§ 15.2. Ход и подрессоривание
Для предохранения механизмов от вредного действия ударов при транспортировке орудия с большими скоростями (50—70 км/ч) применяют упругое соединение лафета с колесным ходом, которое называют подрессориванием, или подвеской орудия. Для этой же цели применяют металлические колеса с шинами как губчатого наполнения (ГК), так и с воздушными камерами.
При движении подрессоренного орудия по дороге с неровностями удары и толчки, воспринимаемые"колесами, передаются на орудие ослабленными, так как энергия удара вначале затрачивается главным образом на деформацию упругих элементов (резиновых шин, рессор, буферов), а затем энергия деформации плавно передается на лафет. При этом орудие совершает колебания, которые не вызывают повреждения механизмов. Интенсивность и характер колебания зависят от неровности дорожного покрытия качества подрессоривания.
Иодрессоривание в орудиях производится пластинчатыми пру- ВннНами (листовыми рессорами) (рис. 15.2, а), цилиндрическими нтовыми пружинами (рис. 15.2,6) и торсионами (рис. 15.2, в, г)
К механизмам подрессоривания предъявляются следующие основные требования:
плавность движения орудия;
автоматичность выключения и включения подрессоривания при переводе орудия из походного положения в боевое и обратно;
возможность движения орудия при сломанном подрессоривании;
простота регулировки подрессоривания при осадке упругих элементов;
надежность.
Плавность движения орудия прежде всего зависит от конструкции подрессоривания и обеспечивается правильным выбором параметров упругих элементов подрессоривания. Для обеспечения плавности движения орудия при торсионном подрессори- вании (как наиболее распространенном виде подрессоривания) выбирают такой угол закручивания торсиона, при котором он поглощает энергию удара, воспринимаемого колесом от неровностей дорожного покрытия средней величины. Кроме того, применяют специальные гасители колебаний (гидравлические и пружинные).
Автоматичность выключения (включения) подрессоривания при переводе орудия в боевое (походное) положение сокращает время и облегчает перевод, что способствует более быстрому открытию огня из орудия и готовности его к маршу. Автоматичность выключения подрессоривания достигается за счет введения специального устройства, которое выключает (включает) подрессоривание при разведении (сведении) станин.
Простота регулировки упругих элементов подрессоривания при их осадке необходима для быстрого восстановления характеристик упругих элементов, а также для легкого срабатывания устройства выключения подрессоривания.
Надежность работы подрессоривания зависит от ее относительной работоспособности. Под относительной работоспособностью подрессориванияпонимают отношение запаса потенциальной энергии упругого элемента А к силе тяжести подрессоренных частей орудият. е.
Под запасом потенциальной энергии упругого элемента А понимают энергию, которую необходимо приложить к упругому элементу, чтобы создать в нем напряжение, равное пределу пропорциональности. Чем больше работоспособность, тем лучше качество подрессоривания.
Листовая рессора (рис. 15.2, а) состоит из выгнутых по дуге ружности полос прямоугольного сечения, обычно называемых в стами' плотно пригнанных друг к другу и зажатых посередине в хомуте. На хомут передается сила тяжести подрессоренной части орудия. Концы нижнего листа, называемого коренным, имеют ушки, которыми они посредством валиков с сережками соединяются с боевой осью и передают на нее силу тяжести подрессоренной части орудия.
Величина наибольшей допустимой нагрузки на рессору обычно принимается равной
где m— коэффициент динамичности;
— статическая нагрузка, приходящаяся на подрессоривание!
где— сила тяжести орудия в походном положении;
— сила тяжести орудия, приходящаяся на передний ход (давление на крюк тягача);
— сила тяжести боевой оси и колес.
На рис. 15.2,6 показана одна из возможных схем подрессоривания с цилиндрической винтовой пружиной. Полуось 1 свободно вращается на пальце 2, неподвижно закрепленном в кронштейне боевой оси. Плечо а полуоси 1 связано с тягой s, на которой располагается пружина 4 подрессоривания, сжатая между поршнем тяги и неподвижной опорой 3. Плечо Ь полуоси имеет гнездо. При выключении подрессоривания в это гнездо входит штырь, жестко скрепляющий полуось с нижним станком лафета.
При наезде на препятствие колесо поднимается, поворачивая полуось 1, которая своим плечом а сжимает пружину 4. Тем самым энергия удара расходуется главным образом на сжатие пружины 4.
Сила пружины 4 в состоянии предварительного поджатая определяется из уравнения моментов сил относительно центра пальца 2 по следующей формуле:
где—нагрузка от силы тяжести орудия, приходящаяся на одно колесо;
— длина плеч полуоси;
— передаточное отношение.
Наибольшая нагрузка на походеопределяется из зависимости
где— коэффициент динамичности.
Энергоемкость винтовых пружин больше, чем листовых рессор, поэтому при прочих одинаковых качествах подрессоривание с цилиндрическими винтовыми пружинами получается более легким, чем с листовыми рессорами. Однако винтовые пружины уступают
листовым рессорам в скорости затухания колебаний, так как в винтовых пружинах отсутствуют силы трения между витками.
