§ 12.3. Дульный тормоз и его влияние на откат ствола
Дульный тормоз — это устройство, предназначенное для уменьшения действия выстрела на лафет за -счет энергии пороховых газов, истекающих из канала ствола.
s
Рис. 12.9. Типы дульных тормозов (вид сверху): а — щелевой активного типа; б — сетчатый реактивного типа; в — двухкамерный активно-реактивного типа
приводим график изменения элементов свободного отката № и L (рис. 12.8).
Конструктивно дульный тормоз представляет собой либо часть ствола с симметрично расположенными боковыми отверстиями (ствольный дульный тормоз), либо деталь с боковыми отверстиями (дульный тормоз), которая жестко соединяется с дульной частью ствола. По форме боковых отверстий дульные тормоза разделяют на оконные (камерные), щелевые и сетчатые (дырочные) .(рис. 12.9).
Сущность действия дульного тормоза любой конструкции заключается в следующем. Вследствие давления на стенки отверстий части истекающих через них газов возникает тормозящая сила, которая уменьшает силувызывающую откат ствола. Величина тормозящей силы зависит от количества пороховых газов, попавших на стенки, и угла отражения потока от них. При наличии дульного тормоза сила отдачидействующая вдоль
оси канала ствола, будет равна
По характеру действия дульные тормоза условно делят на три типа: активные, реактивные, активно-реактивные.
У активных дульных тормозов стенки отверстий перпендикулярны оси канала ствола.
У реактивных дульных тормозов стенки отверстий наклонены к оси канала ствола в сторону казенной части. В этом случае в результате большого отклонения стенками отверстий истекающих частиц газов возрастает их тормозящее действие на стенки, т.е. увеличивается реактивное действие дульного тормоза.
Совершенно очевидно, что дульные тормоза работают только в периоде последействия газов.
Дульный тормоз был применен впервые в России в 1862 г. в трехпудовой пушке с жестким лафетом для уменьшения отката орудия. В стволе пушки было сделано восемь отверстий под углом 45° к оси канала ствола. Однако затем дульные тормоза не получили распространения, так как вопрос уменьшения действия выстрела на лафет был решен с введением противооткатных устройств. После первой мировой войны в связи с увеличением мощности орудий .дульные тормоза получили широкое распространение. |
У современных орудий дульные тормоза выполняются либо как ствольные, либо навинчивающимися на дульную часть ствола. На- винтной дульный тормоз снабжается левой резьбой и стопорами во избежание самоотвинчивания при выстреле. Для исключения ударов снаряда о перегородки дульного тормоза его осевые отверстия должны быть больше калибра ствола. Важным требованием к дульному тормозу является симметричность расположения боковых отверстий. При несимметричности отверстий возникают начальные возмущающие воздействия на снаряд, повышающие рассеивание. Шаткость дульного тормоза совершенно недопустима, так как она может вызвать удар снаряда о перегородки и преждевременный разрыв его. Стрельба холостыми выстрелами без предварительного свинчивания навинтного дульного тормоза или применения специальных устройств (за исключением 122-мм гаубицы Д-30) запрещается. Вследствие ударного характера нагрузок на дульный тормоз в его стенках могут возникать трещины. Поэтому при эксплуатации дульных тормозов необходим регулярный и тщательный их осмотр.
Основными недостатками дульных тормозов являются демаскирующее действие облака пыли, подымаемое выходящими через окна газами, а также воздействие газов на расчет. Пороховые газы, истекающие из дульного тормоза, создают вокруг орудия зону повышенного давления (рис. 12.10). Значение избыточного давления на местах расчета не должно превышатьи при стрельбе в защитных шлемах
Основной энергетической характеристикой дульного тормоза является коэффициент эффективности, или просто эффективность. Коэффициент эффективности выражает относительное количество энергии откатных частей, поглощенное дульным тормозом:
где—скорость свободного отката в конце периода последействия при наличии дульного тормоза.
