logo search
Лекции по курсу Авиационные боеприпасы

Семейство «Пейв Уэй-III»

на базе Мк 82 - GBU-22/B; на базе Мк 83 - GBU-23; на базе Мк 84 - GBU-24/B; на базе BLU-109 - GBU-24A/B; на базе Мк 83 с ракетным двигателем - AGM-123 "Скиппер"; на базе Мк 84 - GBU-27; на базе BLU-109 - GBU-27/B. на базе BLU-113 - GBU-28/B.

Разработка и испытания первых образцов УАБ с лазерной флюгерной ГСН на базе штатных не­управляемых авиабомб Мк 82, Мк 83, Мк 84, М117 (рисeyjr 80), М118 были выполнены в период 1965-1968 гг. в рамках программ "Пэйв Уэй" и "Скиппер", которые затем были приняты на вооружение. УАБ, созданные в рамках программ "Пэйв Уэй-1, -II, -III", разрабатывались по единым принципам на базе существующих обычных АБ и отличались лишь ка­чественными и некоторыми конструктивными ха­рактеристиками, повышающими их боевые возмож­ности. УАБ, созданные по этим программам, конст­руктивно-компоновочно практически одинаковы (рисунок 10.20): передний отсек со стандартным лазерным флюгерным координатором цели, блоком наведе­ния, блоком управления с источником питания, ру­лями и приводом рулей; боевая часть штатной АБ; хвостовая часть с аэродинамическими поверхностями элементов конструкции, сопрягаемые с БЧ, отличаются друг от друга размерами в зависимости от калибра. Все остальные элементы системы идентичны. УАБ имеют аэродинамическую схему "утка" и общую с обычны­ми АБ систему подвески на носитель.

Внешний вид типовых образцов УАБ II поколения GBU-12 и GBU-10 представлен на рисунках.10.21, 10.22 , а семейство УАБ "Пэйв Уэй II" (в сопоставитель­ном виде) - на рисунке 10.23.

Для наведения бомбы с лазерной ГСН необходимо, чтобы цель непре­рывно подсвечивалась лучом лазера, причем точность бомбометания в большей степени определяется тем, насколько стабильно удерживается луч лазера на цели.

После отделения бомбы от самолета приемное устройство, располо­женное в ГСН, начинает принимать отраженный от цели сигнал лазера под­светки. При всяком отклонении бомбы от курса, заданного ей отраженным лучом лазера, на выходе приемного устройства вырабатывается сигнал рассогласования, который воздействует на приводы рулей бомбы, возвращающие ее на заданный курс.

Рисунок 10.20 Конструктивно-компоновочная схема УАБ по программам "Пэйв Уэй-I (а) и "Пэйв Уэй-1I (б):

- оптическая головка обнаружения цели;

- отсек приемника отраженной энергии;

- отсек вычислительного устройства;

4 - рули (по схеме "утка");

5 - отсек управления;

6 - кольцевой переходник;

7 - удлинитель крыла;

8 - система наведения и управления с ЭВМ;

9 - корпус боевой части;

10 - крыльевой отсек

Рисунок. 10.21. Управляемая авиационная бомба GBU-12 (программа "Пэйв Уэй-II")

Рисунок. 10.22. Управляемая авиационная бомба

GBU-10 (программа "Пэйв Уэй-И")

Рисунок. 10.23. Семейство управляемых авиационных бомб с полуактивной флюгерной лазерной системой наведения:

GBU-10 (Mk 84), Мк 13/20. GBU-12 (Мк 82), GBU-16 (Мк 83)

(программа "Пэйв Уэй-II")

Наличие дымки или тумана снижает даль­ность действия СН бомбы и уменьшает вероятность попадания. По мнению иностранных специалистов, это один из существенных недостатков бомбы с лазерной ГСН.

