Фасилитатор
Фасилитатор — крайне важное лицо на собраниях, где существенное число участников не знакомы с методом консенсуса или плохо знают друг друга. Группы с большим опытом совместной работы доходят до того, что все участники группы в равной степени фасилитируют процесс принятия решений.
Задача фасилитатора состоит в том, чтобы процесс принятия решений не отошел от той схемы, которая была ранее согласована в группе. От него требуется поддерживать сложный баланс между гибкостью и эффективностью. Никто не хочет строго соблюдать правила во время обсуждений, и никто не хочет сидеть по два часа на собраниях, где дискуссия идет по кругу и ни к чему не приходит. Фасилитатор — не армейский прапорщик: немного спонтанности помогает людям расслабиться и делает группу более креативной. Но слишком много хаоса не даст ничего сделать.
Фасилитатор наделен определенной властью. Не злоупотребляйте ею, не Связывайте своего решения группе, не благоприятствуйте людям, с которыми ВЬ| согласны. Прежде чем решить, что высказывание не соответствует теме, Убедитесь, что не думаете так, потому что не согласны с говорящим. Если вы
41
не в состоянии оставаться беспристрастным или устали, позвольте кому-нибудь другому фасилитировать оставшуюся часть собрания. В задачи группы также входит определенный контроль за фасилитатором, ему нужна обратная связь и, если необходимо, критика.
Если у группы не возникает проблем с самостоятельным принятием решений, фасилитатору не нужно ничего делать. Фасилитатор вступает в дело, если возникают проблемы. Вот подходящие случаи вмешательства фасилитатора в дискуссию:
Если никто в группе не берет на себя инициативу начать формировать повестку, фасилитатору следует поставить вопрос о пунктах повестки и порядке, в каком они будут следовать один за другим.
Если группа обсуждает одну тему, а кто-то начинает говорить совсем о другой, фасилитатор может вернуть дискуссию к первоначальной теме или обратить внимание, что тема сменилась, и спросить, хочет ли вся группа сменить тему или продолжить обсуждать прежнюю.
Если кто-то заводит разговор о конкретных действиях, в то время как остальные еще вникают в тему, фасилитатор может заметить, что еще не все готовы обсуждать возможные решения.
Если кто-то кого-то перебивает, фасилитатор может обратить на это внимание.
Если кто-то делает предложение, и все его игнорируют, фасилитатору следует поддержать дискуссию по этому предложению.
Если дискуссия идет по кругу, фасилитатор может предложить двигаться дальше.
Иногда полезно, если фасилитатор формулирует явный консенсус, когда все говорят похожие вещи. Если никто другой не делает этого, а время на исходе, фасилитатор формулирует предложение и организует голосование.
Фасилитатор может предлагать обсуждение по кругу, выборочный опрос и другие техники обсуждения, о которых будет более подробно рассказано ниже.
Фасилитатору не следует навязывать способ обсуждения, с которым не согласны участники дискуссии. Прежде чем принять решение, необходимо обсудить любое несогласие. Недопустимо для фасилитатора интерпретировать мнение группы, не дав участникам высказаться — за они или против. Для фасилитатора должны стать мантрой следующие слова: «Открывай двери для равного участия, помогай синтезировать разные идеи, двигайся к решению. которое каждый сможет считать своим».
Чтобы избежать управления с принуждением в группе, фасилитатору следует делать свои комментарии в виде вопросов. Вместо того чтобы сказать: «Это не тема нашего разговора, мы не будем говорить об этом», — говорите, — «Мы хотим перейти к обсуждению нового вопроса или закончим уже начатый?». Не говорите группе, что она должна, а спрашивайте, чего она хочет. Это сделает дискуссию более эффективной. Пусть ход дискуссии определяется всей груп-
пой, а не фасилитатором или кем-то, кто пытается менять темы дискуссии или манипулировать ею. Также, если фасилитатор пропускает важные комментарии или неправильно представляет желания группы, использование вопроса вместо утверждения может помочь избежать ненужных трений.
