§ 17.2. Особенности устройства артиллерийской части самоходных орудий
Компоновка САО и специфичность их боевого применения требуют как постановку дополнительных механизмов в артиллерийской -части, так и некоторых конструктивных особенностей в устройстве механизмов, которые в основном сводятся к -следующему:
На стволе устанавливают механизм продувания.
Орудие имеет механизм подачи и досылания снарядов.
Применяют электрические и гидравлические приводы у механизмов наведения орудия.
Изменяют устройство и компоновку противооткатных устройств.
Применяют другой способ установки качающейся части на самоходном лафете.
Механизм продувания канала ствола. Механизм продувания канала ствола служит для очистки канала от пороховых газов после выстрела, уменьшая тем самым загазованность боевого отделения и опасность появления обратного пламени при открывании затвора после выстрела.
Загазованность боевого отделения пороховыми газами вызывает отравление экипажа. При концентрации окиси углерода в боевом отделении более 0,2 мг/л быстро снижается работоспособность расчета.
Пороховые газы из боевого отделения удаляют следующими способами:
вентиляционными установками;
механизмами продувания канала ствола;
комбинированными способами (т. е. одновременное применение механизма продувания канала ствола с вентиляционной установкой).
При существующих мощностях орудий и при их сравнительно высокой скорострельности очистка боевого отделения от пороховых газов с помощью вентиляционной установки сопряжена со значительными трудностями, так как требует мощных установок сложной конструкции.
Гильза и канал ствола являются основными источниками загазованности САО, поэтому эти элементы должны быть очищены от газа в первую очередь и как можно полнее; в силу этого способ Удаления газа из боевого отделения с помощью механизма проду-
ванйя канала ствола оказался более эффективным и простым и в настоящее время применяется во всех САО.
Комбинированный способ очистки боевого отделения от пороховых газов применяется в САО, у которых при стрельбе на наименьших зарядах эффективность действия механизма продувания канала ствола недостаточная.
Продувание канала ствола производят как сжатым воздухом, так и пороховыми газами, образующимися при выстреле. Действие механизма, использующего для продувания сжатый воздух, со-
Рис. 17.5. Механизмы продувания: 1 — ресивер; 2 — сопла; 3 — шариковый клапан; 4 — отверстие клапана
стоит в следующем: после выстрела в момент открывания затвора в канал ствола через специальное отверстие, находящееся в казеннике, подается сжатый воздух под давлением-10 • 105—40- 105 Н/м2, который удаляет пороховые газы из канала ствола. В зависимости от калибра орудия расход воздуха на одну продувку составляет 1,2—1,5 объема канала ствола. Конструкция такого механизма сложна, занимает много места в боевом отделении и тем самым ухудшает условия работы расчета. Этих недостатков лишены механизмы продувания канала ствола, работающие за счет энергии пороховых газов. Их называют механизмами эжекционного типа. Схема такого механизма была впервые предложена в 1940 г. проф. М. Ф. Самусенко.
Механизмы продувания канала ствола эжекционного типа, как правило, состоят из ресивера 1 (рис. 17.5), надеваемого на трубу ствола и служащего резервуаром для пороховых газов, сопл 2, ввинчиваемых в стенку ствола под определенным углом и служащих для ускорения потоков пороховых газов и придания им определенного направления движения, шариковых клапанов 3, которые во время истечения пороховых газов из ресивера перекрывают отверстие 4.
Работа механизма происходит следующим образом. После прохождения ведущим пояском снаряда отверстия 4 пороховые газы устремляются в это отверстие, силой своего давления поднимают клапан 3 и проходят в ресивер 1, заполняя его. Ресивер заполняется пороховыми газами через сопла 2, после того как ведущий поясок снаряда пройдет сечение I—I. Наполнение продол-
жается до тех пор, пока не сравняются давления пороховых газов в ресивере и канале ствола (точка 1 на рис. 17.6).
В это время под действием силы тяжести клапан 3 (рис. 17.5) опускается вниз и перекрывает- отверстие 4. Так как площадь поперечного сечения канала ствола значительно больше суммы площади критического сечения сопл 2, то падение давления в канале ствола происходит намного быстрее (рис. 17.6), чем в ресивере 1
чем в ресивере, пороховые газы начнут истекать из ресивера через сопла, в которых они ускоряются в направлении дульного среза и образуют эжектирующий поток. Этот поток высасывает пороховые газы из канала ствола и из гильзы. Истечение пороховых газов из ресивера должно продолжаться и после выбрасывания стреляной гильзы, чтобы газы отсасывались и из боевого отделения, т. е. время истечения газов из ресивера должно быть больше времени отката и наката.
