logo search
Лекции по курсу Авиационные боеприпасы

11.2 Управляемые кассетные системы.

Для уменьшения вероятности поражения самолета объектовыми средствами ПВО противника целесообразно применять оружие за пределами его действия. С этой целью разрабатываются сбрасываемые авиационные контейнеры, оснащенные аэродинамическими поверхностями для увеличения дальности их автономного полета и системой наведения. В некоторых случаях контейнеры оборудуются двигателями.

Рассмотрим некоторые варианты управляемых кассетных систем на примере контейнеров, разработанных в США и Франции.

Управляемая кассета LAD.

Кассета разработана фирмой Брансуик (США) и предназначена для сбрасывания кассетных боеприпасов с малых высот. Конструктивно кассета LAD состоит из трех модулей: головной части для размещения системы наведения с неподвижным горизонтальным оперением; центральной части для размещения полезной нагрузки по обеим сторонам от центральной несущей балки, хвостовой части с оперением и силовыми приводами, электронным оборудованием и объемом для размещения ракетного двигателя. Каждая сторона центральной части кассеты в свою очередь делится на четыре отсека для последовательного выбрасывания из них суббоеприпасов, чем регулируется длина зоны накрытия. В каждый отсек загружаются боеприпасы общей массой 80 кГ. Возможен вариант кассеты, каждая половина которой делится на два отсека. В этом случае в отсеки загружаются более крупные проникающие суббоеприпасы для разрушения ВПП аэродромов.

Кассета LAD с корпусом прямоугольной форы в плане имеет длину 4,16 м и общую массу 1365 кГ (около 910 кГ приходится на двигательную установку и боевую нагрузку). Дальность пуска кассеты составляет приблизительно 10 км. Кассета рассчитана на снаряжение ее различными типами суббоеприпасов, предназначенных для поражения бронетанковой техники, средств системы ПВО, ВПП аэродромов. Для применения кассеты предусматриваются два способа: пуск за пределами действия активных наземных средств ПВО и непосредственная атака. В обоих случаях высота сбрасывания порядка 30 м. Кассета может набирать высоту, чтобы подняться над траекторией полета самолета, соответствующей моменту пуска.

Траекторию полета кассеты можно запрограммировать на земле заранее или перед пуском во время полета самолета. Если производится одновременный пуск двух кассет, траектории их полета можно запрограммировать в виде параллельных курсов или курса следования одной кассеты за другой. Типичные площади накрытия суббоеприпасами одной кассеты составляют 1200Х300 м.

Из кассеты LAD суббоеприпасы выбрасываются двумя способами: системой воздушных мешков, наполняющихся от баллона со сжатым газом, и небольшими пиротехническими устройствами.

В варианте кассеты LAD с 96 трубчатыми направляющими диаметром 136 мм суббоеприпасы выбрасываются способом, аналогичным применяемому в многоцелевом контейнере MW-1. Пиротехнические устройства обеспечивают выбрасывание суббоеприпасов с максимальной скоростью, а система воздушных мешков позволяет за одну операцию освободить весь отсек вооружения для накрытия площади с высокой плотностью.

Пуск кассеты можно производить при скорости полета носителя 550…1295 км/ч. Были проведены испытания, в которых выбрасывались противотанковые суббоеприпасы КВ44 и бетонобойные бомбы «Штабо». Сброшенная кассета снижалась ниже самолета-носителя на 12…18 м, затем набирала высоту 1500 м, после чего производился выброс суббоеприпасов. На кассету LAD намечается установить ракетный ускоритель с тягой 178 даН для увеличения дальности пуска с 8 до 19 км и заменить автопилот инерциальной системой для повышения точности доставки боеприпасов к цели.

Кассетная система оружия SR SOM.

Это многоцелевая кассетная система оружия малой дальности, запускаемая с самолета-носителя вне зоны действия активных средств объектовой ПВО. Кассета имеет модульную конструкцию и многоцелевую кассетную боевую часть. Дальность полета кассеты 20…25 км. Предусматривается два варианта кассет: массой 660…720 кГ и массой 1150…1400 кГ, длиной 4Ю2 м. Оба варианта имеют унифицированный модуль бортового радиоэлектронного оборудования, хвостовое оперение, раскрывающееся после отделения от носителя, крылья с размахом 2,3 м. Модули боевой нагрузки для обоих вариантов различаются числом и номенклатурой суббоеприпасов (таблица 11.2).

Таблица 11.2

Суббоеприпас

Число боеприпасов для варианта кассеты SR SOM

«Штабо»

MUSA

MIFF

1

-

72

100

2

48

196

250

Система наведения кассеты разрабатывается в трех вариантах: автопилот и гироскоп крена, инерциальная система наведения, инерциальная система наведения с коррекцией на конечном участке. Допустимые значения круговой вероятной ошибки кассеты для разных боеприпасов и типов наземных целей приведены в таблице 11.3

Таблица 11.3

Суббоеприпас

Тип цели

КВО, м

«Штабо»

MUSA

MIFF

ВПП

Самолеты

Бронетанковая техника

5…10

30…50

30…50

Рисунок 11.4. Выброс бетонобойных боевых элементов из контейнера SR SOM

Суббоеприпасы располагаются параллельно оси кассеты и выбрасываются в стороны с заданной скоростью. Величина рассеивания и размер зоны накрытия регулируются интервалом выброса боеприпасов. Для поражения танков в кассете предусматривается применение самонаводящихся суббоеприпасов S-SFM (Stetred Sensor Fused Munition) и самоприцеливающихся боеприпасов SFM (Sensor Fused Munition). Использование суббоеприпасов типа S-SFM для кассеты SR SOM наиболее эффективно при поражении боевой техники вторых эшелонов войск противника. Площадь накрытия танковой роты (13 танков) в районе сосредоточения одной кассетой с 20 суббоеприпасами намного превышает размер цели. Если принять КВО кассеты равным 0, то каждая из целей находится внутри зоны поражения, по крайней мере, 12 суббоеприпасов. Если КВО равно 600 м и менее, все танки будут находиться в пределах зоны поражения кассеты SR SOM и только при КВО больше 600 м эффективность системы резко падает. Сообщается, что самолет типа «Альфа Джет» за один вылет может вывести из строя две роты, поразив 8…9 танков.