5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
Массовые беспорядки, являясь наиболее опасным чрезвычайным происшествием, создают экстремальные условия для деятельности не только ОВД, но и иных государственных структур. По своему характеру, направленности, последствиям они представляют серьезную опасность для граждан и вызывают большой общественный резонанс.
Для того чтобы разработать теоретически и внедрить в практическую деятельность ОВД тактику борьбы с массовыми беспорядками, необходимо решить, можно ли назвать последние непредсказуемым, стихийным явлением или же они имеют определенный сценарий.
Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что характерной чертой массовых беспорядков является то, что они совершаются на фоне буйства и несдержанности толпы, ее стремления к разрушительным действиям. За счет постоянного притока любопытствующих, особенно молодежи, которая в своих действиях руководствуется больше хулиганскими побуждениями, нежели интересами, в защиту которых организуется та или иная акция, толпа за короткий отрезок времени может организационно оформиться и превратиться в грозную решительную силу. Эту особенность и используют лица, заинтересованные в разжигании беспорядков. Их деятельность может выражаться как в действиях по подготовке массовых беспорядков (распространение листовок, проведение агитационной работы и т.п.), так и в непосредственном участии в них. Ведь мало собрать толпу. Для того чтобы она стала организованным целым, нужно ее «разжечь», повести за собой, указать врага, в качестве которого, как правило, выступают сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка.
Под групповыми нарушениями общественного порядка принято понимать совместное умышленное совершение группой лиц общественно опасных действий, дезорганизующих нормальную деятельность государственных или общественных учреждений, предприятий, организаций или транспорта, либо противодействующих законным требованиям представителей власти, а также создающих опасность для жизни и здоровья граждан.
Массовые беспорядки представляют собой организованные, умышленно совершаемые массовые групповые нарушения общественного порядка, которые сопровождаются погромами, поджогами, уничтожением имущества и другими подобными действиями и оказанием вооруженного сопротивления представителям органов власти.
Для действий при массовых беспорядках ОВД вынуждены создавать новую организационную структуру и систему управления силами и средствами, использовать иные по сравнению с обычной обстановкой приемы и методы работы, вводить другой, более жесткий режим функционирования.
Массовые беспорядки относятся к числу наиболее опасных, чрезвычайных происшествий, создающих экстремальные условия для деятельности не только ОВД, но и иных министерств и ведомств, предприятий и учреждений.
Массовые беспорядки в соответствии с уголовным законодательством относятся к преступлениям против общественной безопасности.
В ходе массовых беспорядков могут совершаться преступления и против порядка управления.
При любых обстоятельствах и особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, эффективность деятельности ОВД во многом зависит от общей обстановки. Когда властные структуры владеют общей ситуацией, действуют в соответствии с Конституцией, могут влиять на жизненные процессы, происходящие в обществе и регионе, имеют определенный авторитет у большой части населения и далеки от националистических предрассудков, тогда и органы внутренних дел имеют социальную и особенно правовую базу для того, чтобы эффективно влиять на оперативную обстановку.
Наиболее сложные условия для деятельности ОВД возникают тогда, когда они сами становятся объектами агрессивных действий, выступают стороной конфликта. А это может происходить по следующим причинам:
– будучи органами исполнительной власти, они олицетворяют в глазах населения саму власть и тем самым как бы разделяют ответственность за ее ошибочные или непопулярные решения. Стремление опереться на силовые методы преодоления конфликта объективно втягивает ОВД в противостояние;
– имеют место непрофессиональные действия самих ОВД (превышение власти, излишняя жестокость, нарушение закона и др.) или их бездействие в ситуациях, требующих немедленного вмешательства;
– может вестись и целенаправленная кампания по дискредитации, распространению порочащих слухов и провокационных действий в отношении ОВД со стороны определенных категорий граждан.
Массовые беспорядки представляют серьезную опасность для общества и вызывают большой общественный резонанс. Не случайно в этих условиях согласно ст. 84 Конституции страны Президент Республики Беларусь имеет право ввести чрезвычайное положение.
Массовые беспорядки – преступление умышленное. Лица, их организующие или активно участвующие в них, могут действовать из хулиганских побуждений, корыстных или иных целей.
