§ 13.4. Основы эксплуатации противооткатных устройств
Надежность и безопасность действия артиллерийского орудия, го боевая готовность в сильной степени зависят от состояния Ротивооткатных устройств. . Поддержание противооткатных У тройств в исправном состоянии обеспечивается проведением мероприятий, предусмотренных системой технического обслуживания вооружения,- В ее основе лежат своевременные осмотры и устранение выявленных неисправностей, а также осуществление в установленные сроки периодических проверок вооружения.
Главная задача осмотра противооткатных устройств — выявление недостатков ухода и сбережения (содержания), механических повреждений деталей, неисправностей узлов крепления штоков и цилиндров, утечек жидкости и газа (нарушений герметичности).
Проверка противооткатных устройств включает проверку количества жидкости в тормозе, количества жидкости в накатнике, начального давления в накатнике. При этом одновременно проверяются антикоррозионные качества жидкости.
Ведущее место среди перечисленных мероприятий занимают вопросы, связанные с поддержанием в противооткатных устройствах номинального количества жидкости и давления газа. Отклонение их значений от нормы приводит к изменению силы тормоза и накатника, а следовательно, и к изменению элементов отката и наката (скорости и пути отката, скорости наката). Увеличение силы тормоза и накатника при этом может привести к потере устойчивости орудия и повреждению деталей. Количественная картина влияния различных отклонений объема жидкости в тормозе, объема жидкости и начального давления в накатнике на их работу может быть установлена только расчетом.
Рассмотрим качественную сторону вопроса.
Проверка количества жидкости в тормозе отката обычно производится при определенном угле возвышения ствола путем наблюдения за ее уровнем через отверстие, открываемое при проверке.
При недостатке количества жидкости в тормозе отката на начальном участке отката торможения не будет, скорость отката быстро возрастет. В момент вступления тормоза в работу вследствие большой скорости V резко возрастет сила тормоза Ф, что может привести к потере устойчивости орудия. Кроме того, недостаток жидкости влечет за собой удлиненный откат. При длине отката Х>ХИрад возможен удар подвижных частей о неподвижные, приводящий к поломке деталей тормоза (срыв гаек штоков, обрыв штоков и т. д.). При накате тормоз также будет позже включаться в работу, накат будет резким, со стуком. В этом случае опять же возможны потеря устойчивости орудия и поломка деталей.
Излишек жидкости у тормозов отката, имеющих вместо компенсатора свободный объем воздуха в цилиндре, приводит к недо- кату ствола. Недокат по мере нагрева жидкости и увеличения ее объема при стрельбе будет постоянно возрастать. В результате недоката нарушается нормальная работа тормоза при последующих откатах, а также могут произойти отказы в работе механизмов, приводимых в действие за счет энергии откатных частей в конце наката (полуавтоматика затвора и др.).
Проверка количества жидкости в накатнике производится с помощью искусственного отката ствола (поршня со штоком) и специального графика. Входными величинами в графике являются начальное давление в накатнике р0 и давление р\ при оттянутом назад штоке с поршнем на строго определенную величину I, которые замеряются манометром. График строится следующим образом.
Процесс сжатия газа в накатнике при искусственном откате можй'о рассматривать как изотермический, т. е.
где — объем газа при оттянутом поршне накатника. Отсюда
Поделив числитель и знаменатель выражения (13.120) на №0 = «=№н—где — объем накатника и — объем жидкости в накатнике, получим
—коэффициент, зависящий только от количества жидкости в накатнике. Выражение р1=кр0 представляет собой уравнение прямой, про- одящ'ей через начало координат с углом наклона "<х = агс{§ к
При нормальном (расчетном) количестве жидкости в накатнике получим прямую 1 с углом наклона, Эта прямая представляет собой множество точек, соответствующих различным значениям и в накатнике, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации при нормальном количестве жидкости.
Если жидкости в накатнике больше нормы, коэффициент к и угол наклона прямой а возрастают; если жидкости меньше нормы, к и а убывают. Таким образом, задаваясь различным количеством жидкости, можно построить график с семейством таких прямых.
