§ 14.2. Механизмы наведения
Механизмы наведения предназначаются для придания оси канала ствола углов прицеливания, установленных на прицельных приспособлениях.
Механизмы наведения, как правило, состоят из трех звеньев — ведущего, передающего и исполнительного. Эти звенья предназначаются для передачи движения от привода к качающейся или вращающейся части орудия. Самым распространенным способом передачи движения как внутри звена, так и от звена к звену является механическая передача. Механическая передача состоит из цепи кинематических пар.
Кинематическая пара представляет собой две детали механизма* участвующие в передаче движения и имеющие возможность взаимно перемещаться. Основной кинематической парой называется пара, один из элементов которой жестко или шарнирно связан непосредственно с вращающейся или качающейся частью орудия и имеет с ней общую скорость вращения (например, зубчатый сектор, прикрепленный к люльке или станку).
Наиболее распространенными видами механических передач являются винтовые, зубчатые, червячные и цепные.
Винтовые передачи обычно состоят из винта и гайки (матки) и в основном предназначаются для преобразования вращательного движения в поступательное. Винты выполняются с прямоугольной или трапецеидальной резьбой, что позволяет получить больший выигрыш в силе, а следовательно, и более высокий к. п. д. по сравнению с резьбой треугольного профиля. При этом трапецеидальная резьба предпочтительнее прямоугольной, так как она дает возможность производить регулировку мертвого хода при износе резьбы и является более прочной.
Достоинствами винтовой передачи являются простота конструкции и изготовления, выигрыш в силе, возможность обеспечения высокой точности перемещения, простота эксплуатации.
Основной их недостаток — малый к. п. д., что обусловлено большими потерями на трение. В последнее время для устранения этого недостатка стали применять винтовые пары, в которых трение скольжения заменено трением качения, — шариковые винтовые пары.
Зубчатая передача в основном служит для передачи вращательного движения, но встречаются механизмы, где ее используют для преобразования вращательного движения в поступательное (передача шестерня — рейка). Зубчатые передачи бывают цилиндрические, конические и винтовые.
Червячная передача состоит из червяка — винта с трапецеидальной нарезкой — и червячного колеса — зубчатого колеса с косыми зубьями особой формы. Червячная передачадает возможность получить большие передаточные числапри компактной конструкции с плавным ходом, с бесшумной работой и обеспечивает выполнение передачи самотормозящей. Главными недостатками червячной передачи являютсясравнительно невысокий к. п. д. (в самотормозящих передачах) и необходимость изготовления червячного колеса из дорогих антифрикционных материалов.
Цепные передачи обеспечивают передачу движения при значительных межосевых расстояниях (до 8 м), имеют малые габариты, обладают постоянным передаточным числом и высоким к. п. д.
К недостаткам цепных передач относятся:
вытягивание цепи вследствие износа в шарнирах;
— необходимость тщательного монтажа и ухода;
некоторая неравномерность хода передачи, особенно при малых числах зубьев и большом шаге звездочки;
непригодность передачи при необходимости периодического реверсирования без пауз.
Механизмы наведения классифицируются по следующим признакам:
По назначению в конструкции образца вооружения:
подъемные механизмы;
поворотные механизмы;
механизмы приведения к углу заряжания.
По типу привода ведущего звена:
механизмы наведения с ручным приводом;
механизмы наведения с электрическим приводом;
•— механизмы наведения с гидравлическим приводом.
По типу исполнительного звена:
механизмы наведения с механическим исполнительным звеном;
механизмы наведения с электрическим исполнительным звеном;
механизмы наведения с гидравлическим исполнительным звеном.
В свою очередь механические исполнительные звенья в зависимости от вида основной кинематической пары делятся на зубчатые (секторные), червячные и винтовые.
Механизмы наведения артиллерийских орудий, как правило, имеют ручной или электрический привод с механическими передающими и исполнительными звеньями.