Основными причинами, вызывающими групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки могут быть:
– экономические (бытовая неустроенность, низкая заработная плата, нехватка продовольствия и промышленных товаров);
– политические (заранее спланированные политическими силами или спонтанные массовые волнения);
– экологические;
– межнациональные;
– религиозные;
– социальные и другие
Уясняя причины возникновения массовых беспорядков, особое внимание следует обратить на социально-экономический фактор, когда снижение уровня благосостояния граждан соответствует увеличению потрясений, переживаемых в обществе. Анализ практики позволяет также говорить и о политическом аспекте, когда, например, официальными властями предпринимаются какие-либо меры, непопулярные среди большей части населения.
Помимо вышеуказанных можно выделить причины воспитательного характера (конфликты между различными неформальными группами молодежи), а также недостатки в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления (несвоевременное раскрытие тяжких преступлений, вызвавших большой общественный резонанс; неумелые и непродуманные действия некоторых работников милиции в острых конфликтных ситуациях, особенно при задержании граждан, применении оружия и специальных средств; неправильные действия различных государственных органов, ущемляющих интересы определенных групп населения). Как правило, причины возникновения массовых беспорядков взаимосвязаны между собой.
Поводы к массовым беспорядкам могут быть самые различные. Наиболее распространенными из них являются:
– случайная смерть кого-либо из граждан в помещении ОВД (дежурной части или вытрезвителе);
– гибель или телесные повреждения человека в результате неосторожного наезда милицейского автотранспорта;
– грубое обращение сотрудников милиции с правонарушителями в присутствии большого количества людей;
– попытки задержать в толпе с использованием силовых методов участников хулиганских действий;
– неправильное применение работником правоохранительных органов оружия.
Поводами могут служить также производственные аварии, повлекшие жертвы, несвоевременная выдача заработной платы рабочим и служащим и т.д.
Для массовых беспорядков как общественных явлений свойственна постепенность нарастания напряженности, поэтапность развития. Они выступают в качестве социального «взрыва», разрядки скопившегося недовольства большой группы граждан. Поэтому в основе деятельности ОВД и других органов власти и управления по предупреждению массовых беспорядков должно лежать глубокое знание их действительных причин, поводов и закономерностей. Наоборот, утверждения о непредсказуемости возникновения массовых беспорядков ведут к оправданию беспечности и бездеятельности руководства, к дезориентации личного состава.
Исходя из анализа процессов развития массовых беспорядков в условиях различных конфликтов, условно их содержание можно разделить на следующие этапы.
1. Формирование причин и поводов для возникновения массовых беспорядков (разрастание слухов, домыслов негативного характера, появление неформальных лидеров, попытки организовать несанкционированные митинги, демонстрации и т.д.).
2. Начало массовых беспорядков (образование толпы, потенциально готовой к совершению насильственных действий, начальные агрессивные действия - бросание камней, разрушение оград, поджоги автомобилей, нападение на сотрудников милиции, военнослужащих внутренних войск с целью захвата оружия и т.д.).
3. Кульминация массовых беспорядков (начало разрушительных действий, массовых актов насилия, вандализма, погромы, поджоги, грабежи и убийства). На данном этапе возможны захваты зданий с взятием заложников, перестрелки с силами правопорядка, взрывы, диверсии, террористические акты. В этот момент толпа выходит из подчинения "лидеров" и представляет собой бесконтрольную, неуправляемую силу. Она постоянно втягивает в свои ряды все новых участников.
4. Затухание беспорядков. Под воздействием сил охраны правопорядка толпа распадается на отдельные группы, за счет чего снижается ее агрессивность. На этом этапе отдельные вспышки волнений еще остаются, нагнетаются провокационные слухи о бесчинствах сотрудников милиции и военнослужащих ВВ, взаимоотношения с населением остаются напряженными, устраиваются провокации, предпринимаются попытки проведения несанкционированных митингов и т.д.
Участников толпы, осуществляющей массовые беспорядки можно условно разделить на три группы:
– 70% – любопытствующие. Это лица, стремящиеся узнать, что случилось, что происходит, как будут дальше развиваться события. Это самая большая часть толпы, которая непосредственного участия в массовых беспорядках не принимает и при правильном разрешении конфликта добровольно расходится.
