1 Отношение между историей и техникой.
Если мы сознаем, что живем в условиях исторического движения, о продолжительности, масштабах и цели которого можем только строить предположения, то нам следует сразу признаться себе в его незнании. Мы совершаем свои действия не вопреки, а вследствие этого неведения. Если бы мы все знали, мы бы ничего не делали и нам не нужно было бы ничего делать. Незнание — это данность, и в нем наше знание плывет точно кораблик в мировом океане. Приумножение наших познаний не означает убывания незнания; прибыль и убыль знания относительны на фоне незнания, и это отношение неотменимо, то есть наше знание предполагает наличие незнания и тесно с ним связано. Не нужно внушать себе, будто бы мы понимаем тот или иной исторический процесс и будто бы это знание позволяет нам понять его во всей полноте. Если бы это было возможно, то при желании мы могли бы остановить это движение. Наше знание растет по мере того, как разворачивается этот процесс; так оно возросло в первой половине XX века. Еще Ницше в "Воле к власти" отметил, что происходит "движение экстремальное по своим темпам и средствам". И затем он добавил: "Произошло изменение самой сущности человека". В это же время граф Йорк говорит в письме к Дильтею: "Время номинализма оканчивается, да и самое время ему окончиться". В другом письме он замечает: "Современного человека", то есть того человека, какого мы видим начиная с Ренессанса, пора похоронить". Выражение "современный человек" он ставит в кавычки, имея на то полное основание, ибо что такое, в сущности, современный человек? Этот эпитет появился в XIX веке и связан с типичным для этого времени историзмом мышления. Он мало что выражает, так как человек никогда не бывает современен или — что одно и то же — он современен всегда. Мы можем выразить это иначе, сказав, что он всегда находится в развитии, так как это развитие от него неотъемлемо. Человек все время находится в становлении, которое никогда не приходит к своему завершению, а так как его развитие никогда не завершается, то все, что о нем говорится, не является окончательным суждением. Антропология как наука содержит в себе противоречие, она заключает в себе неразрешимый парадокс. Ведь человек как существо, которое никогда не достигает завершенности, не укладывается в рамки антропологии. Наука не может поместить его в витрину, человек и наука о нем выходят за пределы научного знания. Предположим, что удалось создать законченную, замкнутую антропологию: что представляла бы собой такая дисциплина? Это был бы гроб, в котором лежит завершивший свое развитие человек, остается только привинтить крышку и похоронить его.
Движение, которое Ницше более семидесяти лет тому назад назвал "экстремальным по своим темпам и средствам", продолжается и при нас. Мы можем воспринимать его, наблюдая его последствия, и в то же время оно скрыто от нас, поскольку направлено в наше собственное будущее, непроницаемое для нашего зрения. Мы знаем об этом движении, потому что им пронизана наша жизнь, весь наш жизненный опыт. Мы уже знаем, как оно стремительно, глубоко и как широко распространяется его влияние, и догадываемся, что по меркам человеческой жизни это не мимолетное, кратковременное явление. Оно началось не сегодня и не вчера и не пройдет бесследно для человека, включая также людей, которые будут жить уже вне его.
Легко догадаться, что мы приписываем этому движению чуждые ему свойства. Возможно, мы меньше всего замечаем его самые глубокие по значению стороны. И легко путаем то, что относится к глубинной сущности, с побочными явлениями. Детали, не захваченные общим потоком этого движения, не попадают в поле нашего зрения; зато изменения сразу бросаются в глаза наблюдателю, напрашиваясь на сравнение. Ошибочно было бы заниматься исследованием причинно-следственных связей исторического движения. Это совсем не значит, что таких связей в нем нет; они присутствуют всюду и именно потому сбивают с толку. Здесь мы имеем дело не с упрощенной областью механики. Хотя даже в ней каузальность всегда оставляет место для споров. Я могу исходить из этого принципа и отрицать целесообразность, однако опыт показывает, что без понятия цели обойтись трудно, в особенности там, где речь идет о машинах. В области машинной техники каузальность входит в понятие цели и назначения как его составная часть. Но если я пойду по пути телеологии, то запутаюсь еще хуже, ибо что, спрашивается, дает мне право предполагать наличие конечной цели в природе и истории? Для механистического мышления представления о цели являются промежуточными и вспомогательными, что совершенно справедливо, так как понятию цели свойственна опосредованность. По Канту, понятие цели представляет собой не более чем допустимую гипотезу. Механические и телеологические суждения взаимно исключают друг друга, в опыте нельзя найти ни одного такого момента, где бы они совпадали. Выше уже отмечалось, что Кант различает nexus effectivus131 и nexus finalis,132 что он разграничивает технику предумышленную (technica intentionalis) и непредумышленную (technica naturalis). Непредумышленная техника обозначает естественный механизм природы, предумышленная же представляет собой всего лишь особую разновидность каузальности. И, поскольку их нельзя разделить, это разграничение носит искусственный характер.
