logo search
Такт-спец

9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь

Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, к выполнению которых привлекаются силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск, определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Этими же комиссиями дается часть исходных данных для расчета сил и средств, а также гидрометеорологический, сейсмотектонический, медико-бактериологический и ветеринарно-бактериологический прогнозы.

Задачи органов внутренних дел в системе гражданской обороны:

– обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

– участие в обеспечении правового режима военного положения в случае его введения на территории республики или в отдельных областях, районах;

– участие в охране общественного порядка при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ;

– участие в охране общественного порядка при проведении эвакуации населения;

– участие в охране общественного порядка при проведении карантинных мероприятий;

– участие в осуществлении неотложных мер по спасению и оказанию первой медицинской помощи;

– охрана имущества, оставшегося без присмотра;

– защита сотрудников органов внутренних дел, членов их семей, а также спецконтингента от оружия массового поражения и других средств нападения противника в военное время;

– повышение устойчивости работы объектов МВД Республики Беларусь в военное время и в экстремальных условиях;

– обеспечение непрерывного и надежного управления всей системой МВД с введением в стране общей готовности ГО, в военное время;

– создание и поддержание в готовности системы управления, ее функционирование по сигналам ГО и степеням готовности ОВД;

– создание, подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств для защиты служебных и сельскохозяйственных животных, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водосточников, систем водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;

– проведение спасательных и других неотложных работ на объектах органов и учреждений внутренних дел и оказание помощи пострадавшим;

– подготовка и проведение мероприятий по светомаскировке;

– всеобщее обязательное обучение сотрудников органов внутренних дел, осужденных способам защиты от современных средств поражения, действиям по ликвидации последствий их применения.

Из анализа выполняемых задач ОВД при проведении мероприятий ГО вытекает что основные наши задачи сводятся к охране общественного порядка при спасении людей и обеспечении нормального функционирования объектов хозяйствования. Поэтому условно можно выделить две основные группы задач:

1) спасение населения при применении противником оружия массового поражения;

2) охрана общественного порядка при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ;

Мероприятия по спасению населения при использовании противником оружия массового поражения можно разделить на три группы:

  1. Эвакуация и рассредоточение.

  2. Укрытие населения в специально оборудованных сооружениях.

  3. Проведение карантинных мероприятий.

Один из способов защиты населения от оружия массового поражения – рассредоточение и эвакуация. Эти мероприятия проводятся по решению Правительства республики в органах и учреждениях МВД – решением Министра внутренних дел.

Рассредоточение рабочих и служащих – это организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и размещение их в загородной зоне с предприятий, продолжающих работу в военное время. Эти рабочие и служащие после вывоза и расселения их в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на свои предприятия, а по окончании рабо­ты возвращаются в загородную зону.

Эвакуация - это организованный вывод (вывоз) из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне населения, а также вывоз (вывод) населения из зон возможного затопления.

Загородная зона представляет собой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах.

В мирное время каждому предприятию, организации, учебному за­ведению города, из которого планируется рассредоточение или эвакуация, определяется в загородной зоне район размещения населения.

Районы расселения рабочих и служащих в загородной зоне должны находиться на таком удалении от города, которое обеспечило бы их безо­пасность, а на проезд в город и обратно в загородную зону затрачивалось бы минимальное время – не более 4 часов. Районы расселения целесооб­разно располагать вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных магистралей.

Рассредоточение и эвакуация населения в загородную зону производится, как правило, в границах своей области. Если необходимо вывезти население в другую область, об этом принимает решение начальник ГО республики.

С получением распоряжения о проведении рассредоточения рабочих и служащих и эвакуации населения начальник гражданской обороны района (города) ставит задачу начальнику службы ООП района (города) обеспечить охрану общественного порядка при проведении этих меро­приятий.

Для того, чтобы правильно и организованно провести охрану общественного порядка и безопасность дорожного движения при эвакуации и рассредоточении населения из города, служба должна знать: какое количество рабочих, служащих и членов их семей подлежит рассредоточению и эвакуации в загородную зону; где будут организованы сборные эвакуа­ционные пункты; какой вид транспорта будет привлечен; по каким внутригородским маршрутам и загородным трассам будет органи­зовано движение; какое количество рабочих и служащих с каждого предприятия и учреждения будет приезжать на работу из загородной зоны и периодичность их смены, каким видам транспорта и по каким маршрутам они будут доставляться в город.

Все эти данные предоставит службе штаб гражданской обороны района (города). Начальник службы ООП ОВД обобщает, уточняет, анализирует основные исходные данные, затем на основе уяснения задачи и оценки оперативной обстановки принимает решение. В решении он опре­деляет количество сил и средств, необходимых для осуществления меро­приятий по охране порядка, при проведении рассредоточения и эвакуации, порядок несения службы, где рассредоточить основные усилия службы, задачи подчиненным по охране порядка на сборных эвакуационных пунк­тах, местах посадки и высадки эвакуируемых, по обеспечению безопасно­сти движения на маршрутах движения, по охране особо важных объектов и сохранности товарно-материальных ценностей, по борьбе с преступностью, паники и пресечению массовых беспорядков, по ведению учета на­селения и адресно-справочной работы в загородной зоне. Свое решение начальник службы ООП ОВД города (района) докладывает начальнику гражданской обороны района и в вышестоящий штаб службы ООП и по­сле его утверждения начальником ГО района (города) ставит задачи подчиненным путем отдачи приказа.