Еще один эффективный инструмент в руках фасилитатора — сказать о том, что видишь. Часто люди не осознают, что они контрпродуктивны или занимаются манипуляциями. Общество не учит нас общаться продуктивно и честно. Умение слушать очень помогает в этом. Также может быть полезным сформулировать общую идею, предложить компромисс или синтез идей, вместо того чтобы спорить ни о чем.
Существуют факторы, которые могут влиять на роль фасилитатора. Основное различие в том, хочет ли группа, чтобы фасилитатор был вовлеченным или невовлеченным. Вовлеченный фасилитатор — член группы, который участвует в обсуждении и принятии решений наряду с выполнением роли фасилитатора. Невовлеченный фасилитатор обычно кто-то извне группы, кто не принимает участия в дискуссии и принятии решений, а только помогает группе принять решение. Предпочтительнее, если ваша группа самодостаточна и может обходиться без посторонней помощи в фасилитации. Но некоторые собрания могут быть слишком трудны, а группы слишком временны, слишком велики или слишком неопытны, и у них может отсутствовать необходимый уровень сплоченности для принятия решений гибким образом. Трудным обсуждениям и несплоченным группам поможет фасилитатор со стороны, который заинтересован не в предмете обсуждения, а в достижении консенсуса и подходящих всем решениях.
Очевидно, что человек, который выступает в роли фасилитатора от собрания к собранию, обретет определенную власть. Нужда производить ротацию фасилитаторов наталкивается на необходимость иметь компетентных ведущих. Тот, кто не готов вести собрание, но делает это, потому что думает, что это несложно, или потому что был принужден сделать это, когда подошла его очередь, подорвет свое доверие к своим способностям и повредит работе группы, а других подтолкнет к структуре с неформальными лидерами как к более простой альтернативе, чем занятию проблемами плохой фасилитации и помощи фасилитатору в обучении.
Вашей группе следует предпринимать усилия, чтобы каждый стал опытным Фасилитатором (в этом случае фасилитатор станет не нужен, достижение консенсуса без формальностей станет реальностью). Дебют неопытных фасилитаторов на легких собраниях позволит получить им полезный отклик других Участников, обеспечит семинары и обсуждения хорошим фасилитированием в Дальнейшем; и более опытные фасилитаторы смогут отдохнуть, понимая, что Их роль постепенно исчезает. Их опыт полезен группе, только если они его ПеРедают другим, а не когда держат свои навыки только для себя.
tlLi'il Zi'M
1изи/а:шъш:шв1:1й1гГФ1л1:п
>М ОБЩЕСТВ^
- Художник: я. Корректор: петр рябов, софия
- Предисловие
- Выгоды руководства?
- Представительство
- Стихийный консенсус
- Различные групповые модели, их сильные и слабые стороны. Суть консенсуса — сплоченность группы, других форм правления — удержание власти.
- Групповые встречи
- Детали и логистика (1 обсуждение -
- 1 Акция)
- Процесс обсуждения
- Процесс принятия решений
- Повестка дня
- Обсуждение
- Предложения
- Вопросы
- Проблемы
- Дружеские поправки
- Отзыв предложения
- Голосование
- Блокирование
- Подходит!
- Нет решения
- Подходящее расположение
- Хронометрист
- Фасилитатор
- Ведущий очередь
- Ручные сигналы
- Бессловесный язык
- 8* Кие инструменты упрощают достижение консенсуса?
- Структура встречи
- Консенсус минус один?
- Рабочие группы
- Автономное действие
- Стихийный консенсус
- 3Цать о динамике группы
- Важность культуры
- Построение сообщества
- 3Цать о динамике группы
- Мультикультурные группы
- 3Нать о динамике группы
- Монокультурные группы
- Коалиции
- Федерации
- ; W 'at обучение консенсусу учиться консенсусу
- Принять консенсус в группе
- Семинары по консенсусу
- Будущее консенсуса
- Приложения приложение 1: дискуссия
- Приложение 3: фасилитатор
- Питер Гелдерлоос
- 192007, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 40.