logo
ОСНОВАНИЯ УСТРОЙСТВА И КОНСТРУКЦИЯ ОРУДИЙ

§ 14.4. Эксплуатация механизмов

При эксплуатации механизмов наведения необходимо следить за тем, чтобы их работа при всех углах наведения была плавной, без рывков, без больших мертвых ходов и с определенным уси­лием на ведущих звеньях маховика.

Основными причинами увеличения усилия на ведущем звене (маховике) подъемного механизма могут быть следующие: неот- Регулированность уравновешивающего механизма, задирины, на­мины и забоины на зубьях кинематических пар, неотрегулирован­ность, зацепления зубчатых передач.

Увеличение усилия на ведущем звене (маховике) поворотного механизма происходит из-за следующих основных причин: не отрегулирован зазор между верхним и нижним станками (мал), по-

явились задирииы, забоины на зубчатых передачах, не отрегули­рованы зубчатые зацепления. Для устранения тугого хода меха­низмов наведения необходимо определить причину тугого хода, после чего устранить ее способами, указанными в руководствах служб.

Мертвый ход в механизмах наведения образуется из-за нали­чия зазоров во всех звеньях кинематической цепи. Величина за­зора зависит от допусков на обработку, качества сборки, степени износа и величины деформации деталей. Частые разборки и сбор­ки механизмов приводят к увеличению мертвых ходов.

Работа без смазки или с грязной смазкой увеличивает мерт­вый ход, та как при этом быстрее изнашиваются детали. Чистка деталей с применением наждака, песка и т. п. также вызывает быстрое изнашивание ответственных участков механизмов. Чрез­мерно резкие толчки при страгивании качающейся или вращаю­щейся части орудия или резкие остановки при наводке способ­ствуют износу деталей.

При выстреле моментстремится повернуть ствол и при наличии больших зазоров получаются резкие удары в зубчатых зацеплениях механизмов с последующими разрушениями поверх­ностей сопряжения.

Большие мертвые ходы увеличивают рассеивание снарядов и делают стрельбу менее эффективной, могут вызывать разрушения механизмов, поэтому величина их должна быть в строго установ­ленных пределах, а при выходе за эти пределы необходимо ее приводить к норме соответствующими регулировками или заменой изношенных деталей.

Все орудия должны иметь отрегулированные уравновешиваю­щие механизмы. Признаком отрегулированности механизма яв­ляется возможность производить работу подъемным механизмом в обоих направлениях во всем секторе вертикального наведения с установленными усилиями на маховике механизма.

В процессе эксплуатации нормальная работа уравновешивающего механизма может нарушиться по следующим причинам:

— резкое изменение температуры окружающей среды для пневматических механизмов.

Прежде чем приступить к регулировке уравновешивающего механизма, следует выявить' причины, нарушившие нормальную работу подъемного и уравновешивающего механизмов, и устра­нить их.

При регулировке необходимо проверить работу уравновеши­вающего механизма во всем секторе вертикальной наводки. Регу­лировка пружинных уравновешивающих механизмов производится путем изменения стрелы предварительного поджатая пружин с помощью регулирующей гайки на штоке.

Регулировка пневматических механизмов производится изме­нением давления и объема газа в колонке в такой последователь­ности. Сначала необходимо отрегулировать работу механизма при наибольшем угле возвышения (если расположение механизма по­зволяет это сделать), так как при наибольшем угле возвышения получаются наибольшая неуравновешенность качающейся части и наименьшая сила, а затем повторить регулировку при угле воз­вышения

Орудия с пружинным уравновешивающим механизмом необхо­димо хранить при наибольшем угле возвышения (будет меньшая осадка пружины), а орудия с пневматическим уравновешивающим механизмом — в положении орудия по-походному