logo search
Консенсус Гелдерлоос

Принять консенсус в группе

Если вы организуете новую группу или критически оцениваете методы уже существующей группы, вы можете решить взять на вооружение метод при­нятия решений на основе консенсуса. Для начала вам необходимо прийти к консенсусу. Все ли постоянные члены группы (т.е. те, которые делают серьез­ные усилия для того, чтобы часто участвовать в деятельности группы и при принятии решений) хотят использовать консенсус? Если это так, то вам как группе сначала нужно узнать, что же такое консенсус. Позовите опытного в этих вещах человека не из вашей группы, который устроит семинар, или, если несколько членов вашей группы уже имеют такой опыт, поговорите об этом в группе. Узнайте, что используют другие группы, но, в конце концов, помните, что вы хотите принять процесс и сеть орудий, подходящих именно вашей груп­пе. Учтите, что это займет определенное время.

Вашей группе нужно будет прийти к согласию по поводу основных момен­тов. Примите общий порядок собраний (т.е. мы начнем с повестки дня и будем обсуждать каждый вопрос повестки по отдельности, двигаясь от обмена ин­формацией к формулированию стратегии и затем тактики). Также подготовьте список ролей (т.е. фасилитатор, писарь, наблюдающий за настроениями и т.д.) и средств (т.е. ручные сигналы, высказывание по кругу и т.д.), которые будет использовать ваша группа, но держите список открытым, чтобы была возможность дополнить его при необходимости. Ваша группа может изъявить желание составить принципы единства или более специфичных, конкретны*

групповых процессов, но имейте в виду, что это гораздо более сложные типы решений, особенно для группы, у которой еще нет опыта принятия решений методом консенсуса. Подумайте о том, чтобы начать с общего понимания основных принципов и инструментов, займитесь работой, которую выполняла ваша группа, и применяйте новые более специфичные методы на практике. Если вы будете тратить слишком много усилий на детализацию всех подроб­ностей, вы можете разрушить группу еще до того, как она начнет функциони­ровать. Важно не то, что ваша группа пишет на бумаге, важен коллективный опыт и навыки членов группы, а это требует времени для накопления.

Даже ознакомление с основными методами и инструментами может за­нять несколько встреч, если не несколько месяцев. Сохраняйте спокойствие и постарайтесь найти какие-то виды деятельности, которые ваша группа мо­жет реализовывать одновременно с перестройкой, чтобы поддерживать дух участников и показывать необходимость более эффективного устройства груп­пы. После того, как у вашей группы есть достаточное количество начальных знаний, практикуйте общение и принятие решений для выдуманных проблем. Хорошие тренировочные решения могут крутиться вокруг вопросов, схожих с теми, которыми активисты занимаются в реальной жизни, но принятых в форме шутливых проблем, которые помогают расслабляться и просты для об­суждения в группе. Например: Одна корпорация монополизировала мировой рынок мороженого и сейчас продает мороженое только миллионерам. Как ваша группа освободит местные запасы мороженого? Попрактикуй­тесь с тренировочными решениями, а затем обсудите, что было хорошо, а что стоит усовершенствовать.

ОБУЧЕНИЕ НОВЫХ УЧАСТНИКОВ КОНСЕНСУСУ

Благодаря социальным сетям и общим друзьям, благодаря успешной ре­кламе или успешным акциям, молва о вас распространится, и новые люди при­дут, чтобы посмотреть на вашу группу и, возможно, присоединиться к ней. Как правило, эти люди будут обладать маленьким опытом принятия решений на основе консенсуса или не будут иметь его вовсе, а некоторые даже не будут подозревать, что означает этот термин. От того, как вы их примите и обучите принятию решений методом консенсуса, зависит, станут ли они членами вашей Фуппы.

Когда приходят новые люди, не будьте застенчивы во время нескольких Минут до встречи. Подойдите к ним и познакомьтесь. Часто новички чувству­ет себя исключенными из группы, даже немного униженными, одинокими и Молчаливыми, когда все вокруг общаются, делятся сплетнями или напомина­ет о событиях, о которых новички не имеют ни малейшего представления. в некоторых случаях это происходит из-за того, что активисты «со стажем» Используют активизм, чтобы «очистить» совесть, и в какой-то степени они пРедпочитают держать группу закрытой (группа для узкого круга друзей) и, аким образом, обрекают ее на самопоражение. Часто активисты «со стажем»

