logo
Консенсус Гелдерлоос

3Цать о динамике группы

вместе и веселитесь. Но не становитесь еще одной кликой. Наша работа — не развлечение. Вы должны активно выходить из комфортной для вас зоны, а не тусоваться все время в одной и той же ограниченной сцене. Не допускайте, чтобы ваше сообщество было изолированным. Это можно сделать, активно налаживая отношения с другими сообществами до тех пор, пока вам не будет сложно сказать, где кончается одно и начинается другое сообщество. И когда вы веселитесь, практикуйте различные формы отдыха: на одной неделе панк-концерт, на другой — совместный обед. Слишком узко ориентированная и за­крепившаяся активистская культура очень быстро становится просто модным стилем.

Сообщество должно акцентировать внимание на содержании, а не на внешней оболочке. Соответственно, ваше активистское сообщество должно пытаться поддерживать своих членов эмоционально, физически, социально и экономически. Нужно встраивать сильные отношения в сильные сообщества, а сильные сообщества — в сильные движения. Клеем нашей борьбы и нового мира будут не авторитаризм и подавление личности. Мы будем развивать со­трудничество, преследуя общие интересы. Мы будем развивать разнообразие, уважая автономию. Консенсус может быть средством, которое поможет до­биться этого.

РАСШИРЯЯ ГРУППОВУЮ КУЛЬТУРУ

Ваша группа может решить расширить свою культуру, чтобы облегчить процесс принятия людей с разными культурными предпосылками. Для этого понадобится больше, чем пара символичных жестов и артефактов. Люди, вы­росшие в обществе, которое воспринимает культуру как продукт потребления, включая некоторых активистов, которые часто присваивают различные куль­турные символы угнетенных групп, чтобы выглядеть более «разнообразными», имеют тенденцию забывать, что культуру нельзя просто взять и импортиро­вать. Это ключевой момент, который нужно помнить, если вы являетесь ча­стью однородной группы, стремящейся расширить свою культуру. Вы можете распространять только те культурные модели, в которых сами хорошо ориен­тируетесь. Чтобы расширить культуру организации, вам необходимо наладить контакты с активистами из различных групп, узнать их приоритеты и желания, и ваши общие точки соприкосновения. Будьте одинаково открыты к идее о том, что вы присоединитесь к их группе, они присоединятся к вашей группе, либо вы вместе организуете новую группу вокруг важной для всех проблемы или стратегии. Если же вы просто «вышли в магазин, чтобы купить разнообра­зия» (частая ситуация, когда «белые» или люди из среднего класса стараются привлечь к себе в группы «цветных» или бедных), значит, вы просто принима­ете на себя патерналистскую роль, которая происходит из основных причин изоляции вашей группы или всеобщей сегрегации общества.

Если ваши мечты и ваши желания будущего мира поддерживает совместная работа вне зависимости от границ, таких как раса, класс, возраст, национале

ность, тогда внешние иерархические системы также не должны быть допуще­ны в вашу группу. Каждый должен одинаково чувствовать себя в безопасности (или одинаково некомфортно, что в малых дозах может оказать положитель­ный эффект). Соответственно, люди с разными культурными предпосылками должны распределять роли, исходя из того, что нет никакой доминирующей культуры. В идеале, каждый должен рассказать о том, как ему наиболее удоб­но общаться и действовать, а затем вы осмысленно смешаете разнообразие предпочтений в новую, синкретичную групповую культуру. Синкретичная куль­тура имеет преимущество в том, что она приветствует вхождение людей из составляющих эту культуру культур, но ее не следует путать с переходом на многообразность. Групповая культура, созданная в результате альянса между активистами-традиционалистами из Лакоты (племя индейцев в США — прим. пер.) и молодыми «белыми» анархистами со Среднего Запада, все равно бу­дет чужой для старых «белых» пацифистов из Новой Англии и трудовых им­мигрантов из Мексики.

По мере продвижения синкретичной культуры вперед ваша группа может почувствовать себя в состоянии неопределенности с неписаными правилами общения, на которые мы часто полагаемся интуитивно, но которые неопреде­ленны, противоречивы и не существуют. Наличие личных связей с людьми из Йупп с другими культурными предпосылками делает такой переход легче. В [ной группе это работает как альянс «белых» и «черных» активистов, орга­низованных против милицейского беспредела; группа функционирует без фор­мального процесса, некоторое время не имеет привычных структур или комму­никационных моделей, пока члены группы не познакомятся друг с другом и не будут чувствовать себя комфортно в компании друг друга. Такой культурный вакуум оставил группу с малым количеством инструментов, поэтому, помимо прочего, в такой ситуации сложно стать лидером или спровоцировать рост и взятие инициативы на себя менее опытными или менее разговорчивыми активистами. К счастью, каждый мог много чего узнать из опыта общения с

§угими культурами, расами и из построения эффективной солидарности. В нце концов, сильные личные отношения, выросшие между незнакомцами, обходимость, чтобы каждый отвечал за свои действия и был самокритич­ным, чтобы преодолеть связанный с расой дискомфорт, компенсировали не­достаток развития и обеспечили опору для развития смешанной культуры, Которая медленно стала заполнять пустоты.