К механизмам наведения предъявляются следующие требования:
легкость наведения;
достаточная скорость наведения;
несбиваемость наводки;
плавность наводки;
возможно больший сектор обстрела без изменения положения всего орудия;
удобство эксплуатации, осмотра, технического обслуживания и ремонта;
прочность и живучесть;
малая уязвимость от огня противника.
Легкость наведения определяется величиной усилия на ведущем звене (маховике) механизмакоторое необходимо для выполнения наводки с'заданной скоростью.
Величина усилиядля механизма наведения определяется по формуле
)
где—усилие, необходимое для преодоления момента сил тренияв цапфах люльки или штыревого устройства;
— усилие, необходимое для преодоления момента неуравновешенности качающейся части;
— усилие, необходимое для преодоления сил инерции (разгон качающейся или вращающейся части).
Следовательно, момент на ведущем звене (маховике)
где—радиус ведущего звена (маховика) или
где
Усилиеопределяется на основании равенства
где—передаточное число механизма;
— к.п.д. механизма.
Решая зависимость относительнои подставляя его в выражение (14.20), находят
По аналогии усилие
Для определения усилияприравнивают кинетическую энергию качающейся или вращающейся части в конце разгона к работе на маховике за время разгона, т. е.
где—угловая скорость качающейся (вращающейся) части;
— момент инерции качающейся (вращающейся) части;
— угол поворота качающейся (вращающейся) части. Так как
а
где—средняя угловая скорость качающейся (вращающейся) части в период разгона;— время разгона, то, подставляя в зависимость (14.32) их значения и решая его относительнополучают
Принимают, но так как
то
Подставляя найденное значениев выражение (14.33), получают
Подставляя значениясоответственно из зависимостей (14.30), (14.31) и (14.34) в формулу (14.25) и произведя несложные преобразования, находят
Зависимость (14.35) определяет величину усилия на ведущем звене механизма наведения. Из выражения (14.35)видно, что усилие на ведущем звене зависит от моментатехнического состояния механизма и его регулировки.
При ручном приводе ведущего звена величина этого усилия должна быть в определенных пределах. Верхний предел устанавливается из условия обеспечения продолжительной работы наводчика, а нижний — из условия исключения сбивания наводки от случайных причин.
При определении верхнего предела величины усилия исходят из того, что нормально физически развитый человек может про-
изводить рукой 100—120 однообразных движений в минуту и развивать при этом мощность до 75 Вт.
Из курса физики известно, что мощность определяется следующей формулой:
где N — мощность, Вт;
n—число оборотов маховика в минуту;
— радиус маховика, м;
— усилие на рукоятке маховика, Н.
Из этой формулы определяют усилие на рукоятке маховика
Подставляя в эту зависимость n = 120 об/мин, N=75 Вт и= = 0,15 м (величинаRM устанавливается из условия, чтобы при работе на механизмах наведения наводчик мог непрерывно следить за целью), определяют
Следовательно, для ручных приводов усилие на маховике механизмов наведения не должно превосходить 30—40 Н при продолжительной работе и установившемся движении и 70—80 Н при непродолжительной работе, а также при страгивании с места и сообщении ускорения движущимся частям в «период разгона», в течение которого приходится преодолевать не только силы трения и момент неуравновешенности, но и инерцию масс, приводимых в движение.
Практически установлено, что в период разгона усилие на маховике
Для исключения сбивания наводки орудия от действия незначительных случайных причин нижний предел усилия на маховике механизмов наведения должен быть не меньше 20 Н.
В служебных условиях легкость наводки зависит в значительной степени от общего состояния механизмов, т. е. качества сборки, регулировки, смазки, степени загрязнения деталей и т. п.
Скорость наводки измеряется величиной угла перемещения ствола в горизонтальной или вертикальной плоскости за секунду (град/с) или за один оборот маховика (град/об) при работе на механизмах наведения.
Требуемая скорость наводки определяется тактико-техническими требованиями к орудию. Величина ее зависит от назначения °РУДия и мощности источника энергии, обслуживающего механизм, т- е. зависит от характера привода (ручной, электрический, гидравлический). Покажем, как определяют необходимую скорость горизонтальной наводки.
