logo
Лекции по курсу Авиационные боеприпасы

Системные требования к кав

Если рассматривать АБК как большую систему с определенным уровнем боевой эффективности, то комплекс авиационного вооружения должен удовлетворять системным требованиям, обеспечивающим заданную эффективность:

  1. Боеприпасы должны обладать заданной эффективностью дейст­вия по цели.

  2. Боеприпасы должны размещаться на ДА в возможно большем ­ количестве в пределах установленной боевой нагрузки.

Для реализации этого требования разрабатывались многозамко­вые балочные держатели, позволявшие на одной точке подвески само­лета размещать несколько авиабомб. Примером такого многозамкового держателя является держатель МВДЗ-У6-68 (рисунок 1.5), на который можно одно­временно подвесить или 6 авиабомб калибра 50-100 кг, или 4 авиа­бомбы калибра 250 кг, или 2 авиабомбы калибра 500 кг.

Рисунок 1.5. Многозамковый балочный держатель МБД3-У6-68

3. Размещенное на ЛА вооружение должно в минимальной степени ухудшать летно-технические характеристики ЛА (дальность, скорость и высоту полета, маневренность).

На современных многоцелевых самолетах лобовое сопротивление подвешенной снаружи боевой нагрузки зачастую равняется лобовому сопротивлению самолета или даже превышает его, вследствие чего ухудшаются его летно-технические характеристики и увеличивается эффектная отражающая поверхность. Так, на дозвуковых скоростях самолет F-15 с управляемыми бомбами, подвешенными обычным обра­зом на балочных держателях, теряет около 10% скорости и 20% даль­ности полета. На сверхзвуковых скоростях полета эти потери будут еще больше.

В последние годы был проведен ряд исследований в аэродинами­ческих трубах и летные испытания различных устройств с целью раз­работки альтернативных способов подвески боевой нагрузки и выяв­ления возможности уменьшения их влияния на летно-технические ха­рактеристики самолетов. Один из способов подвески боевой нагрузки, который может найти применение на самолетах будущего поколения, получил название кон­формного, или полуутопленного, заключающейся в том, что на про­тяжении всего фюзеляжа самолета устанавливается неглубокий грузовой поддон высота которого опре­деляется высотой используемых держателей с таким расчетом, чтобы подвешенное оружие касалось нижней поверхности поддона. Так, при конформной подвеске 12 авиабомб калибра 227 кг в четыре ряда по три в каждом ряду общее лобовое сопротивление самолета уменьшает­ся на 60% и почти на 50% увеличивается радиус действия самолета по сравнению с обычной подвеской. На рисунке 1.6 приведена выеотно-скоростная характеристика самолета при двух вариантах подвески (I - обычная подвеска на многозамковых держателях; 2 - конформная подвеска).

Н

2

1

V

Рисунок 1.6

3. При любых режимах полета и условиях применения должна обеспечиваться безопасность ЛА. Под безопасностью ЛА в данном случае понимается несоударение отделяемого боеприпаса с конструк­цией ЛА и непоражение ЛА осколками собственного боеприпаса.

4. При небольших скоростях полета (порядка 600 км/ч) аэродина­мические силы и моменты, действующие на тяжелые отделяемые грузы, например, авиабомбы, оказывают незначительное влияние на се траек­торию по отношению к носителю. На легкие грузы, такие, как пустые топливные баки, они оказывают значительно большее влияние и сбра­сывание их может быть опасным даже на посадочных скоростях. Одна­ко при выполнении атаки наземных целей со скоростью порядка 1100 км/ч аэродинамические силы оказывают существенное влияние на начальное движение грузов, которое может оказаться опасным для самолета-носителя в том случае, если при такой скорости ее угол атаки составит ~ 15°, поскольку может произойти столкновение с другой бомбой, сбрасываемой в серии или с конструкцией самолета. Для обеспечения безопасности самолета при бомбометании применяют держатели с принудительным отделением боевых грузов, которые при­дают авиабомбе начальную вертикальную скорость порядка

2-5 м/с.

  1. Должна быть обеспечена достаточная прочность систем во­оружения при их транспортировании и применении на любых режимах полета, реализуемых ЛА с боевой нагрузкой. На рисунке 1.7 приведены основные расчетные случаи нагружения ЛА.

nЭмах

Случай А А/

0,5 nЭмах Случай В

Случай С

СYmin CYmax

С лучай Д/ Д nЭmin

Рисунок 1.7

  1. Техническое рассеивание боеприпасов и рассеивание от воз­мущающего действия носителя не должно снижать необходимой точ­ности стрельбы и бомбометания.

  2. Термостойкость боеприпасов не должна ограничивать скорост­ные характеристика ЛА.

  3. Система авиационного вооружения должна обладать определен­- ным уровнем надежности (вероятности безотказной работы).