4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий
Исполнительный период охватывает деятельность подразделений и нарядов от начала осуществления охранительных мер до рассредоточения граждан по окончании мероприятия (или окончания эвакуации).
Тактика охраны общественного порядка и обеспечения безопасности проявляются в целесообразных и эффективных действиях личного состава. Совокупность форм, методов, способов и приемов работы обусловлена сложностью и многообразием задач, решаемых в ходе массовых мероприятий.
На осложнение оперативной обстановки при проведении массовых мероприятий влияет целый ряд факторов, в первую очередь таких, как:
– прибытие на место проведения массовых мероприятий больших групп агрессивно настроенных болельщиков, в том числе из других населенных пунктов;
– превышение числа собравшихся участников массовых мероприятий над обслуживающей, пропускной способностью объекта, при отсутствии механизма регулирования потоков граждан;
– наличие на массовых мероприятиях противостоящих (конкурирующих, соперничающих, антагонистически настроенных) группировок;
– прибытие в зону массовых мероприятий большого количества лиц, склонных к правонарушениям: молодежных группировок, ранее судимых, лиц без определенного места жительства и т.д.;
– отсутствие воспитательной и организационной работы с группами болельщиков (фанатами), особенно из числа молодежи, мер воздействия на них;
– наличие рядом с местом проведения массовых мероприятий работающих зрелищных объектов, ресторанов, дискотек, клубов и т.д.;
– неблагоустроенность территории, прилегающей к месту массовых мероприятий (ремонтные работы, слабое освещение, плохие подъездные пути, отсутствие связи);
– недостатки технического и противопожарного оборудования мест (объекта) проведения массовых мероприятий, наличие в конструкциях недостатков;
– слабый контроль за пропускным режимом, проникновение на место массовых мероприятий посторонних лиц и проноса запрещенных предметов (спиртные напитки, жидкость в стеклянной таре, петарды и другие пиротехнические изделия);
– недостатки в охране транспортных средств, горюче-смазочных материалов, оружия, взрывчатых веществ, сильно действующих и отравляющих веществ, средств осуществления фейерверков;
– неподготовленность организаторов и устроителей массовых мероприятий к руководству большими массами участников, решению проблемных и критических ситуаций;
– неточное распределение времени на уход и приход разных групп участников, не исключающий встречные потоки и пробки;
– отсутствие громкоговорящих средств оповещения участников, указателей, ограждений, туалетов, стоянок автомобилей и др.;
– нарушение правил торговли алкогольными напитками;
– недостаточно быстрая и активная реакция администрации и милиции на появление лиц в пьяном виде в месте проведения массовых мероприятий и удаление их;
– пассивное несение службы нарядами милиции и войсковыми нарядами. Неготовность сотрудников к действиям в конфликтных ситуациях, несоответствие дислокации и оснащенности сил и средств органов внутренних дел особенностям данного массового мероприятия и оперативной обстановки;
– малочисленность сил и средств для обеспечения общественного порядка;
– недостаточная готовность средств управления и связи органов внутренних дел к организации деятельности личного состава при чрезвычайных ситуациях.
Наличие более трех-пяти негативных факторов при отсутствии мер и механизмов по их устранению (нейтрализации) должны служить основой для составления самого неблагоприятного прогноза и поводом к отмене проведения массового мероприятия, как планирующегося к проведению в неподготовленных условиях.
Сущность тактики охраны общественного порядка заключается в выборе из всего арсенала тактических действий наиболее эффективных, которые в данных условиях с учетом характера деятельности и решаемой задачи дадут наилучший результат.
Применение тактических действий, в основном, осуществляется на плановой основе. Руководитель ОВД на основе прогнозов возможного развития событий создает для себя мысленную модель будущей ситуации и определяет наиболее подходящие для данного случая тактические действия. Но тактика не дает готовых рецептов для действий личного состава во всех ситуациях, которые могут возникнуть. Одни и те же формы и методы, эффективные в одних случаях, оказываются неприемлемыми в других. Не стоит исключать такое изменение оперативной обстановки при котором придется применять нестандартные, оригинальные приемы.
Основная сложность в деятельности ОВД по охране общественного порядка наступает, как правило, непосредственно перед проведением и по окончании массового мероприятия. В зависимости от его характера и значения с задействованными оперативными силами не позже чем за сутки проводится инструктаж. В ходе него все сотрудники, привлекаемые к охране общественного порядка, знакомятся с особенностями намечаемого мероприятия, оперативной обстановкой и способами действий при ее изменении. Устанавливаются примерные начало и окончание времени работы каждой группы, способы связи между взаимодействующими сторонами, дежурной частью и руководством, определяется их материально-техническое обеспечение, уточняются старшие групп и лица, осуществляющие контроль.
