7.3. Особенности организации службы личного состава овд в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах.
Радиоактивное заражение зон при авариях на АЭС отличается бессистемностью и носит «пятнистый» характер. Размеры радиоактивных «пятен» на местности могут колебаться от нескольких десятков квадратных метров до нескольких гектаров. Весьма широк диапазон уровней радиации: от нескольких рентген до долей миллирентген в час. Непрогнозируемая динамика изменения мощности дозы. Все это значительно усложняет ведение радиационной разведки и наблюдения, исключает возможность прогнозирования радиационной обстановки. Относительно низкий уровень радиации на зараженной местности не представляет собой опасности для личного состава при внешнем облучении, однако попадание на кожные покровы и, тем более, внутрь организма особо опасных для человека радиоактивных изотопов может привести к самым тяжелым последствиям. Проникновение радиоактивных веществ внутрь организма возможно с вдыхаемым воздухом, с пищей и водой.
Наибольшую опасность при авариях на АЭС представляет ситуация, когда, разрушается система радиационной защиты реактора, но сам реактор продолжает функционировать. Мощность гамма-излучения в этом случае столь велика, что для получения абсолютно смертельной дозы достаточно несколько минут пребывания под его воздействием.
Наиболее характерным отрицательным свойством радиации, отличающим ее от всех других поражающих факторов, является полное отсутствие внешних признаков, воспринимаемых органами чувств человека. Это свойство обладает двойным психологическим воздействием на людей: у одних вызывает панический страх, лишая способности реально оценивать обстановку и принимать обдуманные решения, у других притупляет чувство осторожности, что ведет к необоснованным потерям.
При организации службы личного состава органов внутренних дел в зонах аварийных АЭС необходимо:
– вести постоянную радиационную разведку и контролировать изменения уровней радиации в местах несения службы и на маршрутах передвижения служебных нарядов;
– организовать строжайший персональный дозиметрический контроль облучения личного состава и контроль зараженности кожных покровов, обмундирования и снаряжения, транспорта, объектов, воды и продуктов питания;
– проводить по окончании каждой рабочей смены тщательную санитарную обработку личного состава и специальную обработку техники, транспорта и вооружения.
Организуя службу личного состава в зонах аварийных АЭС, руководитель органа внутренних дел обязан:
– принять все необходимые меры, чтобы полностью исключить или сократить до минимума возможность прямого облучения сотрудников проникающей гамма - радиацией;
– планировать службу сотрудников исходя из учета полученных ими доз радиоактивного облучения;
– обеспечить каждого сотрудника индивидуальными средствами зашиты органов дыхания (респираторами) и добиваться обязательного пользования ими в зонах радиоактивного заражения.
Эвакуация населения в том числе сотрудников ОВД и членов их семей в случае аварии на радиационно-опасных объектах проводится в два этапа:
на первом этапе эваконаселение доставляется от мест посадки на транспорт до ППЭ, расположенного на границе зоны возможного радиоактивного загрязнения;
на втором этапе эваконаселение выводится с ППЭ в запланированные места временного размещения.
ППЭ создаются на внешней границе зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать: учет, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения.
При необходимости на ППЭ проводится замена или специальная обработка (дезактивация) одежды и обуви.
На ППЭ производится пересадка населения с «грязного» транспорта на «чистый». Загрязненный транспорт используется для перевозки эваконаселения только на загрязненной территории. «Чистый» транспорт используется для вывоза населения с ППЭ в места временного размещения.
Характерной особенностью проведения эвакуации населения при авариях на радиационно опасных объектах является обязательное использование для вывоза людей крытого транспорта.
В целях предотвращения необоснованного облучения эвакуируемого населения посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно в местах нахождения людей (у подъездов домов, служебных зданий, защитных сооружений).
Аварии на производствах, использующих в своей технологии высокотоксичные компоненты, обычно сопровождаются значительным заражением окружающей среды. Масштабы и сроки заражения, экологические последствия их в значительной степени зависят от вида и количества выброшенного токсичного вещества, его агрегатного состояния и химических свойств, сезона и времени суток, состояния околоземного слоя атмосферы, направления и скорости ветра. В результате аварий происходит заражение производственных помещений, подвалов, подземных коммуникаций, где концентрация паров сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ) значительно выше, а стойкость заражения продолжительнее, чем на открытой местности.
Особо следует выделить транспортные катастрофы при перевозке токсичных и огнеопасных веществ по железной дороге, автомобильным и водным транспортом. Главная опасность транспортной катастрофы заключается в том, что она может произойти на любом участке магистрали, и ее практически невозможно: спрогнозировать, а для доставки к месту катастрофы сил и средств, предназначенных для ликвидации ее последствий, понадобится определенный, иногда довольно продолжительный, промежуток времени.
Подготовка органов внутренних дел, на территории которых расположены предприятия химической, нефтяной и газовой промышленности, к обеспечении мероприятий по ликвидации производственных аварий и катастроф заключается в организации четкого планирования, надежного всестороннего обучения личного состава. Важнейшей особенностью подготовки личного состава к действиям в зонах аварий на химических предприятиях является подбор специальных средств индивидуальной противохимической защиты, обеспечивающих надежную защиту от тех ядовитых веществ, которые возможны при аварии на данном предприятии. Личный состав, выполняющий служебные задачи внутри загазованных помещений, в обязательном порядке обеспечивается изолирующими противогазами, исключающими поражение органов дыхания при любых концентрациях отравляющих и ядовитых веществ.
