logo
Консенсус Гелдерлоос

Стихийный консенсус

На многих собраниях или иных групповых мероприятиях, на самом деле, нет нужды принимать решения по важным вопросам. Очень часто люди соби­раются только для того, чтобы сделать объявления, рассказать о деятельно­сти рабочей группы, обсудить логистические детали проекта, который уже на всех парах движется к завершению. В таком случае нет смысла использовать все эти инструменты упрощения принятия решений или структуры консенсуса. Вместе с тем идея придерживаться той же базовой схемы не лишена смысла по ряду причин. Использование того же самого базового процесса позволяет в будущем подключить все необходимые инструменты, когда это станет не­обходимым, позволяет практиковаться в этой методике. Иначе может быть неуютно и сложно после нескольких месяцев расслабленных обсуждений ис­пользовать формальный процесс. Некоторые группы, принимающие решения Методом консенсуса, так долго придерживались неформальных обсуждений, что потеряли какую-либо идентичность, нажили кучу межличностных проблем внутри группы и вовлекли новых участников, которые, как потом выясняется, Не поддерживали идеи консенсуса и даже не подозревали о том, что их груп­па, на самом деле, «принимает решения консенсусом».

Также полезно использовать механизмы, поощряющие обратную связь и Помогающие людям говорить о проблемах, которые иначе будут спрятаны в Аолгий ящик в ходе неформального обсуждения. И когда новые люди прихо-

60

61

дят на собрания, возможность лично наблюдать базовые принципы консенсуса демистифицирует для них сам процесс, делает его менее пугающим и путан-ным и подготавливает людей к моменту, когда принятие решения по важному вопросу потребует использования таких инструментов и процессов, которых эти люди никогда раньше не встречали. Например, имеет смысл иметь фаси-литатора, человека, следящего за настроением, и писаря на каждой встрече. Те, кто вызываются добровольцами на эти роли, могут в зависимости от си­туации решить, насколько активную роль они должны играть. Если собрание оказывается более сложным, чем ожидалось, часто полезно, когда люди, уже выбравшие для себя одну из этих функций, помогают в проведении собра­ния. Также следует сделать традиционными для группы те или иные формы обратной связи. Одна активистская организация всегда проводит проверки ощущений в конце своих встреч независимо от того, насколько неформальной и малочисленной была встреча. Этот инструмент дает людям возможность вы­сказаться касательно того, нужно ли лучше организовывать подобные встречи в будущем, или выразить какие-то свои беспокойства. Также это — один из самых простых для новичков инструментов консенсуса. Проверка ощущений дает новичкам возможность почувствовать, что их ценят, ощутить себя более уютно в незнакомой обстановке, рассказать о своих впечатлениях от процесса принятия решений — бесценные замечания для других членов коллектива.

Следует, как и всегда, использовать собственное суждение в том, что ка­сается разумной степени формальности. Использование большего количества формальных процедур, чем это необходимо, может быть удушающей и крайне бюрократической практикой. Использование недостаточного набора дает воз­можность более ораторствующим типам доминировать во время дискуссии и может привести к решениям, которые не принимают в расчет мнения суще­ственной части коллектива. Часты случаи, когда после вроде бы неформаль­ного обсуждения один человек покидает его с чувством, что группа приняла определенное решение, а другой человек либо имеет иное представление об этом самом решении, либо полагает, что и вовсе никакого решения достигнуто не было.

62

ЗНАТЬ О ДИНАМИКЕ ГРУППЫ

ЧТО МЫ ИМЕЕМ В ВИДУ ПОД ДИНАМИКОЙ ГРУППЫ?

Динамика группы — характер взаимодействия, общения, деятельности и от­ветственности. Ведет ли себя кто-то снисходительно, агрессивно или патерна-листски? Кто говорит больше, а кто меньше? Кто задает вопросы, а кто делает заявления? Чьи идеи группа принимает и реализует, а чьи игнорирует? Кто делает всю занудную работу, чтобы воплотить планы в жизнь, а кто получает лавры? Понимание этих моделей позволит вашей группе оставаться здоровой.

НЕПРОСТИТЕЛЬНО КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ОБЩЕЙ ДИНАМИКИ ВЛАСТИ

Наблюдение за динамикой власти в вашей группе требует комбинации чув­ствительности и практики. Конечно, личные качества и особенности имеют больший вес по сравнению с обобщенными моделями социального гнета (в за­висимости от того, насколько плотно взаимодействует ваша группа), но знание о репрессивной динамике, взращиваемой в обществе, позволит избежать ее проникновения в группу. Вот некоторые основные моменты.