Наиболее современным видом подрессоривания у артиллерийских орудий является торсионное. Торсионное подрессоривание (рис. 15.2, в) состоит из двух торсионов 2 и 3, которые внутренним концом с помощью шлицев соединяются с вкладышем 4 лобовой коробки 1, а наружным — с кривошипом 5, на полуоси 6 которого закреплено колесо 7.
Так как полуоси 6 смещены относительно осей торсионов 2 и 3, то на марше при набегании колес на препятствие (неровности дороги) кривошипы 5, поворачиваясь, заставляют торсионы скру- - чиваться. Благодаря такому упругому соединению ходовых частей с другими частями лафета удар, воспринимаемый колесами, передается на орудие в значительной степени ослабленным. Энергия удара при этом в основном затрачивается на деформацию кручения торсионов.
Ход кривошипов (угол поворота) ограничивают специальными устройствами (резиновыми буферами, лобовой коробкой, специальными рычагами и т. п.), предохраняя тем самым торсионы от чрезмерно большого закручивания, т. е. от поломки. Угол закручивания торсионов при статической нагрузке 7—8°, а при динамической 15—17°. Угол закручивания торсионов определяется по формуле
»
где— крутящий момент (от статической нагрузки
где R — радиус кривошипа);
l—длина торсиона;
G — модуль упругости металла при кручении;
I — полярный момент инерции поперечного сечения торсиона (, где d — диаметр торсиона).
В некоторых орудиях с торсионным подрессориванием применяют приспособления для предварительного закручивания торсионов, упрощая тем самым регулировку высоты станка относительно концов полуосей и установку кривошипа на одинаковом расстоянии от нижнего и верхнего буферов.
Схема приспособления для предварительного закручивания торсионов показана на рис. 15.3. Торсион 1 одним концом связан со ступицей рычага 2, а другим закреплен в нижнем станке. Рычаг 2 с помощью шарнирного болта 3 и гаек соединен с приливом кривошипа 4 полуоси. Вращением гайки в ту или иную сторону можно изменять угол между рычагом и кривошипом, чем и достигаются предварительное закручивание и регулировка торсиона.
Торсионное подрессоривание по своей конструкции компактно размещается в лафете, несложно в производстве и обладает более
высокой прочностью на усталость, чем упругие элементы других типов подрессоривания.
Отрицательной стороной торсионного подрессоривания является малое внутреннее трение в материале упругих элементов, из-за чего затухание колебаний орудия при движении по неровной мест-
Рис. 15.3. Схема устройства для регулировки торсиона! 1 — торсион; 2 — рычаг; 3 — шарнирный болт; 4 — кривошип
ности происходит значительно медленнее, чем у орудия с листовыми рессорами.
Торсионы изготовляются из высококачественной пружинной стали, термически обработанной. Поверхность торсионов обрабатывается дробеструйными аппаратами для повышения механических характеристик в тех местах, где они испытывают наибольшие напряжения при кручении.
Для артиллерийских орудий применяются металлические колеса с резиновой шиной губчатого наполнения или с так называемой губчатой камерой (ГК) (рис. 15.4). Основными частями колеса являются ступица 1, диск 2, обод 3 и шина ГК 4.
К артиллерийским колесам предъявляются следующие основные требования:
прочность при стрельбе и на марше;
высокая живучесть и надежность;
способность к частичному подрессориванию;
простота изготовления и устройства, удобство монтажа и смазки.
Применение шин ГК обеспечивает хорошую амортизацию при движении и сохраняет эксплуатационные свойства в случае их прокола, прострела и прорыва.
При эксплуатации колес с шинами ГК
Рис. 15.4. Колесо: 1 — ступица; 2 —диск: 3 — обод; 4 — шина ГК
проводить контрольный осмотр колес на марше и, если есть возможность, то нагретые колеса охладить;
при чистке орудия исключить попадание на шины колес керосина, смазки и других жидкостей, которые разрушающе действуют на резину;
не допускать загрузки лафета предметами, крепление которых на лафете не предусмотрено руководствами службы, так как в противном случае увеличивается нагрузка на колеса и может превысить допустимую;
колеса располагать на специальных подкладках при хранении орудий в парках, а при длительном хранении орудий колеса должны быть вывешены путем установки нижнего станка на козелки; при этом в том и другом случае необходимо периодически (один раз в неделю) проворачивать колеса на 90° в целях равномерного распределения смазки в ступице колеса (в подшипнике) и исключения диффузии воздуха из нижних частей массы ГК в верхние, так как последнее может быть причиной появления «пролежней», т. е. потери колесом круглой формы;
оберегать колеса от воздействия прямых солнечных лучей, с этой целью из подручных средств (фанеры, брезента) делают щиты для покрытия резины колес и, кроме того, производят покраску резины колес краской АКС (алюминиевой пудрой);
в морозную погоду осторожно скатывать колеса с подкладок или снимать с подставок, не ударять металлическими предметами по резине (при чистке от грязи и т. д.), так как из-за хрупкости резины могут появиться трещины и надрывы, т. е. разрушение протектора колес.