сторость горизонтальной наводки.
Если цель А ( рис. 14.10) перемещается со скоростью V, а расстояние до нее от орудиято для непрерывного слежения за
целью необходимо иметь скорость наводки ш, определяемую по следующей формуле:
где—курсовой угол, т. е. угол между направлением на цель и направлением движения цели.
Из формулы (14.36) видно, что наибольшая скорость наводки потребуется при(движе
ние цели круговое), т. е.
Положим, что(нор
мальной скорости движения цели в боевых условиях), и выразим угловую скорость в град/с; тогда требуемая от механизма наибольшая скорость наводки определится по формуле
где— радиус (глубина) «мертвой зоны вокруг орудия», внутри которой наводка по цели, движущейся со скоростьюи совершающей круговое движение, невозможна. Например, для обеспечения стрельбы прямой наводкой по целям, движущимся со скоростьюна расстоянии 200 м от
орудия, потребуется скорость горизонтальной наводки
*
а на расстоянии 100 м=4,76 град/с.
Обычно скорости наводки колеблются от 0,5 (для тяжелых наземных орудий) до 15 град/с и более (для зенитных орудий). На основе аналогичных рассуждений устанавливается и наибольшая скорость вертикальной наводкиТак как скорость наводки
тесно связана с усилием на маховике, то после установления ее величины вычисляют мощность, необходимую для работы механизма наведения при установившемся движении, по формуле
Рис. 14.10. Схема перемещения цели относительно орудия
—к.п.д. механизма.
Мощность в период разгонаприближенно определяется по формуле
где—коэффициент, характеризующий разность режимов работы в период разгона и установившегося движения.
Если величина, полученная по формуле (14.38), не превосходит 75Вт, то для данного механизма можно применять ручной привод; в противном случае потребуется" либо введение другого типа привода, либо изменение величины принятой скорости наводки.
Несбиваем ость наводки — способность механизма прочно и надежно фиксировать наводку после ее выполнения и при выстреле из орудия.
Обычно несбиваемость наводки обеспечивается применением в кинематических звеньях механизма самотормозящих пар (винтовая, червячная), тормозных, устройств и приспособлений для выбора мертвых ходов. Кроме того, несбиваемость наводки обеспечивается достаточной жесткостью элементов, участвующих в передаче усилий, возникающих при выстреле.
Сущность самоторможения заключается в том, что сила Р матки или червячного колеса (рис. 14.11), действующая вдоль винта или червяка, из-за наклона витков разлагается на две составляющие— перпендикулярно опорнойповерхности витков и параллельноэтой поверхностиСоставляющаястремится повернуть винт или червяк, а
силасоздает силу трениятормозящую вращение
винта или червяка. При определенных сочетаниях угла наклона винтовой линии а и коэффициента трения f сила трения будет больше вращающей силы, т. е. получится самотормозящая передача, которая не может передавать вращение со стороны матки к винту или со стороны червячного колеса к червяку.
Итак, условие самоторможения определяется зависимостью
Очевидно, что чем меньше коэффициент трения тем меньше Должен быть угол подъема винтовой линии(червяка или винта) Для получения самоторможения передачи.
Рис. 14.11. Схема распределения усилий в самотормозящей передаче
необходимо для надежности самоторможения угол подъема винтовой линии уменьшать. Для поворотных механизмов следует брать апр не более 4°, а для подъемных — не более 3°. В противном случае при выстреле можно ожидать самопроизвольную «сдачу» механизма и, следовательно, сбивание наводки.
Таблица 14.1
Плавность наводки обеспечивается равномерной скоростью наводки. Отсутствие плавности может затруднить непрерывность наблюдения за целью и даже сделать наводку невозможной. Плавность наводки главным образом зависит от общего состояния механизма и качества ухода за ним (своевременность смазки, удаления грязи и т. п.). Плавность наводки осуществляется за счет применения передач, обеспечивающих либо постоянство передаточного числа механизма (зубчатые, червячные и другие передачи), либо плавное его изменение (винтовые передачи, шарниры Гука).
