§ 10.1. Типы и конструкция стволов
Стволы артиллерийских орудий предназначаются для направления движения снаряда, сообщения ему требуемой начальной скорости поступательного движения в зависимости от величины
боевого заряда. Нарезные стволы, кроме того, придают снаряду вращательное движение для стабилизации его полета на траектории. Ствол (рис. 10.1), как правило, состоит из трубы 1, казенника 2, дульного тормоза 6 и соединительных деталей 3, 4, 5.
Труба 1 является основной частью ствола, ее передняя часть называется дульной, а задняя — казенной.
По наружной поверхности трубу разделяют на цилиндрический и конический участки. Цилиндрический участок трубы воспринимает наибольшее давление пороховых газов, поэтому стенки его делают большей толщины, чем на коническом участке.
/.Переход от цилиндрического участка к коническому выполняют плавным, чтобы исключить появление концентрации напряжений при выстреле, которые возникают при резких переходах от одного сечения к другому. Так как давление пороховых газов падает к дульному срезу, то толщина стенок конического участка посте-
пенно уменьшается^ При этом для обеспечения требуемой жесткости ствола толщина стенок трубы у дульной части должна быть не менее 0,1 калибра.
На дульном срезе трубы, а в некоторых и на казенном наносят две пары взаимно перпендикулярных рисок для фиксации положения перекрестия из нитей при проверке прицельных приспособлений.
Отверстие трубы называется каналом. Канал делится на камору и ведущую часть.
Камора предназначается для размещения боевого заряда, за- поясковой части снаряда и является основным местом сгорания порохового заряда.
Устройство каморы зависит от способа заряжания. Для выстрела патронного заряжания камора (рис. 10.2, а) имеет форму, соответствующую форме гильзы, и состоит, как правило, из основного 1 и переходного 2 конусов, цилиндрической части 3 и соединительного конуса 4. Конусность основного конуса выполняется в пределах 1/60—1/120, а переходного и соединительного — в пределах 1/10—1/20. Коническая форма каморы необходима для облегчения заряжания орудия и выбрасывания гильзы. Цилиндрическая часть
каморы делается длиннее дульца гильзы на ширину ведущего пояска снаряда, чтобы он поместился между началом нарезов и передним срезом дульца. Длина каморы для выстрелов патронного заряжаниякогда гильза упирается фланцем в трубу, определяется по формуле
В орудиях, у которых применяются выстрелы как патронного, так и раздельно-гильзового заряжания, например горная 76-мм пушка М-99, ствол имеет камору для патронного заряжания.
Камора для выстрелов раздельно-гильзового заряжания (рис. 10.2,6) может состоять из основногои переходного 2 конусов. Соответственно конусность их выполняется в пределах 1/75—1/120 и 1/10—1/20. В основном конусе помещается гильза. Чтобы гильза упиралась фланцем в казенный срез трубы, длина ее делается меньше длины основного конуса. Соединительный конус предназначается для соединения каморы с ведущей частью канала и служит для заклинивания снаряда при заряжании и для облегчения врезания ведущего пояска при выстреле.
Полный объем каморыопределяется как сумма объемов, т. е.
где—объем каморы, полученный в результате баллистического расчета;
— объем запояековой части снаряда
Камора для выстрелов раздельного картузного заряжания (рис. 10.2, в) современных орудий состоит из обтюрирующего конуса 1, цилиндрической части 2, переходного 3 и соединительного 4 конусов.
Обтюрирующий конус предназначен для поджатая к нему пластического обтюратора затвора и выполняется с конусностью 1/2-1/1,7.
Цилиндрическая часть предназначена для помещения картуза с боевым зарядом. Переходный конус облегчает заряжание орудия, исключая утыкание снаряда, и выполняется с конусностью 1/10-1/20.
Каморы для выстрелов раздельного картузного заряжания старых образцов (рис. 10.2, г) кроме основных элементов имеют горловину 2 для уменьшения усилий, действующих на затвор при выстреле. Отрицательной стороной наличия горловины является то, что диаметр картуза с боевым зарядом приходится делать меньше диаметра каморы, а это не дает возможности осуществить достаточно большие плотности заряжания.