Каждый подвижный лафет оборудуется тормозами, что повышает надежность их эксплуатации. Тормоза необходимы для снижения скорости, остановки орудия, удержания орудия на подъемах и спусках и торможения колес при стрельбе из орудия. В орудиях применяются колодочные тормоза ручного действия или пневматические с управлением от тягача.
- § 1. Принцип устройства и действия орудия
- § 2. Основные характеристики орудия
- § 3. Классификация и требования, предъявляемые к артиллерийским орудиям
- § 4. История развития советской артиллерии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1.1. Явление выстрела
- § 1.2. Параметры внутренней баллистики
- § 1.3. Горение пороха
- § 1.4. Образование пороховых газов
- § 1.5. Давление пороховых газов в постоянном объеме
- § 2.1. Расширение пороховых газов
- § 2.2. Движение снаряда в канале ствола
- § 2.3. Работы, совершаемые пороховыми газами
- § 2.4. Последействие пороховых газов
- Глава 3
- § 3.1. Система уравнений внутренней баллистики
- § 3.2. Решение основной задачи
- § 3.3. Таблицы внутренней баллистики
- § 3.4. Поправочные формулы внутренней баллистики
- Глава 4
- § 4.1. Назначение боеприпасов и требования, предъявляемые к ним
- § 4.2. Принципы устройства выстрелов
- § 4.3. Комплектация выстрелов
- § 4.4. Окраска и маркировка боеприпасов
- Глава 5
- § 5.1. Силы, действующие при выстреле
- § 5.2. Силы, действующие в полете
- § 6.1. Конструкция и характеристики снарядов
- § 6.2. Ударное действие снарядов
- § 6.3. Осколочное действие снарядов
- § 6.4. Фугасное действие снарядов
- § 6.5. Действие кумулятивных снарядов
- § 6.6. Действие снарядов специального назначения
- § 7.1. Ударные взрыватели
- § 7.2. Дистанционные и неконтактные взрыватели
- § 7.3. Действие взрывателей
- § 7.4. Условия безопасности и взводимости взрывателей
- Глава 8 боевые заряды
- § 8.1. Пороховые заряды
- § 8.2. Гильзы
- § 8.3. Средства воспламенения
- Глава 9
- § 9.1. Хранение и сбережение боеприпасов
- § 9.2. Эксплуатация боеприпасов на огневой позиции
- Глава 10 орудийные стволы
- § 10.1. Типы и конструкция стволов
- § 10.2. Силы, действующие на ствол при выстреле
- § 10.3. Предел упругого сопротивления ствола-моноблока
- § 10.4. Расчет ствола-моноблока на прочность
- Глава 11 затворы § 11.1. Типы и конструкции затворов
- § 11.2. Запирающие механизмы
- § 11.3. Ударные и спусковые механизмы
- § 11.4. Выбрасывающие механизмы
- § 11.5. Полуавтоматика
- § 11.6. Предохранительные и вспомогательные механизмы
- § 11.7. Эксплуатация затворов
- Глава 12
- § 12.2. Свободный откат ствола
- § 12.3. Дульный тормоз и его влияние на откат ствола
- § 12.4. Торможенный откат
- § 12.5. Устойчивость и неподвижность орудия при накате
- Глава 13 противооткатные устройства
- § 13.1. Накатники
- § 13.2. Гидравлические тормоза отката
- § 13.3. Накат ствола
- § 13.4. Основы эксплуатации противооткатных устройств
- I. Расчет свободного отката а. Первый период
- Б. Второй период
- III. Расчет накатника
- 3. Сила накатника для рассчитанных значений длины отката ( табл. 2 )
- IV. Расчет тормоза отката веретенного типа а. Расчет тормоза отката
- 12; Величина (табл. 3)
- Глава 14
- § 14.1. Уравновешивающие механизмы
- § 14.2. Механизмы наведения
- § 14.3. Электрические приводы
- § 14.4. Эксплуатация механизмов
- Глава 15
- § 15.1. Лафеты
- § 15.2. Ход и подрессоривание
- § 15.3. Вспомогательное оборудование
- Глава 16
- § 16.1. Типы прицелов и требования, предъявляемые к ним
- § 16.2. Механические прицелы
- § 16.3. Оптические прицелы и визиры
- § 16.4. Ночные прицелы
- § 16.5. Эксплуатация прицелов
- Глава 17
- § 17.2. Особенности устройства артиллерийской части самоходных орудий
- § 17.3. Действие выстрела на самоходное орудие
- Глава 18
- § 18.1. Порядок разработки орудий
- § 18.2. Испытания орудий
- Глава 19
- § 19.1. Организация эксплуатации
- § 19.2. Осмотры и технические обслуживания
- § 19.3. Хранение и сбережение
- § 1. Принцип устройства и действия орудия . .* —