logo
Лекции по курсу Авиационные боеприпасы

14.2.3 Особенности устройства и действия контактных взрывателей электрического типа

Общие сведения об электрических взрывателях

Как уже отмечалось, взрыватели электрического типа сра­батывают при прохождении тока через электровоспламеннтель. Принципиальная схема боевой электрической цепи такого взры­вателя представлена на рисунке 14.22. По истечении времени взве­дения срабатывает МДВ, а в момент встречи с преградой за­мыкается контактное устройство (КУ), связывающее источник тока (Б) с электровоспламенителем (ЭВ). В зависимости от сил, используемых для замыкания КУ, они подразделяются на КУ реакционного и инерционного типа. КУ реакционного типа состоят из двух электродов, к которым подключается запальная цепь. В исходном состоянии они изолированы, находясь на неко­тором расстоянии друг от друга. В момент встречи с преградой электроды, подключают электровоспламеиитель к источнику пи­тании. Конструктивно КУ реакционного типа выполняются по-разному: к виде сминаемого колпачка, внутри которого нахо­дится изолированный от него воздухом контактный стержень (рисунок 14.23), в виде сминаемого обтекателя головной части 1, изолированного от внутреннего электрода-колпачка 2 коничес­кой формы (рисунок 14.24), либо в виде электрического жгута, про­вод 2 сердцевины которого изолирован от наружной металли­ческой оплетки 3, а в момент удара специальный металличес­кий нож 1, врезаясь в жгут, замыкает сердцевину с оплеткой (рисунок 14.25).

Инерционные КУ состоят из неподвижного и подвижного электрода (движка). В большинстве конструкций подпружинен­ный движок своими контактами замыкает боевую цепь при движении вперед под действием инерционных сил (рисунок 14.26). При этом в исходном положении, касаясь верхних контактов схемы, движок своими контактами шунтирует цепь электровоспламенитсля, повышая степень предохранения взрывателя. К инерционным КУ относятся также вибрационные замыкатели (рисунок 14.27), состоящие из шарика, припаянного к упругому стер­жню из стальной проволоки и полого цилиндра. При встрече бомбы с преградой шарик под действием сил инерции, совер­шая колебания, коснется полого цилиндра и замкнет боевую цепь.

Для питания запальной и других цепей взрывателя могут быть использованы бортовая электросеть самолета или ракеты (внешний источник) и источники, входящие в конструкцию взрывателя в виде электробатареек, пьезогенераторов и маг­нитно-импульсных генераторов (внутренние источники).

У взрывателей, использующих энергию бортовой сети само­лета, роль источника тока играет конденсатор, который заря­жается в момент сбрасывания бомбы (пуска ракеты) от специ­ального зарядного устройства самолета. Такие взрыватели на­зываются взрывателями конденсаторного типа.

Все электрические взрыватели, кроме контактных устройств и источников тока, содержат также и огневую цепь, механизмы дальнего взведения и предохранительные устройства, назначе­ние которых, принцип действия и устройство не отличаются от соответствующих узлов механических взрывателей. Исключе­нием являются лишь электрические взрыватели конденсаторно­го типа, в которых действие механизма дальнего взведения может быть основано на электрическом принципе.

Рисунок 14.22. Принципиальная схема боевой цепиэлектрического взрывателя

Рисунок 14.23. Сминаемый колпачок контактного устройства

Рисунок 14.24. контактное устройство в виде сминаемого обтекателя головной части

Рисунок 14.25. Контактное устройство в виде разрезаемого электрожгута

Рисунок 14.26. Контактное устройство инерционного типа

Рисунок 14.27 Виброзамыкатель