logo
Консенсус Гелдерлоос

Ручные сигналы

Набор ручных сигналов и другие формы невербальной коммуникации могут помочь группе быть более эффективной и динамичной.

Я считаю, что следующие сигналы весьма эффективны. Сигналы, которые сообщают определенные вещи, в данном случае случайные, я просто приведу примеры таких сигналов. Важно, чтобы все члены группы понимали их смысл. Можно самим устанавливать различные по функциональности жесты.

Согласие

<^J>

Кручение кистями одной или двух припод­нятых РУК вокруг воображаемой оси означа­ет что вы согласны с тем, что сейчас говорят. Заменяет аплодисменты и одобрительные щелчки пальцами, которые бы помешали сЛуШать. Жест одобрения очень полезен, по­скольку позволяет понять, что идея пользует­ся успехом. Не нужно слушать бесконечный ряд людей, повторяющих: «Я думаю также, как такой-то», — это каждый может показать жестом, то есть высказать свое мнение, не теряя времени.

Для несогласия нет аналогичного жеста по двум причинам. Начинающего говорить может испугать, если все будут неодобрительно качать головами или опускать кулак большим пальцем вниз. Это почти также плохо как пре­рывание, и менее уверенные люди закончат делиться своей идеей, если увидят такие знаки неодобрения. Во-вторых, если вы не согласны, то нужно объяс­нить группе почему. Жеста неодобрения нет, потому что несогласному нужно поднять руку и записаться в очередь.

Техническое замечание

Вы делаете сигнал, образуя треугольник большими и указательными пальцами обеих рук (или можно изображать ладонями букву «Т» — прим. пер.). Техническое замечание — один из двух ручных сигналов, который под­нимает вас в самый верх списка очередности. Даже если пять человек ждут своей очереди, а вы сигнализируете, то следующим выступа­ющим будете вы. Значит, этим знаком нужно пользоваться очень осторожно. Техническое замечание должно быть существенным заме­чанием по процессу ведения дискуссии. Оно Не должно содержать личных мнений, объяв­лений, новых идей. Это может быть важным замечанием о климате в группе («Такой-то и такой-то были прерваны» или «Что-то у нас слишком много враждебности») или о вре­менных ограничениях («Мы обсуждаем эту тему дольше, чем договаривались»). Неваж-

45


н°, делает ли замечание наблюдающий за настроениями, хронометрист или Кто-то другой.

Комментарии, корректирующие процесс ведения дискуссии, также могу делаться в порядке технического замечания. Например, если один человес делает предложение, а другой меняет тему дискуссии так, как будто предло. жение было одобрено; или если люди продолжают отклоняться от темы; ил\, если кто-то принимает решение за всю группу без голосования, — покажите знак технического замечания и скажите о нарушениях. Если вы фасилитатор то в ваши обязанности входит делать такие замечания, поэтому вы можете брать слово без ручного сигнала. Но только если ваша группа не решила, чтс они хотят, чтобы фасилитатор действовал по тем же правилам, что и любой другой член группы.

Прямой ответ

Сигнализируйте о прямом ответе, сжав ла­донь в виде «пистолета» и указывая на чело­века, которому хотите ответить. Прямой ответ — это второй ручной сигнал, переводящий вас в начало очереди по ответам, поэтому исполь­зуйте его ответственно. И опять-таки — ника­ких мнений. Используйте прямой ответ для внесения корректировок в случае, если ин­формация в чьем-нибудь сообщении не верна. Убедитесь, что вы предлагаете исправление какого-нибудь важного факта, а не просто иную интерпретацию. Вы также можете использовать прямой ответ с предложением прояснить информацию. Лучше всего прибегать к данном) ручному сигналу при ответе на вопросы, когда у вас имеется больше важ­ной информации, чем у других членов группы. Также допустимо использовать прямой ответ, если кто-нибудь сказал что-то, что вы не поняли, и вы хотите прояснить это.

Другие ручные сигналы

Также есть и другие сигналы для голосования: поднятие больших пальцев руки вверх, вниз, и в сторону, которые уже были упомянуты. Ваша группа может придумать и использовать любые другие необходимые сигналы. Будьте также готовы предложить сигналы для людей, которые не могут использовать свои руки или у которых их нет.