Имея график при неизвестном количестве жидкости в накатнике, по координатам и (измеренным при искусственном откате) строят точку, которая совпадает с прямой, соответствующей действительному количеству жидкости.
На практике строят всего три (или две) прямые: прямую 1 — для нормального количества жидкости; прямую 2 — для допустимого излишка жидкости; прямую 3— для допустимой недостачи жидкости. В целях удобства работы с графиком (уменьшения размеров) на нем выделяют область ABCD для значений давлений, часто встречающихся на практике. Область ABCD разбивают на клетки с масштабом в одну-две атмосферы, прямые снабжают надписями, указывающими, какому количеству жидкости в накатнике они соответствуют (в литрах). В этом случае, сосчитав по горизонтали число клеток между прямыми 2—3, можно определить масштаб одной клетки в литрах.
Для определения количества жидкости в накатнике по входным величинам (координатам) и строят на графике точку, определяют число клеток от нее по горизонтали до прямой 1 и, зная масштаб клетки в литрах, рассчитывают количество недостающей или избыточной жидкости.
Накатники некоторых орудий для приближенного определения количества жидкости имеют смотровое очко. Избыток количества жидкости уменьшает начальный объем газа в накатнике, а следовательно, и его приведенную длину Тогда из выражения
следует, что при избытке жидкости текущее значение силы накатника (рис. 13.31, кривая 2) будет больше, чем при нормальном количестве жидкости (кривая 1).
Таким образом, излишек количества жидкости в накатнике увеличивает избыточную энергию, аккумулируемую накатником в процессе отката на величину что приводит к укороченному откату и резкому (ускоренному) накату. Соответственно недостаток количества жидкости в накатнике приводит к уменьшению избыточной энергии накатника и вызывает удлиненный откат и замедленный накат.
Начальное давление воздуха в накатнике проверяется с помощью манометров.
Повышение начального давления, как следует из выражения (13.122), вызывает увеличение силы накатника в процессе отката и, следовательно, его избыточной энергии на величину
Увеличение избыточной энергии накатника приводит к укороченному откату и резкому накату.
Уменьшение начального давления в накатнике помимо противоположных явлений (удлиненный откат, замедленный накат) может привести к недокатам.
• Чтобы обеспечить герметичность противооткатных устройств (исключить утечку жидкости и газа), применяются уплотнитель- ные устройства. Уплотнение неподвижных разъемных соединений обычно достигается за счет постановки медных уплотнительных колец. В подвижных соединениях применяются уплотнительные Устройства двух типов: воротниковые уплотнения, сальниковые Уплотнения.
Основными элементами воротниковых уплотнений (рис. 13.33) являются эластичные (кожаные, резиновые или пластмассовые) оротники, опирающиеся с двух сторон на металлические надворотниковые и подворотниковые кольца.
Работа воротниковых уплотнений основана на принципе самоуплотнения (автоуплотнения) за счет прижатия воротника к обтюрируемой поверхности. Для прохода жидкости и создания давления на края воротников подворотниковые кольца имеют отверстия. Отсюда следует, что воротниковые уплотнения могут применяться
как самостоятельные только там, где они постоянно находятся под достаточно высоким давлением (накатники, уравновешивающие механизмы)
Конструктивно воротниковые уплотнения имеют, как правило, один- два воротника. Постановка дополнительных воротников из-за снижения давления на них жидкости существенного эффекта в повышении обтюрирующих свойств не дает. Для обеспечения нормальной ра-
ооты воротники не требуют предварительного поджатия, а резиновые должны иметь свободный ход в осевом направлении 0,5—2 мм. Поэтому течь жидкости через воротниковые уплотнения может быть устранена не дальнейшим поджатием воротников, а их заменой.
