28 Влияние технической организации на сферу образования и систему знаний. Исчезновение encyclios disciplina. Энциклопедическое знание.
Рассмотрим теперь на новом примере отношение техники к совершенно другой области — организации школы и университета. Воздействуя на эти институты соответственно своим интересам, Техник полностью изменяет их характер в сторону технических знаний, которые, как он утверждает, представляют собой единственно полезную и практически нужную область науки, отвечающую требованиям времени. По этим меркам введение в Германии реальных училищ означает не что иное, как победу техники, находящейся в манчестерской стадии, над более духовным гуманистическим знанием, которое давалось в гуманитарных гимназиях. Нельзя недооценивать значение подобных реформ, так как они представляют собой прямое наступление на ένκύκλιος παιδεία,89 на ту encyclios disciplina,90 которая существовала на всем протяжении античной и средневековой эпохи. Очевидно, что главное следствие такой реформы заключается не в том, что грамматика стала занимать в преподавании скромное место, что из него постепенно вытесняются астрономия и музыка, что диалектика и риторика вообще оказались вычеркнуты из учебной программы и что, следовательно, из так называемых семи свободных искусств сохранились лишь арифметика и геометрия. Вытеснившие их технические знания носят одновременно эмпирический и каузальный характер. Таким образом, победа технического знания над гуманитарным означает, что в области знания материя одержала победу над формой. Преподавание древних языков отходит на задний план, и тем самым пропадает возможность органически цельного образования, в котором присутствует внутренняя связь. От этого страдает логическое мышление ученика, его способность овладевать формой знания. Материя знания, материал наук, эмпиричны и по своему понятию безграничны, как каузальные ряды, которыми они описываются. Мы часто сталкиваемся с гордыми высказываниями по поводу необозримой громадности массива накопленных знаний, но это та гордость, с которой пускаются в путь в безбрежном море знаний, не замечая, что плывут по воле волн. Это море знаний есть своего рода mare tenebrosum,91 а необозримое громадное знание становится бесформенным. Мышление, для которого всякое знание одинаково важно, теряет представление об иерархии знаний. И следовательно, можно сделать вывод, что такое знание в конце концов само себя уничтожает, погребенное под массой фактов, с которой мы не в силах справиться, как с бесчисленными песчинками, поднятыми песчаной бурей. Можно предположить, что когда-нибудь нам надоест таскать на своих плечах тяжкое бремя мертвых знаний.
Там, где основной упор делается на материал, ученик получает набор разрозненных сведений, который можно сравнить со справочником, состоящим из специальных статей, оформленных в виде различных «основ» и «очерков». Этот род знания и обучения заведомо не сочетается с достижением истинного παιδεύειν,92 потому что их грубый эмпиризм способствует только механическому накоплению материала познания, потому что они не подготавливают фундамента, не содержат формообразующего принципа, при помощи которого можно было бы совладать с этим материалом. Сомнительная пословица, гласящая, что знание — это сила, сегодня, как никогда, потеряла свое значение, потому что такое знание отнюдь не представляет собой духовной силы, в духовном отношении оно как раз совершенно бессильно. По мере того как это знание вместе с техническими прогрессом из школ проникает в университеты, начинается их упадок, так как университеты превращаются в технические учебные заведения и начинают служить техническому прогрессу, который со своей стороны охотно снабжает их дотациями, создает при них специальные институты и не жалеет трудов на то, чтобы превратить былую universitas93 в бестолковое скопище узкоспециальных исследовательских лабораторий.
Здесь следует обратить внимание на то, что старинная encyclios disciplina, представлявшая собой законченный круг наук и знания, противоположна идее энциклопедии наук, то есть идее энциклопедической системы знаний, отдельные статьи которой расположены по лексическому принципу в алфавитном порядке. Идея такой энциклопедии наук родилась в XVIII веке. Ее осуществление стало первой ласточкой технического знания. Это было знание энциклопедистов Дидро, Даламбера и Ламетри, объявившего философию пустым и бессодержательным занятием и провозгласившего в своих сочинениях («Histoire naturelle de l'ame»94 и «L'homme machine»95) такую разновидность эмпиризма, которая пытается вывести все явления из взаимодействия каузальных рефлексов между мозгом и телом. Мышление Юма, английского современника Ламетри, отличается большей строгостью и тонкостью, однако его учение об ассоциации идей, как показывают выдвинутые им принципы всевозможных ассоциаций (подобие, смежность во времени и пространстве, причина и действие), в конечном счете приводит к тому же результату («Philosophical essays concerning human understanding»96 и «An inquiry concerning human understanding»97). По мнению Юма, восприятия не нуждаются в субстанции как своем носителе, так как любая субстанция представляет собой лишь совокупность простых представлений и мыслей. Теории ассоциативного мышления всегда устремлены к тому, чтобы утвердить идею материальной самостоятельности ассоциаций. Однако ассоциирование — это еще не мышление; а в некоторых головах необычайная способность к ассоциированию, по-видимому, и впрямь подменяет собой самостоятельное мышление. Юма можно считать духовным отцом джойсовского «Улисса» — книги, в которой ассоциации обрели самостоятельность и где автор так радикально расправился с малейшими признаками какой бы то ни было рациональной схемы, что не осталось ничего, кроме сваленных в одну кучу ассоциаций.
- Краткое содержание по главам
- Предварительные замечания
- Книга первая совершенство техники
- 1 Технические утопии. Темой современной утопии служит уже не государство, а техника. Утопия как сочетание научности и литературного сюжета.