Гендер. Плохая тендерная динамика может быть представлена ситуацией, когда мужчины ответственны за принятие решений, занимаются интересными, яркими акциями, тогда как женщины заняты неблагодарной, рутинной работой «в тылу» и логистикой. Мужское мнение ценится выше, чем женское, так же, как и «мужские» навыки (например, анализ и осведомленность в политике), тогда как навыки общения и эмоциональные переживания недооцениваются. Что касается квир (от англ. queer — термин для обозначения всего отличного от гетероцентристской модели поведения; квир-идентичность позволяет одно­временно сделать политическое заявление против гетеронормативности и вме­сте с тем отказаться от традиционной политики категоризации идентичностей — прим. пер.), то они либо будут маргинализированы, либо вынуждены будут подстраиваться под бинарную тендерную модель и выполнять мужскую или Женскую роль. Хорошая тендерная динамика допускает бесконечный размах тендерного выражения. Вместо того, чтобы быть разделенным на два полюса, каждый сможет развивать свои сильные стороны и работать над своими сла­бостями, в то же время предоставляя друг другу убежище от патриархальных Динамик внешнего мира.

Возраст. Плохая возрастная политика может включать в себя ситуацию, когда взрослые недооценивают или патерналистски относятся к молодым, а Молодежь маргинализирует или отвергает старшее поколение. Хорошая воз­растная политика позволит всем членам группы не обращать внимания на в°зраст, учиться вместе без зазнайства, без предположений, что с возрас­ти приходит мудрость / отсталость. Каждый осознает, что все находятся на

63

КОНСЕНСУС: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СВОБОДНОМ ОБЩЕСТВЕ 3НАТЬ О ДИНАМИКЕ ГРУППЫ

разных ступенях в познании разных вещей и что личный опыт необязательно применим к остальным.

Класс. Плохая классовая политика может включать в себя ситуации, когда люди с высшим образованием снисходительно относятся к бедным активи­стам или, используя академический жаргон, «убеждают» их, или исключают их из обсуждения. Не редки случаи, когда активисты с высшим образованием злятся, если люди с более скромным прошлым возражают им; часто такие активисты имеют собственные представления о том, как нужно «помогать» бедным. Менее распространенная проблема — это отрицание выходцами из богатых семей собственного опыта и «превращение» их в бедных (эти люди считают, что их опыт не имеет значения — прим. пер.). Хорошая классовая политика позволит каждому спокойно признавать свою классовую принадлеж­ность, уважать и учиться у других людей, несмотря на классовые различия. Люди из разных классов смогут признать порочность конкретно их социально-экономической прослойки (т.к. капитализм развращает все вокруг), а более богатые люди должны будут согласиться, что их богатство получено при по­мощи эксплуатации бедных.

Раса. Плохая расовая политика может включать в себя ситуации, когда «белые» выделяют или исключают «цветных», либо заставляют их соответ­ствовать культурным ожиданиям «белых». Также среди «белых» распростра­нено мнение, что проблемы расизма — вина государства и корпораций, поэто­му они обороняются, когда их уличают в проявлениях расизма. Вместо этого многие «белые» активисты квалифицируют расизм как форму классового уг­нетения. Хорошая расовая политика обеспечит культурную гибкость, позволит вести конструктивную критику и здоровые дискуссии по теме расы и расизма. «Белые» активисты не будут бояться потерять контроль и позволить «цвет­ным» активистам изменить их мнение и концепцию активизма.

«ПРОБЛЕМНЫЕ» ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Знание распространенных моделей поведения, которые мешают группово­му консенсусу, поможет вам не допускать такого поведения со своей стороны, узнавать его в других людях и препятствовать такому поведению.

Вот краткий перечень основных ошибок.

Излишняя говорливость. Говорить с легкостью, конечно, замечательно, но говорить так много, что никто и слова вставить не может, нечестно. К тому же многие такие «говоруны» говорят бессвязно и не по делу. Если повестка дня большая или собрание жестко ограничено по времени, то вам нужно по­думать дважды: действительно ли нужно сказать то, что вы хотите сказать? Помните, что каждое ваше высказывание сокращает время выступления кого-то еще. Попробуйте один раз во время собрания не говорить вообще ничего-Обратите внимание на свои ощущения, а также на то, стали ли люди, которые обычно говорят немного, говорить больше?