– 25% – активные участники. Это большая по численности группа, выполняющая основную долю всей разрушительной работы. Сюда обычно входят лица, в прошлом судимые за совершение тяжких преступлений или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за мелкое хулиганство и другие правонарушения, а также граждане, ведущие антиобщественный образ жизни.
– 5% – организаторы и подстрекатели. Это самая немногочисленная часть толпы, однако, наиболее опасная, корректирующая все действия последней.
Знание этапов развития массовых беспорядков или групповых нарушений общественного порядка, причин и поводов их возникновения необходимо сотрудникам ОВД для того, чтобы правильно выбрать тактические приемы и способы своих действий и при минимальных затратах сил и средств своевременно предупредить или пресечь эти противоправные деяния.
На этапах зарождения массовых беспорядков ОВД должны проводить раннюю профилактику. Для чего необходима своевременная разработка и осуществление специальных мероприятий предупредительного характера. Их определение должно основываться на направленном анализе и оценке оперативной обстановке, на глубоком изучении общественного мнения о деятельности милиции, настроения и отношения к ней.
Большинство инцидентов, переросших в массовые беспорядки, возникало в местах скопления населения.
Предупреждение возникновения и разрешение конфликтов с населением, завоевание его доверия – важнейшая задача, решаемая сотрудниками ОВД на всех стадиях конфликта.
При этом важно, чтобы любое применение силовых средств и мер принуждения было оправдано с точки зрения строгого соблюдения законности, оперативной целесообразности и общественного мнения, представлений людей о справедливости, законности, гуманности.
В таких условиях налаживание и поддержание диалога представителей ОВД на всех уровнях с населением, различными национальными группами и социальными слоями (в особенности оказывающими прямое воздействие на общественное мнение; духовенством, интеллигенцией, авторитетными руководителями, неформальными лидерами) – имеют решающее значение. Люди должны быть убеждены, что предпринимаемые меры не направлены против какой-либо национальной группы или всего населения, не носят характера наказания или репрессий. Что это -меры в защиту их безопасности, обеспечения общественного порядка, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.
Первоочередной задачей ОВД, привлекаемых к охране общественного порядка и обеспечению безопасности граждан в районах, где социальные отношения напряжены, должно стать проведение предупредительно-профилактических мероприятий во избежание их осложнения и перерастания в массовые беспорядки с тяжелыми последствиями и пресечение массовых беспорядков в случае их возникновения.
Во время осуществления агитационно-разъяснительной работы среди населения необходимо максимально использовать средства массовой информации, привлекать ученых, работников культуры, известных людей.
При проведении предупредительно-профилактических мероприятий правоохранительным органам вместе с другими государственными и общественными организациями следует поддерживать постоянный контакт с населением, учитывая местные обычаи и традиции. При этом необходимо организовывать агитационно-пропагандистскую и разъяснительную работу о нарушениях конкретных статей нормативно-правовых актов и санкциях, следующих за этими нарушениями, а также проводить встречи с гражданами по месту работы и жительства с целью изучения общественного мнения о происходящих событиях. Вместе с тем полезно разъяснять участникам конфликтующих сторон истинные причины возникновения существующих проблем. Нужно постоянно призывать противостоящие стороны воздерживаться от любых провокационных выходок, насильственных действий, представлять им реальную картину последствий противоборства, делая акцент на многочисленных человеческих жертвах, гибели и уничтожении материальных и духовных ценностей.
В тоже время руководителям ОВД следует принимать соответствующие меры по ограничению и недопущению в районе, где назревает конфликт, несанкционированных митингов и шествий, особенно с провокационными выходками, которые носят или могут носить явный агрессивный характер. Проведение таких митингов или шествий может вызвать нежелательную реакцию противоборствующей стороны.