КОНСЕНСУС: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СВОБОДНОМ ОБЩЕСТВ^ 0бУЧЕНИЕ КОНСЕНСУСУ

чувствуют себя неуверенно, когда приходят новички, поэтому они прикрываю-свою неуверенность утверждением социальных связей с другими участниками группы, исключая тем самым новичков. Иронично, но факт, что довольно мно­го людей, пытающихся построить революционное движение, часто не могут наладить рабочие связи с какими-либо другими людьми. Отчуждение — это практический навык, которым обладают все члены нашего общества, но ради­кальные активисты должны преодолеть эти тенденции. Самое лучшее время начать это, когда к вам в группу приходят новые участники; дружелюбность, которую вы показываете, может сделать многое, чтобы поддержать их интерес и помочь им стать полезной и вдохновляющей частью вашей группы.

Как только собрание начнется, необходимо сразу же объяснить основы консенсуса новичкам, если выяснится, что у них нет нужного опыта. Это объ­яснение не должно быть слишком большим и запутанным, оно не должно «грузить» новых участников. 1-2 минут достаточно для описания идеала кон­сенсуса, процесса обсуждения, порядка в очереди (если вы его используете) и основных ролей, таких как фасилитатор или наблюдающий за настроениями. Предложите им на первом собрании больше наблюдать, чтобы они могли увидеть, как все работает, и задавать вопросы, если они чего-то не понимают. Новые участники могут понять большую часть процесса принятия решений ме­тодом консенсуса, просто наблюдая за ходом собрания, а вы можете объяс­нять какие-то особенности, например, ручные сигналы, когда вы используете их по ходу собрания. Возможно, лучше объяснить, как вы принимаете реше­ния методом консенсуса, не в начале собрания, а непосредственно делая это. Видеть консенсус в действии кажется гораздо более логичным и практичным, чем когда кто-то его описывает. Если ваша группа не приняла каких-то фор­мальных решений на собрании, которое посетил новый участник, найдите вре­мя объяснить ему, как это работает, чтобы для него это не осталось загадкой.

После завершения встречи общайтесь больше с новыми участниками, рас­скажите историю группы, возможно, часть ее вспоминали во время дискуссии, и попросите их рассказать о своих впечатлениях. Если ваша группа обменива­ется своими эмоциями после собрания, убедитесь, что новые участники также участвуют в этом. Также полезно иметь листовки для новичков с основной ин­формацией по консенсусу и особенностями деятельности вашей группы, кото­рые они смогут забрать домой после собрания или прочитать, если есть пара свободных минут до начала. Никогда не используйте листовку для новичков как замену личного общения или объяснения основных моментов. Это менее эффективно и выглядит пренебрежительно. Однако в любом случае брошюр3 для новичков может быть весьма полезна.

Новые участники будут время от времени совершать ошибки: часто будУт менять тему, пока еще не закончено обсуждение предыдущего вопроса, предо­ставлять информацию, которая может быть по теме, но совершенно никак не помогает при принятии решения, или углубляться в мелочи до того, как группа определила общий курс. Не мешкайте и сразу же указывайте на ошибку. БуД"'

те дружелюбными, а не выступайте судьями. Часто новички не понимают, как их личные методы противоречат групповым, зачастую вам достаточно озвучить то, что они сделали, и затем сказать, как группа договорилась общаться и при­нимать решения. Если вы говорите участнице, что она не вовремя выступает, то убедитесь, чтобы она взяла слово, когда наступит подходящий момент. Если вы указали участнику, что он сменил тему, попросите его добавить новую тему в повестку дня, чтобы у него была возможность высказаться.

На первых двух-трех собраниях делайте дружеские замечания и предложе­ния, когда новый участник допускает ошибку. После этого дальнейший надзор становится снисходительным. После того, как участник уже не воспринимается как новичок, указывайте на его ошибки, как если бы это был любой другой член группы. Чем раньше человек почувствует себя полноценным членом груп­пы, тем раньше он возьмет на себя ответственность, получит необходимые навыки и поможет группе быть более эффективной. Помните об этом и избе­гайте построения иерархии старшинства внутри группы.

