Предисловие
Эта книга родилась из моего опыта вечной необходимости принятия решений активистами эффективным и неавторитарным образом. Мой первый опыт настоящих процессов достижения консенсуса был получен, когда я с друзьями создал центр сообщества анархистов в Харрисонбурге, штат Вирджиния. Наше «Коллективное пространство, дом 181» — мы так и не пришли к консенсусу относительно его названия, поэтому называли его адрес или просто «пространство» — было амбициозным проектом, в который входили или пытались входить харрисонбургская «Еда вместо бомб», свободный магазин, независимый медиацентр и инфошоп, кооператив местных натуральных продуктов и место для встреч, презентаций, музыкальных или художественных шоу. Коллектив, включавший в себя от десяти до тридцати участников, постоянно должен был решать, к чему прилагать свою энергию и как собирать несколько сотен долларов каждый месяц для оплаты аренды.
Встречи были еженедельными, часто продолжались по два-три часа, на них мы пытались в равной мере вовлекать каждого, несмотря на наши патриархальные, расистские, классовые и авторитарные привычки, которые мы приносили из внешнего мира.
В течение полугода до того, как менты завалили нас законами о градостроительстве и бизнесе, мы, пройдя через удары судьбы и тяжелые уроки, поняли, что люди действительно могут на равных принимать решения и работать вместе. Это просто и трудно, это процесс преодоления слабости, от которой мы страдаем, живя в иерархическом обществе, которое предпочитает повиновение законной власти и мотив наживы, нежели индивидуальную автономию и самоопределение.
Опыт, показавший мне, что другие люди тоже должны понять практическую возможность консенсуса, пришел, когда я готовился отправиться в тюрьму. Я был арестован во время ноябрьской акции протеста SOA Watch1 перед военной базой «Форт Беннинг», в которой находится американская военная «Школа Америк». Следующей весной все арестанты встретились в городе Колумбус, США, чтобы подготовиться к суду и обсудить стратегию защиты. Организаторы из SOA Watch проводили эти встречи, используя процесс кон-
1 SOA Watch (School of the Americas Watch) — правозащитная организация, основанная Maryknoll Father Roy Bourgeois и небольшой группой сторонников в 1990 г- в знак протеста против тренировки большинства латиноамериканских офицеров в «Школе Америк» (тренировка была инициирована Министерством обороны США).
«Школа Америк» (англ. SOA — School of the Americas) — военное учебное заведение в Форт-Беннинге, США, где готовили кадры для вооруженных сил и полиции латиноамериканских стран. Печально известно из-за многочисленных нарушений прав человека своими выпускниками: многие выпускники участвовали в переворотах, пытках, Убийствах оппозиционеров, неудобных США и капиталистам своих странах.
15
КОНСЕНСУС: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СВОБОДНОМ ОБЩЕСТВЕ
сенсуса. Какой у них был выбор? Они не имели права использовать власть и навязывать мажоритарный или какой-либо другой процесс принятия решений, а мы, соответчики, были слишком разношерстной группой (в терминах нашей политики), чтобы согласиться на другой формат. Поэтому консенсус по умолчанию был принят в качестве метода принятия решений, как это бывает во всех случаях, когда участники начинают с признания автономии и равенства всех вовлеченных индивидуумов. К сожалению, многие из моих подельщиков не имели опыта достижения консенсуса, но нам всем пришлось быстро учиться, поскольку до суда оставалось всего несколько дней, и надо было принять много важных решений.
Тогда-то я и решил написать эту книгу, учебник по достижению консенсуса. Цель книги — объяснить саму идею консенсуса, выстроить простой для понимания и воплощения процесс, созданный, чтобы помочь людям из авторитарных обществ достигать консенсуса равноправным и сознательным образом.
16
ВВЕДЕНИЕ
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
На протяжении исторического развития форм правления видна всевозрастающая консолидация полномочий по принятию решений в руках бюрократов, технократов и должностных лиц, избранных или иных. Вместе с тем, прогрессивные или радикальные элементы боролись за больший доступ к власти, как небольшими группами, так и как часть большого движения за децентрализацию и демократию. Властные структуры отвечали на это давление, с одной стороны, принятием более демократичных форм, а с другой стороны, - удаляя все большую власть по принятию решений из общественной сферы.
В современных демократиях избирательное право рассматривается как всеобщее (хотя в действительности исключены лица моложе восемнадцати, иммигранты без гражданства, некоторый процент этнических, расовых и политических меньшинств, отпугнутых от кабинок для голосования, а в некоторых странах также и осужденные нарушители закона), однако индивиды и сообщества довольствуются все меньшей и меньшей автономностью. Так, например, школы и другие институты подвергнуты растущему надзору со стороны правительства; множатся законы, контролирующие все больше мелочей; экономика централизована и объединена; СМИ консолидированы, а коммерциализация' вторгается и присваивает общественные пространства.
Многие люди слышали клише о цели и средствах, касательно изменений, которые мы желаем видеть в мире. Если отбросить чрезмерное упрощение, такой подход используется при обращении к вопросам тактик сопротивления, это важный аргумент при выборе методов принятия решений. На протяжении всей истории группы людей демонстрировали почти бесконечное многообразие общественной организации и политических стратегий. Неиерархическое общество и сопутствующие стратегии принятия решений, несомненно, находятся в пределах нашей досягаемости, если не обращать внимания на экономические структуры и военные и полицейские силы, которые сейчас стоят на пути необходимых перемен. Кроме того, для преодоления организованных барьеров экономического и государственного насилия нам нужно вновь научиться быть «общественными животными» и достичь непринужденности и определенного опыта в использовании новых моделей принятия решений.
При построении нашего сопротивления, нам нужно сопротивляться нашим собственным авторитарным привычкам. Расширяя свои права и возможности, Мы должны привыкать к общественной силе, которая построена на равенстве, а не на эксплуатации. Нам необходимо научиться консенсусу.
17
- Художник: я. Корректор: петр рябов, софия
- Предисловие
- Выгоды руководства?
- Представительство
- Стихийный консенсус
- Различные групповые модели, их сильные и слабые стороны. Суть консенсуса — сплоченность группы, других форм правления — удержание власти.
- Групповые встречи
- Детали и логистика (1 обсуждение -
- 1 Акция)
- Процесс обсуждения
- Процесс принятия решений
- Повестка дня
- Обсуждение
- Предложения
- Вопросы
- Проблемы
- Дружеские поправки
- Отзыв предложения
- Голосование
- Блокирование
- Подходит!
- Нет решения
- Подходящее расположение
- Хронометрист
- Фасилитатор
- Ведущий очередь
- Ручные сигналы
- Бессловесный язык
- 8* Кие инструменты упрощают достижение консенсуса?
- Структура встречи
- Консенсус минус один?
- Рабочие группы
- Автономное действие
- Стихийный консенсус
- 3Цать о динамике группы
- Важность культуры
- Построение сообщества
- 3Цать о динамике группы
- Мультикультурные группы
- 3Нать о динамике группы
- Монокультурные группы
- Коалиции
- Федерации
- ; W 'at обучение консенсусу учиться консенсусу
- Принять консенсус в группе
- Семинары по консенсусу
- Будущее консенсуса
- Приложения приложение 1: дискуссия
- Приложение 3: фасилитатор
- Питер Гелдерлоос
- 192007, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 40.