Сектор обстрела зависит от назначения орудия и является одной из важнейших тактико-технических характеристик, от которой зависит огневая маневренность. Сектор обстрела определяется диапазоном углов поворота ствола в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Под живучестью механизмов наведения понимается их способность в течение длительного срока выполнять положенные функции без заметных признаков расстройства, износа и повреждений.
Живучесть механизмов зависит от следующих основных факторов:
качества применяемых материалов;
характера приложения нагрузки;
качества обработки деталей;
качества сборки и регулировки;
качества смазки, ее состояния и условий смазки;
степени квалификации обслуживающего персонала;
качества ухода и сбережения.
Эксплуатация механизмов наведения артиллерийских орудий по сравнению с эксплуатацией аналогичных механизмов других машин имеет следующие особенности:
работа в полевых условиях, в любое время года и при любых метеорологических условиях;
механизмы наведения являются составными агрегатами орудия и перевозятся вместе с" ними, т. е. они являются транспортируемыми; -
неблагоприятный (динамический) характер приложения нагрузки к деталям механизма.
Для обеспечения живучести механизмов эти особенности требуют обязательного применения следующих специальных устройств:
защитных средств — кожухов, войлочных уплотнений, прокладок, ограждающих ответственные детали механизмов от пыли, грязи, влаги и удерживающих смазку;
стопоров крепления по-походному качающейся и вращающейся частей орудия, которые отключают передаточные звенья механизмов наведения на время марша и принимают на себя инерционные усилия, возникающие при транспортировке орудия;
амортизаторов и других приспособлений, обеспечивающих некоторую подвижность соединений и этим смягчающих нагрузку и приближающих ее по характеру действия к статической.
Помимо указанного конструкция механизмов наведения должна предусматривать возможность регулировки зацепления, устранения мертвых ходов и других причин, вызывающих повышенный износ деталей, затрудняющих работу наводчика или нарушающих нормальную работу механизмов.
Удобство эксплуатации механизмов наведения обеспечивается, если наводчик как при работе на них, так и на прицельных приспособлениях занимает удобное и свободное положение.
Малая уязвимость от огня противника — одно из важнейших требований, предъявляемых к механизмам наведения. Учитывая особую ответственность, сложность конструкции и трудность исправления повреждений механизмов наведения, их необходимо располагать на орудии укрыто и по возможности компактно.
Винтовые поворотные механизмы орудий (рис. 14.12) наземной артиллерии просты по устройству, компактны, позволяют производить поворот вращающейся части орудия в достаточно широком секторе горизонтального обстрела.
Основными деталями этих механизмов являются: винт 2 (рис. 14.12), закрепленный шарнирно посредством пальца 1 на нижнем станке в точке В; матка 3, навинченная на винт 2 и дру- ™м, концом через подшипник шарнирно закрепленная в крон- теине верхнего станка (точка Л); маховик 4, жестко соединенный маткой 3. При вращении маховика матка, перемещаясь по винту, меняет расстояние между точками А и В, в результате верхний аиок поворачивается на оси боевого штыря относительно нижнего станка.
Для удобства работы на механизме точка А приподнята над точкой В это вызывает наклон оси винта и матки. Передаточное отношение этого механизма
где—угловая скорость горизонтальной наводки;— угловая скорость маховика;
n — число оборотов маховика в минуту. Угловая скорость
>
значит
Для определения производнойрассмотрим кинематическую
схему механизма (рис. 14.13), где:
—расстояние от точки В до оси боевого штыря;
— ось боевого штыря;
— расстояние от точки А до оси боевого штыря;
— расстояние между точками А и В в вертикальной плоскости;
АВ = l — расстояние между точками Л и В;
— расстояние между точками Л и В в горизонтальной плоскости;
— соответственно угол между отрезками а и р в горизонтальной плоскости при данном угле поворотаи при=0;
к —реакция винта на вращающуюся часть орудия при указанном стрелкой направлении вращения;
h — длина перпендикуляра, опущенного из точки О на горизонтальную проекцию оси ходового винта АВ
1 — начальное положение оси канала ствола;
2— промежуточное положение оси канала ствола;
—угол наклона оси ходового винта к горизонтальной плоскости.
