logo
Лекции по курсу Авиационные боеприпасы

11.1 Несбрасываемые контейнеры

Система оружия MW-1.

Система оружия MW-1 фирмы МВВ (Германия) предназначена для вооружения самолета «Торнадо». Система MW-1 представляет собой подвешиваемый к самолету контейнер многоцелевого назначения, состоящий из 4 боевых блоков, в каждом из которых расположено 28 трубчатых направляющих, из которых производится отстрел боеприпасов в обе стороны, перпендикулярно направлению полета самолета. При разной скорости отстрела обеспечивается поражение различных площадей, а при автоматическом выборе интервалов - равномерное распределение точек падения боеприпасов в пределах поражаемой зоны.

Длина контейнера составляет 5,3 м, ширина 1,3 м, высота 0,7 м, а масса в зависимости от применяемого боевого снаряжения может достигать 4…5 т, из которых 3…4 т составляет масса боеприпасов. Для снаряжения контейнера MW-1 созданы и разрабатываются боеприпасы различных принципов действия и назначения. Например, для поражения бронетанковой техники предназначены малогабаритные кумулятивные бомбы КВ-44, которые загружаются в контейнер связками по три группы из семи штук с каждой стороны трубчатой направляющей. Скорость выброса каждой группы различна и составляет 50, 20 и 10 м/с, время отстрела их из контейнера 0,6 с, при этом точность бомбометания с малых высот (30…200 м) при скорости полета до 1100 км/ч достигает 30 м. По оценке германских специалистов, самолет «Торнадо» с системой оружия MW-1, снаряженной суббоеприпасами КВ-44, при одном заходе на групповую цель из 10 танков способен уничтожить не менее 4. Контейнер MW-1 позволяет также производить разбрасывание мин на площади 500Х2000м, например противотанковых мин MIFF.

Специально для вывода из строя ВПП и рулежных дорожек аэродромов создана бетонобойная бомба «Штабо». Эта бомба с кумулятивным и осколочно-фугасным действием позволяет выводить из строя укрытия и уничтожать в них самолеты. Считается, что истребитель-бомбардировщик «Торнадо» с системой оружия MW-1 за один заход способен вывести из строя 16 укрытий самолетов, а два – полностью аэродром.

На рисунках 11.1, 11.2 приведена подвеска контейнера MW-1 под фюзеляжем самолета и выброс боевых элементов.

Рисунок 11.1. Контейнер MW-1 под фюзеляжем самолета F-4

Рисунок 11.2. Выброс боевых элементов из контейнера MW-1

Кассетная система оружия JP233

Кассетная система оружия JP233 разработана английской фирмой Хантиг Энджинеринг для решения задачи выведения из строя ВПП аэродромов противника. Эта система отличается от других тем, что кроме повреждений ВПП и рулежных дорожек она осуществляет и доставку мин, препятствующих проведению ремонтно-восстановительных работ.

Каждый контейнер системы оружия JP233 включает в себя два дополняющих друг друга отсека. Один из них содержит 30 суббоеприпасов SG357, предназначенных для образования воронок в покрытии ВПП, а другой – 215 мин НВ876. Самолет «Торнадо» несет два контейнера этой системы, причем боевая нагрузка (суббоеприпасы и мины) сбрасываются с одного захода. В результате образуется ряд воронок и обеспечивается минирование ВПП с высокой плотностью распределения мин, что является эффективным средством против самолетов и транспорта противника, а также против обслуживающего персонала аэродрома.

Масс комбинированного контейнера с суббоеприпасами SG357 и минами НВ876 составляет 2335 кГ. Для подъема контейнера под самолет разработана транспортная тележка с воздушной надувной подушкой. Основные характеристики контейнера приведены в таблице 11.1.

Таблица 11.1

Основные характеристики

Суббоеприпас

SG357

Мина НВ876

Комбинация оружия SG357/HB876 (в схеме тандем)

Длина , мм

Ширина, мм

Высота корпуса, мм

Боевая нагрузка (число боеприпасов)

Общая масса, кГ

5677

1602(со стабилизаторами)

600

30

1357

4240

1356 (со стабилизаторами)

560

215

1150

4025/2470 (всего 6551 мм, включая 65 мм на узлы стыковки)

1140 (со стабилизаторами) 840 (только корпус)

600

30/215

2335

Минимальная высота применения оружия определяется только временем взведения взрывателя суббоеприпасов. Применение оружия осуществляется при скорости полета самолета примерно 925 км/ч на высоте 60 м. Участие экипажа в подготовке оружия JP233 минимально: управление разбрасыванием суббоеприпасов и последующее сбрасывание пустых контейнеров осуществляется автоматически. Для атаки цели летчик использует индикатор на лобовом стекле. Каждый отсек комбинированного контейнера содержит распределительное устройство, представляющее собой электронный предохранительно-исполнительный механизм. Это устройство генерирует серию импульсов с одинаковым интервалом для начала сбрасывания суббоеприпасов во время атаки цели. Оно может быть запрограммировано с учетом типа самолета, места подвески на самолете, скорости полета и направления атаки. Распределительное устройство содержит два микропроцессора для обеспечения высоких уровней надежности и безопасности и включает стандартные программы для самопроверки во время работы. Распределительные устройства в каждом отсеке могут взаимодействовать друг с другом, а также с бортом самолета, обеспечивая тем самым координированное сбрасывание суббоеприпасов из различных отсеков для достижения равномерного накрытия площади цели и предотвращения асимметричной разгрузки.