Примерно за 1–2 часа (иногда за 4–5) до начала массового мероприятия в течение 10–15 минут могут проводиться повторные инструктажи, на которых лицам, принимающим участие в охране порядка, в сжатой форме сообщаются сведения об изменениях в оперативной обстановке, расстановке сил и средств.
Чтобы профессионально и грамотно действовать, сотрудникам ОВД необходимо знать следующие основные принципы тактики охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
Соответствие тактики действий нормативным актам. Этот принцип подразумевает применение тактических действий как закрепленных в нормативных документах, так и выработанных практикой в порядке и пределах, строго определенных действующим законодательством.
Массированное использование сил. Данный принцип заключается в сосредоточении значительного количества личного состава на главных направлениях предстоящей деятельности.
Комплексное использование сил. Этот принцип состоит: в согласованном выполнении задач охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности; сочетании применяемых работниками оперативных служб административно-правовых, оперативно-розыскных форм, гласных и негласных способов, приемов работы и режимных мероприятий; едином руководстве личным составом различных служб со стороны оперативного штаба.
Активность в применении сил. Принцип выражается в инициативном осуществлении постоянного наблюдения за состоянием оперативной обстановки и принятии соответствующих мер при ее изменении.
Внезапность применения сил представляет собой неожиданное по времени, месту, способам и приемам применение оперативных сил и средств.
Профилактическая направленность мероприятий заключается в упреждении действий возможных правонарушителей, имеющем целью сразу же после выявления неблагоприятных тенденций пресечь их нежелательное развитие.
Маневр силами и средствами представляет собой организацию последовательного усиления нарядов милиции в наиболее важных местах, где проходят главные события массовых мероприятий. Он обеспечивается высокой мобильностью подразделений и нарядов, перераспределением сил и средств с учетом появления новых задач, созданием подвижных резервов.
Скрытность осуществляемых мер. Принцип заключается в незаметной, не привлекающей внимания граждан деятельности милиции по охране общественного порядка и безопасности.
Целесообразность, соразмерность использования тактического приема определяется необходимостью экономии сил и средств, установлением соответствующих режимных ограничений.
Оперативность и непрерывность управления. Этот принцип включает в себя непрерывное наблюдение за ходом мероприятия, состоянием оперативной обстановки, качеством работы подразделений и нарядов; регулирование их деятельности; поддержание взаимодействия с организаторами мероприятия, общественными организациями и другими государственными органами.
Предвидение и прогностическая оценка ситуации представляет собой оперативный анализ информации о проводимом мероприятии, позволяющий выявить факторы, которые могут отрицательно повлиять на состояние оперативной обстановки. Их прогностическая оценка дает возможность определить тенденции в развитии событий, учесть возможные последствия и своевременно принять необходимые меры.
Деятельность работников милиции во время проведения массовых мероприятий происходит в присутствии большого количества зрителей, поэтому к ней предъявляются особые требования. При несении службы личный состав нарядов должен проявлять высокую бдительность, выявлять обстоятельства, причины и условия, которые могут способствовать совершению правонарушений. Тактические действия подразделений и нарядов призваны предупреждать правонарушения на ранней стадии, что достигается широким использованием оперативно-поисковых способов и приемов работы.
Наблюдение является одним из основных тактических приемов, позволяющих выявить нарушения общественного порядка. Наряды размещаются в местах, откуда можно хорошо контролировать поведение зрителей.
Большой объем функций осуществляется посредством организационно-распорядительных способов и приемов, для которых характерно прямое воздействие на посетителей мероприятий. Присутствие в местах нахождения граждан работников милиции, их активные действия по поддержанию общественного порядка оказывают профилактическое воздействие на посетителей массового мероприятия, стимулируют их правомерное поведение, оказывают сдерживающее влияние. При выявлении правонарушения, не представляющего большой общественной опасности, следует использовать возможность убеждения. В случае, если меры убеждения оказываются не достаточными для восстановления порядка, работники милиции должны использовать административно-предупредительные меры, определенные Уставом ППСМ. Работникам милиции предоставлено право задерживать правонарушителей, применять приемы активной обороны и иные меры.
При выявлении правонарушителей работники милиции должны действовать решительно и твердо, добиваясь предотвращения обострения обстановки. Принимая решение о задержании правонарушителя следует оценить обстановку и возможную реакцию граждан. Действия работников милиции должны быть обоснованными и вызывать одобрение и поддержку у других участников мероприятия.