Задачи и численность нарядов по ООП определяются на территории района. После завершения эвакуации населения из города охрана общественного порядка в нем осуществляется служебными нарядами из числа сил службы охраны общественного порядка, оставшихся в городе (15-20%). Охрану общественного порядка в местах прибытия и размеще­ния эвакуируемого населения в загородной зоне обеспечивает местная служба охраны общественного порядка.

Следует иметь в виду, что поддержание общественного порядка при рассредоточении рабочих и служащих, эвакуации населения на сборных эвакоприемных пунктах и в других местах возложена на руководителей предприятий и учреждений. Сотрудники службы ООП оказывают им помощь в обеспечении охраны общественного порядка, поэтому старший наряда по ООП на СЭП подчиняется начальнику СЭП.

Одной из основных задач службы ООП в загородной зоне является организация учета эвакуируемого населения. В этих условиях необходимо в короткий срок учесть сотни тысяч граждан, прибывших из категорированных городов. Успешное решение данной задачи имеет важное значение. Для чего необходим учет?

Учет необходим для:

– мобилизации граждан в вооруженные силы;

– распределения запасов продовольствия и предметов первой необ­ходимости в загородной зоне;

– обеспечения прибывших жильем, топливом, медицинским обслу­живанием и другими видами обслуживания;

– организация адресно-справочной службы;

– борьбы с преступностью и иными правонарушениями.

Все эвакуируемые граждане подлежат временной прописке в местах расселения в загородной зоне. Выписка с постоянного места жительства не производится. Учету подлежат все граждане в возрасте старше 16 лет. Основанием для прописки граждан является паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и списки эвакуированных в данную местность, которые составляют штабы гражданской обороны предприятий, учреждений. Дети до 16-летнего возраста, прибывшие с родителями, учитываются по их доку­ментам. Те дети, которые прибыли без родителей, учитываются по свиде­тельству о рождении, а при их отсутствии по иным документам, подтвер­ждающим время и место рождения, если же документы отсутствуют, то­гда заполняются специальные карточки школьников со слов, а детей до­школьного возраста по возможности с их слов и с обязательным указани­ем подробных примет. Из этих карточек создается отдельная алфавитная картотека.

Ликвидация последствий применения противником биологического оружия представляет собой один из сложных видов деятельности ГО.

Практика борьбы с бактериологическими очагами заражения в мир­ное время показала, что наиболее эффективной и радикальной мерой ло­кализации и ликвидации возникшей эпидемии является проведение каран­тинных мероприятий и обсервации, проводимых силами медицинской службы.

Карантин – это система мероприятий, проводимых для предупреж­дения распространения инфекционных заболеваний из очага заражения и для ликвидации самого очага. На территории, где введен карантин, прекращается работа всех предприятий и учреждений, кроме тех, которые имеют особо важное значение для народного хозяйства или для обороны государства. Однако и на них после бактериологического нападения временно прекращается работа, рабочие и служащие проходят профилактиче­скую и санитарную обработку, проводится обеззараживание территории, помещений, оборудования и готовой продукции, после чего работа возобновляется.

Обсервация – это специальные мероприятия, предотвращающие распространение инфекций в другие районы. Эти мероприятия включают: максимальное ограничение выезда и въезда, а также вывоза из очага иму­щества без предварительного обеззараживания и разрешения эпидемиоло­гов; усиление медицинского контроля за питанием и водоснабжением и другие мероприятия. Введение карантина и обсервации всегда связано с нарушением нормальной жизни и возлагает на СООП района серьезные задачи, которые, исходя из имеющегося опыта, заключаются в следующих действиях:

– обеспечение охраны общественного порядка внутри очага поражения;

– обеспечение безопасности движения транспорта на подъездах к очагу заражения и внутри него;

– обеспечение в соответствии с указаниями медицинских органов необходимой изоляции между кварталами района;

– охрана водоисточников, продовольственных баз и складов;

– оказание помощи медицинской службе в проведении санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, в выявлении и госпита­лизации инфекционных больных, по охране изоляторов, а также содейст­вие другим службам ГО в проведении работ по ликвидации очага биоло­гического заражения;

– осуществление административного надзора и контроля за выпол­нением населением и должностными лицами установленного карантинного режима.

Вся граница очага заражения с внешней стороны блокируется теми силами службы ООП ГО района, которые в момент обнаружения очага находились за его пределами, а личный состав службы, оказавшийся в очаге заражения, обеспечивает карантинные и режимные мероприятия в очаге. Между личным составом службы ООП, несущим службу за границей очага заражения и в очаге, запрещается непосредственное общение, связь осуществляется только по телефону и радиосредствами.

Обеспечение карантинного режима СООП ГО осуществляется в основном путем создания контрольно-пропускных пунктов, постов и патрулей. КПП выставляются на тех дорогах, по которым планируется движе­ние формирований для ведения работ по ликвидации последствий бактериологического заражения.