В случаях проведения митингов противостоящими сторонами органам внутренних дел, во избежание возникновения конфликтных ситуаций, необходимо изолировать места их проведения. При этом сотрудникам органов внутренних дел следует трезво оценивать события и степень их опасности. А чтобы не обострять их еще более, следует проявлять выдержку и самообладание, терпеливо разъяснять участникам конфликта неправильность их действий, акцентировать внимание населения на возможности разрешения возникших проблем бесконфликтным способом, убеждать прекратить противоправные действия и принимать соответствующие обстановке меры по недопущению, а в случае необходимости, и пресечению групповых нарушений общественного порядка. Особенно важно проявлять бдительность во время пресечения правонарушений в местах скопления людей, а также при выявлении и задержании зачинщиков, распространителей провокационных и панических слухов (вместе с тем необходимо публичное разоблачение беспочвенности распространяемых слухов и принятие к распространителям жестких мер правового воздействия) и других активных участников групповых противоправных действий, учитывая возможную реакцию присутствующих граждан, так как непродуманные действия могут вызвать осложнение ситуации.
Во время проведения митингов и шествий существует опасность сопротивления толпы работникам правопорядка и неповиновения их законным требованиям, особенно со стороны молодежи, которая, как правило, является ударной силой в конфликтных ситуациях. Поэтому основное внимание следует уделять молодежи, наиболее легко вовлекаемой лидерами конфликтующих сторон и преступных группировок в противоправные действия.
При проведении таких митингов правоохранительным органам необходимо следить, чтобы организованная масса не превратилась в неуправляемую толпу. Как известно, "толпа" чаще всего представляет собой бесструктурное скопление людей, связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основными причинами формирования толпы являются "эмоциональное заряжение" и слухи. Несмотря на разные причины возникновения толпы, важнейшими ее характеристиками являются неуправляемость и потенциальная склонность к насильственным действиям. Как только толпа переходит к открытому насилию, даже лица, ранее не являющиеся сторонниками организаторов беспорядков, оказываются не в состоянии противостоять общему порыву и вовлекаются в происходящие события.
Масштабы насильственных действий толпы зависят от ее численности и общего настроя, от умения лидеров использовать разрушительный потенциал собравшихся, их способности спровоцировать противоправные действия.
С повышением внушаемости уменьшается степень критического отношения человека к самому себе и способность рационально перерабатывать и воспринимать распространяемую информацию. Толпа потому и представляет большую опасность, что в ней у человека возникает ощущение своей силы и при этом собственной анонимности и безнаказанности за поступки. Под влиянием толпы ее участник совершает иногда даже такие тяжкие преступления, на какие бы он никогда не решился в одиночку.
Нарядам ОВД и ВВ, осуществляющим блокирование мест проведения указанных мероприятий, следует не допускать в толпе или непосредственной близости от нее присутствия представителей другой стороны конфликта, а также лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.
В сложных конфликтных ситуациях, если немедленное задержание зачинщиков и активных участников групповых противоправных действий, приведших к столкновению, может повлечь разрастание конфликта, целесообразно воздержаться от решительных мер и ограничиться документированием противоправных действий организаторов, подстрекателей, зачинщиков и активных участников, а также установлением оперативным путем личности других нарушителей общественного порядка для последующего их задержания и привлечения к ответственности за совершенные правонарушения. При этом, как правило, возникают трудности сбора доказательств, выявления свидетельской базы, установления виновных. Неоценимую в этих вопросах помощь следствию оказывает наличие видеозаписей. Поэтому в процессе правоохранительной деятельности и впредь следует активно использовать видеозаписывающую аппаратуру.
Если массовые беспорядки показали агрессивность толпы в отношении сил правопорядка и стремление ее к захвату ГРОВД с целью завладения огнестрельным оружием (серия выступлений), то в таких условиях следует:
– принимать меры к дальнейшему техническому укреплению объектов разрешительной системы, упорядочению учета выдачи и использования оружия;
– более требовательно подходить к решению вопросов о выдаче (или временно прекратить выдачу) разрешений на приобретение и хранение оружия, к проверке лиц, допускаемых к работе, связанной с оружием;
– выявлять и изымать незаконно хранящееся оружие, составляя при этом процессуальные документы, необходимые для привлечения виновных к ответственности, пресекать факты незаконного изготовления оружия;
– принять меры к повышению технической оснащенности нарядов милиции и их готовности к отражению вооруженных нападений со стороны правонарушителей.
