logo search
Консенсус Гелдерлоос

8* Кие инструменты упрощают достижение консенсуса?

ранее. Линейный стиль может помочь вашей группе прийти к эффективном, .й более напористые люди в группе могут почувствовать свою вину за по-

решению, а другие стили могут использоваться попутно для стимулирован^ ^.оЯнные выступления и замолчат. Но если люди, которые обычно поддержи-

более активного участия в дискуссии и выработки новых путей мышления. ют дискуссию, перестанут выступать, то менее активная часть группы может

Шаг ВПерВД, шаг назад п0чувствовать себя еще более неуютно, чтобы высказаться. В любой из этих

Главным образом, когда дискуссия переходит к более агрессивной группу ситуаций вы можете предложить пройтись по кругу. Один человек, обычно

участников, фасилитатор, или кто-нибудь другой, может попросить людей еде тот, кто предложил это, начинает делиться своими мыслями и чувствами (в

лать шаг вперед или шаг назад. Это значит, что люди должны честно оценить течение нескольких секунд или минут). После него это делают следующий, за-

достаточно ли они высказываются или незначительно участвуют в групповс^ тем следующий, и так до тех пор, пока все не выскажутся. Движение по кругу

дискуссии. Люди, идентифицирующие себя с более разговорчивыми, должнь помогает побороть стеснительность, придумать новые идеи или показать, что

держать язык за зубами и думать дважды, прежде чем потратить групповое всЯ гРУппа ДУмает °б этой проблеме.

время на свой комментарий. Менее разговорчивые должны попробовать вне- В АРУ™* ситУа4иях Движение по кругу может быть антипродуктивным. Если

сти больше своих предложений для обсуждения. Призыв «шаг вперед, шаг группа разделена по мнениям, чувствуется напряжение или возможна ссора,

назад» напоминает людям их обязанности и позволяет им улучшить свое соб движение по кругу может привести к перетягиванию направления беседы (раз-

ственное поведение. Это также привлекает внимание к неравному участие деление по фракциям становится более острым - прим. пер.) и поспособство-

членов группы в дискуссии. Если вы, например, не можете честно признаться "ать увеличению конкуренции между фракциями, которые стремятся получить

что тратите слишком много группового времени в течение дискуссии, и про большинство, особенно в больших группах.

должаете слишком много говорить и после того, как кто-то объявил «шаг Партнерство

ЦВЕТОВИДНЫЙ СОВЕТ

о°°о °о°

°°о

0 8

о

о

о°О0оо

о.

• ° о о

о0,Р0о0о0 о go

°ооО° °о<

оооо°

о .о

^j участник аффинити-группы

• выступающий, также является участником аффинити-группы

вперед, шаг назад», то ваша неспособность быть ответственным перед группой В ситуациях напряженности или конфликта хорошей тактикой может быть станет более очевидной окружающим. С другой стороны, если вы продолжа партнерство. Просто объявите призыв к партнерству, и если никто не возра- ете отмалчиваться в течение групповой дискуссии, другие участники могут по- жает, участники группы разбиваются на маленькие группы по 2-3 человека для интересоваться причинами вашего молчания или попробуют узнать вас лучше обсуждения. Чем меньше людей в таких группах, тем основательнее каждый и понять, если только вы не являетесь кем-то, кто хочет быть тихоней даже в ее участник сможет высказаться. Партнерство помогает рассмотреть сложные идеально равноправном обществе. идеи или расхождения во мнениях и позволяет увидеть другую точку зрения Минутка На Размышления и наити компромисс. Легче войти в борьбу с кем-либо, находясь от него на Догадались о чем пойдет речь? Не все могут обдумывать какие-то вещи, Рас<™янии, а общение лицом к лицу способствует сотрудничеству. Итогом которые надо высказать, немедленно, в любую минуту. Зачастую тишина - паРтнеРства Для кажД°й ГРУППЫ может быть сообщение уже общей группе о плодородная почва для новых мыслей. Особенно во время наиболее сложных ключевых моментах, которые они обсуждали. быстро развивающихся дискуссий вы можете попросить минуту на размышле- ЦветОВИДНЫЙ совет ние. Это поможет снять напряжение, даст медлительным людям больше вре- Цветовидный совет позволяет группе об­ мени подумать (и, следовательно, возможность поучаствовать в обсуждении) и судить спорную тему, которая разделила позволит разрешить напряженный или запутанный момент. Это как досчитать группу на несколько противостоящих сто- до десяти, когда кто-то оскорбит вас. Минута тишины поможет прекратить рон. Различные стороны выбирают предста- или даже предотвратить спор, ссору. Даже когда ваша группа не использует вителей для отстаивания своей позиций. Все минуту на размышление, она может быть полезна. К примеру, если вы быстро остальные члены группы остаются снаружи, разговариваете и думаете, попробуйте выдержать паузу (секунда или две ти- в кругу, наблюдая как представители двух шины) после окончания сообщения предыдущего выступающего. Сдержите или более противостоящих сторон встре- свои мысли, убедитесь, что они важны, осмотритесь вокруг - не собирается чаются в центре круга, чтобы разрешить ли кто-либо говорить. Быстрая беседа без пауз может давить на менее напо Разногласия. Они могут прийти к компро- р д ' ^иссу самостоятельно или дискутировать, Движение ПО Кругу пока какая нибудь из групп не выиграет над С другой стороны, слишком много тишины может действовать угнетающе' Другой стороной в целом. Преимуществом Бывает, что ни у кого нет идей, которыми хотелось бы поделиться. Времена- Чветовидного совета является то, что он по-