К недостаткам можно отнести большую нижнюю границу высот боевого применения (бомбометание с горизонтального полета требовало полета высоты более 1,5 км, с пикирования УАБ применялись с 1,2...2,2 км при уг­лах сбрасывания 25...40°), что объяснялось особенностями метода наве­дения и необходимостью лазерной подсветки цели, вплоть до момента подрыва БЧ. Кроме того, было сложно обеспечить одновременное наведе­ние нескольких УАБ на расположенные рядом цели, так как относительно большое поле зрения ГСН приводило к "захвату" бомбой другой цели и срыву выполнения боевой задачи.

Особое место среди этих УАБ занимает авиабомба GBU-17 с лазер­ным наведением, разработка которой была завершена в 1982 г. Эта специ­альная авиабомба предназначена для поражения особо прочных целей с толщиной железобетонного перекрытия до 1,2 м (заглубленных командных пунктов, узлов связи, тоннелей, складов, укрытий подземного и полупод­земного типов, особо защищенных пусковых установок ракет, фортифика­ционных сооружений и т.д.). Она снаряжается БЧ двойного действия HSM, заключенной в особо прочный корпус. При попадании авиабомбы в цель сначала срабатывает головной кумулятивный заряд, пробивающий в пре­граде глубокий канал, в который затем проникает заряд БЧ фугасного типа. Его подрыв происходит с некоторым замедлением. Испытания показали, что авиабомба, оснащенная двумя ракетными ускорителями, может без рикошетирования разрушать бетонные плиты толщиной до 4,5 м.

УАБ третьего поколения

Дальнейшее совершенствование УАБ заключалось в повышении точ­ности наведения, в расширении диапазона применения по высоте и увели­чения дальности применения. Для действий с малых и предельно малых высот в начале 80-х годов в США была создана серия УАБ третьего поко­ления "Пэйв Уэй-Ш" с полуактивной лазерной СН: GBU-22, GBU-23 и GBU-24.

УАБ GBU-22 и GBU-24

Основной объем работ выполнила фирма "Тексас Инструменте". УАБ GBU-22 (рисунок.10.24) и GBU-24 (рисунок 10.25) обладают повышенной дальностью планирования за счет оснащения их крылом увеличенной площади и опти­мизации траектории полета, выбираемой автопилотом. Они имеют лазер­ную гиростабилизированную ГСН и микропроцессор, вырабатывающий ко­манды управления. При этом повысилась точность наведения, расширился диапазон высот применения вплоть до малых высот (300...500 м) и возрос­ли возможности самолета-носителя по уклонению от зенитного огня объектовой ПВО.

Рисунок 10.24. Управляемая авиационная бомба GBU-22/B (программа "Пэйв Уэй-III)

Рисунок 10.25. Управляемая авиационная бомба GBU-24(программа "Пэйв Уэй-III):

а - GBU-24A/B; б - GBU-24/B

УАБ AGM-123A ("Скиппер")

Управляемая авиационная бомба GBU-23 "Скиппер", разработанная для авиации ВМС, представляет собой модернизированную УАБ второго поколения GBU-16 (в качестве БЧ используется фугасная бомба Мк 83 ка­либром 1000 фунтов), в которой видоизменены модуль вычислителя и хво­стовой отсек с оперением. Второй вариант бомбы GBU-23 "Скиппер-2" по­лучил обозначение AGM-123A (по ракетной классификации), был оснащен ракетным твердотопливным двигателем (РДТТ) от усовершенствованной противорадиолокационной УР "Шрайк", существенно увеличившим даль­ность полета бомбы при поражении морских целей (рисунок.10.26). Данный вариант УАБ разработала фирма "Эмерсон электрик" в рамках совместной программы ВВС и ВМС - LLLGB (Low Level Laser Guided Bomb). Бомба фак­тически превратилась в управляемую ракету, единственным отличием от которой в этом случае была величина тяговооруженности УАБ.