Эффективность действия механизма зависит от места установки и размеров ресивера, от давления пороховых газов в нем, от числа и угла наклона сопл.
Кроме того, механизм продувания канала ствола исключает появление обратного пламени, которое в закрытых самоходных, орудиях является небезопасным. Обратным называется пламя, образующееся у казенного среза после выбрасывания гйльзы. Его появление объясняется тем, что при выбрасывании гильза, действуя как поршень насоса, вытягивает из канала ствола назад пороховые газы, которые содержат продукты неполного сгорания. Поэтому в момент контакта высокотемпературных пороховых газов с кислородом воздуха происходит их вторичное воспламенение.
Для увеличения скорострельности орудия и для облегчения работы заряжающего в самоходных орудиях применяют механизмы подачи боеприпасов. При подаче боеприпасов с грунта такими механизмами являются ленточные подаватели, электрические подъемники, механические тележки.
Подача выстрелов из боеукладки производится вручную, механизированным или комбинированным способом. При подаче выстрелов вручную одной из наиболее трудоемких и емких по времени операций является раскрепление и извлечение выстрела из боеукладки. Время раскрепления и извлечения выстрела составляет до 3 с и зависит от типа укладки и способа крепления выстрелов в укладке. В настоящее время применяются стеллажная механизированная и немеханизированная укладка и индивидуальная.
В .индивидуальной укладке выстрелы могут иметь барашковое (рис. 17.7, а), лирочное (рис. 17.7,6), хомутовые крепления (рис. 17.7,в). Наибольшее время на раскрепление выстрела расходуется при барашковом креплении, однако это крепление наиболее прочное и надежное. При стеллажной немеханизированной укладке (рис. 17.7, г) крепление выстрелов (элементов выстрела) может осуществляться с помощью валиков или стопоров различного типа (рис. 17.7,(3). Валиковые крепления требуют наименьших затрат времени на раскрепление выстрела. При стеллажной механизированной укладке крепление выстрелов осуществляется подпружиненными пробками.
Обычно в самоходных орудиях для большего удобства размещения боеприпасов и лучшего использования объема боевого отделения используются одновременно индивидуальная и стеллажная укладки.
При механизированной подаче выстрелов из боеукладки применяется, как правило, стеллажная механизированная укладка.
Досылание выстрела в канале ствола в самоходных орудиях осуществляется, как правило, с помощью специальных устройств — досылателей. Досылатели могут работать, используя энергию выстрела или постороннего источника. Досылатели, использующие энергию выстрела, могут быть пружинные, пневматические и гидропневматические. Досылатели, использующие посторонние источники энергии, могут быть электромеханические, в которых электродвигатель преобразует электрическую энергию в механическую непосредственно или через гидравлические устройства.
В настоящее время существует большое разнообразие досылателей, которые по типу ведущего (досылающего) звена могут быть разделены на стержневые (штоковые), цепные (тросовые) и роликовые.
Принципиальная схема пружинного штокового досылателя изображена на рис. 17.8, а. Он состоит из лотка 1, цилиндра 2, штока 3 с лапой 7, пружины 4, защелок 5 и 6. Все части досылателя, за исключением защелок, при выстреле движутся вместе с откатными частями. В крайнем заднем положении откатных частей
лапа штока стопорится защелкой 6, удерживая шток. В результате во время наката происходит сжатие пружины 4. При подходе откатных частей к переднему положению, когда выстрел оказался
на лотке досылателя, копир а цилиндра досылателя нажимает на защелку 5, которая своим нижним плечом действует на защелку 6, поворачивая ее. При этом верхнее плечо защелки 6 утапливается.
И освобождает шток досылателя. Под действием силы сжатой пружины шток досылателя перемещается вперед — происходит досылка выстрела.
Пружинные досылатели отличаются простотой устройства и надежностью действия. К недостаткам пружинных досылателей следует отнести трудность первого взведения, неудобство применения для выстрелов раздельно-гильзового заряжания, трудность обеспечения принудительного досылания на всем пути движения выстрела и, наконец, большие габариты.