Необщительность. У вас могут быть свои причины, по которым вы не чувствуете себя уютно и не хотите раскрыться. Но группа не может быть здоровой, пока каждый не сделает шаг вперед, не предпримет усилие, чтобы начать общаться. В процессе нахождения консенсуса важен вклад каждого. Часто люди не высказываются, потому что думают, что не могут сказать ни­чего блестящего, замечательного. Но как от члена антиавторитарной группы, принимающей решения методом консенсуса, от вас не требуется быть лиде­ром или просто выполнять свои членские обязанности. Группе нужно, чтобы вы участвовали в ее деятельности. Даже простое высказывание о вашем само­чувствии поможет группе быть более эффективной.

Одинокий волк. Замечательно быть самодостаточной личностью, но если вы собрались быть частью группы, то надо учиться сотрудничать с людьми. Польза от работы с другими людьми приходит вместе с обязанностями учить­ся у них и уметь их слушать. Если вы не можете научиться работать в коман­де, тогда не зря вас будут называть одиноким волком. Никто не мешает вам сделать все самостоятельно.

Бесчувственность. Как мы можем изменить мир, если мы не способны даже позаботиться друг о друге? Да, конечно, наши мысли заняты вещами «поважнее», но чувства тоже важны, как сами по себе, так и для обеспече­ния здоровой атмосферы в группе и ее эффективности. Честные и склонные к конфронтации люди могут быть прекрасным дополнением к группе. Люди, которые активно игнорируют и презрительно относятся к чужим чувствам, бу­дут огромной занозой в заднице. Если вы продолжаете ранить чувства других людей, то, возможно, это связано с вашей неспособностью разобраться со своими эмоциями. Работайте над этим.

Излишняя чувствительность. Обратная сторона медали — это то, что нам всем нужно быть толстокожими. Это особенно важно для людей, пользу­ющихся какими-то привилегиями. Угнетенные люди вырастают толстокожими, так как это необходимо для выживания. Привилегированные люди должны быть жестки, чтобы адекватно реагировать на критику и агрессию, которую могут породить привилегии. Распустившиеся нюни в ответ на критику сделают человека, который был достаточно храбрым, чтобы вас критиковать, похожим на полного мудака, что уведет внимание от реальных проблем в сторону ва­шего нормального эмоционального состояния, а это нечестно. Изменять мир "*" не значит играть и веселиться все время. Черт возьми, даже встречи, и те не сплошное веселье и игры. Не позволяйте своим эмоциям вывести вас из строя, Учитесь контролировать их!

Излишняя напористость (самоуверенность). Здесь все легко. Если кто-то с вами не соглашается, не стоит на него «наезжать». Вы можете попы-таться убедить кого-то, но сначала поймите его точку зрения. Если вы говори-Те> а все молчат, то это не значит, что они согласны с вами. Возможно, вы так Много говорили, что остальным пришлось сдаться. Учитесь слушать, учитесь в°время отступать.

65

Излишняя вовле. ченность. У некоторые людей больше времени которое они могут по­свящать активизму. Но это не значит, что такие люди должны контроли­ровать каждый проект, следить за тем, чтобы другие члены группы, ответственные за что-то, выполняли свои за­дания. Если у вас есть лишнее время, вы мо­жете взять на себя ру­тинную работу, которая отбивает охоту у людей с меньшим количеством свободного времени чем-либо заниматься.

Невн и м а т ел ь-ность. Вы думаете только о том, что буде­те говорить, пока дру­гие люди высказыва­ются? Вы перебиваете людей только потому, что будто бы знаете, что

Хотите зафиксировать тенденции на со­браниях вашей группы? Сделайте список вы­ступающих. Иногда этот список может по­мочь вам заметить проблемные тенденции, о которых вы раньше даже не подозревали. Вот как это работает. Для начала выбери­те категорию. Это может быть пол, раса, возраст — все, что угодно. Затем выберите какие-то формы активности, например: вы­ступление, поднятие руки, перебивание, вопро­сы, какое-то замечание по ходу дискуссии. По­том во время собрания, когда кто-то будет делать что-то из вышеуказанного, отметьте это в соответствующей графе. Например, когда белый участниксобрания перебьет кого-нибудь, сделай соответствующую пометку на пересечении полей «белый» и «перебивать». (Убедитесь для начала, что вы отметили об­щее число людей в каждой категории; только так можно будет сопоставить статистиче­ские данные). Вы можете даже записать всех членов группы по именам, а не делить их на какие-то общие категории, если вам кажется, что проблемы группы носят личностный ха­рактер. В конце собрания необходимо обнаро­довать полученные результаты!