С учетом обретенного опыта следует иметь в виду, что при возникновении массовых беспорядков, необходимо:
– четко соотнести силы и средства с реальным учетом количества участников массовых беспорядков, возможной масштабностью развития событий;
– предусмотреть блокирование улиц с целью воспрепятствования передвижению новых групп противоборствующих сторон;
– немедленно создать оперативный штаб, координирующий действия всех подразделений;
– создать резерв в непосредственной близости от места событий;
– заранее предусмотреть использование специальных средств;
– реально оценивать и прогнозировать происходящие события;
– усилить пропаганду деятельности милиции по борьбе с преступностью и ООП с целью устранения получивших негативную окраску противоречий в отношениях ОВД и гражданского населения;
– разработать программу эффективных мер предупреждения и нейтрализации противоправной деятельности неформальных группировок и движений;
– пресекать разного рода слухи и спекуляции на непроверенных фактах, тенденциозные публикации в прессе, ведущие к формированию негативных стереотипов и росту недоверия к милиции.
При перерастании локальных конфликтов в массовые противоправные акции незамедлительно вводятся в действие специальные планы обеспечения охраны общественного порядка, привлекаются в установленном порядке силы и средства милиции и внутренних войск.
В случаях столкновения между отдельными противостоящими группами населения необходимо:
– принять меры по их быстрому пресечению, предотвращению перерастания конфликта в массовые беспорядки,
– своевременно изолировать и удалить из таких районов подстрекателей и активных участников конфликтов, лиц, действия которых направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной и иной вражды,
– активно проводить контрпропагандистскую деятельность, использовать контакты с лидерами национальных, культурных, религиозных и других общественных движений и организаций с целью недопущения дальнейшей дестабилизации обстановки.
На этом же этапе осуществляется расследование в кратчайшие сроки всех фактов противоправных действий , так, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не ушло от заслуженного наказания. Это будет предупреждением для лиц, предрасположенных к совершению тяжких и иных преступлений в период обострений социальных отношений, и поднимет авторитет ОВД среди конфликтующих сторон.
Таким образом, главной задачей ОВД при предотвращении массовых беспорядков являются тактически грамотные действия по нейтрализации условий, способствующих этим эксцессам, и недопущению инцидентов, выступающих поводами к их возникновению.
- Курс лекций
- 1. Предмет, задачи и система дисциплины «тактико-специальная подготовка».
- 2.2. Графические документы, используемые овд в особых условиях
- 3. Основы организации и виды специальных мероприятий, осуществляемых в особых условиях
- 4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе проведения массовых мероприятий
- 4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий
- 5. Организация и тактика пресечения
- 5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
- 5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 6. Обеспечение общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, крупных авариях, эпидемиях и эпизоотиях
- 6.1. Виды стихийных и иных бедствий. Задачи овд при их возникновении
- 6.2. Подготовка овд к действиям в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф
- План «Шторм» включает следующие разделы:
- 6.3. Обеспечение карантинных мероприятий при возникновении эпидемий и эпизоотий
- 6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- 6. 5. Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях
- 7. Правовые основы организации и тактика деятельности овд в условиях обширного загрязнения территорий радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.1. Понятие специального правового режима территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.2. Организация и тактика действий овд по охране общественного порядка в условиях загрязнения территорий вредными веществами.
- 7.3. Особенности организации службы личного состава овд в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах.
- 8. Ведение радиационной, химической,
- 8.1. Характеристика очага ядерного поражения,
- Воздействие светового излучения на людей.
- 8.2. Характеристика очага химического заражения
- 8.3. Характеристика очага бактериологического заражения
- 8.4. Задачи, силы, средства и организация разведки гражданской обороны
- 8.5. Приборы радиационной и химической разведки
- 9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь
- 9.3. Организация охраны общественного порядка при ведении спасательных т неотложных аварийно-восстановительных работ
- 10.3. Задачи и функции органов внутренних дел при введении военного или чрезвычайного положения.
- 10.4. Планирование перевода органов внутренних дел с мирного на военное время и мероприятия, проводимые овд при введении военного положения.
- 10.5. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.