У гидропневматического штокового досылателя (рис. 17.8,6) в качестве аккумулятора энергии используется сжатый газ. Основное достоинство его по сравнению с пружинным досылателем состоит в том, что введением в конструкцию специального крала а можно изменить площадь поперечного сечения отверстия истечения жидкости при движении штока вперед и тем самым при различных углах возвышения обеспечить необходимое изменение силы досылателя, а следовательно, и скорости. К недостаткам досылателей подобного типа, как и пружинных, следует отнести трудность первого взведения и неудобство применения для выстрелов раздельно-гильзового заряжания, а также зависимость их работы от температуры окружающей среды.
Пружинные и гидропневматические штоковые досылатели применяются в зенитных самоходных артиллерийских орудиях.
В наземных самоходных артиллерийских орудиях наибольшее применение получили электромеханические цепные досылатели (рис. 17.8, б). Основными частями этого досылателя являются цепь 1, каретка 4 с лотком для укладки выстрела (элементов выстрела), стопор 5 каретки, электромотор привода 2, звездочка 3. Работает электромеханический цепной досылатель следующим образом. После выведения каретки со снарядом на линию заряжания она стопорится стопором 5. При застопоривании каретки автоматически включается электродвигатель 2, который через червячную передачу и фрикционную муфту приводит во вращение звездочку 3. Звездочка 3 движет цепь 1, которая клоцем 7 перемещает снаряд вперед до упора ведущим пояском в конический скат канала ствола. После досылки снаряда автоматически происходит реверсирование электродвигателя, благодаря чему обеспечивается возвращение цепи в исходное положение с последующим выключением электродвигателя. Затем заряжающий кладет гильзу на лоток каретки и нажатием кнопки досылки гильзы включает электродвигатель, который, вращая звездочку, перемещает цепь. Цепь своим клоцем досылает гильзу в камору ствола и в результате реверса электродвигателя возвращается в исходное положение. Досланная гильза фланцем сбивает лапки выбрасывателя; клин, закрываясь, расстопоривает каретку, которая под действием пружины возвращается в исходное положение.
Электромеханические цепные досылатели обеспечивают принудительную досылку выстрелов (элементов выстрелов) на всем пути, имеют сравнительно небольшие габариты и позволяют регу-
лировать скорость досылки. Недостатки — сложность конструкции и необходимость иметь посторонний источник энергии.
Основными характеристиками досылателей являются сила досылателя, время досылания и скорость, сообщаемая досылателем выстрелу (элементам выстрела) в конец досылания.
Сила пружинных и гидропневматических досылателей может быть определена так же, как для пружинных и гидропневматических накатников. Сила, развиваемая цепным досылателем, может быть определена по мощности, развиваемой электродвигателем, и передаточному числу привода.
Скорость досылки выстрелов (элементов выстрела) должна обеспечить надежную досылку при всех углах возвышения ствола.
Для выстрелов унитарного заряжания скорость досылания должна быть не менее 0,6—1 м/с. Эта скорость вполне достаточна для того, чтобы обеспечить надежное сбивание лапок выбрасывателя фланцем гильзы. Наибольшая скорость досылки ограничивается прочностью закрепления (закатки) снаряда в гильзе. Она должна быть такой, чтобы при ударе фланцем гильзы по захватам выбрасывателей, а затем но бурту трубы ствола не происходило распатронирование выстрела, т. е. сила инерции, возникающая при резкой остановке патрона, должна быть меньше сил, удерживающих снаряд в гильзе. Распатронирование выстрела приводит к нарушению условий заряжания, а в случае осечки усложняется перезаряжание орудия.
Скорость досылания снаряда при раздельно-гильзовом заряжании должна обеспечивать надежное заклинивание ведущего пояска в коническом скате каморы. Опытами установлено, что эта скорость при подходе снаряда к коническому скату должна быть порядка 1,5—2 м/с. Скорость гильзы при подходе к бурту трубы должна быть около 1,5 м/с. При большей скорости возможны выползание заряда из гильзы и смятие фланца гильзы. В некоторых случаях при досылании гильзы возможно образование так называемой воздушной подушки между досланным снарядом и движущимся зарядом в гильзе. Воздушная подушка может выбросить гильзу после заряжания или помешать закрыванию затвора. Для предупреждения образования воздушной подушки досылку гильзы производят принудительно на всем пути заряжания или досылку всего выстрела производят одним броском так, чтобы гильза вела перед собой снаряд.
Скорость и время досылания при известном пути могут быть получены интегрированием-уравнения движения подвижных частей досылателя, которое в общем случае имеет вид
где М — масса подвижных частей досылателя, приведенная к ведущему звену;
—масса выстрела (элемента выстрела);
— движущая сила (сила давления газа гидропневматического досылателя, сила пружины пружинного досылателя, окружное усилие на звездочке электромеханиче- ческого досылателя и т. п.);
— сила сопротивления перемещению подвижных частей досылателя и выстрела.
