§ 14.3. Электрические приводы
Электрические приводы предназначаются для приведения в Действие механизмов наведения орудия. Их применение позволяет автоматизировать процесс и увеличить скорость наведения, а также облегчить работу расчета.
Как правило, электрические приводы состоят из следующих блоков (рис. 14.19): управляющего, усилительного, исполнительного и стабилизирующего блоков, источника энергии, предохранительного узла.
Управляющий блок вырабатывает управляющий сигнал различной величины и полярности. Он обычно состоит из потен-
Рис. 14.19. Блок-схема электропривода
циометра и делителя напряжения, а размещается, как правило, в пульте управления привода.
Рис. 14.20. Принципиальная схема управляющего блока Принципиальная схема управляющего блока представлена на рис. 14.20.
Управляющий сигнал снимается с точки О делителя напряжения и подвижного контакта потенциометра К■ При положении подвижного контакта К в точкеполучают сигнал напряжения, а при положении подвижного контакта в точке—сигналт. е. в зависимости от положения подвижного контакта К,
который перемещается наводчиком, получают сигнал требуемой величины и полярности, а следовательно, производят наводку с необходимой скоростью и в требуемом направлении.
Усилительный блок предназначен для усиления управляющего сигнала до мощности, достаточной для приведения в действие исполнительного двигателя. Как правило, усилительный блок состоит из вибрационного усилителя и электромашинного усилителя (ЭМУ).
Вибрационный усилитель выполняет роль как предварительного усилителя управляющего сигнала, так и переключателя обмоток ЭМУ, а электромашинный усилитель — окончательного.
ЭМУ — это устройство, позволяющее сигнал малой мощности усиливать до мощности, необходимой для приведения во вращение исполнительного двигателя. ЭМУ является агрегатом, состоящим из генератора и приводного двигателя, сидящих на одном валу.
дна из возможных электрических и конструктивных схем такого Усилителя представлена на рис. 14.21. На коллекторе генератора
расположены две пары щеток: 1—1 и 2—2. Щетки 1—/, выполняющие в генераторе роль основных щеток, замкнуты накоротко. К щеткам 2—2 присоединена внешняя цепь с нагрузкой
При протекании относительно небольшого управляющего тока в обмотке управлениякоторая является входом усилителя,
в генераторе возникает магнитный поток. Этот поток индуктирует э. д. с. в обмотке вращающегося якоря. Под действием этих э. д. с. в обмотке якоря, замкнутой накоротко, через щетки 1—1 течет токсовпадающий по направлению с э. д. с. Этот ток оказывается достаточно большим, так как сопротивление замкнутой якорной обмотки мало.
Токвызывает появление потока реакции якоря, неподвижного в пространстве и перпендикулярного потоку. Потокзначительно больше потока, поскольку вызвавший его токдостаточно велик, а магнитное сопротивление пути замыкания потокаотносительно мало. Проводники обмотки якоря пересекают магнитные линии потока, и в них возникает э. д. е., которая на выходе усилителя (зажимы 3—3) вызывает появление напряженияиспользуемого для питания обмотки исполнительного двигателя.
Данная схема ЭМУ позволяет получить коэффициент усиления мощности управления:
где_—мощность, отдаваемая генератором исполнительного двигателя;— мощность управляющего сигнала.
Следует отметить, что ток, протекающий по сопротивлению нагрузки и в обмотках якоря, вызывает появление потока реакции якоря, который устраняется компенсационной обмоткой КО, размещенной на внутренней поверхности статора и соединенной последовательно с обмоткой якоря (степень компенсации можно регулировать изменением сопротивления). Для улучшения условий коммутации усилитель снабжен дополнительными полюсами с обмоткой ДО.
Исполнительный блок преобразует электрическую энергию в механическую, т. е. непосредственно приводит в действие механизмы наведения. Основным звеном этого блока служит электрический двигатель с независимым возбуждением. Направление вращения и мощность, вырабатываемая этим двигателем, зависят от величины и полярности сигнала, подаваемого на якорную обмотку с ЭМУ.
Стабилизирующий блок обеспечивает устойчивую работу электропривода при малых (доводочных) скоростях наведения, а также уменьшает время разгона и торможения привода (форсирование переходных процессов). Стабилизация работы при- } вода осуществляется с помощью электрического сигнала отрида- -
тельной обратной связи, пропорционального скорости вращения исполнительного двигателя.
Источник энергии предназначен для выработки электрической энергии, которая -идет на приведение в действие блоков электрического привода.
Предохранительный узел обеспечивает автоматическое выключение электрического привода при походном положении орудия, при подходе вращающейся или качающейся части орудия к предельным углам наведения и при нарушении нормальной работы привода. Основными элементами предохранительного узла являются ограничители углов наведения, концевые выключатели и другие специальные устройства, которые разрывают электрическую цепь привода в случаях, указанных выше.
Управление работой привода осуществляется с пульта управления, а включение — с панели управления. Принцип действия электрического привода следующий: при включении электрического привода источник энергии начинает вырабатывать электрический ток определенного напряжения, который подается на пульт управления, на приводные двигатели ЭМУ и на обмотку возбуждения исполнительного двигателя. При подаче сигнала с пульта управления последний усиливается в усилительном блоке и подается на якорную обмотку исполнительного двигателя, приводя его якорь во вращение, который приводит в действие исполнительное звено механизма наведения.
