9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь
Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, к выполнению которых привлекаются силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск, определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Этими же комиссиями дается часть исходных данных для расчета сил и средств, а также гидрометеорологический, сейсмотектонический, медико-бактериологический и ветеринарно-бактериологический прогнозы.
Задачи органов внутренних дел в системе гражданской обороны:
– обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
– участие в обеспечении правового режима военного положения в случае его введения на территории республики или в отдельных областях, районах;
– участие в охране общественного порядка при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ;
– участие в охране общественного порядка при проведении эвакуации населения;
– участие в охране общественного порядка при проведении карантинных мероприятий;
– участие в осуществлении неотложных мер по спасению и оказанию первой медицинской помощи;
– охрана имущества, оставшегося без присмотра;
– защита сотрудников органов внутренних дел, членов их семей, а также спецконтингента от оружия массового поражения и других средств нападения противника в военное время;
– повышение устойчивости работы объектов МВД Республики Беларусь в военное время и в экстремальных условиях;
– обеспечение непрерывного и надежного управления всей системой МВД с введением в стране общей готовности ГО, в военное время;
– создание и поддержание в готовности системы управления, ее функционирование по сигналам ГО и степеням готовности ОВД;
– создание, подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств для защиты служебных и сельскохозяйственных животных, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водосточников, систем водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
– проведение спасательных и других неотложных работ на объектах органов и учреждений внутренних дел и оказание помощи пострадавшим;
– подготовка и проведение мероприятий по светомаскировке;
– всеобщее обязательное обучение сотрудников органов внутренних дел, осужденных способам защиты от современных средств поражения, действиям по ликвидации последствий их применения.
Из анализа выполняемых задач ОВД при проведении мероприятий ГО вытекает что основные наши задачи сводятся к охране общественного порядка при спасении людей и обеспечении нормального функционирования объектов хозяйствования. Поэтому условно можно выделить две основные группы задач:
1) спасение населения при применении противником оружия массового поражения;
2) охрана общественного порядка при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ;
Мероприятия по спасению населения при использовании противником оружия массового поражения можно разделить на три группы:
Эвакуация и рассредоточение.
Укрытие населения в специально оборудованных сооружениях.
Проведение карантинных мероприятий.
Один из способов защиты населения от оружия массового поражения – рассредоточение и эвакуация. Эти мероприятия проводятся по решению Правительства республики в органах и учреждениях МВД – решением Министра внутренних дел.
Рассредоточение рабочих и служащих – это организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и размещение их в загородной зоне с предприятий, продолжающих работу в военное время. Эти рабочие и служащие после вывоза и расселения их в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на свои предприятия, а по окончании работы возвращаются в загородную зону.
Эвакуация - это организованный вывод (вывоз) из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне населения, а также вывоз (вывод) населения из зон возможного затопления.
Загородная зона представляет собой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах.
В мирное время каждому предприятию, организации, учебному заведению города, из которого планируется рассредоточение или эвакуация, определяется в загородной зоне район размещения населения.
Районы расселения рабочих и служащих в загородной зоне должны находиться на таком удалении от города, которое обеспечило бы их безопасность, а на проезд в город и обратно в загородную зону затрачивалось бы минимальное время – не более 4 часов. Районы расселения целесообразно располагать вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных магистралей.
Рассредоточение и эвакуация населения в загородную зону производится, как правило, в границах своей области. Если необходимо вывезти население в другую область, об этом принимает решение начальник ГО республики.
С получением распоряжения о проведении рассредоточения рабочих и служащих и эвакуации населения начальник гражданской обороны района (города) ставит задачу начальнику службы ООП района (города) обеспечить охрану общественного порядка при проведении этих мероприятий.