Условия работы расчета бронированных и полубронированных самоходных артиллерийских орудий существенно отличаются от условий работы расчета буксируемых орудий. Это отличие в первую очередь определяется малым объемом боевого отделения. Плотность компоновки боевого отделения для бронированных самоходных орудий оценивается отношением фактического свободного объема отделения к минимально потребному для нормальной работы номеров расчета. Для обеспечения нормальных условий работы номеров расчета минимальный объем рабочего места наводчика должен быть не менее 0,7—0,8 м3, командира — 0,6—0,7 м3, а заряжающего 1 —1,1 м3. Наименьшая высота боевого отделения должна быть не менее 1220—1260 мм. Такую высоту боевого отделения самоходные орудия имеют в том случае, когда выстрелы из боеукладки к заряжающему подаются с помощью автоматически действующих транспортеров и заряжающий работает сидя.
Для выполнения взаимозаменяемости номеров расчета во время стрельбы компоновка боевого отделения должна быть такой, чтобы все рабочие места сообщались между собой. Для предохранения номеров расчета от ударов откатными частями орудия при откате устанавливается специальное ограждение и, кроме того, для дополнительного предохранения заряжающего устанавливается блокирующее устройство. Это устройство обеспечивает механическую, а при электроспуске и электрическую блокировку спуска, исключающую производство выстрела до момента, пока заряжающий займет безопасное положение и включит блокировку.
В целях уменьшения потребных размеров боевого отделения и улучшения условий размещения расчета откатные части имеют малую длину отката — порядка 300—550 мм. Это достигается применением высокоэффективных дульных тормозов и увеличением силы сопротивления откату R, которая в два-три раза больше, чем в буксируемых артиллерийских орудиях, и составляет 1/15—1/10 силы, производящей откат ствола в момент достижения максимального давления, т. е. от силы Ркншах- Ограниченные размеры боевого отделения заставляют уменьшать не только длину отката, но и размеры противооткатных устройств (длину и диаметр цилиндров). Это приводит, в частности, к повышению давления жидкости в тормозе отката при выстреле до 300Х105 Н/м2, в то время как в тормозах отката буксируемых орудий это давление редко превышает 150ХЮ5 Н/м2. Уменьшение объема жидкости тормоза отката вызывает более быстрый нагрев ее (особенно при интенсивной стрельбе) и может составлять до 8° К за один выстрел, т. е. в несколько раз больше, чем у буксируемых орудий. Сильный разогрев жидкости и высокое давление в тормозе отката могут вызвать течь жидкости через уплотнительные устройства, а кроме того, требуют обязательной постановки компенсаторов.
Накатники самоходных орудий, как и тормоза отката, имеют небольшие размеры. Это достигается за счет высоких начальных давлений и малых объемов жидкости в накатнике, а также применением пневматических накатников.
Механизмы наведения самоходных орудий делают, как правило, секторными с ручными, электрическими или гидравлическими приводами. Для обеспечения несбиваемости наводки при отсутствии в кинематической цепи механизмов наведения самотормозящих пар применяются специальные тормозные устройства: тормоза цилиндрических (планетарных) передач, тормоза обратного движения (роликовые, пружинные и др.). Основное свойство тормозов обратного движения— способность самозаклинивания, если движение идет со стороны ведомого вала в любую сторону.
Качающиеся части орудия хорошо уравновешиваются для уменьшения усилий на маховике подъемного механизма при наводке ручным приводом. Уравновешивание качающейся части, как правило, производят пневматическими или пружинными уравновешивающими механизмами. При установке орудия во вращающейся башне требуется уравновешивание и вращающейся части орудия (башни).
В качестве прицельных приспособлений на самоходных орудиях используются механические и оптико-механические прицелы, а также оптические прицелы для прямой наводки.
Применяемые механические и оптико-механические прицелы, как правило, являются прицелами, независимыми от орудия с независимой линией прицеливания. Это объясняется тем, что панорама этих прицелов, которая выводится наружу через люк башни, при придании качающейся части углов возвышения остается неподвижной, а следовательно, и размеры люка панорамы делаются небольшими. Для удобства наблюдения точки наводки панорама прицелов имеет большую перископичность, чем у обычных орудийных панорам. Приборы освещения прицелов питаются электроэнергией от бортовой сети самоходного артиллерийского орудия.