В случае аварии на химически опасном объекте (далее - ХОО) проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества (далее - АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений и с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ
Задачи всестороннего обеспечения действий при чрезвычайных ситуациях.
Для создания нормальных условий деятельности органов и войск МВД необходимо предусмотреть обеспечение:
– в случае людских потерь – силами и средствами для учета потерь населения, адресно-справочных работ, прописки эвакуированных, розыска пропавших без вести, незнания людей и идентификации трупов, а также проведения мероприятий по восполнению личного состава в случае его потерь;
– при материальных потерях – силами и средствами для учета и документирования материальных потерь и сохранившихся ценностей, контроля за распределением материальных средств пострадавшему населению и организациям, а также мер по восполнению материальных средств, пришедших в негодность;
– при возможности химического заражения – приборами химической разведки, средствами индивидуальной защиты, контроля за соблюдением установленных режимов деятельности, санитарной обработки личного состава и дегазации обмундирования, оружия, техники и оборудования;
– при наличии радиоактивного заражения – средствами индивидуальной и коллективной защиты, специально оборудованным автотранспортом, средствами дозиметрического контроля и приборами радиационной разведки, контроля за соблюдением режимов радиационной защиты, санитарной обработки личного состава и дегазации обмундирования, оружия, техники и оборудования;
– при наличии бактериологического заражения – средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами защиты, изоляционно-ограничительных мероприятий, санитарной обработки личного состава, дезинфекции обмундирования, оружия, техники и оборудования;
– при возникновении пожаров – теплозащитной одеждой, пожарной техникой и оборудованием, средствами индивидуальной защиты органов дыхания, техники безопасности;
– в случае затопления — спасательными средствами, влагозащитной одеждой, плавсредствами, средствами для сушки одежды и предохранения от влаги технических средств.
По мере нормализации обстановки в районе чрезвычайной ситуации руководитель органа внутренних дел принимает решения:
– о возвращении сил и средств на места постоянной дислокации;
– об оказании практической и методической помощи подчиненным подразделениям в раскрытии и расследовании преступлений, совершенных в период стихийного бедствия;
– по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности, оказанию содействия органам государственной власти управления по возвращению эвакуируемых граждан и беженцев на постоянные или новые места проживания;
– о проведении профилактических мероприятий в зоне напряженности;
– по обобщению опыта действий подчиненных сил в данном стихийном бедствии.
С развитием цивилизации человечество приобрело множество новых для себя проблем.
Характер чрезвычайных ситуаций изменился. К таким проблемам, как землетрясения, ураганы, наводнения, которые все еще уносят человеческие жизни, прибавилось множество других, в том числе радиационное и химическое заражение.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени является одной из важнейших функций государства при обеспечении национальной безопасности и устойчивости развития страны.
Реализация в ряде стран СНГ рыночной экономики ослабила эффективность государственного обеспечения безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
В итоге наблюдается негативная тенденция роста числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, которые начали приводить к необратимым процессам в окружающей среде, сказываться на эффективности экономики и безопасности государства.
На современном этапе государство действует по разным направлениям для обеспечения безопасности. Одним из важнейших являются: уменьшение риска и повышение эффективности защиты населения и территорий.
- Курс лекций
- 1. Предмет, задачи и система дисциплины «тактико-специальная подготовка».
- 2.2. Графические документы, используемые овд в особых условиях
- 3. Основы организации и виды специальных мероприятий, осуществляемых в особых условиях
- 4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе проведения массовых мероприятий
- 4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий
- 5. Организация и тактика пресечения
- 5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
- 5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 6. Обеспечение общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, крупных авариях, эпидемиях и эпизоотиях
- 6.1. Виды стихийных и иных бедствий. Задачи овд при их возникновении
- 6.2. Подготовка овд к действиям в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф
- План «Шторм» включает следующие разделы:
- 6.3. Обеспечение карантинных мероприятий при возникновении эпидемий и эпизоотий
- 6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- 6. 5. Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях
- 7. Правовые основы организации и тактика деятельности овд в условиях обширного загрязнения территорий радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.1. Понятие специального правового режима территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.2. Организация и тактика действий овд по охране общественного порядка в условиях загрязнения территорий вредными веществами.
- 7.3. Особенности организации службы личного состава овд в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах.
- 8. Ведение радиационной, химической,
- 8.1. Характеристика очага ядерного поражения,
- Воздействие светового излучения на людей.
- 8.2. Характеристика очага химического заражения
- 8.3. Характеристика очага бактериологического заражения
- 8.4. Задачи, силы, средства и организация разведки гражданской обороны
- 8.5. Приборы радиационной и химической разведки
- 9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь
- 9.3. Организация охраны общественного порядка при ведении спасательных т неотложных аварийно-восстановительных работ
- 10.3. Задачи и функции органов внутренних дел при введении военного или чрезвычайного положения.
- 10.4. Планирование перевода органов внутренних дел с мирного на военное время и мероприятия, проводимые овд при введении военного положения.
- 10.5. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.