Ведущая часть канала предназначается для направления полета снаряда и для сообщения ему требуемой скорости поступательного движения в зависимости от боевого заряда.
Ведущие части бывают гладкостенными и нарезными. Гладко- стенная ведущая часть канала представляет собой цилиндрическое отверстие равного диаметра и предназначается для направления движения снаряда, стабилизация которого на полете осуществляется аэродинамическим способом.
Нарезные ведущие части кроме сообщения снаряду поступательного движения придают ему и вращательное движение, так как по ее стенкам сделаны винтовые углубления — нарезы. Нарезная ведущая часть обеспечивает лучшее центрирование снаряда и более надежную обтюрацию пороховых газов между снарядом и стенками ствола. Но вместе с тем такие ведущие части уменьшают живучесть ствола с возрастанием мощности орудия и ограничивают могущество действия снаряда по цели, так как из-за трудности обеспечения устойчивого полета длину его делают не более 5,5 калибра.
В отечественной артиллерии принята правая нарезка, т. е. такая, у которой, если смотреть со стороны казенной части, нарезы идут слева вверх направо, поэтому при движении по нарезной части снаряд получает вращение по ходу часовой стрелки.
Нарезы характеризуются крутизной, профилем и глубиной нарезки. Крутизна нарезки определяется углом наклона нареза а. Углом наклона нареза а называется угол, заключенный между касательной к нарезу и образующей ведущей части канала ствола. • Нарезы делаются с углом
В современных стволах применяются нарезы постоянной и прогрессивнойкрутизны. Нарезы постоянной крутизны (рис. 10.3, а) имеютпо всей длине ствола, а нарезы прогрессивной кру
тизны (рис. 10.3,6) имеют угол наклона а, увеличивающийся к . дульной части. Иногда в стволах могут применяться нарезы сме-
шанной крутизны (рис. 10.3, в), в которых есть участок прогрессивной и постоянной крутизны.
Крутизну нареза кроме угла наклона а характеризуют еще длиной хода нареза. Длиной хода нареза называют расстояние по оси канала ствола, на котором нарез с постоянным углом наклона а делает или может сделать один оборот. Длина хода нарезаизмеряется в калибрах, т. е.
■
где—длина хода нареза, мм;— калибр ствола, мм.
Из рис. 10.3, а видно, что
*
Подставляя значениеиз формулы (10.2) в зависимость (10.1) и произведя сокращение наd, получим
Для нарезов постоянной крутизны длина хода нареза — величина постоянная по всей длине ведущей части, а для нарезов прогрессивной крутизны длина хода нарезов в каждой точке будет своя, так как уголпо длине ствола непрерывно меняется. Поэтому для характеристики нарезки прогрессивной крутизны часто пользуются начальнойи дульнойдлинами хода нарезки. Начальная длина хода нарезов
где—угол наклона нареза в начале нареза. Дульная длина хода нареза
»
где—угол наклона нареза в дульной части.
При выборе крутизны нарезов исходят из выполнения двух противоречивых требований: обеспечения прочности ведущего пояска и устойчивости снаряда на полете.
Для исключения срыва ведущего пояска с нарезов крутизну их следует делать как можно меньше, а для улучшения устойчивости полета снаряда крутизну нарезов необходимо увеличивать.
Вначале определяют крутизну нарезов, исходя из условия обеспечения устойчивости снаряда на полете. При этом величина хода нарезов в калибрах в дульной частиопределяется по формуле
Забудского —Вентцеля, которая имеет следующий вид:
»
где— коэффициент устойчивости;
— коэффициент, характеризующий распределение массы снаряда относительно его оси;
— полярный момент инерции снаряда;
— экваториальный момент инерции снаряда;
— условное плечо аэродинамического момента
снаряда;
— коэффициент веса снаряда.
где—высота головной части снаряда;
—расстояние от центра тяжести снаряда до основания головной части снаряда.