Начальное положение механизма показано штриховыми линиями, промежуточное — сплошными.
Из треугольникаимеем
Из треугольникаопределяем
Подставляем значениеиз выражения (14.42) в зависимость (14.41), продифференцируемее по времени t, принимаятак как в процессе наводкиизменяется незначительно, получим
В этом уравнении членесть скорость изменения длины линии АВ, которая равна
где s —шаг резьбы винта (матки);
n —число оборотов маховика в минуту.
Подставляя значениеиз выражения (14.44) в зависимость (14.43) и решая его относительно, получим
Подставляя значениев выражение (14.40), имеем
Анализ выражения (14.46) показывает, что при работе на винтовом поворотном механизме передаточное число изменяется, а это приводит к ухудшению плавности наводки.
На верхний станок во время наведения действуют следующие внешние силы и реакции (рис. 14.14):
— сила, осуществляющая поворот всей вращающейся части;
— сила тяжести вращающейся части;
— реакции нижнего станка на верхний в подпятнике и на катках;
— момент инерции вращающейся части при
— реакции подшипников нижнего станка;
— коэффициент трения в подшипниках боевого штыря;
— угловое ускорение вращающейся части. Остальные обозначения ясны из рисунка.
Для определения зависимости усилияот сил, действующих на верхний станок, необходимо составить уравнения равновесия. При этом для простоты выкладок будем полагать, что силатогда получим следующие уравнения равновесия: .
Решая систему уравнений (14.47) относительно, определим
Где —постоянные для данной
схемы верхнего" станка.
Максимальное значение усилиябудет при
Максимальное значение углового ускорения определяется по формуле
где n — число оборотов маховика;
—время разгона (с).
Усилие, прикладываемое к рукоятке маховика в период разгона, можно определить по формуле
где—средний радиус нарезки винта;
— радиус маховика;
— угол подъема винтовой линии (по среднему диаметру нарезки винта);
— приведенный угол трения в нарезке винта.
Для трапецеидальной нарезки, применяемой в винтовом поворотном механизме, будем иметь
*
где—коэффициент трения между винтом и маткой;
—половина угла профиля трапецеидальной нарезки (рис. 14.12,6).
Для обеспечения самоторможения винтовой пары необходимо иметь
Величина усилия_ определенная по формуле (14.50), не должна превышать установленных норм.
Расчет деталей механизма на прочность производится на усилия, которые возникают при внезапном прекращении наводки, так как они значительно превосходят усилия, действующие во время наводки.
В случае резкой остановки вращающейся части принимается, что вся кинетическая энергия вращающихся масс переходит в потенциальную энергию упругой деформации деталей механизма. Для упрощения расчета предполагается, что деформации подвергаются винт на длинеи матка на длине(рис. 14.15), а остальные детали остаются недеформированными (абсолютно жесткими) .
Сила, которая вызывает деформацию винта и матки, определяется по формуле
где— площади поперечного сечения винта и матки; —модули упругости первого рода для винта и матки. Зная величину силы Р, можно рассчитать вызываемое ею напряжение в винте и матке. Рис. 14.15. Ходовой винт с маткой
Механизм вертикальной наводки, имеющий основную кинематическую пару, состоящую из шестерни и зубчатого сектора, называется секторным подъемным механизмом.
