logo
Консенсус Гелдерлоос

Предисловие

Эта книга родилась из моего опыта вечной необходимости принятия реше­ний активистами эффективным и неавторитарным образом. Мой первый опыт настоящих процессов достижения консенсуса был получен, когда я с друзьями создал центр сообщества анархистов в Харрисонбурге, штат Вирджиния. Наше «Коллективное пространство, дом 181» — мы так и не пришли к консенсусу от­носительно его названия, поэтому называли его адрес или просто «простран­ство» — было амбициозным проектом, в который входили или пытались вхо­дить харрисонбургская «Еда вместо бомб», свободный магазин, независимый медиацентр и инфошоп, кооператив местных натуральных продуктов и место для встреч, презентаций, музыкальных или художественных шоу. Коллектив, включавший в себя от десяти до тридцати участников, постоянно должен был решать, к чему прилагать свою энергию и как собирать несколько сотен дол­ларов каждый месяц для оплаты аренды.

Встречи были еженедельными, часто продолжались по два-три часа, на них мы пытались в равной мере вовлекать каждого, несмотря на наши патриар­хальные, расистские, классовые и авторитарные привычки, которые мы при­носили из внешнего мира.

В течение полугода до того, как менты завалили нас законами о градостро­ительстве и бизнесе, мы, пройдя через удары судьбы и тяжелые уроки, по­няли, что люди действительно могут на равных принимать решения и работать вместе. Это просто и трудно, это процесс преодоления слабости, от которой мы страдаем, живя в иерархическом обществе, которое предпочитает повино­вение законной власти и мотив наживы, нежели индивидуальную автономию и самоопределение.

Опыт, показавший мне, что другие люди тоже должны понять практическую возможность консенсуса, пришел, когда я готовился отправиться в тюрьму. Я был арестован во время ноябрьской акции протеста SOA Watch1 перед во­енной базой «Форт Беннинг», в которой находится американская военная «Школа Америк». Следующей весной все арестанты встретились в городе Колумбус, США, чтобы подготовиться к суду и обсудить стратегию защиты. Организаторы из SOA Watch проводили эти встречи, используя процесс кон-

1 SOA Watch (School of the Americas Watch) — правозащитная организация, основанная Maryknoll Father Roy Bourgeois и небольшой группой сторонников в 1990 г- в знак протеста против тренировки большинства латиноамериканских офицеров в «Школе Америк» (тренировка была инициирована Министерством обороны США).

«Школа Америк» (англ. SOASchool of the Americas) — военное учебное за­ведение в Форт-Беннинге, США, где готовили кадры для вооруженных сил и полиции латиноамериканских стран. Печально известно из-за многочисленных нарушений прав человека своими выпускниками: многие выпускники участвовали в переворотах, пытках, Убийствах оппозиционеров, неудобных США и капиталистам своих странах.

15

КОНСЕНСУС: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СВОБОДНОМ ОБЩЕСТВЕ

сенсуса. Какой у них был выбор? Они не имели права использовать власть и навязывать мажоритарный или какой-либо другой процесс принятия решений, а мы, соответчики, были слишком разношерстной группой (в терминах нашей политики), чтобы согласиться на другой формат. Поэтому консенсус по умол­чанию был принят в качестве метода принятия решений, как это бывает во всех случаях, когда участники начинают с признания автономии и равенства всех вовлеченных индивидуумов. К сожалению, многие из моих подельщиков не имели опыта достижения консенсуса, но нам всем пришлось быстро учить­ся, поскольку до суда оставалось всего несколько дней, и надо было принять много важных решений.

Тогда-то я и решил написать эту книгу, учебник по достижению консенсуса. Цель книги — объяснить саму идею консенсуса, выстроить простой для пони­мания и воплощения процесс, созданный, чтобы помочь людям из авторитар­ных обществ достигать консенсуса равноправным и сознательным образом.

16

ВВЕДЕНИЕ

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

На протяжении исторического развития форм правления видна всевозра­стающая консолидация полномочий по принятию решений в руках бюрокра­тов, технократов и должностных лиц, избранных или иных. Вместе с тем, прогрессивные или радикальные элементы боролись за больший доступ к вла­сти, как небольшими группами, так и как часть большого движения за децен­трализацию и демократию. Властные структуры отвечали на это давление, с одной стороны, принятием более демократичных форм, а с другой стороны, - удаляя все большую власть по принятию решений из общественной сферы.

В современных демократиях избирательное право рассматривается как всеобщее (хотя в действительности исключены лица моложе восемнадцати, иммигранты без гражданства, некоторый процент этнических, расовых и поли­тических меньшинств, отпугнутых от кабинок для голосования, а в некоторых странах также и осужденные нарушители закона), однако индивиды и сообще­ства довольствуются все меньшей и меньшей автономностью. Так, например, школы и другие институты подвергнуты растущему надзору со стороны прави­тельства; множатся законы, контролирующие все больше мелочей; экономика централизована и объединена; СМИ консолидированы, а коммерциализация' вторгается и присваивает общественные пространства.

Многие люди слышали клише о цели и средствах, касательно изменений, которые мы желаем видеть в мире. Если отбросить чрезмерное упрощение, такой подход используется при обращении к вопросам тактик сопротивления, это важный аргумент при выборе методов принятия решений. На протяжении всей истории группы людей демонстрировали почти бесконечное многообразие общественной организации и политических стратегий. Неиерархическое обще­ство и сопутствующие стратегии принятия решений, несомненно, находятся в пределах нашей досягаемости, если не обращать внимания на экономические структуры и военные и полицейские силы, которые сейчас стоят на пути не­обходимых перемен. Кроме того, для преодоления организованных барьеров экономического и государственного насилия нам нужно вновь научиться быть «общественными животными» и достичь непринужденности и определенного опыта в использовании новых моделей принятия решений.

При построении нашего сопротивления, нам нужно сопротивляться нашим собственным авторитарным привычкам. Расширяя свои права и возможности, Мы должны привыкать к общественной силе, которая построена на равенстве, а не на эксплуатации. Нам необходимо научиться консенсусу.

17