они хотят сказать? Экстренные новости (если вы слушаете, конечно): люди такого типа редко могут сказать что-то интересное или умное, потому что они никогда ничему не учатся.

Элитизм. Рассказываете ли вы на собраниях шутки, которые понятны лишь немногим? Являетесь ли вы «звездным» активистом, который был на всех самых крутых протестах и даже был арестован за гражданское непови­новение или прямое действие во время протестов против МВФ в Вашингтоне, например? Возможно, вы просто не уверены в себе и хотите, чтобы другие люди ценили вас. Если вы действительно хотите исправить эту ситуацию, то это легко сделать. Иначе получится так, что другие участники группы будут чем-то заняты, а вы не будете им помогать. Нет ничего хуже, чем тусовка, которая хочет только веселиться.

Оборонительность. Это одно из самых худших и одно из самых рас­пространенных явлений. Пожалуй, самый лучший способ не позволить группе вырасти — это принять оборонительную позицию, когда кто-то вас критикует.

ИаД

остальными ошибками можно работать, если только вы прислушиваетесь

тому, что говорят вам другие люди. Самое главное — понять, что все время т времени ошибаются. Наплюйте на свое эго, научитесь слышать критику и оаботать над ней. Это не суд. Никто не может быть признан виновным или не­виновным. Тот факт, «прав» человек в своей критике или «не прав», — вопрос десятый. Если кто-то думает, что есть проблема, значит, она есть, и обязан­ность всей группы - решить ее.

Когда мы действуем как часть антиавторитарного движения, мы можем со­вершить миллион ошибок, поэтому мы должны относиться к ним как к чему-то неизбежному. Мы не должны устраивать соревнования на звание лучшего, потому что в таком соревновании группа перестанет существовать как единое целое. Но также не надо упиваться своими ошибками. Мы окружены патоло­гиями, вызванными капитализмом, расизмом, патриархатом, правлением стар­ших, империализмом, и все же нам удается собираться вместе, чтобы разви­вать равенство и автономию. Более того, у нас может получиться еще лучше.

ПРИМЕР <!ШсХА КЫсТУПАкЭЩИХ (Л5"П5ЛУ)

^FO

чслойес на.

жен

ни пи тт тт

е!0£РД«А*

жен rm и

r-iyrx

ПИ ПИ

тт тт ни пи

Г£рдШ1АМ*

жен

П

ЧТоЬЫ

нуэс

riVX ни n

ЖСН пп пи

ЦП 1

жен

тт

МУЖ тт тт тт

ЛЬКСАЗЫКАНУЯ

WajTgQgfel

тт

жен

rm m nn n

Примечание. Если в вашей группе мужчины и женщины участвуют не чо равных, ведите учет активности во время собрания и поделитесь ре­зультатами в конце. Проясните проблему и дайте людям понять, как они принимают участие в дискуссии.

67

КОНСЕНСУС: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИИ В СВОБОДНОМ ОБЩЕСТВ^ iATb О ДИНАМИКЕ ГРУППЫ

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ХОДУ

Во время дискуссии группа может много раз отклоняться от повестки дня или от идеальных моделей общения. Часто это может не наносить никако­го вреда и, наоборот, может даже помочь немного расслабиться. Иногда во время или после серьезной дискуссии члены группы могут начать шутить, что­бы снять напряжение. С другой стороны, отклонение от темы может сделать обсуждение более запутанным и стать причиной того, что менее уверенные в себе участники группы перестанут принимать участие в дискуссии. Следите за настроениями в группе и при необходимости возвращайте дискуссию в из­начальное русло посредством технического или эмоционального замечания. Даже если вы не фасилитатор и не следите за атмосферой, то вы все равно должны чувствовать себя уютно, чтобы сделать такой вклад во время собра­ния. Если кто-то меняет тему дискуссии или тормозит процесс обсуждения поднятием вопроса, который группа еще не начала обсуждать, дождитесь сво­ей очереди либо возьмите техническую паузу сразу же после того, как этот человек закончит свое выступление, и озвучьте свое предложение: «Я думаю, что сначала нам надо закончить с этим вопросом, чтобы переходить к обсуж­дению следующего». Не перебивайте человека, который, по-вашему мнению, меняет тему разговора, потому что может оказаться, что, в конце концов, это выступление имеет отношение к тому, что обсуждается. Если какой-то участник группы перебивает другого, вы можете сразу же прекратить это либо дождаться своей очереди, чтобы высказаться. Если кто-то перебил другого участника два раза или более или если кого-то перебивали несколько раз, перебейте «нарушителя» и укажите на то, что произошло: «Эй, Джилл, по-моему, Джек пытался что-то сказать».

