20 Кант. Разграничение technica intentionalis и technica naturalis у Канта. Телеология и механика. Шеллинг.
«Во всяком исследовании разум по праву, — говорит Кант в своем небольшом трактате «О применении телеологических принципов в философии», — взывает сначала к теории и лишь позднее к определению цели. Но отсутствие теории не может возместить никакая телеология или практическая целесообразность».62 Между тем Кант признает, что не все поддается теоретическому решению, и тогда на помощь приходит телеологический метод. Это показано в его «Критике способности суждения». Цель, в понимании Канта, есть то, что возникает не из причинно-следственных отношений и механизмов природы; появление цели вызывается такой причиной, «эффективность которой зависит от понятий». Соответственно Кант противопоставляет друг другу nexus effectivus63 и nexus finalis.64 Исходя из сходства действующей в природе и технике целесообразности, Кант пользуется термином «техника» для обозначения каузальности природных явлений и проводит разграничение между предумышленной техникой (technica intentionalis) и техникой непредумышленной (technica naturalis65). Первую он рассматривает лишь как особый вид каузальности, вторая же полностью тождественна естественному механизму природы. Исследовав эти понятия, Кант приходит к выводу, что они непригодны для догматических определений. Согласно Канту механическое и телеологическое объяснения взаимно исключают друг друга; точка их совпадения должна, очевидно, лежать не в эмпирической, а в сверхчувственной сфере. Механическое толкование не дает исчерпывающего объяснения возможностей живых существ, имеющихся в природе. Однако при помощи одного лишь телеологического объяснения, не учитывающего естественных механизмов природы, невозможно судить даже о том, является ли данный предмет продуктом природы. Поэтому Кант допускает гипотезы, сочетающие в себе механическое и телеологическое объяснение. Нужно следовать механическому принципу насколько это возможно, но на заключительном этапе механическим принципам отводится подчиненное по отношению к телеологической каузальности положение. В этом смысле Кант говорит о телеологическом принципе творения, который играет либо случайную, либо предопределяющую роль, о конечной цели природы, рассматриваемой как телеологическая система, и о конечной цели творения.
Если мы исходим из того, что всякая техника является подражанием природе, — такого взгляда придерживался еще Аристотель, — то отсюда легко сделать следующий шаг, допуская, что природа также использует своего рода технику, то есть определенный повторяющийся процесс, в результате которого возникают живые существа. Назвать этот процесс техникой природы можно не опасаясь недоразумений, при условии, что это понятие будет заранее ограничено, то есть что в вопросе возникновения органических существ мы будем принимать во внимание факт ограниченности нашего знание об этом процессе областью повторяющегося механического процесса. Необходимость проводить различие между техникой предумышленной и непредумышленной (technica intentionalis и technica naturalis), зрячей и слепой, заставила Канта прибегнуть к чрезвычайно искусственной системе понятий. Ведь если эти два вида техники считать взаимоисключающими и несочетаемыми друг с другом, то несочетаемыми оказываются и обе выводимые из них системы. Шеллинг («Описание природного процесса») справедливо указывает на то, что technica intentionalis и technica naturalis выступают одновременно, что они отнюдь не исключают одна другую. Еще у Канта встречается замечание, что органическое существо, в отличие от механизма, может рассматриваться только как случайное. Потому что в нем присутствует глубинное скрытое несоответствие между естественной целесообразностью органического порождения живой природы и необходимостью его существования; тогда как в технических конструкциях, созданных человеком, оно оказывается снято и не дает о себе знать. Приведем выдвинутый по этому поводу аргумент Шеллинга, так как в нем затронуто самое существо этой проблемы. Шеллинг пишет: «О тех объектах, в которых мы наблюдаем проявление действующего в природе закона необходимости, мы с полным правом можем сказать, что постигаем их бытие, поскольку знаем их причины и законы, по которым они действуют; поэтому в предположении что мы сами сможем производить такие вещи, как, например, алмаз, нет ничего недопустимого. Если же в отношении органических существ необходимость их существования не оказывается для нас так же ясна, то причина этого заключается не в том, в чем ее усматривал Кант, поскольку рассудок, из которого выводится их существование, сам не может быть предметом опыта, а в том, что эти существа не являются необходимыми в том же смысле, как иные сущности, и поэтому хотя их и следует тоже относить к созданиям природы, однако природы свободной и творящей по свободной воле». И действительно, ни один ум в мире не может найти объяснение, какой целесообразности отвечает природа соловья или лилии. И ни один ум в мире не докопается до истины в вопросе о том, насколько они действительно необходимы. А попытки телеологических объяснений, вроде тех, что мы находим у Канта, производят порой весьма странное впечатление. Хотя бы вот это: «Например, можно сказать: вредные насекомые, которые донимают человека, поселяясь в его платье, волосах и постели, созданы как полное мудрого смысла орудие, побуждающее к чистоплотности, которая как таковая есть важное средство для поддержания здоровья». Такая чистоплотность, пожалуй, не многого стоит. А кроме того, невольно хочется себя спросить, не слишком ли искусственным и хитроумным методом воспользовалась природа, создавая для своей цели блох, вшей, клопов и тому подобных тварей. Характер высказывания заставляет воспринимать эту мысль юмористически. Однако встречая такие спекулятивные рассуждения, узнаешь в них ту почву, на которой могли потом пышным цветом расцвести ламаркизм и теория отбора.
- Краткое содержание по главам
- Предварительные замечания
- Книга первая совершенство техники
- 1 Технические утопии. Темой современной утопии служит уже не государство, а техника. Утопия как сочетание научности и литературного сюжета.
