§ 12.4. Торможенный откат
Расчет торможенного отката заключается в определении действительной скоростии путиоткатных частей. Движение откатных частей при торможенном откате рассматривается по тем же периодам, как и при свободном откате.
В первом и втором периодах дифференциальное уравнение движения откатных частей имеет вид
в третьем, так как. Для определения скоро
сти отката проинтегрируем уравнение (12.47):
Так как по зависимостям свободного отката
то
Имея в виду, что
или
Так как
то
откуда
В начале первого периода; тогда для
первого периода выражения (12.48) и (12.49) примут вид
В начале второго периодатогда для второго периода будем иметь
Полученные выражения (12.50) и (12.51) называются формулами перехода от элементов свободного отката к элементам тор-
Рис. 12.14. График силы R=f(t)
моженного отката. Для получения расчетных формул необходимо знать закон изменения силы сопротивления откату, кото
рым обычно задаются. Выбранный закон зависит от конкретного типа орудия (полевого, зенитного, стационарного и т. д.).
Для полевых орудий закондолжен отвечать следую
щим основным требованиям:
значение силы сопротивления откату на любом участке отката не должно превосходить значениеполученное из условия устойчивости орудия (рис. 12.6);
торможение должно быть плавным, а энергия откатных частей должна полностью поглощаться на заданной длине отката X.
Наиболее полно физической сущности явления отвечает закон проф. Е. Л. Бравина, получивший поэтому широкое распространение (рис. 12.14). Закон удобен для интегрирования и позволяет применить для расчета элементов отката формулы перехода.
В первом периоде
поэтому закон носит краткое название «закона квадрата синуса».
Во втором периодеВ третьем периоде
изменяется линейно отимеет криволинейную
зависимость).
Первый период. Для расчета элементов торможенного отката в этом периоде закон (12.52) приводят к более удобному для интегрирования виду. Заменив
и обозначив через
получим
После подстановки R в формулы перехода (12.50) получим
Путем интегрирования находим искомые величины: В конце период
После подстановки этих значений в формулы (12.54) и (12.55) будем иметь:
Если принятьто
Для производства расчетов необходимо знать величиныикоторые выбираются из следующих соображений. В начальный момент времени, когда откатные части неподвижны,сила гидравлического тормоза отката будет равна нулю. Силаскладывается в этом случае из следующих величин:
где—начальная сила накатника;
— сила трения;
— составляющая веса откатных частей, направленная вдоль оси канала ствола (рис. 12.15).
v
Начальная сила накатника, как будет показано ниже в гл. 13, определяется по формуле
где—наибольший угол возвышения;
— коэффициент трения на направляющих люльки;
— коэффициент учета трения в уплотнениях противооткатных устройств.
Значение коэффициента v можно приближенно рассчитать по формуле проф. А. А. Толочкова
где d — калибр, см.
Сила тренияявляется суммой сил
где— сила трения на направляющих люльки, про
порциональная нормальной составляющей веса (рис. 12.15); — сила трения в уплотнениях противооткатных устройств, которую принимают пропорциональной весу откатных частей.
Тогда
гдеиимеют вышеуказанные числовые значения.
Обратим внимание, что формула (12.62) для определения силы трениясправедлива для любых углов возвышения ствола после подстановки в нее угла ср, при котором сила трения определяется. На практике
Величина силырассчитывается исходя из условия устой
чивости орудия (12.13) с учетом того, что при
где— масса орудия в боевом положении.
Так как путь Хх еще неизвестен, можно приниматьВторой период. Во втором периоде откатаТогда из формул перехода (12.51) после интегрирования следует, что
Расчет элементов отката ведется в тех же точках, что и для свободного отката. В конце второго периода
Тогда
Второй период отката характерен тем, что в этом периоде скорость торможенного отката может достигать максимального значения. Максимальноезначение скоростибудет соответствовать моменту временипри котором(рис. 12.16). При— откат будет ускоренным. При— откат замедленный. С точки зрения математики в момент времени
Следовательно, производная, что соответствует экстре
муму.
Скорость и путь торможенного отката в момент временипа основе зависимостей (12.64) будут равны:
Для расчетанеобходимо знать времяТак как
при
то
Все вышесказанное о времени tR справедливо при отсутствии дульного тормоза или при применении относительно малоэффективных дульных тормозов, у которых импульсная характеристика %>0. При применении дульных тормозов с большой эффективностью с х<0, как отмечалось ранее, сила Ркндт в начале второго периода меняет свое направление (знак) и уравнение движения откатных частей будет иметь вид
Это означает, что сразу после вылета снаряда из канала ствола откат будет замедленным.