К электрическим приводам предъявляются следующие требования:
электропривод должен иметь мощность, достаточную для наведения орудия с требуемой скоростью;
система управления приводом должна обеспечивать реверсирование и регулирование скорости наведения орудия;
электропривод должен обеспечивать заданное время пуска и торможение;
конструкция электропривода должна обеспечивать удобство эксплуатации, несбиваемость наводки, плавность действия.
- § 1. Принцип устройства и действия орудия
- § 2. Основные характеристики орудия
- § 3. Классификация и требования, предъявляемые к артиллерийским орудиям
- § 4. История развития советской артиллерии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1.1. Явление выстрела
- § 1.2. Параметры внутренней баллистики
- § 1.3. Горение пороха
- § 1.4. Образование пороховых газов
- § 1.5. Давление пороховых газов в постоянном объеме
- § 2.1. Расширение пороховых газов
- § 2.2. Движение снаряда в канале ствола
- § 2.3. Работы, совершаемые пороховыми газами
- § 2.4. Последействие пороховых газов
- Глава 3
- § 3.1. Система уравнений внутренней баллистики
- § 3.2. Решение основной задачи
- § 3.3. Таблицы внутренней баллистики
- § 3.4. Поправочные формулы внутренней баллистики
- Глава 4
- § 4.1. Назначение боеприпасов и требования, предъявляемые к ним
- § 4.2. Принципы устройства выстрелов
- § 4.3. Комплектация выстрелов
- § 4.4. Окраска и маркировка боеприпасов
- Глава 5
- § 5.1. Силы, действующие при выстреле
- § 5.2. Силы, действующие в полете
- § 6.1. Конструкция и характеристики снарядов
- § 6.2. Ударное действие снарядов
- § 6.3. Осколочное действие снарядов
- § 6.4. Фугасное действие снарядов
- § 6.5. Действие кумулятивных снарядов
- § 6.6. Действие снарядов специального назначения
- § 7.1. Ударные взрыватели
- § 7.2. Дистанционные и неконтактные взрыватели
- § 7.3. Действие взрывателей
- § 7.4. Условия безопасности и взводимости взрывателей
- Глава 8 боевые заряды
- § 8.1. Пороховые заряды
- § 8.2. Гильзы
- § 8.3. Средства воспламенения
- Глава 9
- § 9.1. Хранение и сбережение боеприпасов
- § 9.2. Эксплуатация боеприпасов на огневой позиции
- Глава 10 орудийные стволы
- § 10.1. Типы и конструкция стволов
- § 10.2. Силы, действующие на ствол при выстреле
- § 10.3. Предел упругого сопротивления ствола-моноблока
- § 10.4. Расчет ствола-моноблока на прочность
- Глава 11 затворы § 11.1. Типы и конструкции затворов
- § 11.2. Запирающие механизмы
- § 11.3. Ударные и спусковые механизмы
- § 11.4. Выбрасывающие механизмы
- § 11.5. Полуавтоматика
- § 11.6. Предохранительные и вспомогательные механизмы
- § 11.7. Эксплуатация затворов
- Глава 12
- § 12.2. Свободный откат ствола
- § 12.3. Дульный тормоз и его влияние на откат ствола
- § 12.4. Торможенный откат
- § 12.5. Устойчивость и неподвижность орудия при накате
- Глава 13 противооткатные устройства
- § 13.1. Накатники
- § 13.2. Гидравлические тормоза отката
- § 13.3. Накат ствола
- § 13.4. Основы эксплуатации противооткатных устройств
- I. Расчет свободного отката а. Первый период
- Б. Второй период
- III. Расчет накатника
- 3. Сила накатника для рассчитанных значений длины отката ( табл. 2 )
- IV. Расчет тормоза отката веретенного типа а. Расчет тормоза отката
- 12; Величина (табл. 3)
- Глава 14
- § 14.1. Уравновешивающие механизмы
- § 14.2. Механизмы наведения
- § 14.3. Электрические приводы
- § 14.4. Эксплуатация механизмов
- Глава 15
- § 15.1. Лафеты
- § 15.2. Ход и подрессоривание
- § 15.3. Вспомогательное оборудование
- Глава 16
- § 16.1. Типы прицелов и требования, предъявляемые к ним
- § 16.2. Механические прицелы
- § 16.3. Оптические прицелы и визиры
- § 16.4. Ночные прицелы
- § 16.5. Эксплуатация прицелов
- Глава 17
- § 17.2. Особенности устройства артиллерийской части самоходных орудий
- § 17.3. Действие выстрела на самоходное орудие
- Глава 18
- § 18.1. Порядок разработки орудий
- § 18.2. Испытания орудий
- Глава 19
- § 19.1. Организация эксплуатации
- § 19.2. Осмотры и технические обслуживания
- § 19.3. Хранение и сбережение
- § 1. Принцип устройства и действия орудия . .* —