Секторный подъемный механизм (рис. 14.16) состоит из зубчатого сектора 2, прикрепленного к цапфенной обойме люльки 1, коренного вала 6 с шестерней 3, находящейся в зацеплении с сектором. Вал установлен в подшипниках верхнего станка, и на одном конце его закреплено червячное колесо 7, приводимое в движение червяком 8. Валик последнего посредством конической пары 4 соединен с валиком маховика 5 подъемного механизма.
При вращении маховика приходит во вращение червяк, который заставляет вращаться червячное колесо и связанный с ним коренной вал с шестерней. Последняя, находясь в зацеплении с зубчатым сектором, вынуждает качающуюся часть поворачиваться в плоскости, перпендикулярной оси цапф, благодаря чему и осуществляется вертикальная наводка ствола.
Звеном, обеспечивающим самоторможение механизма служит червячная пара (червяк с червячным колесом), которая воспринимает усилие, возникающее при выстреле в подъемном механизме;
другие детали, расположенные за червяком, находятся только под действием сил, возникающих при наведении.
того, чтобы усилия, воспринимаемые червячной парой при выстреле и при резком прекращении наводки, по характеру своего действия приближались к статическим и поэтому не могли бы вызвать высоких напряжений в зубьях червячного колеса.
Передаточное число секторного подъемного механизма должно удовлетворять условию
где п — число оборотов маховика (при ручном приводе п =
>
—требуемая скорость наводки, устанавливается тактико- техническими требованиями, град/с. Исходя из кинематической схемы механизма (рис. 14.16)
где— передаточные числа конической, червячной и цилиндрической передач.
Так как
то
где— число зубьев ведомых шестерен;
■—число зубьев ведущих шестерен;
■—число зубьев червячного колеса;
—число заходов червяка. Как правило, передаточное число конических пар.
Прежде чем установить величинуопределяют число зубьевиИз курса деталей машин известно, что для тихоходных передач минимальное количество зубьев должно быть не менее 12. Исходя из этого принимают число зубьев для коренной шестернипосле чего определяют модуль зацепления по формуле
где— относительная ширина коренной шестерни;
—коэффициент формы зуба;
-—допустимое напряжение на изгиб;— коэффициент динамической нагрузки;— коэффициент концентрации нагрузки;
—момент, действующий на зуб шестерни. Округлив полученное значение модуля до ближайшего по ГОСТ
находят шаг зацепления
Число зубьев полной окружности сектора
где—радиус начальной окружности сектора, где d — калибр; радиусокругляют до получения целого числаI число зубьев сектораопределяют по формуле
где—сектор вертикального наведения отдоДва зуба принимаются как запасные.
Таким образом, передаточное числоопределено.
Из условия самоторможения червячной пары число заходов червякаберется равным единице, т. е.. Тогдаоткуда число зубьев червячного колеса
Число зубьев червячного колеса должно быть не менее 28 для некоррегированных передач.
На червяк при выстреле действует окружное усилие
где—реакция коренной шестерни на сектор люльки;
— угол зацепления в эвольвентном профиле; согласно ГОСТ;
— радиус червячной шестерни;
— радиус коренной шестерни.
Реакция коренной шестерни на сектор люльки определяется на основании [6] по формуле
где—сила сопротивления откату;
— расстояние по перпендикуляру от линии перемещения центра тяжести откатных частей до оси цапф;
— момент неуравновешенности;
— текущие значения длины отката;
— масса откатных частей;
— угол зацепления;
коэффициент учета упругих свойств качающейся части:
По величине окружного усилияопределяют параметры ( шагt, модуль т, число зубьев Z) червяка и червячного колеса.
Механизм горизонтального наведения, имеющий основную кинематическую пару, состоящую из шестерни и зубчатого сектора, называется секторным поворотным механизмом.
Схема устройства такого механизма показана на рис. 14.17. Основное отличие секторного поворотного механизма от подобного подъемного механизма состоит в том, что сектор 2 является неподвижным, а маховик 8 вместе с червячной парой, заключенной в коробке 5, шестерней 3 и верхним станком 7 вращается относительно оси (штыря) с угловой скоростью СО.