Следовательно, при применении дульных тормозов с импульсной характеристикоймаксимальная скорость отката будетсуществующих орудий
Третий период. В третьем периоде на откатные части действует только сила сопротивления откату R. При этомизменяется,как отмечалось ранее, по линейному закону от значениядо(рис. 12.17). Поэтому задача сводится к определению зависимости
Вначале составим уравнение прямой, которое нам по
надобится для определения скорости отката V. Из подобия треугольников (рис. 12.17) асе и bed следует
или
Отсюда
Скорость откатных частей найдем, применив к откатным частям теорему об изменении кинетической энергии. Когда откатные части пройдут путь X, их скорость будет равна V. В конце откатаих скорость V=0.Работа силы R на путибудет равна пло
щади трапецииСледовательно,
или
Подставляя в выражение (12.70) значение силы R (12.69), получим квадрат скорости отката
Квадрат скорости определяется при расчетах через интервал путиОднако в формуле (12.71) неизвестна длина
откатгкоторую определяют, также применяя к откатным частям теорему об изменении кинетической энергии на пути.. При
,а приРабота силы R, затраченная на
изменений кинетической энергии, равна площади трапецииСледовательно,
откуда
Из условия устойчивости орудия и
Подставляя значенияв выражение (12.72) и пре
образуя относительнополучаем
где
Очевидно, что
Продолжительность третьего периодаопределяем из уравнения изменения количества движения откатных частей:
где
Отсюда продолжительность третьего периода
Полное время отката
В заключение приведем примерный график изменения скорости откатных частей при выстреле (рис. 12.18).
- § 1. Принцип устройства и действия орудия
- § 2. Основные характеристики орудия
- § 3. Классификация и требования, предъявляемые к артиллерийским орудиям
- § 4. История развития советской артиллерии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1.1. Явление выстрела
- § 1.2. Параметры внутренней баллистики
- § 1.3. Горение пороха
- § 1.4. Образование пороховых газов
- § 1.5. Давление пороховых газов в постоянном объеме
- § 2.1. Расширение пороховых газов
- § 2.2. Движение снаряда в канале ствола
- § 2.3. Работы, совершаемые пороховыми газами
- § 2.4. Последействие пороховых газов
- Глава 3
- § 3.1. Система уравнений внутренней баллистики
- § 3.2. Решение основной задачи
- § 3.3. Таблицы внутренней баллистики
- § 3.4. Поправочные формулы внутренней баллистики
- Глава 4
- § 4.1. Назначение боеприпасов и требования, предъявляемые к ним
- § 4.2. Принципы устройства выстрелов
- § 4.3. Комплектация выстрелов
- § 4.4. Окраска и маркировка боеприпасов
- Глава 5
- § 5.1. Силы, действующие при выстреле
- § 5.2. Силы, действующие в полете
- § 6.1. Конструкция и характеристики снарядов
- § 6.2. Ударное действие снарядов
- § 6.3. Осколочное действие снарядов
- § 6.4. Фугасное действие снарядов
- § 6.5. Действие кумулятивных снарядов
- § 6.6. Действие снарядов специального назначения
- § 7.1. Ударные взрыватели
- § 7.2. Дистанционные и неконтактные взрыватели
- § 7.3. Действие взрывателей
- § 7.4. Условия безопасности и взводимости взрывателей
- Глава 8 боевые заряды
- § 8.1. Пороховые заряды
- § 8.2. Гильзы
- § 8.3. Средства воспламенения
- Глава 9
- § 9.1. Хранение и сбережение боеприпасов
- § 9.2. Эксплуатация боеприпасов на огневой позиции
- Глава 10 орудийные стволы
- § 10.1. Типы и конструкция стволов
- § 10.2. Силы, действующие на ствол при выстреле
- § 10.3. Предел упругого сопротивления ствола-моноблока
- § 10.4. Расчет ствола-моноблока на прочность
- Глава 11 затворы § 11.1. Типы и конструкции затворов
- § 11.2. Запирающие механизмы
- § 11.3. Ударные и спусковые механизмы
- § 11.4. Выбрасывающие механизмы
- § 11.5. Полуавтоматика
- § 11.6. Предохранительные и вспомогательные механизмы
- § 11.7. Эксплуатация затворов
- Глава 12
- § 12.2. Свободный откат ствола
- § 12.3. Дульный тормоз и его влияние на откат ствола
- § 12.4. Торможенный откат
- § 12.5. Устойчивость и неподвижность орудия при накате
- Глава 13 противооткатные устройства
- § 13.1. Накатники
- § 13.2. Гидравлические тормоза отката
- § 13.3. Накат ствола
- § 13.4. Основы эксплуатации противооткатных устройств
- I. Расчет свободного отката а. Первый период
- Б. Второй период
- III. Расчет накатника
- 3. Сила накатника для рассчитанных значений длины отката ( табл. 2 )
- IV. Расчет тормоза отката веретенного типа а. Расчет тормоза отката
- 12; Величина (табл. 3)
- Глава 14
- § 14.1. Уравновешивающие механизмы
- § 14.2. Механизмы наведения
- § 14.3. Электрические приводы
- § 14.4. Эксплуатация механизмов
- Глава 15
- § 15.1. Лафеты
- § 15.2. Ход и подрессоривание
- § 15.3. Вспомогательное оборудование
- Глава 16
- § 16.1. Типы прицелов и требования, предъявляемые к ним
- § 16.2. Механические прицелы
- § 16.3. Оптические прицелы и визиры
- § 16.4. Ночные прицелы
- § 16.5. Эксплуатация прицелов
- Глава 17
- § 17.2. Особенности устройства артиллерийской части самоходных орудий
- § 17.3. Действие выстрела на самоходное орудие
- Глава 18
- § 18.1. Порядок разработки орудий
- § 18.2. Испытания орудий
- Глава 19
- § 19.1. Организация эксплуатации
- § 19.2. Осмотры и технические обслуживания
- § 19.3. Хранение и сбережение
- § 1. Принцип устройства и действия орудия . .* —