Значение коэффициентаопределяется по формуле
гдеL—длина снаряда;
— коэффициент для снаряда, имеющего длину 4,5 калибра; определяется по табл. 10.1.
После определения в дульной части крутизны нарезки выбирают ее вид. При этом руководствуются следующими соображениями. Считается, что прочность ведущего пояска обеспечивается, если угол наклона нареза7°. Следовательно, в этом случае можно делать нарезы постоянной крутизны. _
Для обеспечения прочности ведущего пояска снаряда при >7° делают прогрессивную нарезку. Обычно этот вид нарезки применяют в стволах среднего и крупного калибров с небольшими начальными скоростями снарядов.
Величину начального угла прогрессивной нарезки а0 рекомендуется выбирать такой, чтобы максимальные значения углового ускорения и ускорения поступательного движения снаряда не возникали одновременно. Кроме того, величина а0 должна быть тем меньше, чем более быстрогорящим является порох.
При определениипользуются формулой Н. Ф. Дроздова
»
где—мера бризантности пороха.
Уравнение кривой прогрессивной нарезки выражается функцией. Варьируя некоторыми параметрами этой функции, изменяют место
приложения максимума силы нормального давления ведущего пояска снаряда на боевую грань нареза по каналу ствола.
Кривая нареза прогрессивной крутизны на развертке ствола чаще всего задается уравнением квадратичной параболы (рис. 10.4), начало координат которой и угол наклонанаходятся на продолжении нарезной части и удалены от нее на рас-
стояниеУравнение квадратичной параболы записывается в следующем виде:
Для нахождения параметра р возьмем производную по х, получим
Следовательно, приа при
Откуда
Из уравнения (10.4) находим р\ подставив найденное значение в выражение (10.3), получим уравнение квадратичной параболы в следующем виде:
Форма нарезов в поперечном сечении может быть различной (рис. 10.5), но независимо от этого нарезы имеют следующие элементы: '
дно нареза — это поверхность винтового углубления;
грани нареза — это стенки нареза; грань нареза, непосредственно толкающая снаряд в направлении вращения, называется боевой, а противоположная ей грань называется холостой;
поля — выступы, образуемые гранями нарезов; расстояние между противоположными полями, измеренное по диаметру, называется калибром;
глубина нарезов t определяется полуразностью диаметров по дну и по полю нарезов, т. е.
ширина нареза—это расстояние по прямой (в плоскости сечения, перпендикулярной оси канала ствола) между гранями, ограничивающими один нарез;
ширина поля—это расстояние по прямой между соседними гранями нарезов.
В современных орудиях наиболее распространены нарезы прямоугольной формы (рис .10.5,6), т. е. такие нарезы, грани которых параллельны радиусу, проведенному через середину дна нареза. Нарезы прямоугольной формы более просты в изготовлении, хотя они не совсем рациональны, так как при движении снаряда между гранями нареза и выступами ведущего пояска образуются зазоры, в которые прорываются пороховые газы, что приводит к эррозион- ному разрушению стенок. Для устранения этого недостатка нарезы иногда делают уменьшающимися к дульной части по ширине и глубине. Такие нарезы называются нарезами с возрастающим форсированием.
При определении размеров и числа нарезов стремятся обеспечить легкое врезание ведущего пояска и надежное ведение снаряда по каналу ствола. Для облегчения врезания ведущего пояска необходимо уменьшать число нарезов, а надежное ведение сна-
ряда по каналу требует увеличения числа и глубины нарезов. Требования эти противоречивы, поэтому число и размеры нарезов выбирают в зависимости от начальной скорости и массы снаряда, а также от качества материала и формы ведущего пояска.
Ширина нареза определяется из условия равнопрочности выступов ведущего пояска и полей канала ствола. Например, если ведущий поясок изготовлен из меди, прочность которой в 1,5—2,5 раза меньше прочности материала ствола, то ширина нарезов делается в 1,5—2,5 раза больше ширины поля, т. е.
Число нарезов в канале ствола п вычисляется по формуле
где
Полученная величина п округляется до числа, кратного четырем.
