6.1. Виды стихийных и иных бедствий. Задачи овд при их возникновении
На протяжении всей истории человечество постоянно сталкивалось с необычными природными явлениями, которые несли неисчислимые беды.
На определенном этапе к явлениям природы присоединились социальные потрясения - войны и эпидемии.
Войны сопровождались массовыми инфекционными заболеваниями, приобретавшими в ряде случаев характер эпидемий среди личного состава, войск и населения районов боевых действий
Интенсивное развитие в ХIХ в. химии, использование химических веществ в промышленности, военном деле, а затем в сельском хозяйстве и быту создали предпосылки для возникновения аварий на химических предприятиях, загрязнения химикатами окружающей среды, их отрицательного воздействия на здоровье человека. При химических авариях люди получали тяжелые острые отравления, подчас со смертельным исходом.
Научно-технические открытия XX в. повлекли за собой опасность возникновения техногенных аварий, в том числе и на радиационно-опасных объектах.
Стихийные бедствия – это явления природы, которые вызывают экстремальную (чрезвычайную) ситуацию, характеризующуюся внезапным нарушением нормальной жизнедеятельности значительных групп населения, угрозой для жизни людей и уничтожением материальных ценностей.
Авария – неожиданный выход из строя машины судна, самолета и т.д., их повреждение
Эпидемия – широкое распространение какой-нибудь заразной болезни.
Эпизоотия – массовое распространение заразной болезни среди животных.
Чрезвычайная ситуация – обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, нанести вред здоровью людей или окружающей среде и требующая от органов внутренних дел и внутренних войск МВД специальных организационных и правовых мер для ее нормализации.
Чрезвычайные ситуации могут быть техногенного, природного, биологического, экологического и социального характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера – ситуации, вызванные следующими событиями:
– аварии на атомных электростанциях, ядерных установках научно-исследовательских центров с разрушением производственных сооружений, радиоактивным заражением территории и поражением людей;
– аварии на химически опасных объектах с выбросом (проливом, утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), повлекшие за собой групповые отравления населения и заражение прилегающей территории;
– аварии в научно-исследовательских учреждениях (на производственных предприятиях), осуществляющих разработку, изготовление, переработку, хранение и транспортировку бактериальных средств и препаратов или иных биологических веществ, с выбросом их в окружающую среду;
– авиационные и железнодорожные катастрофы, повлекшие за собой значительное количество человеческих жертв, разрушения сооружений в населенных пунктах и железнодорожных путей, требующие проведения поисково-спасательных работ;
– аварии на водных коммуникациях, вызвавшие большое количество погибших, загрязнение ядовитыми веществами акваторий портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов;
– аварии на трубопроводах, вызвавшие массовый выброс транспортируемых веществ и загрязнение окружающей среды в непосредственной близости от населенных пунктов;
– аварии на энергосистемах;
– аварии на очистных сооружениях;
– гидродинамические аварии (прорыв плотин, дамб и др.);
– пожары, возникшие в результате взрывов на пожароопасных объектах.
Чрезвычайные ситуации природного характера могут возникать следствием:
– геофизических явлений (землетрясения);
– геологических явлений (например, просадка земной поверхности);
– метеорологических явлений (бурь, ураганов, смерчей, ливней, сильных снегопадов, засух и др.);
– гидрологических явлений (например, наводнений);
– природных пожаров (лесных, торфяных и т. п.);
– явлений космического происхождения (космическое излучение большой интенсивности, падение гигантского метеорита).
Чрезвычайные ситуации биологического характера вызываются массовыми инфекционными заболеваниями людей, животных, поражением растений болезнями и вредителями.
Чрезвычайные ситуации экологического характера могут вызываться загрязнением окружающей среды (кислотные дожди, смог и т. п.), деградацией почв и другими причинами, не все из которых достаточно хорошо изучены. Например, потепление климата может быть связано и с вековыми климатическими колебаниями, не зависящими от человека, и с усилением парникового эффекта в результате увеличения содержания диоксида углерода как следствия антропогенного воздействия на атмосферу.
Все стихийные и иные бедствия можно разделить на периодически повторяющиеся (наводнения /паводки/, заносы, метели) и внезапно возникающие (пожары, ураганы, землетрясения, эпидемии, эпизоотии и др.).
Процесс развития и протекания перечисленных явлений можно разделить на три этапа (или периода):
1) предшествующий реальному наступлению чрезвычайной ситуации;
2) реальное наступление чрезвычайной ситуации;
3) прекращение активного действия стихийных или иных сил и ликвидация их последствий.