Для того, чтобы правильно и организованно провести охрану общественного порядка и безопасность дорожного движения при эвакуации и рассредоточении населения из города, служба должна знать: какое количество рабочих, служащих и членов их семей подлежит рассредоточению и эвакуации в загородную зону; где будут организованы сборные эвакуационные пункты; какой вид транспорта будет привлечен; по каким внутригородским маршрутам и загородным трассам будет организовано движение; какое количество рабочих и служащих с каждого предприятия и учреждения будет приезжать на работу из загородной зоны и периодичность их смены, каким видам транспорта и по каким маршрутам они будут доставляться в город.
Все эти данные предоставит службе штаб гражданской обороны района (города). Начальник службы ООП ОВД обобщает, уточняет, анализирует основные исходные данные, затем на основе уяснения задачи и оценки оперативной обстановки принимает решение. В решении он определяет количество сил и средств, необходимых для осуществления мероприятий по охране порядка, при проведении рассредоточения и эвакуации, порядок несения службы, где рассредоточить основные усилия службы, задачи подчиненным по охране порядка на сборных эвакуационных пунктах, местах посадки и высадки эвакуируемых, по обеспечению безопасности движения на маршрутах движения, по охране особо важных объектов и сохранности товарно-материальных ценностей, по борьбе с преступностью, паники и пресечению массовых беспорядков, по ведению учета населения и адресно-справочной работы в загородной зоне. Свое решение начальник службы ООП ОВД города (района) докладывает начальнику гражданской обороны района и в вышестоящий штаб службы ООП и после его утверждения начальником ГО района (города) ставит задачи подчиненным путем отдачи приказа.
Задачи и численность нарядов по ООП определяются на территории района. После завершения эвакуации населения из города охрана общественного порядка в нем осуществляется служебными нарядами из числа сил службы охраны общественного порядка, оставшихся в городе (15-20%). Охрану общественного порядка в местах прибытия и размещения эвакуируемого населения в загородной зоне обеспечивает местная служба охраны общественного порядка.
Следует иметь в виду, что поддержание общественного порядка при рассредоточении рабочих и служащих, эвакуации населения на сборных эвакоприемных пунктах и в других местах возложена на руководителей предприятий и учреждений. Сотрудники службы ООП оказывают им помощь в обеспечении охраны общественного порядка, поэтому старший наряда по ООП на СЭП подчиняется начальнику СЭП.
Одной из основных задач службы ООП в загородной зоне является организация учета эвакуируемого населения. В этих условиях необходимо в короткий срок учесть сотни тысяч граждан, прибывших из категорированных городов. Успешное решение данной задачи имеет важное значение. Для чего необходим учет?
Учет необходим для:
– мобилизации граждан в вооруженные силы;
– распределения запасов продовольствия и предметов первой необходимости в загородной зоне;
– обеспечения прибывших жильем, топливом, медицинским обслуживанием и другими видами обслуживания;
– организация адресно-справочной службы;
– борьбы с преступностью и иными правонарушениями.
Все эвакуируемые граждане подлежат временной прописке в местах расселения в загородной зоне. Выписка с постоянного места жительства не производится. Учету подлежат все граждане в возрасте старше 16 лет. Основанием для прописки граждан является паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и списки эвакуированных в данную местность, которые составляют штабы гражданской обороны предприятий, учреждений. Дети до 16-летнего возраста, прибывшие с родителями, учитываются по их документам. Те дети, которые прибыли без родителей, учитываются по свидетельству о рождении, а при их отсутствии по иным документам, подтверждающим время и место рождения, если же документы отсутствуют, тогда заполняются специальные карточки школьников со слов, а детей дошкольного возраста по возможности с их слов и с обязательным указанием подробных примет. Из этих карточек создается отдельная алфавитная картотека.
Ликвидация последствий применения противником биологического оружия представляет собой один из сложных видов деятельности ГО.
Практика борьбы с бактериологическими очагами заражения в мирное время показала, что наиболее эффективной и радикальной мерой локализации и ликвидации возникшей эпидемии является проведение карантинных мероприятий и обсервации, проводимых силами медицинской службы.