Глубина нарезов t выбирается в зависимости от начальной скорости артиллерийского орудия следующим образом:
для орудий с
для орудий с
Нарезы сназывают нормальными (однопроцентными),
с-углубленными, а с—глубокими
(двухпроцентными).
Увеличение глубины нарезов повышает живучесть стволов, но при этом несколько уменьшает дальностьстрельбы. Так, например, глубина нарезкивместоувеличивает живучесть ствола примерно в два раза, а дальность полета снаряда уменьшается примерно на 2—3%.
Для увеличения прочности нарезки и для облегчения чистки каналов стволов углы нарезов и полей закругляют радиусом
Нарезная ведущая часть соединена с каморой соединительным конусом. Примерно на 2/3 его длины сделаны нарезы, глубина которых постепенно увеличивается и достигает полной величины по окончании конусности. Нарезы должны начинаться в одном сечении, перпендикулярном оси канала ствола. Это обеспечивает полное перекрытие канала ведущим пояском, что исключает прорыв газов и односторонний размыв внутренней поверхности ствола.
Казенником называется часть ствола, снабженная гнездом для размещения затвора и совместно с ним предназначенная для надежного и прочного запирания канала ствола. Кроме того, казенник может служить для соединения ствола с противооткатными
устройствами и участвовать в направлении его движения при откате и накате по полозкам люльки.
По способу соединения с трубой казенники классифицируются на навинтные, ввинтные и выполненные заодно целое с трубой.
Навинтные казенники в свою очередь делятся на две группы: надеваемые на трубу без вращения и соединяющиеся с ней с помощью муфты (рис. 10.6) и навинчивающиеся непосредственно на резьбу трубы. Преимущество казенников, надеваемых на трубу
без вращения, состоит в том, что при сборке легче обеспечить параллельность контрольной площадки и оси канала ствола, кроме того, в случае разборки нет необходимости вращать тяжелый казенник у орудий среднего и крупного калибров и при изготовлении требовать фиксированного захода резьбы.
Ввинтные казенники применяются у орудий крупного калибра (203-мм гаубицы Б-4М) и соединяются с трубой ствола с помощью резьбы.
Казенники, выполненные заодно целое с трубой, применяют у орудий малого калибра. В этом случае соединение трубы и казенника получается наиболее прочным, но технология изготовления таких стволов усложняется. Материалом для изготовления казенников является орудийная сталь с категорией прочности обычно не выше категории прочности материала трубы.
Соединительные детали предназначены для сборки ствола в одно целое и для соединения его с люлькой, а в некоторых случаях и для соединения с противооткатными устройствами. К соединительным деталям относятся передние и задние обоймы, соединительные муфты и другие детали.
Дульные тормоза предназначены для поглощения части энергии откатных частей при выстреле. Дульные тормоза соединяются с трубой или с помощью резьбы, или с помощью соединительных разъемных муфт или выполняются заодно с трубой.
•А*
Стволы артиллерийских орудий классифицируются по следующим основным признакам:
по устройству стенок ствола;
по наличию напряжения в стенках ствола;
по форме и устройству канала ствола.
В зависимости от устройства стенок ствола различают следующие типы стволов:
стволы-моноблоки;
многослойные стволы.
Стволы-моноблоки (рис. 10.7, а)—это стволы, труба 1 которых имеет однослойную стенку и изготовлена из одной заготовки. Такие стволы относительно просты по устройству и наиболее экономичны в производстве. Это является их важнейшим преимуществом перед другими типами стволов, особенно в военное время, когда необходимо обеспечивать ускоренный выпуск орудий.
Недостатком стволов-моноблоков является необходимость замены трубы в случае ее износа. Однако высокое качество орудийных сталей, получаемых нашей промышленностью, и строгое соблюдение эксплуатационных мер по повышению живучести обес- , печивают достаточно длительный срок службы стволов-моноблоков, что делает несущественным присущий им недостаток.