Иногда новый участник совсем неспособен или не хочет уважать групповой процесс. Она может прийти в группу со своей собственной повесткой дня, игнорировать работу и приоритеты, которые установила группа, ожидать, что группа будет работать над его проектами. Может быть, он постоянно пере­бивает других людей и даже отстаивает свое право на это. Возможно, она принимает все на свой счет (обижается) и постоянно блокирует решения, даже если они просто не отвечают ее личным предпочтениям. Может, ему не хватает способности анализировать, общих ценностей и стратегий, чтобы сделать воз­можной работу в группе. Если проблема не исчезнет после того, как участники группы высказали свою критику и пожелания новичку, то совершенно нор­мально, если ваша группа соберется, чтобы принять решение, стоит ли попро­сить нового участника покинуть ее.

Если новый участник хорошо работает в группе, то самым главным тестом на включенность его в группу будет сделать его фасилитатором на собрании. Потребуется значительный опыт работы в группе, прежде чем кто-то будет готов фасилитировать. Не подгоняйте его, но и не позволяйте уклоняться от этого, если он был принят в группу и стал ответственным участником. Многие Л|оди боятся брать на себя роль фасилитатора, но это важный навык, который нУЖно получить.

И роль, и консенсус в целом становятся тем легче, чем больше людей стали Сытными фасилитаторами. Полезно дать возможность высказаться фасили-татору в конце собрания, особенно, если это первый раз, когда участник вы­купает в такой роли.

ВВЕДЕНИЕ КОНСЕНСУСА В ГРУППУ

Многие антиавторитарные группы вынуждены работать с группами, которые е используют консенсус. В некоторых регионах не существует активных ло­гических групп, использующих консенсус, при некоторых обстоятельствах

ОБУЧЕНИЕ КОНСЕНСУСУ

антиавторитарии выбирают сотрудничество с неформальными группами или группами, принимающими решения путем голосования большинством, когда они делают важную и хорошую работу. Вы можете оказаться в ситуации, когда вам надо будет ввести метод консенсуса в какую-то группу. Разные ситуации требуют разных методов. Группа решила, что хочет принять на вооружение консенсус, или же вы хотите сделать инъекцию консенсуса в неформальную группу или группу, принимающую решения путем голосования большинством?

Если речь идет об инъекции консенсуса в группу, то что вы сделаете, если участники группы попросят вас показать им, как можно принимать решения на основе консенсуса? Все предложения из предыдущей главы здесь применимы, но если вы находитесь в ситуации, когда группа не уделяла раньше много внимания методам коммуникации и просит вас сейчас научить ее принятию решений на основе консенсуса, вы должны осторожно относиться к ловушкам, которые возникают из того факта, что процесс консенсуса не может быть так хорошо преподан, как изучен. Вы должны начать с подробного объяснения, чем же является консенсус, как он работает, его средств, ценностей и анализа, который заставляет его работать, удачные примеры решений на основе кон­сенсуса из вашего личного опыта. Не уклоняйтесь от роли лидера, заявляя, что их идеи и замыслы насчет процесса принятия решений методом консенсуса столь же правомочны, когда они еще не получили информацию, необходимую для того, чтобы сформировать эти идеи. Люди, пытающиеся научиться методу консенсуса, уже дали вам своего рода позицию лидера, попросив обучить их, и вы не должны оставить их с какой-то размытой идеей цели, которую они жаждут достичь. Однако как только вы поделились своим опытом, вам нужно быть осторожным, чтобы они не оставили вас в позиции лидера, ожидая, что вы «сделаете» консенсус вместо них. Укажите им источники информации, ко­торые они могут изучить для дальнейшего развития, и практикуйте принятие тренировочных решений. Возможно, вам придется выступить фасилитатором на первом собрании, но затем или даже по ходу собрания, проясните роль фасилитатора, озвучив техники, которые вы использовали для ведения дис­куссии, чтобы в следующий раз другие члены группы могли взять на себя эту роль.

Как вам использовать консенсус для улучшения динамики группы или по­казать им способы антиавторитарного общения, если участники группы не решили, что хотят этого? Например, вы можете работать с группой людей, которые высказываются против использования консенсуса, либо потому что у них нет опыта и они считают его нереальным, либо потому что они никогда не обсуждали проблемы принятия решений и ведения дискуссии. Например, группа состоит из сильного лидера и огромного числа пассивных участников, которые не привыкли вести себя как равные внутри группы. В большинстве этих ситуаций для начала полезно ввести отдельные средства консенсуса рР раскрытия всего процесса или до принятия этого процесса в специальной, формальной манере. Если собрание не двигается с места из-за того, что i

друг Друга перебивают, предложите использовать список выступающих. Чтобы смягчить продолжающиеся сложности, постепенно вводите ручные сигналы и высказывание по кругу. Покажите значимость вклада каждого участника, даже если, и особенно если, группа продолжает действовать на мажоритарной ос­нове, и есть тенденция не давать слова меньшинству. Введение таких средств поможет людям постепенно привыкнуть к более горизонтальным, надежным коммуникациям, необходимым для консенсуса. Использования средств дости­жения консенсуса без обязательства принять идею в целом помогает людям избавиться от стереотипов и понять практичность и полноту принятия решений на основе консенсуса.