- 7 Признаки истинной экономичности. Мистерии Деметры. Человек и корова.
- 8 Стремление техники к совершенству тождественно увеличению автоматизма. Признаки автоматизма. Возрастающее значение проблем, связанных с временем.
- 11 Естественные науки и механическое понятие времени.
- 13 Принципиальное значение для техники колеса как движущего и связующего средства. Техника как передаточный механизм.
- 14 Лапласова фикция. Детерминизм и статистическая вероятность. Проявление проблемы времени в точных науках. Понятие точности.
- 16 Последствия механизации проявляются в специализации и дроблении работы на мелкие отрезки. Путь от каузализма в направлении функционализма. Превращение рабочего в раба машины. Рабочие организации.
- 17 Возникновение рабочего вопроса. Возрастающая потребность в защите возникает у рабочего под влиянием его растущей зависимости от аппаратуры и организации.
- 19 Век техники начинается с развития динамики. Рабочий и аппаратура эксплуатации. Потребность в надежности и каузальная точность.
- 20 Кант. Разграничение technica intentionalis и technica naturalis у Канта. Телеология и механика. Шеллинг.
- 21 Спор между механистами и виталистами. Каузальное и телеологическое мышление сочетаются в работе аппаратуры. Понятие технической целесообразности и его границы.
- 22 Границы технической целесообразности. Мышление Техника — это мышление часовщика.
- 23 Техника и принцип механической организации. Аппаратура и организация — взаимно дополняют друг друга. Конвейер. Статистическое мышление.
- 24 Понятие научной точности. Машина как подражательное изобретение. Функционализм и его последствия для человеческого труда. Функционализм и автоматизм. Потребление как свойство функционализма.
- 25 Отличие технической организации от других организаций. Техника и право.
- 26 Отношения между наукой и техникой. Биология как вспомогательная наука технического прогресса. Техническая организация и медицина.
- 27 Влияние технической организации на финансы и валюту. Упадок валют.
- 28 Влияние технической организации на сферу образования и систему знаний. Исчезновение encyclios disciplina. Энциклопедическое знание.
- 29 Техника и питание.
- 30 Механическое переформирование государства, производимое технической организацией.
- 31 Задачи, которые ставит перед собой рассудок в научной деятельности. Определение рассудка. Грабительские походы научного рассудка.
- 32 Понятие научной истины. Правильность и истинность. Мертвое движение машины и человека в мертвом времени.
- 34 Понятие технического совершенства. Разрушительная энергия функционального мышления.
- 35 Техника и массы — взаимосвязанные явления. Характерные признаки и понятие массы. Мобильный и перемещаемый человек. Идеологии. Перемещаемое знание.
- 36 Аппаратура и идеология — взаимосвязанные явления. Проблема актера. Реклама и пропаганда.
- 37 Идеология и отвлечение. Фотография,
- 38 Рационализм и иррационализм. Человек в условиях развивающегося функционализма. Техника мобилизации.
- 39 Ресурсы, которые имеются в распоряжении человека. Уроки римской истории. Римские массы.
- 40 Взаимная обусловленность техники и спорта. Спорт появляется при достижении определенной степени механизации. Спорт как реакция на процесс механизации.
- 41 Разрушение праздника. Механизм кинематографа.
- 42 Наркотическое действие автоматизма. Функционализация сознания.
- 44 Защищенность и потребность в защищенности. Задача организации дефицита.
- 45 Философские системы. Лейбниц. Кант. Гегелевская диалектика как отражение механически организованного прогресса.
- Приложение мировые войны
- Книга вторая машина и собственность
- 1 Отношение между историей и техникой.
- 2 Аппаратура и отвлечение.
- 3 Машина и социальная теория. Сен-Симон, Фурье, Прудон, Луи Блан, Оуэн, Маркс. Экономические и технические теории.
- 5 Ранние деньги. Отвлечения понятия денег. Вещественные деньги, символические деньги, расчетные деньги. Абстракции денежной системы. Экономические деньги и технические деньги.
- 6 Теория и идеология. Идеологии и теория развития. Теория высвобождения и теория компенсации. Маркс как представитель экономической теории эпохи паровой техники.
- 7 Отвлечение и нормирование. Нормирование и автоматизм. Их воздействие на организацию труда.
- 9 Превращение капиталиста-собственника в технического функционера. Форд и его вертикальный трест.
- 11 Теория собственности. Понятие вещи в римском праве.
- 12 Право собственности. Коллизия отчуждения между машиной и собственностью. Расширение коллектива и положение рабочего.
- 14 Собственность и мнимая собственность. Анонимность механики. Вещественные границы собственнического порядка. Владение.
- 15 Вещь и деньги. Изменение понятия денег. Финансовый капитал и промышленный капитал. Финансы и понятие силы. Деньги в техническом коллективе.
- 16 Концентрация денег и машины. Позитивизм Маха.
- 19 Зависимость собственности от технических связей. Машина как протез универсальной эксплуатации. Собственника сменяет функционер.
- 20 Превращение личности в техническую деталь. Собственник и функционер. Конвейер. Человек как технический артикул.
- 21 Воздействие автоматизма на человека. Человек в техническом коллективе.
- 23 Кризис легитимности. Страх. Экзистенциализм Жан-Поля Сартра. Туре foutu в литературе.
- 27 Границы вещи и личности и перекройка, производимая нормированием. Управляющая роль универсального рабочего плана. Цепная реакция и мировая война.
- Есть ли пределы «совершенству техники»? с.А. Федоров