Во время стихийных и иных бедствий на территории, обслуживаемой органом внутренних дел, возможны следующие негативные проявления:
– распространение ложных слухов и действия, подстрекающие к нарушению общественного порядка;
– групповые нарушения общественного порядка, массовые беспорядки и неповиновение представителям власти;
– преступные деяния, в том числе разбойные нападения, грабежи, кражи;
– невыполнение обязательных предписаний органов власти и управления, здравоохранения, санитарной и ветеринарной служб.
Основными задачами ОВД в это время являются:
– участие в спасении людей и имущества;
– оказание содействия другим государственным органам в привлечении населения, а также транспортных и иных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям, гражданам, для спасательных и иных неотложных работ;
– охрана общественного и государственного имущества, личной собственности граждан, оставшейся без присмотра в результате эвакуации людей;
– оказание содействия другим государственным органам в проведении карантинных мероприятий;
– организация учета эвакуируемых и потерь среди населения;
– участие в оповещении населения о чрезвычайной ситуации;
– оцепление (блокирование) опасных зон и осуществление контрольно-пропускного режима;
– персональный учет территории эвакуации, полного или частичного отселения и проведение соответствующей адресно-справочной работы;
– выявление совместно с заинтересованными органами источников повышенной общественной опасности;
– выдача и проверка соответствующих документов, разрешающих осуществление в пределах данной территории определенных видов работ, а также нахождение там людей в определенное время или постоянно;
– проведение радиационного контроля;
– проверка населенных пунктов с целью выявления и выселения лиц, уклоняющихся от переселения;
– отстрел домашних животных;
– дезактивация улиц и площадей.
Трем периодам возникновения и развития стихийных и иных бедствий соответствуют три этапа деятельности горрайорганов внутренних дел.
На первом этапе, т.е. в период, предшествующий реальному наступлению стихийного и иного бедствия, перед ОВД ставятся задачи быстрого приспособления своей деятельности к условиям чрезвычайной ситуации, своевременного оповещения государственных органов, общественных организаций, граждан о предполагаемом наступлении бедствия.
Второй этап деятельности ОВД в условиях стихийного и иного бедствия характеризуется максимальной напряженностью работы личного состава по оперативному решению возникающих задач и требует высокой организации и четкости в деятельности всех сил и средств.
Третий этап наиболее продолжительный и зависит от вида и силы стихийного и иного бедствия. Его окончание совпадает с завершением восстановления разрушенных зданий, сооружений, других объектов, общественного порядка и ритма всей общественной жизни региона.
- Курс лекций
- 1. Предмет, задачи и система дисциплины «тактико-специальная подготовка».
- 2.2. Графические документы, используемые овд в особых условиях
- 3. Основы организации и виды специальных мероприятий, осуществляемых в особых условиях
- 4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе проведения массовых мероприятий
- 4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий
- 5. Организация и тактика пресечения
- 5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
- 5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 6. Обеспечение общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, крупных авариях, эпидемиях и эпизоотиях
- 6.1. Виды стихийных и иных бедствий. Задачи овд при их возникновении
- 6.2. Подготовка овд к действиям в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф
- План «Шторм» включает следующие разделы:
- 6.3. Обеспечение карантинных мероприятий при возникновении эпидемий и эпизоотий
- 6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- 6. 5. Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях
- 7. Правовые основы организации и тактика деятельности овд в условиях обширного загрязнения территорий радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.1. Понятие специального правового режима территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.2. Организация и тактика действий овд по охране общественного порядка в условиях загрязнения территорий вредными веществами.
- 7.3. Особенности организации службы личного состава овд в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах.
- 8. Ведение радиационной, химической,
- 8.1. Характеристика очага ядерного поражения,
- Воздействие светового излучения на людей.
- 8.2. Характеристика очага химического заражения
- 8.3. Характеристика очага бактериологического заражения
- 8.4. Задачи, силы, средства и организация разведки гражданской обороны
- 8.5. Приборы радиационной и химической разведки
- 9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь
- 9.3. Организация охраны общественного порядка при ведении спасательных т неотложных аварийно-восстановительных работ
- 10.3. Задачи и функции органов внутренних дел при введении военного или чрезвычайного положения.
- 10.4. Планирование перевода органов внутренних дел с мирного на военное время и мероприятия, проводимые овд при введении военного положения.
- 10.5. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.