Рисунок 10.26. Управляемая авиационная бомба AGM-123 ("Скиппер") (программа "Пэйв Уэй-III)

При этом изменился способ атаки цели и значительно возросли возможности самолета-носителя по уклонению от зенитного огня объекто­вой ПВО

Дальность применения УАБ серии "Пэйв Уэй-Ш" на малых высотах в два раза превышает дальность сброса УАБ предшествующих программ.

УАБ GBU-27

УАБ GBU-27 предназначена для поражения особо важных стратегиче­ских объектов и командных бункеров. Использовалась во время войны в Персидском заливе в 1991 г. в составе самолета-носителя F-111A.

Управляемая бомба GBU-27 является модификацией бомбы GBU-24 (рисунок 10.27) и разработана специально для применения с истребителя-бом­бардировщика F-111A, имеющего низкую по величине ЗПР (эффективная поверхность рассеяния). Основные изменения, сделанные в GBU-24, были направлены на то, чтобы уменьшить адаптерные кольца и использовать хвостовой отсек от GBU-10. Это дало возможность уменьшить длину бомбы и обрезать рули

Рисунок 10.27. Управляемая авиационная бомба GBU-27(программа

"Пэйв Уэй-III): а - крылья сложены; б - крылья раскрыты

(рисунок 10.27, а). Такая конструкция позволила разместить УАБ во внутренних отсеках бомбардировщика F-111A. Кроме того, с целью уме­ньшения эффективной поверхности рассеяния при выходе из бомбового от­сека внешняя поверхность корпуса бомбы выполнена из радиопоглощающих материалов. Использование БЧ типа I-2000 (или BLU-109), обладающей не­большим диаметром с упрочненной носовой частью и стенками, позволяет проникать вглубь прочной цели на глубину до нескольких метров.

УАБ GBU-28

Бомба GBU-28/B предназначена для поражения особо прочных целей (с железобетонными перекрытиями в несколько метров толщины), зале­гающих под землей на глубине до 30 м.

В качестве базового образца использовалась УАБ GBU-27, в которой БЧ была заменена на про­никающий элемент, изготовленный из 203 мм (8 дюймов) артиллерийского ствола (рисунок 10.28). Вес GBU-28/B составляет 2132 кг, из которых 295 кг прихо­дится на взрывчатое вещество (тритонал).

Рисунок 10.28 Управляемая авиационная бомба GBU-28/B

GBU-28/B способна пробить перекрытия из железобетона толщиной свыше 6,7 м. Было изготовлено несколько образцов этой бомбы. 28 февра­ля 1991 г. истребителю-бомбардировщику F-111 одной бомбой GBU-28/B удалось уничтожить особо прочный подземный комплекс севернее Багдада (база Аль Таджи). УАБ GBU-28/B также являлись основным видом авиаци­онных боеприпасов на начальном этапе войны в Афганистане в 2001 г., предназначенным для поражения укрепленных бункеров.

После войны в Персидском заливе работа над совершенствованием GBU-28/B была продолжена. Бомба была оснащена избирательным взрывательным устройством, способным различать слои бетонного перекрытия и фактической цели. Полностью натурные испытания бомбы были завер­шены в 1996 г.

Основные особенности УАБ по программам серии "Пэйв Уэй"

Основные отличительные признаки УАБ по программам серии "Пэйв Уэй" представлены в таблице 10.5, из которой видно, что более со­вершенные УАБ характеризуются и более широкой областью применения, которая отсутствует у УАБ перового поколения.