Действие такого механизма заключается в следующем. При вращении маховика движение передается червяку, который заставляет вращаться червячное колесо и связанный с ним вал шестерни. Последняя, находясь в зацеплении с зубчатым сектором лобовой коробки, заставляет вращающуюся часть орудия поворачиваться вокруг оси нижнего станка.
Звеном, обеспечивающим самоторможение механизма, является червячная пара (червяк и червячное колесо). Поэтому усилия, возникающие при выстреле и резком прекращении наводки со стороны вращающейся части, передаются в поворотном механизме на детали до червячного зацепления.
В большинстве конструкций для исключения поломки зубьев червячного колеса она закрепляется на вале зубчатой шестерни так, что может несколько поворачиваться относительно оси вращения. Такая подвижность соединения осуществляется посредством фрикционного устройства (рис. 14.18), основой которого являются три пары дисков. Каждая пара состоит из стального и бронзового дисков. Стальные диски 2 с помощью шлицев жестко связаны с валом 5 зубчатой шестерни, а бронзовые 6 жестко связаны с червячным колесом 1 с помощью выступов. Поверх всех дисков устанавливаются стальной верхний диск и тарельчатые пружины, которые поджимаются гайкой 3, навинчиваемой на хвостовик вала. Таким образом, червячное колесо соединяется с валом посредством трения между стальными и бронзовыми дисками.
При работе механизма вращение червячного колеса благодаря трению между дисками передается на вал зубчатой шестерни, которая, обкатываясь по сектору, поворачивает вращающуюся часть. При резком прекращении вращения маховика поворотного механизма вращающаяся часть, двигаясь по инерции, передает вращение на зубчатую шестерню с валом и червячное колесо. Червячное колесо с червяком тормозят движение вращающейся части. Если сила инерции вращающейся части большая, то зубчатая шестерня с валом будет проворачиваться относительно червячного колеса в тем самым исключит поломку зубьев червячного колеса.
Передаточное число секторного поворотного механизма
где—передаточное число основной пары;
n —число пар зубчатых передач механизма, за исключением основной пары.
Таким образом, при неподвижном секторе передаточное число механизма будет выше из-за того, что передаточное число основной пары увеличивается на единицу.
Расчет зубьев червячного колеса на прочность производят по наибольшему усилию, которое будет действовать в червячной передаче при внезапном прекращении наводки.
Величинуопределяют по формуле
где—момент трения во фрикционе;
—радиус начальной окружности червячного колеса.
Величина момента трения во фрикционеопределяется по формуле
где—коэффициент трения между дисками фрикциона;
— сила, сжимающая диски (сила тарельчатых пружин);
— наружный и внутренний радиусы рабочих поверхностей дисков фрикциона;
Z — число рабочих поверхностей во фрикционе:
>
n — число дисков. Для вращения поворотной части ведущим звеном (маховиком) необходимо выполнять условие
J
где—момент зубчатой шестерни в период разгона, равный моменту на червячном колесе. Из зависимости (14.35), подставляя вместо момента инерции качающейся части момент инерции вращающейся части, определяется величина момента
Угол поворота Еращающейся частицосле быстрого прекращения работы поворотного механизма находят по формуле
где—скорость горизонтального наведения при прекращении работы на поворотном механизме;— передаточное число основной кинематической пары (сектора и шестерни). Величина угладолжна быть в пределах 2'—5'. Большая величина углаговорит о недостаточности момента трения в фрикционе
- § 1. Принцип устройства и действия орудия