Основным элементом сальниковых уплотнений является сальниковая набивка (рис. 13.34). Сальниковая набивка представляет собой спрессованный под давлением хлопчатобумажный или чаще асбестовый шнур, пропитанный смазкой из технического жира или церезиновым составом. Для осуществления обтюрации сальнико^- вую набивку необходимо достаточно сильно поджимать гайкой сальника. Обладая пластическими свойствами, сальниковая набивка передает давление на обтюрируемую поверхность. Для более надежного прилегания набивки к обтюрируемой поверхности ее разделяют ромбовидными или трапецеидальными металлическими распорными кольцами. При относительно небольшом износе (истирании) набивки распорные кольца автоматически прижимают набивку к уплотняемой детали: Сальниковые уплотнения применяются либо для герметизации объемов, в которых давление может отсутствовать (тормоза отката), либо в сочетании с воротниковыми уплотнениями. В последнем случае помимо герметизации они предохраняют воротники от повреждения пылью и песком.
Для устранения течи жидкости через сальниковую набивку в процессе эксплуатации ее необходимо поджимать гайкой. При этом следует иметь в виду, что в комбинированных уплотнениях воротники отделяются от сальниковой набивки уступом, чтобы при под- жатии сальниковой набивки они не пережимались и не портились.
К жидкостям, применяемым для заполнения противооткатных устройств, предъявляются следующие основные требования:
высокая температура кипения, высокая теплоемкость и малый коэффициент объемного расширения (для обеспечения высоких режимов огня);
возможно меньшее изменение вязкости при изменении температуры жидкости (для обеспечения стабильности силы тормоза и длины отката);
химическая и физическая стойкость в процессе длительной эксплуатации и хранения;
отсутствие коррозионной активности и способности разрушать уплотнительные устройства (воротники, сальники).
В настоящее время в отечественной артиллерии применяются жидкости: веретенное масло и стеол М. Веретенное масло является продуктом перегонки нефти и должно иметь нейтральную реакцию. Стеол М представляет собой смесь жидкостей и имеет щелочную реакцию. Он состоит из следующих компонентов (в % по весу)
Глицерин обеспечивает требуемую вязкость жидкости, спирт — морозоустойчивость, хромовокислый калий и едкий натр являются антикоррозионными добавками (их наличие делает жидкость ядовитой) .
Приведенные в табл. 13.2 данные показывают, что стеол М по сравнению с веретенным маслом обладает рядом преимуществ: имеет меньший коэффициент объемного расширения, большую Удельную теплоемкость, более низкую температуру застывания.
Недостатком стеола М является низкая температура кипения. Днако этот недостаток смягчается тем, что благодаря высокой еплоемкости одно и то же количество теплоты вызовет меньший нагрев стеола М по сравнению с веретенным маслом.
Абсолютная вязкость обеих жидкостей, особенно веретенного масла, возрастает с понижением температуры. Это приводит к увеличению силы тормоза при откате и накате. Поэтому первые выстрелы при низких температурах окружающей среды t ~ = —20 -. 30° С рекомендуют производить на уменьшенных зарядах.
Для проверки стеола М на щелочную реакцию в войсках применяют крезол-красную бумагу. Стеол М следует употреблять только чистым, фильтруя его через марлю.
Веретенное масло, имеющее кислую либо щелочную реакцию, к употреблению непригодно.