Устройство для разбрасывания суббоеприпасов представляет собой контейнер, изготовленный из легкого сплава. В контейнере 30 суббоеприпасов загружаются носовой частью вверх и устанавливаются с наклоном назад под углом 300 к оси контейнера. Суббоеприпасы выбрасываются вниз-назад с помощью системы, работающей на горячем газе. Горячий газ действует на силовой цилиндр и открывает замок, удерживающий суббоеприпас на направляющей, а затем выталкивает его из трубы. Суббоеприпасы пробивают нижнюю панель из алюминиевого сплава, покрытую резиной и закрывающую отсек.

Устройство для разбрасывания мин представляет собой контейнер, изготовленный из легкого сплава, который включает в себя 90 пусковых труб, установленных под прямым углом к оси контейнера и наклоненных вбок под углами 15 и 300 для образования веера по обеим сторонам от вертикали. В зависимости от своей длины трубы содержат одну, две или три мины в связке. Сбрасывание мин осуществляется с помощью пиропатронов, причем первая мина в каждой трубе служит поршнем для всей связки. Мины, последовательность выброса которым определяется электронным распределительным устройством, пробивают тонкую стальную пластину в нижней части контейнера, не получая при этом повреждений и не образуя осколков. Устройства для разбрасывания, суббоеприпасы для создания воронок и мины были успешно испытаны во всем диапазоне условий полета самолета «Торнадо». Летные и наземные испытания с использованием большого количества целей и различных комбинаций почвы и бетонного покрытия показали, что суббоеприпасы, предназначенные для образования воронок, могут эффективно проникать в бетонное покрытие аэродромов и создавать воронки, которые делают невозможным взлет и посадку самолетов. Мины, препятствующие проведению ремонтно-восстановительных работ, рассчитаны на выдерживание удара о землю.

Кассетная противотанковая система VBW.

Кассетная противотанковая система оружия VBW (Vertical Bordwaffe – оружие вертикального поражения), разрабатывается германской фирмой МВВ. Система представляет собой контейнер массой 340 кГ, размерами 4,1Х0,5Х0,3м с блоком датчиков и с 18 пусковыми трубами. Обнаружение и опознание бронированной цели осуществляется тремя дополняющими друг друга датчиками и связанным с ними процессором данных, смонтированными в одном контейнере. Поле обзора датчиков направлено вперед по направлению полета самолета.

В составе датчиков имеются: лазерный локатор-дальномер, определяющий размер объекта на земле, включая высоту, для сравнения с размерами известных бронированных целей; ИК-аппаратуру для определения горячих точек, указывающих работу двигателей; радиометрическое устройство, определяющее, является ли объект металлическим. На схеме (рисунок 11.3), поясняющей принцип работы системы обнаружения оружия VBW, показаны основные параметры, характеризующие цель.

2

7 3

1

6 4

5

Рисунок 11.3

  1. объект, 2 – температура, 3 – контур (геометрические параметры), 4 – материал, 5 – масса, 6 – подвижность, 7 – цвет.

В системе VBW цель идентифицируется по трем признакам: контур, температура, материал. Совокупность этих признаков говорит о том, что объект является целью и тогда с помощью реактивного двигателя производится выброс неуправляемого боеприпаса. Выброс осуществляется с низко летящего самолета вниз-назад под таким углом, что траектория суббоеприпасы оказывается близкой к нормали. Суббоеприпас поражает уязвимое верхнее покрытие бронированной цели.

Система VBW имеет следующие достоинства:

С высот 75 м ширина полосы сканирования местности под самолетом составляет 30 м. Поскольку боеприпасы являются неуправляемыми, атаковать можно только те цели, которые находятся в этой полосе под самолетом, однако за счет крена самолета до 150 ширину полосы можно увеличить вдвое. Система VBW серийного производства будет включать два контейнера, подвешиваемого под правой и левой консолью крыла. В этом случае два контейнера обеспечат перекрытие датчиками и боеприпасами значительной полосы в поперечном направлении к линии полета самолета.

Каждое радиометрическое устройство работает на частоте 33 гГц, имеет две антенны, формирующие два узких луча, которые совместно обеспечивают перекрытие сравнительно широкой полосы без лишней засветки отражаемым от дорожного покрытия излучения неба. Выбор пусковых стволов для поражения цели производит процессор данных системы VBW на основе положения цели, определяемого по входным данным датчиков.

Контейнер системы VBW приспособлен для выстреливания реактивных кумулятивных гранат, которые применяются в противотанковом гранатомете «Панцерфауст 3», рассматривались также варианты снаряжения системы боевыми кассетными элементами КВ44. В настоящее время наиболее реальным типом боеприпаса для применения в системе VBW считается французский боеприпас LRAG-89F1.

Система VBW считается перспективным недорогим оружием, способным поражать множество различных целей. Система VBW не требует никакой специальной подготовки экипажа и позволяет поражать бронированные подвижные цели с малых высот. Захват цели, необходимый при использовании обычного управляемого оружия, для системы VBW не требуется, хотя задачей летчика при этом является оценка потенциальных целей, так как система не имеет средств опознавания «свой-чужой». Вертикальный полет боеприпаса не дает возможность укрыться от поражения в складках местности и за искусственными сооружениями. Оружие VBW может применяться ночью и в сложных метеоусловиях.

В иностранной печати неоднократно высказывалось мнение, что использование обычных ЛА для доставки этого оружия связано с большой опасностью для самолета. Прямолинейный горизонтальный полет самолета для доставки оружия к цели в условиях интенсивного противодействия со стороны противника (а оно непременно будет в районе сосредоточения бронетанковых сил) неприемлем. Для доставки этого оружия необходимо, чтобы его носитель был рассчитан в какой-то мере на однократное применение, например как управляемая ракета, несущая одну или две системы оружия, или дистанционно пилотируемый летательный аппарат, оснащенный двигателем с изменяемым вектором тяги и несущий несколько систем VBW.