Многослойные стволы (рис. 10.7,6)—это стволы, стенки трубы 1 которых состоят из нескольких концентрических цилиндров равной или различной длины, надеваемых один на другой.
В зависимости от числа слоев стволыназывают двухслойными, трехслойными rt т. д. Внутренний слойназывают трубой, или первым слоем, а наружный 2— кожухом, или оболочкой. Промежуточные слои нумеруют в возрастающем порядке.
Многослойные стволы, слои которых надевают друг на друга с зазором, выбирающимся при выстреле, подразделяются на стволы со свободным лейнером и со свободной трубой.
Ствол со свободным лейнером (рис. 10.8, а) —это двухслойный ствол, внутренний слой которого, называемый лейнеромполностью покрыт оболочкой 2 с зазором.
Ствол со свободной трубой (рис. 10.8,6) также двухслойный, но внутренний его слой, называемый свободной трубойпокрыт кожухом 2 лишь на части ее длины. В связи с этим свободная труба имеет более толстые стенки и массу в 1,5—2 раза больше массы лейнера.
Величина зазора между внутренним и наружным слоями задается из условия обеспечения прочности ствола при выстреле и возможности замены внутреннего слоя без применения сложного специального оборудования.
У существующих стволов зазор колеблется в пределах 0,05— 0,20 мм для орудий среднего калибра и 0,15—0,30 мм для орудий крупного калибра. Для легкости разборки ствола наружная поверхность лейнера делается с конусностью 0,002—0,004.
При выстреле лейнер или свободная труба под действием силы давления пороховых газов расширяется, выбирая зазор между
слоями, и при дальнейшем возрастании давления работает вместе с кожухом. После выстрела зазор между лейнером (свободной трубой) и кожухом восстанавливается.
Стволы со свободной трубой'или со свободным лейнером имеют следующие достоинства:
возможность восстановления ствола при износе стенок канала заменой внутреннего слоя трубой или лейнером;
наиболее рационально используется дорогостоящая сталь с высокими механическими свойствами (для изготовления наиболее
нагруженного слоя — трубы применяют сталь с высокими механическими свойствами, а для изготовления оболочки — менее прочную сталь).
Основными недостатками стволов со свободной трубой (лейнером) являются сложность и объемность процессов их изготовления.
В некоторых орудиях применяются стволы с трубой-моноблоком, вставленной в кожух с зазором, который при выстреле не выбирается (ствол М-30), поэтому всю нагрузку от давления пороховых газов воспринимает труба-моноблок. Кожух служит только для увеличения массы откатных частей в целях уменьшения длины отката.
По наличию напряжения в стенках трубы стволы делятся на нескрепленные и скрепленные.
Нескрепленные стволы — это такие, в стенках трубы которых до выстрела отсутствуют какие-либо напряжения. К ним относятся все многослойные стволы с зазором между слоями, а также стволы-моноблоки, если в их трубах до выстрела нет напряжений.
Скрепленные стволы — это такие стволы, которые еще до выстрела имеют искусственно созданные напряжения в стенках трубы. Один из способов искусственного создания напряжений в стенках многослойного ствола основан на свойстве металлов изменять свои размеры при нагревании. Сущность этого способа состоит в том, что на внутренний слой надевают предварительно нагретый до температуры 670° К следующий слой (назовем его кожухом), диаметр отверстия которого в холодном состоянии меньше наружного диаметра внутреннего слоя. При охлаждении ■ размеры кожуха уменьшаются, в результате этого он обжимает внутренний слой, образуя в его стенках напряжения от сжатия; в свою очередь внутренний слой, действуя на кожух, вызывает в его стенках напряжения от деформации растяжения. Таким способом создают скрепленные стволы с различным количеством слоев. Предварительно напряженное состояние стенок ствола более равномерно нагружает все слои во время выстрела, т. е. повышает прочность ствола.
Такое скрепление позволяет увеличить прочность ствола, не меняя качество стали, или уменьшить вес, не изменяя прочность ствола. Основной недостаток такого способа скрепления — это сложность и дороговизна производства стволов. Поэтому рассмо-
тренный способ скрепления применяется преимущественно в орудиях крупного калибра и для изготовления стволов со скрепленным лейнером.