49

^

зволяет учесть множество деталей и сценариев, что обычно невозможно пp^ дискуссии в большой группе, а это может быть полезно для оценки различных решений трудных вопросов. Цветовидный совет также допускает, что группу может расколоться во время определенных споров, несмотря на усилия дл? поддержания постоянной обстановки примирения, единства и консенсуса. Не достаток цветовидного совета — возможность сильной конкуренции и увели­чения влияния более красноречивых участников группы, в то время как неуве ренные в дебатах будут терять свою «привлекательность». Цветовидный совет может содействовать спору, а не взаимопониманию и акцентировать внимание на эффективности чьей-либо риторики, а не на преимуществах идеи, которую они защищают.

Мозговой штурм

Если ваша группа озадачена специфической проблемой или хочет поддер жать творческое решение, можно приостановить линейное обсуждение и по­пробовать мозговой штурм. Это работает лучше всего, когда все собираются плечом к плечу вокруг листка бумаги или классной доски так, чтобы каждый мог записать идею, которая пришла на ум. Для простых решений (например, выбор названия, слогана для баннера) участники просто выкрикивают идеи, «попкорнят». Как только вы что-то придумали касательно обсуждаемого во проса, вы выкрикиваете это, наращивая творческую энергию группы, увели чивая темп, и все остальные также «выбрасывают» свои идеи, что похоже на приготовление попкорна. В идеале, когда все предложения сделаны, вы­бирается наиболее понравившийся всем вариант, уже записанный на листке бумаги.

Более сложные решения требуют большего взаимодействия. Если у вас есть идея, пример, хороший пример плохого примера, просто начните рас­сказывать о нем целой группе или человеку, находящемуся рядом с вами. Попробуйте и слушать всех сразу, и использовать все услышанное в своем следующем предложении. Если вы видите, что кто-то не участвует, обратите на них внимание, спросите, что они думают. Все должны поучаствовать хотя бы единожды. Более хаотично, более творчески. Если все удастся, весь поток идей сольется в один энергичный, надежный план или идею. А в конце никто не будет знать, чья это была идея, — она будет принадлежать всем.

Физическая зарядка

Если энергия группы спадает или собрание скучно тянется в течение долго­го времени, может быть полезным сделать небольшой перерыв на несколько минут, чтобы потянуться, размяться, сходить в ванную. Физзарядка може^ сломать монотонность, а люди после нее будут энергичнее.

Опрос мнений

Во время дискуссии по некоторому вопросу бывает полезным узнать, что думают все участники обсуждения. Например, вы высказали опасения по по-

50

воДУ чьего-то предложения. Это не серьезная проблема, и вы готовы снять оИ возражения, если никто вас не поддержит. Вы всего лишь хотите знать, т0яько ли вы так воспринимаете ситуацию или есть другие люди, которые раз­деляют вашу точку зрения, но они просто не высказались. Или, может быть, кто-то выскажет возможное гипотетическое возражение, играя роль «адво­ката дьявола», а затем вся группа обсудит это возражение. Возможно, вам иНтересно, действительно ли среди вас есть сторонники этого возражения иЛи просто каждый думает, что возражает кто-то другой? Предложите про­голосовать руками в манере «согласна(ен)/ не согласна(ен)». «Поднимите руки те, кто считает, что нам надо устроить бенефитный концерт в следующем месяце». «Поднимите руки те, кто считает, что блокада улицы 1 мая оттолкнет от нас местных жителей». Такие голосования полезны, чтобы почувствовать настроения всех людей, участвующих в дискуссии. Но следует быть осторож­ными: выражение мнения большинства потенциально может оказать давление на представителей меньшинства. Практика консенсуса означает, что мнение каждого имеет значение, но в ситуации, когда кто-то обнаруживает себя в яв­ном меньшинстве, он может смолчать. Не используйте подобное голосование по противоречивым вопросам или касаемо вопросов, которые могут расколоть группу. Вместо этого лучше потратить еще время на дискуссию.

Проверка ощущений

В какой-то момент во время каждого собрания может быть полезно сде­лать проверку ощущений. Это, по сути, высказывания по очереди на тему того, что каждый из участников собрания чувствует, что в собрании ему нравится, что не очень. Без обратной связи взаимоотношения в группе не могут улуч­шаться. Проверка ощущений дает возможность каждому сделать пару кон­структивных критических замечаний. В сообществе, основанном на доминации и несправедливости, решение проблем не поощряется — предполагается, что вы должны заткнуться и не лезть не в свое дело или позвать милиционеров, чтобы они решили проблемы вместо вас. Чтобы сделать основательную рево­люцию, нам следует научиться решать собственные проблемы. Может быть, сложно указать на ошибки друзьям и товарищам, когда они не правы. Люди Думают, что на них психологически нападают, и начинают защищаться. Важно, чтобы группа была безопасным пространством, где участники могут озвучить и обсудить критические мысли.