Карантин – это система мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний из очага заражения и для ликвидации самого очага. На территории, где введен карантин, прекращается работа всех предприятий и учреждений, кроме тех, которые имеют особо важное значение для народного хозяйства или для обороны государства. Однако и на них после бактериологического нападения временно прекращается работа, рабочие и служащие проходят профилактическую и санитарную обработку, проводится обеззараживание территории, помещений, оборудования и готовой продукции, после чего работа возобновляется.
Обсервация – это специальные мероприятия, предотвращающие распространение инфекций в другие районы. Эти мероприятия включают: максимальное ограничение выезда и въезда, а также вывоза из очага имущества без предварительного обеззараживания и разрешения эпидемиологов; усиление медицинского контроля за питанием и водоснабжением и другие мероприятия. Введение карантина и обсервации всегда связано с нарушением нормальной жизни и возлагает на СООП района серьезные задачи, которые, исходя из имеющегося опыта, заключаются в следующих действиях:
– обеспечение охраны общественного порядка внутри очага поражения;
– обеспечение безопасности движения транспорта на подъездах к очагу заражения и внутри него;
– обеспечение в соответствии с указаниями медицинских органов необходимой изоляции между кварталами района;
– охрана водоисточников, продовольственных баз и складов;
– оказание помощи медицинской службе в проведении санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, в выявлении и госпитализации инфекционных больных, по охране изоляторов, а также содействие другим службам ГО в проведении работ по ликвидации очага биологического заражения;
– осуществление административного надзора и контроля за выполнением населением и должностными лицами установленного карантинного режима.
Вся граница очага заражения с внешней стороны блокируется теми силами службы ООП ГО района, которые в момент обнаружения очага находились за его пределами, а личный состав службы, оказавшийся в очаге заражения, обеспечивает карантинные и режимные мероприятия в очаге. Между личным составом службы ООП, несущим службу за границей очага заражения и в очаге, запрещается непосредственное общение, связь осуществляется только по телефону и радиосредствами.
Обеспечение карантинного режима СООП ГО осуществляется в основном путем создания контрольно-пропускных пунктов, постов и патрулей. КПП выставляются на тех дорогах, по которым планируется движение формирований для ведения работ по ликвидации последствий бактериологического заражения.
- Курс лекций
- 1. Предмет, задачи и система дисциплины «тактико-специальная подготовка».
- 2.2. Графические документы, используемые овд в особых условиях
- 3. Основы организации и виды специальных мероприятий, осуществляемых в особых условиях
- 4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе проведения массовых мероприятий
- 4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий
- 5. Организация и тактика пресечения
- 5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
- 5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 6. Обеспечение общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, крупных авариях, эпидемиях и эпизоотиях
- 6.1. Виды стихийных и иных бедствий. Задачи овд при их возникновении
- 6.2. Подготовка овд к действиям в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф
- План «Шторм» включает следующие разделы:
- 6.3. Обеспечение карантинных мероприятий при возникновении эпидемий и эпизоотий
- 6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- 6. 5. Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях
- 7. Правовые основы организации и тактика деятельности овд в условиях обширного загрязнения территорий радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.1. Понятие специального правового режима территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.2. Организация и тактика действий овд по охране общественного порядка в условиях загрязнения территорий вредными веществами.
- 7.3. Особенности организации службы личного состава овд в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах.
- 8. Ведение радиационной, химической,
- 8.1. Характеристика очага ядерного поражения,
- Воздействие светового излучения на людей.
- 8.2. Характеристика очага химического заражения
- 8.3. Характеристика очага бактериологического заражения
- 8.4. Задачи, силы, средства и организация разведки гражданской обороны
- 8.5. Приборы радиационной и химической разведки
- 9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь
- 9.3. Организация охраны общественного порядка при ведении спасательных т неотложных аварийно-восстановительных работ
- 10.3. Задачи и функции органов внутренних дел при введении военного или чрезвычайного положения.
- 10.4. Планирование перевода органов внутренних дел с мирного на военное время и мероприятия, проводимые овд при введении военного положения.
- 10.5. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.