10.5. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.
Органы внутренних дел, решая задачи охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, участвуют наряду с другими правоохранительными органами в обеспечении правого режима военного и чрезвычайного положения.
При введении военного и чрезвычайного положения возможны массовые беспорядки и групповые правонарушения, распространение ложных и провокационных слухов, паника. Создаются условия для совершения специфических преступлений, таких, как: умышленное списание с целью последующего хищения продуктов питания, материальных и транспортных средств, техники под предлогом их химического, бактериального или радиационного заражения, хищение в корыстных целях заряженных продуктов и др. Активизируются действия вооруженных преступников и их групп.
Деятельность органов внутренних дел в условиях чрезвычайного или военного положения характеризуется рядом специфических особенностей.
Во-первых, они являются специальными органами государства, деятельность которых направлена на поддержание установленного общественного порядка и необходимой безопасности граждан.
Во-вторых, органы внутренних дел имеют в своей структуре все необходимые подразделения (службы) для выявления и пресечения противоправных действий в процессе организации и практического осуществления мер, обеспечивающих общественный порядок и безопасность граждан в условиях чрезвычайного или военного положения.
В-третьих, осуществление борьбы с противоправными явлениями непосредственно касается значительного числа граждан, проживающих в зоне чрезвычайного или военного положения.
В-четвертых, органы внутренних дел, предупреждая и пресекая в данных условиях административные правонарушения и преступления, тем самым способствуют обеспечению и защите основных прав и свобод граждан.
Деятельность органов внутренних дел по обеспечению режима чрезвычайного и военного положений по своей целенаправленности подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя форма деятельности используется для решения внутриорганизационных вопросов (решение штатных вопросов, ведение делопроизводства, непосредственное руководство подразделениями органа и т.п.). Внешняя деятельность осуществляется в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание этой деятельности по обеспечению режима чрезвычайного и военного положения. Оба направления (внутреннее и внешнее) неразрывно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Использование института чрезвычайного и военного положений как «крайнего» средства обеспечения правопорядка происходит в случаях, когда обычных мер для устранения негативных последствий возникшей чрезвычайной ситуации оказывается недостаточно. Ввиду этого государство вынуждено применять особые меры. Законодательство большинства стран содержит также специальные нормы права, ограничивающие определенные права и свободы человека и гражданина в условиях чрезвычайного и военного положений.
1 См.: Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1989. С. 10.
- Курс лекций
- 1. Предмет, задачи и система дисциплины «тактико-специальная подготовка».
- 2.2. Графические документы, используемые овд в особых условиях
- 3. Основы организации и виды специальных мероприятий, осуществляемых в особых условиях
- 4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе проведения массовых мероприятий
- 4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий
- 5. Организация и тактика пресечения
- 5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
- 5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 6. Обеспечение общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, крупных авариях, эпидемиях и эпизоотиях
- 6.1. Виды стихийных и иных бедствий. Задачи овд при их возникновении
- 6.2. Подготовка овд к действиям в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф
- План «Шторм» включает следующие разделы:
- 6.3. Обеспечение карантинных мероприятий при возникновении эпидемий и эпизоотий
- 6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- 6. 5. Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях
- 7. Правовые основы организации и тактика деятельности овд в условиях обширного загрязнения территорий радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.1. Понятие специального правового режима территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.2. Организация и тактика действий овд по охране общественного порядка в условиях загрязнения территорий вредными веществами.
- 7.3. Особенности организации службы личного состава овд в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах.
- 8. Ведение радиационной, химической,
- 8.1. Характеристика очага ядерного поражения,
- Воздействие светового излучения на людей.
- 8.2. Характеристика очага химического заражения
- 8.3. Характеристика очага бактериологического заражения
- 8.4. Задачи, силы, средства и организация разведки гражданской обороны
- 8.5. Приборы радиационной и химической разведки
- 9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь
- 9.3. Организация охраны общественного порядка при ведении спасательных т неотложных аварийно-восстановительных работ
- 10.3. Задачи и функции органов внутренних дел при введении военного или чрезвычайного положения.
- 10.4. Планирование перевода органов внутренних дел с мирного на военное время и мероприятия, проводимые овд при введении военного положения.
- 10.5. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.