Скрепленный лейнер вставляется в кожух с малым натяжением (при температуре нагрева кожуха до 410—425° К), при котором образуется сила трения, обеспечивающая закрепление лейнера от смещения вперед' при выстреле. Смена скрепленных лейнеров может быть произведена только на заводе.
Искусственно напряжения в стенках ствола-моноблока создаются способом автофретирования. Сущность автофретирования состоит в том, что в канале заготовки трубы ствола создают давление, превышающее предел упругости металла, при этом внутренние слои получают пластические деформации, а внешние — упругие.
После снятия давления наружные слои, получившие упругие деформации, стремятся принять прежние размеры, но этому препятствуют внутренние слои, получившие пластические деформации и размеры которых увеличились по сравнению с начальными на величину остаточной деформации. В результате в стенках трубы создаются напряжения, аналогичные тем, которые возникают при скреплении ствола большим числом слоев.
При автофретировании наряду с созданием внутренних напряжений получается упрочение металла внутренних слоев трубы за счет явления наклепа. Недостаток скрепления ствола автофрети- рованием заключается в том, что технология скрепления довольно сложна и требует особой аппаратуры. Кроме того, при повышенных режимах огня, когда происходит нагрев ствола выше 750° К, напряжения самокрепления исчезают и ствол превращается в обычный нескрепленный ствол-моноблок.
В зависимости от форм и устройства канала существуют следующие конструкции стволов:
нарезные цилиндрические;
гладкостенные цилиндрические;
/ — цилиндро-конические комбинированные с цилиндрической нарезной частью и конической гладкой частью у дула;
нарезные конические.
Наибольшее распространение получили нарезные цилиндрические стволы, так как их значительно проще и дешевле изготовлять по сравнению с другими конструкциями нарезных стволов, в то же время они обеспечивают хорошую устойчивость снаряда, а следовательно, и хорошую кучность боя.
К стволам как главному узлу артиллерийского орудия предъявляются следующие основные требования:
1. Ствол должен быть достаточно прочным, так как он подвергается действию высокого давления газов. Прочность ствола считается достаточной, если после выстрела в стенках его независимо от условий эксплуатации"(нагрев ствола, изменение условий заряжания в допустимых руководящими документами пределах) не возникают остаточные деформации. Прочность ствола
обеспечивается качеством материала и соответствующими размерами стенок трубы, определенными расчетом.
Ствол должен быть оптимально жестким. Жесткость ствола оценивается стрелой прогиба под действием собственного веса и величиной вибрации стенок трубы при выстреле и от выстрела к выстрелу. Оптимальная жесткость обеспечивается рациональными размерами ствола. Как правило, стволы делают длиной не более 70—100 калибров при радиусе кривизны не менее 600 м и разно- стенности в каждом поперечном сечении не более 3 мм.
Ствол должен обладать большой живучестью, которая обеспечивается как конструктивными, так и эксплуатационными мероприятиями.
Живучесть ствола оценивается количеством выстрелов, которое можно сделать из него до полной потери им своих баллистических характеристик (давления, скорости, кучности).
Конструкция ствола в зависимости от величины боевого заряда должна обеспечивать заданную начальную скорость и устойчивость снаряда в полете. Это требование выполняется конструктивными мерами.
Устройство ствола должно обеспечивать простоту и экономичность его производства и эксплуатации.
Кроме перечисленных основных требований к стволам могут предъявляться специальные требования, связанные с назначением и особенностями эксплуатации орудия.