Умение выражать свои чувства также жизненно важно для группы, решения в которой принимаются на основе консенсуса. Мы живем в патриархальном обществе, и нас учат минимизировать свои чувства. В активистских кругах Л|°Ди ценят аналитическую связь, политическую грамотность, но не придают Достаточного значения социальной и эмоциональной «понятливости». Если Наше движение в чем-то и нуждается, так именно в последнем! Для организа­ции захвата деревьев (форма протеста против вырубки лесов, которая обычно Сражается в том, что люди залезают на деревья и отказываются слезать, чтобы их не срубили — прим. пер.) или помощи в здравоохранении для бед-

51

ных не нужен сложный анализ. Не нужно обладать способностью отличить анархистов НКТ1 от толстовцев для того, чтобы разгромить военкомат. Хоро­ший анализ нужен для создания эффективной стратегии, но для того, чтобь группы были сплоченными, а движение сильным, нам необходимы социальны^ навыки и эмоциональная чувственность. Активистам не хватает этих навыков потому что даже их значимость не признается.

Выпускной клапан

Если на собрании кто-то делает что-то, что вас задевает, или же если ее временем атмосфера накаляется настолько, что вы уже не можете на равных участвовать в работе группы, попросите выпустить пар. Поскольку в группе, основанной на консенсусе, самым важным является единство, а единство воз­можно только в случае, если члены группы довольны (нет централизованной власти, которая заставляет кого-либо оставаться в группе), серьезный внутрен­ний конфликт должен иметь высший приоритет по сравнению с политическими обсуждениями, планированием действий или какой-либо другой активистской деятельностью.

Если кто-то просит выпустить пар, дискуссии останавливаются, и группа должна быть проинформирована о проблеме. Другим членам группы следу­ет попытаться решить возникшую проблему. Если это невозможно в рамках одной дискуссии, обеспечьте возможность общения по этому вопросу. Если все согласны, можно продолжить решать рабочие вопросы и попытаться за­вершить собрание, имея в виду всплывшие чувствительные моменты. Если это невозможно, участники группы могут заняться автономной деятельностью, где это необходимо в текущих проектах группы, пока членам группы не удастся решить проблемы.

Например, одна группа планировала кампанию против вырубки леса — и вдруг на встречах начались серьезные проблемы в плане межличностного общения. Случилось несколько серьезных конфликтов, и члены группы не смогли прийти к согласию в том, как общаться и как принимать решения. Не­которые даже не хотели говорить о своих проблемах, в то время как другие чувствовали, что если не удастся договориться о приемлемых формах обще­ния, то возобладает правило «кто сильнее, тот и прав», ситуация, при которой более напористые люди будут убалтывать всех остальных. Группа приоста новила работу над кампанией и сосредоточилась на поиске общего базиса. фундамента для взаимодействия членов группы. В то же время участники группы имели полную свободу действовать автономно в подготовке к кампа-

1 Национальная конфедерация труда (НКТ; от ucn. CNT Confederaciyt Nacional del Trabajo) испанская конфедерация анархо-синдикалистских профсо­юзов, коллективный член Международной ассоциации трудящихся (МАТ; от англ IWA — International Workers Association; исп.: AIT — Asociaciyn Internacional de los Trabajadores). Исторически тесно связаны с анархистской организацией Федерация анархистов Иберии.

иИи против вырубки, либо попытаться остановить вырубку самостоятельно, в ■индивидуальном порядке или небольшими группами.

Поскольку в свободной, антиавторитарной группе никому не нужно ника­кое разрешение на деятельность, работа по построению группы не должна вСтупать в противоречие с внешним активизмом. И то, и другое возможно одновременно. Утверждая, что сосредоточение внимания на проблемах груп­пы делает ее менее эффективной, человек поощряет все больше и больше проблем внутри группы, в то же время лишая ее эффективных механизмов решения возникающих проблем. Правительства оказались в том положении, в котором они находятся, в том числе по причине использования похожего механизма.

Инструменты, используемые при принятии решений консенсусом

ч- Ситуация Инструмент^\

Усталость (низкий уровень энергии)

Гиперак­тивность

Слишком много идей

Нет идей

Напряжен­ность или конфликт в группе

Не­равное участие

Шаг вперед, шаг назад

-

-

+

Минутка на размышление

+

+

+ ■

Движение по кругу

+

-

-

+

Партнерство

ШВШШЛ

+

Физическая зарядка

+

+

Опрос мнений

Проверка ощу­щений

+

+

+

Выпускной клапан

+

+

*+» — инструмент полезен в данной ситуации *-» — инструмент контрпродуктивен в данной ситуации

«нет отметки» — инструмент неэффективен или может иметь противоречи­вый эффект