Таблица 10.5

Тип штатной АБ (базовая), калибр, (фунт/кг)

Поколения УАБ, созданные по программе "Пэйв Уэй"

I (1967-1972)

II (1972-1982)

III (1979-1983)

1

2

3

4

Мк82 (500/227)

GBU-12B.A/B

GBU-12 Е/В. В/В. С/В. D/B

GBU-22/B

М117 (750/380)

М 117 LGB

-

-

Мк 83 (1000/447)

-

GBU-16C/B./B. В/В

GBU-23 AGM-123 "Скиппер" (с ДУ)

Мк 84 (2000/894)

GBU-10B.A/B

GBU-10E/B. С/В. D/B. F/B

GBU-24/B GBU-27

ВLU-109/В (2000/875)

-

-

GBU-24A/B GBU-27/B

М 118 (3000/1382)

GBU-11 А/В

-

-

Мк 18 (1000/454)

-

Мк 13/18

-

HSM двойного действия (кумулятивно-фугасная)

-

GBU-17/B

-

ВLU-113А/В

(-/2132)

-

-

GBU-28/B

Отличительные особенности по отношению к предыдущему поколению (для второго и третьего поколения)

1)Усовершенствова­ние СН (элементы оп­тической системы и корпуса координато­ра цели изготовлены не из стекла и метал­ла, а из пластмасс), вычислитель содер­жит более современ­ную микроэлемент­ную базу, повышен­ная чувствительность ИК-детектора

1) Оснащение гирос-табилизированной ла­зерной

полуактивной ГСН

2) Повышенние чувс­твительности коорди­натора цели

3) Реализация мето­да пропорционально­го наведения с вы­полнением маневра "горка"

4) Увеличение

пло­щади раскрывающе­гося оперения

2) Оснащение коди­рующим устройством для распознавания подсвета и повыше­ния помехозащищен­ности 3) Крыло УАБ раск­рывающегося типа (выдвигающиеся консоли)

4) Оснащение более мощным модулем аэ­родинамического уп­равления

5) Наличие цифрово­го автопилота с микроЭВМ (мощный мик­ропроцессор) 6) Отсутствие элект­рической связи УАБ с самолетом-носите­лем

7) Оснащение УАБ двигательной устано­вкой (ДУ)

Основные преи­мущества по сра­внению с преды­дущим поколени­ем

1) Повышение даль­ности "захвата" цели

2) Повышение точно­сти и помехоустой­чивости СН, эффек­тивности боевого при­менения 3) Расширение диа­пазона скоростей при бомбо

метании

4) Увеличение коли­чества подвешивае­мых УАБ благодаря возможности их под­вески на многозамко­вые держатели 5) Увеличение сроков складского хранения

1) Увеличение даль­ности планирования с малых высот за счет ДУ и с больших высот (аэродинами­ческое качество рав­но 5)

2) Возможность опти-мизациии траектории в зависимости от та­ктики применения 3) Возможность за­мены ГСН без суще­ственных доработок

Пути совершенствования УАБ с лазерными СН

Как было отмечено выше, невозможность применения УАБ с лазерны­ми СН в плохих метеоусловиях (облачность, дождь, туман) и при наличии пыли и дыма, а также ограниченные возможности применения ночью (необ­ходимо целеуказание) и в специфических условиях (например, в горах) значительно снижает их ценность. Новые информационные технологии позиционирования ЛА, основанные на использовании данных глобальной навигационной спутниковой системы NAVSTAR, открыли возможность соз­дания ВТО для всепогодного и круглосуточного применения. Поэтому от­ношение на первых порах к УАБ с лазерными СН резко изменилось. Руко­водством ВВС США были предприняты шаги по замене лазерных ГСН в УАБ систем "Пэйв Уэй-Г и "Пэйв Уэй-И" фирмы "Рейтеон" на блок наведения спутниковой навигации в сочетании с инерциальной системой наведения (УАБ с комплексированными инерциально-спутниковыми системами наведения).

Однако, как показали дальнейшие испытания, не во всех тактически; ситуациях возможно применение модернизированных УАБ, так как точность при этом ограничивается в лучшем случае среднеквадратическим отклонением, равным 10...13 м, что, конечно, неприемлемо при поражении малоразмерных целей. Поэтому на втором этапе модернизации при переоборудовании УАБ была сохранена возможность их лазерного наведения npи выполнении определенного ряда боевых задач.