Данные баллистического расчета ствола в момент вылета снаряда из канала:
Время =0,01 с
Путь снаряда =3,5 м
Скорость снаряда =680 м/с
Дульное давление =58 Н/мм2
Эффективность дульного тормоза
- § 1. Принцип устройства и действия орудия
- § 2. Основные характеристики орудия
- § 3. Классификация и требования, предъявляемые к артиллерийским орудиям
- § 4. История развития советской артиллерии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1.1. Явление выстрела
- § 1.2. Параметры внутренней баллистики
- § 1.3. Горение пороха
- § 1.4. Образование пороховых газов
- § 1.5. Давление пороховых газов в постоянном объеме
- § 2.1. Расширение пороховых газов
- § 2.2. Движение снаряда в канале ствола
- § 2.3. Работы, совершаемые пороховыми газами
- § 2.4. Последействие пороховых газов
- Глава 3
- § 3.1. Система уравнений внутренней баллистики
- § 3.2. Решение основной задачи
- § 3.3. Таблицы внутренней баллистики
- § 3.4. Поправочные формулы внутренней баллистики
- Глава 4
- § 4.1. Назначение боеприпасов и требования, предъявляемые к ним
- § 4.2. Принципы устройства выстрелов
- § 4.3. Комплектация выстрелов
- § 4.4. Окраска и маркировка боеприпасов
- Глава 5
- § 5.1. Силы, действующие при выстреле
- § 5.2. Силы, действующие в полете
- § 6.1. Конструкция и характеристики снарядов
- § 6.2. Ударное действие снарядов
- § 6.3. Осколочное действие снарядов
- § 6.4. Фугасное действие снарядов
- § 6.5. Действие кумулятивных снарядов
- § 6.6. Действие снарядов специального назначения
- § 7.1. Ударные взрыватели
- § 7.2. Дистанционные и неконтактные взрыватели
- § 7.3. Действие взрывателей
- § 7.4. Условия безопасности и взводимости взрывателей
- Глава 8 боевые заряды
- § 8.1. Пороховые заряды
- § 8.2. Гильзы
- § 8.3. Средства воспламенения
- Глава 9
- § 9.1. Хранение и сбережение боеприпасов
- § 9.2. Эксплуатация боеприпасов на огневой позиции
- Глава 10 орудийные стволы
- § 10.1. Типы и конструкция стволов
- § 10.2. Силы, действующие на ствол при выстреле
- § 10.3. Предел упругого сопротивления ствола-моноблока
- § 10.4. Расчет ствола-моноблока на прочность
- Глава 11 затворы § 11.1. Типы и конструкции затворов
- § 11.2. Запирающие механизмы
- § 11.3. Ударные и спусковые механизмы
- § 11.4. Выбрасывающие механизмы
- § 11.5. Полуавтоматика
- § 11.6. Предохранительные и вспомогательные механизмы
- § 11.7. Эксплуатация затворов
- Глава 12
- § 12.2. Свободный откат ствола
- § 12.3. Дульный тормоз и его влияние на откат ствола
- § 12.4. Торможенный откат
- § 12.5. Устойчивость и неподвижность орудия при накате
- Глава 13 противооткатные устройства
- § 13.1. Накатники
- § 13.2. Гидравлические тормоза отката
- § 13.3. Накат ствола
- § 13.4. Основы эксплуатации противооткатных устройств
- I. Расчет свободного отката а. Первый период
- Б. Второй период
- III. Расчет накатника
- 3. Сила накатника для рассчитанных значений длины отката ( табл. 2 )
- IV. Расчет тормоза отката веретенного типа а. Расчет тормоза отката
- 12; Величина (табл. 3)
- Глава 14
- § 14.1. Уравновешивающие механизмы
- § 14.2. Механизмы наведения
- § 14.3. Электрические приводы
- § 14.4. Эксплуатация механизмов
- Глава 15
- § 15.1. Лафеты
- § 15.2. Ход и подрессоривание
- § 15.3. Вспомогательное оборудование
- Глава 16
- § 16.1. Типы прицелов и требования, предъявляемые к ним
- § 16.2. Механические прицелы
- § 16.3. Оптические прицелы и визиры
- § 16.4. Ночные прицелы
- § 16.5. Эксплуатация прицелов
- Глава 17
- § 17.2. Особенности устройства артиллерийской части самоходных орудий
- § 17.3. Действие выстрела на самоходное орудие
- Глава 18
- § 18.1. Порядок разработки орудий
- § 18.2. Испытания орудий
- Глава 19
- § 19.1. Организация эксплуатации
- § 19.2. Осмотры и технические обслуживания
- § 19.3. Хранение и сбережение
- § 1. Принцип устройства и действия орудия . .* —