Историческое движение нельзя отождествлять с теми видами техники, которые представлены в тот или иной период. Тот, кто это делает, приходит к выводам, не выдерживающим критики, утверждая, например, что техника является причиной исторического движения или, скажем, что его принцип — это принцип целесообразно работающих машин. Приписывая движению каузальность или конечную цель, мы заранее обозначаем его границы. Такое ограничение, возможно, вызывается потребностью в покое, желанием найти точку опоры, но оно не вытекает из самой природы движения. За подобным отождествлением кроется смешение понятий causa133 и оссаsio;134 это весьма распространенная и вполне объяснимая ошибка, так как определение и систематизация явлений представляет собой крайне сложную задачу. Примером этой ошибки может служить утверждение, что выстрел в Сараево послужил причиной первой мировой войны: здесь тоже перепутаны causa и occasio.
Источником исторического движения является не то, что мы называем техникой, подразумевая под ней, как правило, современную технику. Об источнике исторического движения нам так же мало известно, как и о его конце. Истоки его для нас всегда тонут во мраке неизвестности; мы замечаем то, что доступно восприятию, а это — процессы, изменения, которые вызывает в нас самих и в окружающем нас мире новое понятие энергии. Это понятие энергии, по всей видимости, возникает сначала в отдельных ученых головах, которые среди своего схоластического окружения начинают заново осмысливать динамический раздел механики. Нас занимают результаты этого мышления. В области, ставшей доступной лишь в начале XX века, отчетливо проявилась техногенность исторического движения. Особенно зримо она проявилась в насаждаемом человеком автоматизме, неразрывная связь которого с организацией обсуждалась в первой книге. Лишь там, где эта двусторонняя связь выражена достаточно сильно, появляется возможность рассмотреть ее с позиций, не относящихся к области механики, и задать кое-какие вопросы не в духе точных наук и техники, где все вертится только вокруг механизмов, а в плане положения рабочего, включенного в эту механическую связь.
- Краткое содержание по главам
- Предварительные замечания
- Книга первая совершенство техники
- 1 Технические утопии. Темой современной утопии служит уже не государство, а техника. Утопия как сочетание научности и литературного сюжета.
- 7 Признаки истинной экономичности. Мистерии Деметры. Человек и корова.
- 8 Стремление техники к совершенству тождественно увеличению автоматизма. Признаки автоматизма. Возрастающее значение проблем, связанных с временем.
- 11 Естественные науки и механическое понятие времени.
- 13 Принципиальное значение для техники колеса как движущего и связующего средства. Техника как передаточный механизм.
- 14 Лапласова фикция. Детерминизм и статистическая вероятность. Проявление проблемы времени в точных науках. Понятие точности.
- 16 Последствия механизации проявляются в специализации и дроблении работы на мелкие отрезки. Путь от каузализма в направлении функционализма. Превращение рабочего в раба машины. Рабочие организации.
- 17 Возникновение рабочего вопроса. Возрастающая потребность в защите возникает у рабочего под влиянием его растущей зависимости от аппаратуры и организации.
- 19 Век техники начинается с развития динамики. Рабочий и аппаратура эксплуатации. Потребность в надежности и каузальная точность.
- 20 Кант. Разграничение technica intentionalis и technica naturalis у Канта. Телеология и механика. Шеллинг.
- 21 Спор между механистами и виталистами. Каузальное и телеологическое мышление сочетаются в работе аппаратуры. Понятие технической целесообразности и его границы.
