Беларусь или нападения на Республику Беларусь (акта вооруженной агрессии), связанный с предоставлением государственным органам и органам военного управления, местным советам обороны полномочий, необходимых для предотвращения военной угрозы Республике Беларусь или отражения нападения на Республику Беларусь (акта вооруженной агрессии), а также с временным ограничением прав и свобод личности и прав организаций, возложением на них дополнительных обязанностей (Ст. 1. Закона Республики Беларусь от 13 января 2003 г. № 185-З «О военном положении»)
Военная угроза Республике Беларусь (далее - военная угроза) - действия другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), указывающие на реальное намерение применить вооруженную силу против суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;
Нападение на Республику Беларусь (акт вооруженной агрессии) (далее - нападение) - применение другим государством (другими государствами) вооруженной силы против суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций.
Правовыми основами военного положения являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь в данной области. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Целью введения военного положения является создание необходимых условий для устранения военной угрозы или отражения нападения.
Основаниями для введения военного положения на территории Республики Беларусь являются военная угроза или нападение.
Военной угрозой признаются любые из следующих действий: объявление войны Республике Беларусь со стороны другого государства (других государств); концентрация вооруженных сил другого государства (других государств) вдоль Государственной границы Республики Беларусь, указывающая на реальное намерение применить вооруженную силу против суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь; возникновение очагов вооруженных конфликтов, направленных против Республики Беларусь; проведение в другом государстве (других государствах) мобилизации с целью нападения на Республику Беларусь; активизация международного терроризма, направленного против Республики Беларусь и угрожающего ее суверенитету, независимости и территориальной целостности; иные действия другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), включая заявления и демонстрацию силы, осуществляемые в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и реально указывающие на подготовку к нападению на Республику Беларусь.
Военное положение на территории Республики Беларусь вводится указом Президента Республики Беларусь с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (далее - Совет Республики).
Указ Президента Республики Беларусь о введении военного положения подлежит немедленному официальному опубликованию, а также распространению через все другие средства массовой информации, каналы связи и оповещения.
После обнародования указа Президента Республики Беларусь о введении военного положения члены Совета Республики обязаны прибыть к месту проведения заседания Совета Республики в возможно короткие сроки без специального вызова.
Совет Республики рассматривает указ Президента Республики Беларусь о введении военного положения и не позднее чем в трехдневный срок после его внесения принимает соответствующее решение. Указ Президента Республики Беларусь о введении военного положения, не утвержденный большинством голосов от полного состава Совета Республики, утрачивает силу сразу же после принятия соответствующего решения Советом Республики, о чем население Республики Беларусь оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.
Военное положение, введенное на территории Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом, отменяется указом Президента Республики Беларусь после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Республики Беларусь оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.
С момента отмены военного положения нормативные правовые акты Республики Беларусь, принятые (изданные) для обеспечения режима военного положения, не применяются и подлежат отмене государственными органами (должностными лицами), их принявшими (издавшими), если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
С момента отмены военного положения государственные органы и органы военного управления в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, прекращают осуществление полномочий в области обеспечения режима военного положения.
Режим военного положения определяется настоящим Законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для устранения военной угрозы или отражения нападения.
Обеспечение режима военного положения осуществляется Президентом Республики Беларусь, государственными органами, органами военного управления и местными советами обороны в соответствии с полномочиями, предоставленными им настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, путем применения мер, предусмотренных настоящим Законом и определенных указом Президента Республики Беларусь о введении военного положения.
Органы местного самоуправления, иные организации и граждане оказывают государственным органам и органам военного управления, местным советам обороны содействие в обеспечении режима военного положения.
На основании указа Президента Республики Беларусь о введении военного положения в период действия военного положения применяются следующие меры: установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды; введение особого режима работы объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды; привлечение государственного, а также мобилизационного резервов, мобилизация ресурсов организаций, изменение режима их работы, переориентация организаций на производство необходимой продукции и иные необходимые изменения производственно-хозяйственной деятельности и др.
Для обеспечения режима военного положения в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, могут быть привлечены Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования. Решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к решению задач по осуществлению режима военного положения принимается Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Безопасности Республики Беларусь и доводится до органов военного управления.
Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования: охраняют общественный порядок, объекты, подлежащие государственной охране, и объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объекты, представляющие повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды; обеспечивают соблюдение установленных ограничений на свободу передвижения по территории Республики Беларусь, а также введенного особого режима въезда на территорию Республики Беларусь и выезда с нее, включая установленные ограничения на въезд на территорию Республики Беларусь и пребывания на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; участвуют в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями; осуществляют ограничение движения транспортных средств, их досмотр, а при необходимости – задержание; осуществляют мероприятия комендантского часа, а также проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, осмотр жилых и других помещений; задерживают граждан при нарушении ими режима военного положения на срок не более трех суток; обеспечивают введение в органах военного управления дополнительных мер, направленных на усиление защиты государственных секретов; осуществляют военную цензуру за почтовыми отправлениями и сообщениями, контроль за телефонными переговорами; пресекают деятельность незаконных вооруженных формирований, террористическую и диверсионную деятельность; участвуют в иных мероприятиях по обеспечению режима военного положения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
На территории, на которой ведутся военные действия, применение мер, на основании указа Президента Республики Беларусь может быть возложено на органы военного управления. Границы указанной территории и полномочия органов военного управления по применению мер определяются указом Президента Республики Беларусь.
В ходе реализации мер по обеспечению режима военного положения в зонах ответственности органы военного управления издают приказы, обязательные для выполнения всеми организациями и гражданами.
С введением военного положения в областях, районах, городах на основании указа Президента Республики Беларусь создаются местные советы обороны.
Местные советы обороны являются составной частью системы обороны Республики Беларусь и подчинены Совету Безопасности Республики Беларусь.
Непосредственное руководство местными советами обороны возлагается на руководителей соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.
Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа и его заместители, командиры (начальники) местных органов военного управления, органов внутренних дел, государственной безопасности, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям являются членами местного совета обороны по должности. Иные члены местного совета обороны назначаются руководителем местного исполнительного и распорядительного органа.
Местные советы обороны в соответствии с указом Президента Республики Беларусь о введении военного положения реализуют меры по обеспечению режима военного положения: принимают меры по усилению охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; организуют осуществление особого режима работы объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды; организуют осуществление запретов или ограничений на проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и иных массовых мероприятий; организуют выполнение работ оборонного характера, ликвидацию последствий применения оружия, восстановление поврежденных (разрушенных) объектов, систем жизнеобеспечения и военных объектов, борьбу с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями и т.д.
Правосудие в период действия военного положения осуществляется только судом в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действующим на момент введения военного положения. Образование чрезвычайных судов запрещается. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь в период действия военного положения осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действующим на момент введения военного положения.
В период действия военного положения не допускаются роспуск Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, проведение выборов и референдумов. В случае истечения в период действия военного положения срока полномочий выборных государственных органов и должностных лиц срок их полномочий продлевается до прекращения периода действия военного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном настоящим Законом.
- Курс лекций
- 1. Предмет, задачи и система дисциплины «тактико-специальная подготовка».
- 2.2. Графические документы, используемые овд в особых условиях
- 3. Основы организации и виды специальных мероприятий, осуществляемых в особых условиях
- 4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе проведения массовых мероприятий
- 4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий
- 5. Организация и тактика пресечения
- 5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
- 5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 6. Обеспечение общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, крупных авариях, эпидемиях и эпизоотиях
- 6.1. Виды стихийных и иных бедствий. Задачи овд при их возникновении
- 6.2. Подготовка овд к действиям в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф
- План «Шторм» включает следующие разделы:
- 6.3. Обеспечение карантинных мероприятий при возникновении эпидемий и эпизоотий
- 6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- 6. 5. Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях
- 7. Правовые основы организации и тактика деятельности овд в условиях обширного загрязнения территорий радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.1. Понятие специального правового режима территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.2. Организация и тактика действий овд по охране общественного порядка в условиях загрязнения территорий вредными веществами.
- 7.3. Особенности организации службы личного состава овд в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах.
- 8. Ведение радиационной, химической,
- 8.1. Характеристика очага ядерного поражения,
- Воздействие светового излучения на людей.
- 8.2. Характеристика очага химического заражения
- 8.3. Характеристика очага бактериологического заражения
- 8.4. Задачи, силы, средства и организация разведки гражданской обороны
- 8.5. Приборы радиационной и химической разведки
- 9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь
- 9.3. Организация охраны общественного порядка при ведении спасательных т неотложных аварийно-восстановительных работ
- 10.3. Задачи и функции органов внутренних дел при введении военного или чрезвычайного положения.
- 10.4. Планирование перевода органов внутренних дел с мирного на военное время и мероприятия, проводимые овд при введении военного положения.
- 10.5. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.