- § 1. Принцип устройства и действия орудия
- § 2. Основные характеристики орудия
- § 3. Классификация и требования, предъявляемые к артиллерийским орудиям
- § 4. История развития советской артиллерии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1.1. Явление выстрела
- § 1.2. Параметры внутренней баллистики
- § 1.3. Горение пороха
- § 1.4. Образование пороховых газов
- § 1.5. Давление пороховых газов в постоянном объеме
- § 2.1. Расширение пороховых газов
- § 2.2. Движение снаряда в канале ствола
- § 2.3. Работы, совершаемые пороховыми газами
- § 2.4. Последействие пороховых газов
- Глава 3
- § 3.1. Система уравнений внутренней баллистики
- § 3.2. Решение основной задачи
- § 3.3. Таблицы внутренней баллистики
- § 3.4. Поправочные формулы внутренней баллистики
- Глава 4
- § 4.1. Назначение боеприпасов и требования, предъявляемые к ним
- § 4.2. Принципы устройства выстрелов
- § 4.3. Комплектация выстрелов
- § 4.4. Окраска и маркировка боеприпасов
- Глава 5
- § 5.1. Силы, действующие при выстреле
- § 5.2. Силы, действующие в полете
- § 6.1. Конструкция и характеристики снарядов
- § 6.2. Ударное действие снарядов
- § 6.3. Осколочное действие снарядов
- § 6.4. Фугасное действие снарядов
- § 6.5. Действие кумулятивных снарядов
- § 6.6. Действие снарядов специального назначения
- § 7.1. Ударные взрыватели
- § 7.2. Дистанционные и неконтактные взрыватели
- § 7.3. Действие взрывателей
- § 7.4. Условия безопасности и взводимости взрывателей
- Глава 8 боевые заряды
- § 8.1. Пороховые заряды
- § 8.2. Гильзы
- § 8.3. Средства воспламенения
- Глава 9
- § 9.1. Хранение и сбережение боеприпасов
- § 9.2. Эксплуатация боеприпасов на огневой позиции
- Глава 10 орудийные стволы
- § 10.1. Типы и конструкция стволов
- § 10.2. Силы, действующие на ствол при выстреле
- § 10.3. Предел упругого сопротивления ствола-моноблока
- § 10.4. Расчет ствола-моноблока на прочность
- Глава 11 затворы § 11.1. Типы и конструкции затворов
- § 11.2. Запирающие механизмы
- § 11.3. Ударные и спусковые механизмы
- § 11.4. Выбрасывающие механизмы
- § 11.5. Полуавтоматика
- § 11.6. Предохранительные и вспомогательные механизмы
- § 11.7. Эксплуатация затворов
- Глава 12
- § 12.2. Свободный откат ствола
- § 12.3. Дульный тормоз и его влияние на откат ствола
- § 12.4. Торможенный откат
- § 12.5. Устойчивость и неподвижность орудия при накате
- Глава 13 противооткатные устройства
- § 13.1. Накатники
- § 13.2. Гидравлические тормоза отката
- § 13.3. Накат ствола
- § 13.4. Основы эксплуатации противооткатных устройств
- I. Расчет свободного отката а. Первый период
- Б. Второй период
- III. Расчет накатника
- 3. Сила накатника для рассчитанных значений длины отката ( табл. 2 )
- IV. Расчет тормоза отката веретенного типа а. Расчет тормоза отката
- 12; Величина (табл. 3)
- Глава 14
- § 14.1. Уравновешивающие механизмы
- § 14.2. Механизмы наведения
- § 14.3. Электрические приводы
- § 14.4. Эксплуатация механизмов
- Глава 15
- § 15.1. Лафеты
- § 15.2. Ход и подрессоривание
- § 15.3. Вспомогательное оборудование
- Глава 16
- § 16.1. Типы прицелов и требования, предъявляемые к ним
- § 16.2. Механические прицелы
- § 16.3. Оптические прицелы и визиры
- § 16.4. Ночные прицелы
- § 16.5. Эксплуатация прицелов
- Глава 17
- § 17.2. Особенности устройства артиллерийской части самоходных орудий
- § 17.3. Действие выстрела на самоходное орудие
- Глава 18
- § 18.1. Порядок разработки орудий
- § 18.2. Испытания орудий
- Глава 19
- § 19.1. Организация эксплуатации
- § 19.2. Осмотры и технические обслуживания
- § 19.3. Хранение и сбережение
- § 1. Принцип устройства и действия орудия . .* —