logo search
Лекции по курсу Авиационные боеприпасы

10.3 Авиабомбы для бомбометания с малых и предельно малых высот

В настоящее время широкое распространение получили средства объектовой ПВО. В связи с этим самолеты фронтовой авиации вынуждены летать на малых и предельно малых высотах (50…200 м), так как в этом случае уменьшается вероятность обнаружения радиолокационными средствами ПВО и уменьшается время нахождения самолета над объектом противника.

Однако бомбометание авиабомбами с установкой взрывателя на мгновенное действие представляет опасность для самолета-носителя, т.к. время падения мало и самолет может быть поражен осколками.

В таблице 10.1 приведены величины времени падения и отставания авиабомбы ФАБ-250-М62.

Таблица 10.1

Н, м

800км/ч

1000км/ч

1200 км/ч

Δ, м

Т, с

Δ, м

Т,с

Δ, м

Т. с

40

9

2,87

15

2,88

34

2,89

60

14

3,52

23

3,53

50

3,55

Из таблицы следует, что отставание АБ от самолета не превышает 50 м.

Вероятность попадания осколков в самолет при бомбометании АБ калибра 3 группы с предельно малых высот резко возрастает при отставании меньше 150 м (рисунок 10.9).

Р10-2

8

 = 100м

4

 = 150м

500 1000 1500 V км/ч

Рисунок 10.9

Для обеспечения безопасности бомбометания обычными бомбами с предельно малых высот применяются взрыватели с большим (штурмовым) временем замедления (14…30 с), однако при этом существует большая вероятность рикошета. С ростом скорости возрастает отставание, однако при полете на предельно малых высотах с большими скоростями затрудняется обнаружение цели с первого захода. Для обеспечения безопасности носителя при атаке наземных целей применяется искусственное увеличение отставания. Отставание зависит от высоты и скорости полета, а также от соотношения коэффициента силы лобового сопротивления Сх к поперечной нагрузке .

На рисунке 10.10 приведены графики изменения относа и отставания для АБ калибра 250 кГ при высоте сброса 50 м и скорости 1200 км/ч.

 , А, м

1000

A 

500

0 410-4 4,510-3 1010-3 1510-3

Рисунок 10.10

На рисунке 10.10 вертикальными сплошными линиями показано отставание и относ обычной АБ (слева) и низковысотной АБ «Снейкай» с тормозными щитками (справа). В этом случае относ и отставание равны примерно 500 м.

Таким образом, для увеличения отставания АБ необходимо увеличивать сопротивление АБ путем установки аэродинамических тормозных устройств. Оценим величину необходимого безопасного отставания.

На рисунке 10.11 приведена схема бомбометания.

Vc 1 2 Vc Vc

Vоск

H Vo

А  Vctоск

Хоск

Рисунок 10.11 Схема бомбометания

(10.9)

Считаем, что потребное безопасное отставание  должно быть такой величины, чтобы осколок, догнавший самолет, имел скорость Vоск = Vc (условие безопасности самолета).

(10.10)

Из баллистики осколка известна формула

(10.11)

Учитывая , запишем

(10.12)

Отсюда найдем время полета осколка

(10.13)

Известна формула расчета пути осколка в функции времени его полета

(10.14)

Подставив значение , определим величину .

(10.15)

Обозначим получим

(10.16)

, м

300

Р = 10

200 = 8

= 4

= 3

100 = 2

0

5 10 15 20 25 Сh10-3

250 30 10 5 2 q, гр.

Рисунок 10.12 Зависимость отставания бомбы от баллистического

коэффициента осколка и отношения скорости осколка и скорости самолета

Из графиков рисунка 10.12 следует, что искусственное отставание должно быть тем больше, чем больше масса осколка и меньше скорость самолета, т.к. практически постоянна.

С предельно малых высот на больших скоростях полета применяются специальные авиабомбы, снабженные системами, исключающими рикошет и обеспечивающие достаточно высокую скорость встречи с преградой.

Рассмотрим в качестве примера авиабомбу «Дюрандаль», разработанную французской фирмой МАТРА и предназначенную для разрушение и вывода из строя ВПП аэродромов, а также для поражения целей с бетонным покрытием (укрытия самолетов, бункеры, причалы портов и т.д.).

При создании такого оружия учитывались следующие технические требования:

Схема работы авиабомбы «Дюрандаль» следующая.

После сбрасывания бомбы с самолета в заданный момент време巐и выпускается вытяжной, а затем и основной парашют, обеспечивающий эффективное замедление бомбы на траектории, благодаря чему достигается отставание бомбы на безопасное для собственного самолета расстояние и увеличение угла подхода бомбы к поверхности ВПП до 30…400 относительно линии горизонта. В конце фазы разворота бомбы на угол 30…400 сбрасывается тормозной парашют и запускается ракетный двигатель твердого топлива для разгона бомбы к моменту встречи с ВРР до скорости порядка 200 м/с.

В процессе пробивания бетонной плиты ВПП и прохождения некоторого расстояния в грунте срабатывает взрыватель с соответствующей временной задержкой и происходит инициирование заряда ВВ. Взрыв происходит в замкнутом объеме под ВПП, что повышает разрушительный эффект бомбы; образование воронки, вспучивание плит, разрушение основания ВПП.

Авиабрмба «Дюрандаль» имеет цилиндрический корпус и крестообразный стабилизатор.

Общие характеристики авиабомбы:

Стальной корпус бомбы обеспечивает ее сохранность при действии больших перегрузок, возникающих при пробитии бетона. Форма головной части корпуса выбрана на основе экспериментально-теоретических исследований процесса пробития бетонного покрытия при различных углах подхода.

Авиабомба «Дюрандаль» состоит из боевой части, предохранительно-исполнительного механизма, блока ракетного двигателя, парашютного отсека и стабилизатора. Масса боевой части бомбы 100 кГ. Она оснащена донным взрывателем с секундной временной задержкой для подрыва боевой части после прохождения преграды, 15-ти килограммовый тротиловый заряд боевой части обладает достаточной разрушительной силой, эффективность которого возрастает при взрыве в замкнутом объеме между грунтом и покрытием ВПП.

Предохранительно-исполнительный механизм – пиротехническое устройство, обеспечивающее последовательность срабатывания бомбы, выполняет следующие операции:

Отсек ракетного двигателя имеет цилиндрическую форму и изготовлен из стали. Применяемое в двигателе двухкомпонентное топливо позволяет в течение 0,45с развивать тягу 9000 даН.

Парашютный отсек включает стопорный механизм для управления введением двух парашютов, вышибной заряд, вытяжной и основной парашюты.

Авиабомба имеет подвесную систему, отвечающую стандарту НАТО, с базой 356 мм (14 дюймов).

Авиабомба разрабатывалась как боеприпас, хранящийся в специальном герметичном контейнере, позволяющим:

Эффективность авиабомбы «Дюрандаль» была подтверждена в ходе испытаний. Сбрасывание бомбы на ВПП с железобетонным покрытием толщиной 40 см обеспечивает:

Рисунок 10.13. Схема примениеия авиабомбы «Дюрандаль»