- § 2. Основные характеристики орудия
- § 3. Классификация и требования, предъявляемые к артиллерийским орудиям
- § 4. История развития советской артиллерии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1.1. Явление выстрела
- § 1.2. Параметры внутренней баллистики
- § 1.3. Горение пороха
- § 1.4. Образование пороховых газов
- § 1.5. Давление пороховых газов в постоянном объеме
- § 2.1. Расширение пороховых газов
- § 2.2. Движение снаряда в канале ствола
- § 2.3. Работы, совершаемые пороховыми газами
- § 2.4. Последействие пороховых газов
- Глава 3
- § 3.1. Система уравнений внутренней баллистики
- § 3.2. Решение основной задачи
- § 3.3. Таблицы внутренней баллистики
- § 3.4. Поправочные формулы внутренней баллистики
- Глава 4
- § 4.1. Назначение боеприпасов и требования, предъявляемые к ним
- § 4.2. Принципы устройства выстрелов
- § 4.3. Комплектация выстрелов
- § 4.4. Окраска и маркировка боеприпасов
- Глава 5
- § 5.1. Силы, действующие при выстреле
- § 5.2. Силы, действующие в полете
- § 6.1. Конструкция и характеристики снарядов
- § 6.2. Ударное действие снарядов
- § 6.3. Осколочное действие снарядов
- § 6.4. Фугасное действие снарядов
- § 6.5. Действие кумулятивных снарядов
- § 6.6. Действие снарядов специального назначения
- § 7.1. Ударные взрыватели
- § 7.2. Дистанционные и неконтактные взрыватели
- § 7.3. Действие взрывателей
- § 7.4. Условия безопасности и взводимости взрывателей
- Глава 8 боевые заряды
- § 8.1. Пороховые заряды
- § 8.2. Гильзы
- § 8.3. Средства воспламенения
- Глава 9
- § 9.1. Хранение и сбережение боеприпасов
- § 9.2. Эксплуатация боеприпасов на огневой позиции
- Глава 10 орудийные стволы
- § 10.1. Типы и конструкция стволов
- § 10.2. Силы, действующие на ствол при выстреле
- § 10.3. Предел упругого сопротивления ствола-моноблока
- § 10.4. Расчет ствола-моноблока на прочность
- Глава 11 затворы § 11.1. Типы и конструкции затворов
- § 11.2. Запирающие механизмы
- § 11.3. Ударные и спусковые механизмы
- § 11.4. Выбрасывающие механизмы
- § 11.5. Полуавтоматика
- § 11.6. Предохранительные и вспомогательные механизмы
- § 11.7. Эксплуатация затворов
- Глава 12
- § 12.2. Свободный откат ствола
- § 12.3. Дульный тормоз и его влияние на откат ствола
- § 12.4. Торможенный откат
- § 12.5. Устойчивость и неподвижность орудия при накате
- Глава 13 противооткатные устройства
- § 13.1. Накатники
- § 13.2. Гидравлические тормоза отката
- § 13.3. Накат ствола
- § 13.4. Основы эксплуатации противооткатных устройств
- I. Расчет свободного отката а. Первый период
- Б. Второй период
- III. Расчет накатника
- 3. Сила накатника для рассчитанных значений длины отката ( табл. 2 )
- IV. Расчет тормоза отката веретенного типа а. Расчет тормоза отката
- 12; Величина (табл. 3)
- Глава 14
- § 14.1. Уравновешивающие механизмы
- § 14.2. Механизмы наведения
- § 14.3. Электрические приводы
- § 14.4. Эксплуатация механизмов
- Глава 15
- § 15.1. Лафеты
- § 15.2. Ход и подрессоривание
- § 15.3. Вспомогательное оборудование
- Глава 16
- § 16.1. Типы прицелов и требования, предъявляемые к ним
- § 16.2. Механические прицелы
- § 16.3. Оптические прицелы и визиры
- § 16.4. Ночные прицелы
- § 16.5. Эксплуатация прицелов
- Глава 17
- § 17.2. Особенности устройства артиллерийской части самоходных орудий
- § 17.3. Действие выстрела на самоходное орудие
- Глава 18
- § 18.1. Порядок разработки орудий
- § 18.2. Испытания орудий
- Глава 19
- § 19.1. Организация эксплуатации
- § 19.2. Осмотры и технические обслуживания
- § 19.3. Хранение и сбережение
- § 1. Принцип устройства и действия орудия . .* —