ЗАНЯТЬСЯ ПРОБЛЕМАМИ

Иногда проблемы могут затягиваться или быть слишком сложными. Каж­дая группа рано или поздно столкнется с такими проблемами. Решение та­ких проблем вашей группой — это одновременно и самая важная, и самая тяжелая обязанность. Игнорирование проблемы приведет к ее разбуханию. Есть несколько видов проблем: проблемы групповой культуры; проблемы, воз­никающие у нескольких людей внутри группы; конфликты между одним или несколькими участниками группы с другим ее участником; проблемы между двумя людьми внутри группы.

Если у вас есть проблемы с групповой культурой, то нужно поднять во­прос о ее решении. В подходящее время на групповом собрании дайте всем знать: «Ребят, я боюсь, что единственное, что мы умеем организовывать, так это вечеринку». «Я думаю, у нас есть проблемы, касающиеся разделения от­ветственности и лидерства». «Мне не кажется, что мы можем решить какие-то проблемы или обсудить эмоции этой группы». Возможно, другие также разде­ляют ваше беспокойство. Если это так, то необходимо, чтобы группа заплани­ровала специальное собрание или более неформальный сбор для обсуждения

проблемы и ее возможных решений. Если никто не разделяет вашего мнения, то не пугайтесь и настаивайте на том, чтобы вас выслушали и приняли во вцимание ваши чувства. Основной принцип консенсуса состоит в том, что мне­ние одного человека ничуть не менее ценно, чем мнение многих. Что мешает другим людям разделить твои чувства? Раса, пол, класс или возраст? Я был свидетелем ситуаций, когда один «цветной» человек высказывал проницатель­ную и ценную критику, но ни один «белый» участник группы не мог его понять. Если ни один из вышеупомянутых факторов не влияет на ситуацию, группа вы­слушала вас внимательно, но все равно не может согласиться с вашей точкой зрения, возможно, эта группа вам не подходит. Если это так, то вам будет гораздо приятнее работать с группой, имеющей с вами общие взгляды.

Проблемы между несколькими людьми внутри группы часто выявляют два противостоящих лагеря, разделяющих разные точки зрения. В действитель­ности личные мнения и предпочтения людей гораздо более сложны, но люди часто отвечают на конфликт, ища себе союзников, чтобы противостоять чув­ствам неуверенности и неодобрения и чтобы больше убеждать себя в верно­сти выбранной позиции. Такая фракционность может затушевать особенности, которые являются ключом к решению спора консенсусом. Как только стало понятно, что глубокие противоречия разделили группу, обратите внимание участников на эту проблему наиболее доброжелательным, успокаивающим образом. Сконцентрируйте внимание на «лечении» группы, а не на сваливании вины на кого-то. Настаивайте на том, чтобы группа как можно скорее выде­лила время для обсуждения проблемы. Когда у вас это получится, выскажите свое неодобрение по поводу разделения группы на два противостоящих лаге­ря. Хороший способ — найти всем по партнеру из противоположного лагеря. Практикуйте выслушивание мнения другого человека с глазу на глаз, старай­тесь понять его и затем обсудить пути выхода из конфликта. Дайте достаточ­ное количество времени для того, чтобы пары установили связь, и затем дайте возможность высказать свои идеи и размышления всем парам по кругу. Если проблема требует много времени для разрешения, направьте все усилия груп­пы на это, однако ищите акции, в которых ваша группа сможет участвовать. Деятельность сохраняет социальные связи и позволяет применять на практике Решения, вырабатываемые группой. Продолжение деятельности может также помочь избежать неудовлетворенности, которую некоторые могут почувство­вать, решив, что работа над общением саботирует деятельность группы.

Если у вас постоянные проблемы с каким-то членом группы, подойдите к этому человеку вне группы и попросите его поговорить с вами. Если этот человек соглашается поговорить с вами, то откровенно расскажите ему о про­блеме, но старайтесь вести здоровое общение, а не винить кого-то. Если этот человек отказывается с вами разговаривать или отвергает то, что вы говорите, т°гда попросите других членов группы вмешаться и убедить его поговорить с вами. Здесь вы можете выбрать опытного человека, как из группы, так и не Из группы, — на ваше усмотрение — чтобы он мог выступить арбитром в кон-