В случае применения физической силы необходимо вызвать соседний наряд. Внешний осмотр, личный досмотр и проверку документов следует проводить в специальном помещении.
В тактике охраны общественного порядка при проведении массового мероприятия имеются некоторые особенности.
Перед началом мероприятия усилия нарядов направлены на предотвращение распития спиртных напитков на прилегающей территории и недопущение на мероприятие лиц в состоянии алкогольного опьянения, а также оказание содействия контролерам того или иного сооружения в пресечении прохода без билета, выявляются предметы и вещества, пронос которых запрещен. Названные меры способствуют оздоровлению обстановки во время проведения мероприятия.
Во время проведения мероприятия в закрытом помещении наряды на трибунах не допускают нахождения граждан в проходах; использование предметов, создающих шумовой или световой эффект; пресекают выкрики, унижающие общественное достоинство участников и зрителей. Лица, не соблюдающие данные требования, удаляются из сооружения, а в случае нарушения общественного порядка - привлекаются к административной или уголовной ответственности.
Важным периодом работы ситуационно-оперативного штаба является организация выхода зрителей после окончания массового мероприятия.
Наряды милиции следят за тем, чтобы до окончания мероприятия все выходы с объекта проведения массового мероприятия оставались открытыми. За 5-10 минут до окончания мероприятия по маршрутам рассредоточения зрителей расставляются наряды милиции в форме и штатской одежде. Усиление нарядов в этих местах производится за счет маневров силами с других участков службы. Используя мегафоны и другие усилители речи, работники милиции обеспечивают общественный порядок среди зрителей, покидающих сооружение: совместно с контролерами регулируют темп движения зрителей, добиваясь их равномерного ухода. Особое внимание обращается на лестничные марши, узкие проходы, где возможно скопление людей, их падение и паника. На путях рассредоточения зрителей наряды предотвращают давку при посадке в общественный транспорт.
После окончания массового мероприятия задействованные силы собираются для подведения итогов и их короткой оценки. Обстоятельная оценка осуществляется после анализа всего комплекса мер, проведенных ОВД.
Подведение итогов работы оформляются составлением справки. Итоги несения службы могут быть подведены на совещаниях руководителей органов, подразделений, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении безопасности.
Организационную основу функционирования любого территориального горрайоргана составляет его боевая готовность к обеспечению охраны порядка при проведении массовых мероприятий, которая достигается путем формирования, поддержания и совершенствования профессиональной подготовки личного состава. В этой связи каждый работник органов внутренних дел, выполняя задачи по охране общественного порядка и общественной безопасности, должен четко представлять поставленную перед ним задачу, уметь выполнять ее на высоком профессиональном уровне, располагая при этом целым арсеналом знаний, умений и навыков.
- Курс лекций
- 1. Предмет, задачи и система дисциплины «тактико-специальная подготовка».
- 2.2. Графические документы, используемые овд в особых условиях
- 3. Основы организации и виды специальных мероприятий, осуществляемых в особых условиях
- 4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе проведения массовых мероприятий
- 4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий
- 5. Организация и тактика пресечения
- 5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
- 5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 6. Обеспечение общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, крупных авариях, эпидемиях и эпизоотиях
- 6.1. Виды стихийных и иных бедствий. Задачи овд при их возникновении
- 6.2. Подготовка овд к действиям в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф
- План «Шторм» включает следующие разделы:
- 6.3. Обеспечение карантинных мероприятий при возникновении эпидемий и эпизоотий
- 6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- 6. 5. Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях
- 7. Правовые основы организации и тактика деятельности овд в условиях обширного загрязнения территорий радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.1. Понятие специального правового режима территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.2. Организация и тактика действий овд по охране общественного порядка в условиях загрязнения территорий вредными веществами.
- 7.3. Особенности организации службы личного состава овд в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах.
- 8. Ведение радиационной, химической,
- 8.1. Характеристика очага ядерного поражения,
- Воздействие светового излучения на людей.
- 8.2. Характеристика очага химического заражения
- 8.3. Характеристика очага бактериологического заражения
- 8.4. Задачи, силы, средства и организация разведки гражданской обороны
- 8.5. Приборы радиационной и химической разведки
- 9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь
- 9.3. Организация охраны общественного порядка при ведении спасательных т неотложных аварийно-восстановительных работ
- 10.3. Задачи и функции органов внутренних дел при введении военного или чрезвычайного положения.
- 10.4. Планирование перевода органов внутренних дел с мирного на военное время и мероприятия, проводимые овд при введении военного положения.
- 10.5. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.