ПОМОЩЬ ДРУГОЙ ГРУППЕ С КОНСЕНСУСОМ

Если у какой-то группы возникают проблемы с использованием консенсуса, она может обратиться за помощью к более опытной в этой сфере группе. Если вы находитесь в этой более успешной группе, вы можете решить помочь груп­пе с проблемами. Вы можете попросить членов вашей группы понаблюдать за их встречами и пригласить участников той группы на ваши собрания. Вы можете «дать им напрокат» на пару-тройку собраний одного вашего хорошего фасилитатора. Или же вы можете все вместе собраться в неформальной об­становке и обсудить проблемы группы.

На одном таком сеансе мозгового штурма выяснилось, что «проблемная» группа попала под влияние одного-двух неформальных лидеров. Лидеры были ненамеренно авторитарными и, на самом деле, были одними из тех, кто пред­ложил использовать консенсус и сместить себя с занимаемых позиций, но лидерские тенденции казались неизбежными. Члены той группы достаточно крепко усвоили авторитарные принципы, чтобы думать, что иерархичные от­ношения были естественными для их группы, и было нереально избавиться от них. К тому же они говорили, что неформальные лидеры - умнее и способнее как активисты; естественно, что они должны быть лидерами.

Тогда участник более успешной группы задал им следующие вопросы: *Кто неформальный лидер группы?» Были названы два имени, некоторые Упоминали еще третьего человека. «Кто чаще всего выступает в груп-пе?» Имена были те же самые, что и в ответе на первый вопрос. «Чьи идеи воплощаются в жизнь, когда речь идет о планировании кампании или аЩий?» Снова те же самые имена. «Кто рассылает письма, кроме заме­ток с собраний, на групповую рассылку?» Двое лидеров и один-два других Человека были упомянуты. «Кто кидает на почту заметки с собраний?» На *т°т раз названы совершенно другие имена. «Кто ищет комнаты и места

^бора, чтобы проводить групповые мероприятия?» Снова это были другие на членов группы. На остальные вопросы о том, кто занимается оператив--юзяйственным обеспечением и рутинной работой, имена неформальных иДеров изредка проскальзывали, но отнюдь не вышли в топ. Если посмотреть имена, упоминаемые в связи с реализацией жизненно важных для группы

КОНСЕНСУС: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СВОБОДНОМ ОБЩЕСТВЕ

^УЧЕНИЕ КОНСЕНСУС

5' ^ж^Ж'Кт?йчйу£адан

задач, невозможно сказать, кто был лидером. Единственное различие было в том, что кто-то свободно чувствовал себя, высказывал свои идеи и брал на себя инициативу — только в этой категории лидеры действительно вели группу.

Почему остальным членам группы было некомфортно шагнуть вперед и встать на эти позиции? Частично оттого, что все ценили способность говорить и брать на себя инициативу среди многих качеств, необходимых для функ­ционирования группы. Кроме лидеров, никто в группе не ценил свой вклад в группу и никто не чувствовал, что он жизненно необходим для группы, хотя, на самом деле, был важен для группы. После исследования таких возможностей некоторые члены группы все равно считали, что лидеры были просто умнее; выяснилось, что единственной формой ума была политическая образован­ность, способность запомнить все факты и при необходимости приводить их в речи. Люди, вовлеченные в эту дискуссию, узнали затем, что эмоциональная отзывчивость может быть более полезной, чем политическая образованность, чтобы помочь группе прийти к плану, который поддерживается всеми. Знание статистики и фактов может помочь при общении с общественностью, но оно необязательно на групповых собраниях — каждый участник должен комфор­тно себя чувствовать, высказывая свои идеи или предложения группе.

Поделившись своим опытом и научив ценить вклад каждого, успешная груп­па помогла другой группе оставить позади авторитарные ценности, которые делали невозможным консенсус. Как только вы поделились своим опытом, сделайте шаг назад и позвольте другой группе самой оценить его. Консен­сус — это способ принятия решений, которому вы можете обучиться только действуя.