- § 1. Принцип устройства и действия орудия
- § 2. Основные характеристики орудия
- § 3. Классификация и требования, предъявляемые к артиллерийским орудиям
- § 4. История развития советской артиллерии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1.1. Явление выстрела
- § 1.2. Параметры внутренней баллистики
- § 1.3. Горение пороха
- § 1.4. Образование пороховых газов
- § 1.5. Давление пороховых газов в постоянном объеме
- § 2.1. Расширение пороховых газов
- § 2.2. Движение снаряда в канале ствола
- § 2.3. Работы, совершаемые пороховыми газами
- § 2.4. Последействие пороховых газов
- Глава 3
- § 3.1. Система уравнений внутренней баллистики
- § 3.2. Решение основной задачи
- § 3.3. Таблицы внутренней баллистики
- § 3.4. Поправочные формулы внутренней баллистики
- Глава 4
- § 4.1. Назначение боеприпасов и требования, предъявляемые к ним
- § 4.2. Принципы устройства выстрелов
- § 4.3. Комплектация выстрелов
- § 4.4. Окраска и маркировка боеприпасов
- Глава 5
- § 5.1. Силы, действующие при выстреле
- § 5.2. Силы, действующие в полете
- § 6.1. Конструкция и характеристики снарядов
- § 6.2. Ударное действие снарядов
- § 6.3. Осколочное действие снарядов
- § 6.4. Фугасное действие снарядов
- § 6.5. Действие кумулятивных снарядов
- § 6.6. Действие снарядов специального назначения
- § 7.1. Ударные взрыватели
- § 7.2. Дистанционные и неконтактные взрыватели
- § 7.3. Действие взрывателей
- § 7.4. Условия безопасности и взводимости взрывателей
- Глава 8 боевые заряды
- § 8.1. Пороховые заряды
- § 8.2. Гильзы
- § 8.3. Средства воспламенения
- Глава 9
- § 9.1. Хранение и сбережение боеприпасов
- § 9.2. Эксплуатация боеприпасов на огневой позиции
- Глава 10 орудийные стволы
- § 10.1. Типы и конструкция стволов
- § 10.2. Силы, действующие на ствол при выстреле
- § 10.3. Предел упругого сопротивления ствола-моноблока
- § 10.4. Расчет ствола-моноблока на прочность
- Глава 11 затворы § 11.1. Типы и конструкции затворов
- § 11.2. Запирающие механизмы
- § 11.3. Ударные и спусковые механизмы
- § 11.4. Выбрасывающие механизмы
- § 11.5. Полуавтоматика
- § 11.6. Предохранительные и вспомогательные механизмы
- § 11.7. Эксплуатация затворов
- Глава 12
- § 12.2. Свободный откат ствола
- § 12.3. Дульный тормоз и его влияние на откат ствола
- § 12.4. Торможенный откат
- § 12.5. Устойчивость и неподвижность орудия при накате
- Глава 13 противооткатные устройства
- § 13.1. Накатники
- § 13.2. Гидравлические тормоза отката
- § 13.3. Накат ствола
- § 13.4. Основы эксплуатации противооткатных устройств
- I. Расчет свободного отката а. Первый период
- Б. Второй период
- III. Расчет накатника
- 3. Сила накатника для рассчитанных значений длины отката ( табл. 2 )
- IV. Расчет тормоза отката веретенного типа а. Расчет тормоза отката
- 12; Величина (табл. 3)
- Глава 14
- § 14.1. Уравновешивающие механизмы
- § 14.2. Механизмы наведения
- § 14.3. Электрические приводы
- § 14.4. Эксплуатация механизмов
- Глава 15
- § 15.1. Лафеты
- § 15.2. Ход и подрессоривание
- § 15.3. Вспомогательное оборудование
- Глава 16
- § 16.1. Типы прицелов и требования, предъявляемые к ним
- § 16.2. Механические прицелы
- § 16.3. Оптические прицелы и визиры
- § 16.4. Ночные прицелы
- § 16.5. Эксплуатация прицелов
- Глава 17
- § 17.2. Особенности устройства артиллерийской части самоходных орудий
- § 17.3. Действие выстрела на самоходное орудие
- Глава 18
- § 18.1. Порядок разработки орудий
- § 18.2. Испытания орудий
- Глава 19
- § 19.1. Организация эксплуатации
- § 19.2. Осмотры и технические обслуживания
- § 19.3. Хранение и сбережение
- § 1. Принцип устройства и действия орудия . .* —