- 22 Границы технической целесообразности. Мышление Техника — это мышление часовщика.
- 23 Техника и принцип механической организации. Аппаратура и организация — взаимно дополняют друг друга. Конвейер. Статистическое мышление.
- 24 Понятие научной точности. Машина как подражательное изобретение. Функционализм и его последствия для человеческого труда. Функционализм и автоматизм. Потребление как свойство функционализма.
- 25 Отличие технической организации от других организаций. Техника и право.
- 26 Отношения между наукой и техникой. Биология как вспомогательная наука технического прогресса. Техническая организация и медицина.
- 27 Влияние технической организации на финансы и валюту. Упадок валют.
- 28 Влияние технической организации на сферу образования и систему знаний. Исчезновение encyclios disciplina. Энциклопедическое знание.
- 29 Техника и питание.
- 30 Механическое переформирование государства, производимое технической организацией.
- 31 Задачи, которые ставит перед собой рассудок в научной деятельности. Определение рассудка. Грабительские походы научного рассудка.
- 32 Понятие научной истины. Правильность и истинность. Мертвое движение машины и человека в мертвом времени.
- 34 Понятие технического совершенства. Разрушительная энергия функционального мышления.
- 35 Техника и массы — взаимосвязанные явления. Характерные признаки и понятие массы. Мобильный и перемещаемый человек. Идеологии. Перемещаемое знание.
- 36 Аппаратура и идеология — взаимосвязанные явления. Проблема актера. Реклама и пропаганда.
- 37 Идеология и отвлечение. Фотография,
- 38 Рационализм и иррационализм. Человек в условиях развивающегося функционализма. Техника мобилизации.
- 39 Ресурсы, которые имеются в распоряжении человека. Уроки римской истории. Римские массы.
- 40 Взаимная обусловленность техники и спорта. Спорт появляется при достижении определенной степени механизации. Спорт как реакция на процесс механизации.
- 41 Разрушение праздника. Механизм кинематографа.
- 42 Наркотическое действие автоматизма. Функционализация сознания.
- 44 Защищенность и потребность в защищенности. Задача организации дефицита.
- 45 Философские системы. Лейбниц. Кант. Гегелевская диалектика как отражение механически организованного прогресса.
- Приложение мировые войны
- Книга вторая машина и собственность
- 1 Отношение между историей и техникой.
- 2 Аппаратура и отвлечение.
- 3 Машина и социальная теория. Сен-Симон, Фурье, Прудон, Луи Блан, Оуэн, Маркс. Экономические и технические теории.
- 5 Ранние деньги. Отвлечения понятия денег. Вещественные деньги, символические деньги, расчетные деньги. Абстракции денежной системы. Экономические деньги и технические деньги.
- 6 Теория и идеология. Идеологии и теория развития. Теория высвобождения и теория компенсации. Маркс как представитель экономической теории эпохи паровой техники.
- 7 Отвлечение и нормирование. Нормирование и автоматизм. Их воздействие на организацию труда.
- 9 Превращение капиталиста-собственника в технического функционера. Форд и его вертикальный трест.
- 11 Теория собственности. Понятие вещи в римском праве.
- 12 Право собственности. Коллизия отчуждения между машиной и собственностью. Расширение коллектива и положение рабочего.
- 14 Собственность и мнимая собственность. Анонимность механики. Вещественные границы собственнического порядка. Владение.
- 15 Вещь и деньги. Изменение понятия денег. Финансовый капитал и промышленный капитал. Финансы и понятие силы. Деньги в техническом коллективе.
- 16 Концентрация денег и машины. Позитивизм Маха.
- 19 Зависимость собственности от технических связей. Машина как протез универсальной эксплуатации. Собственника сменяет функционер.
- 20 Превращение личности в техническую деталь. Собственник и функционер. Конвейер. Человек как технический артикул.
- 21 Воздействие автоматизма на человека. Человек в техническом коллективе.
- 23 Кризис легитимности. Страх. Экзистенциализм Жан-Поля Сартра. Туре foutu в литературе.
- 27 Границы вещи и личности и перекройка, производимая нормированием. Управляющая роль универсального рабочего плана. Цепная реакция и мировая война.
- Есть ли пределы «совершенству техники»? с.А. Федоров