- 7 Признаки истинной экономичности. Мистерии Деметры. Человек и корова.
- 8 Стремление техники к совершенству тождественно увеличению автоматизма. Признаки автоматизма. Возрастающее значение проблем, связанных с временем.
- 11 Естественные науки и механическое понятие времени.
- 13 Принципиальное значение для техники колеса как движущего и связующего средства. Техника как передаточный механизм.
- 14 Лапласова фикция. Детерминизм и статистическая вероятность. Проявление проблемы времени в точных науках. Понятие точности.
- 16 Последствия механизации проявляются в специализации и дроблении работы на мелкие отрезки. Путь от каузализма в направлении функционализма. Превращение рабочего в раба машины. Рабочие организации.
- 17 Возникновение рабочего вопроса. Возрастающая потребность в защите возникает у рабочего под влиянием его растущей зависимости от аппаратуры и организации.
- 19 Век техники начинается с развития динамики. Рабочий и аппаратура эксплуатации. Потребность в надежности и каузальная точность.
- 20 Кант. Разграничение technica intentionalis и technica naturalis у Канта. Телеология и механика. Шеллинг.
- 21 Спор между механистами и виталистами. Каузальное и телеологическое мышление сочетаются в работе аппаратуры. Понятие технической целесообразности и его границы.
- 22 Границы технической целесообразности. Мышление Техника — это мышление часовщика.
- 23 Техника и принцип механической организации. Аппаратура и организация — взаимно дополняют друг друга. Конвейер. Статистическое мышление.
- 24 Понятие научной точности. Машина как подражательное изобретение. Функционализм и его последствия для человеческого труда. Функционализм и автоматизм. Потребление как свойство функционализма.
- 25 Отличие технической организации от других организаций. Техника и право.
- 26 Отношения между наукой и техникой. Биология как вспомогательная наука технического прогресса. Техническая организация и медицина.
- 27 Влияние технической организации на финансы и валюту. Упадок валют.
- 28 Влияние технической организации на сферу образования и систему знаний. Исчезновение encyclios disciplina. Энциклопедическое знание.
- 29 Техника и питание.
- 30 Механическое переформирование государства, производимое технической организацией.
- 31 Задачи, которые ставит перед собой рассудок в научной деятельности. Определение рассудка. Грабительские походы научного рассудка.
- 32 Понятие научной истины. Правильность и истинность. Мертвое движение машины и человека в мертвом времени.
- 34 Понятие технического совершенства. Разрушительная энергия функционального мышления.
- 35 Техника и массы — взаимосвязанные явления. Характерные признаки и понятие массы. Мобильный и перемещаемый человек. Идеологии. Перемещаемое знание.
- 36 Аппаратура и идеология — взаимосвязанные явления. Проблема актера. Реклама и пропаганда.
- 37 Идеология и отвлечение. Фотография,
- 38 Рационализм и иррационализм. Человек в условиях развивающегося функционализма. Техника мобилизации.
- 39 Ресурсы, которые имеются в распоряжении человека. Уроки римской истории. Римские массы.
- 40 Взаимная обусловленность техники и спорта. Спорт появляется при достижении определенной степени механизации. Спорт как реакция на процесс механизации.
- 41 Разрушение праздника. Механизм кинематографа.
- 42 Наркотическое действие автоматизма. Функционализация сознания.
- 44 Защищенность и потребность в защищенности. Задача организации дефицита.
- 45 Философские системы. Лейбниц. Кант. Гегелевская диалектика как отражение механически организованного прогресса.
- Приложение мировые войны
- Книга вторая машина и собственность
- 1 Отношение между историей и техникой.
- 2 Аппаратура и отвлечение.
- 3 Машина и социальная теория. Сен-Симон, Фурье, Прудон, Луи Блан, Оуэн, Маркс. Экономические и технические теории.
- 5 Ранние деньги. Отвлечения понятия денег. Вещественные деньги, символические деньги, расчетные деньги. Абстракции денежной системы. Экономические деньги и технические деньги.
- 6 Теория и идеология. Идеологии и теория развития. Теория высвобождения и теория компенсации. Маркс как представитель экономической теории эпохи паровой техники.
- 7 Отвлечение и нормирование. Нормирование и автоматизм. Их воздействие на организацию труда.
- 9 Превращение капиталиста-собственника в технического функционера. Форд и его вертикальный трест.
- 11 Теория собственности. Понятие вещи в римском праве.
- 12 Право собственности. Коллизия отчуждения между машиной и собственностью. Расширение коллектива и положение рабочего.
- 14 Собственность и мнимая собственность. Анонимность механики. Вещественные границы собственнического порядка. Владение.
- 15 Вещь и деньги. Изменение понятия денег. Финансовый капитал и промышленный капитал. Финансы и понятие силы. Деньги в техническом коллективе.
- 16 Концентрация денег и машины. Позитивизм Маха.
- 19 Зависимость собственности от технических связей. Машина как протез универсальной эксплуатации. Собственника сменяет функционер.
- 20 Превращение личности в техническую деталь. Собственник и функционер. Конвейер. Человек как технический артикул.
- 21 Воздействие автоматизма на человека. Человек в техническом коллективе.
- 23 Кризис легитимности. Страх. Экзистенциализм Жан-Поля Сартра. Туре foutu в литературе.
- 27 Границы вещи и личности и перекройка, производимая нормированием. Управляющая роль универсального рабочего плана. Цепная реакция и мировая война.
- Есть ли пределы «совершенству техники»? с.А. Федоров