Эффективность будет тем больше, чем большему количеству газов дульный тормоз изменит направление истечения и чем на больший угол будет изменено это направление. У современных орудий величиналежит в пределах 25—50%, у некоторых доходит до 70—80%.
Знаяиз выражения (12.35) можно найти скорость
свободного отката в конце второго периода при наличии дульного тормоза:
При отсутствии дульного тормоза приращение скорости отката во втором периоде всегда больше нуля (рис. 12.11):
При наличии дульного тормоза приращение скорости свободного отката во втором периоде в зависимости от величиныможет быть больше или меньше нуля:
С точки зрения физики это явление означает следующее. При конструкция дульного тормоза такова, что во втором периоде силаменяет свое направление, т. е. из силы, вызывающей откат, превращается в силу тормозящую, так как
Для учета влияния дульного тормоза на элементы свободного отката W и L в любой текущий момент времени используется импульсная характеристика дульного тормоза.
Импульсной характеристикой называется отношение импульса силыпри наличии дульного тормоза к импульсу силы ~без дульного тормоза в периоде последействия газов:
Указанное отношение справедливо, так как постановка дульного тормоза практически не изменяет время периода последействия т. Как отмечалось ранее, в зависимости от величины 5 приращение скорости откатаСледовательно, из выражения
может быть(рис. 12.12). Подставив в выражение (12.37) закон изменения сил, будем иметь
откуда
Для получения скоростии путисвободного отката во втором периоде при наличии дульного тормоза достаточно в формулах (12123) и (12.25) заменитьнаС учетом зависимости
формулы для элементов свободного отката примут вид
где у. подставляется со своим знаком. К этому собственно и сводится учет влияния дульного тормоза на свободный откат. Величину х вычисляют из выражения (12.37):
или
Для вычислениячасто пользуются другой формулой, для чего в выражение (12.40) подставляют значения(зависи
мости 12.29 и 12.17):
Ранее мы рассмотрели, как при известной энергетической характеристикеи с помощью импульсной характеристикиможно
учесть влияние дульного тормоза на скорость и путь свободного отката.
Для проектирования дульного тормоза необходимо иметь связь между энергетической характеристикойи его конструктивными размерами. Эта связь осуществляется с помощью конструктивной характеристики
Допустим, что пороховые газы истекают через осевое и боковые окна дульного тормоза с одинаковой скоростьюВ этом случае, если через осевое окно истечет относительное количество газовто через боковые окна истечет относительное количество газов, равное 1 —(рис. 12.13).
Запишем уравнение количества движения изолированной системы откатные части — заряд — снаряд для конца периода последействия:
или
Обозначив через из выражения (12.42) получим
Тогда по аналогии с выражением (12.29) можно записать:
где—коэффициент действия пороховых газов при
наличии дульного тормоза.
Выражение длянайдем1 из следующих соображений, используя ранее полученные зависимости. Так как
и
то
Откуда
Таким образом, зная коэффициент эффективности дульного тормозаможно рассчитатьи затем конструктивную характеристику
С другой стороны, геометрическая характеристикаиз выражения(12.43) является функцией геометрических величин
, так как относительное количество газовзависит от соотношения площадей осевогои боковыхокон.
Полученные зависимости являются основой для проектирования дульного тормоза.
- § 1. Принцип устройства и действия орудия
- § 2. Основные характеристики орудия
- § 3. Классификация и требования, предъявляемые к артиллерийским орудиям
- § 4. История развития советской артиллерии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1.1. Явление выстрела
- § 1.2. Параметры внутренней баллистики
- § 1.3. Горение пороха
- § 1.4. Образование пороховых газов
- § 1.5. Давление пороховых газов в постоянном объеме
- § 2.1. Расширение пороховых газов
- § 2.2. Движение снаряда в канале ствола
- § 2.3. Работы, совершаемые пороховыми газами
- § 2.4. Последействие пороховых газов
- Глава 3
- § 3.1. Система уравнений внутренней баллистики
- § 3.2. Решение основной задачи
- § 3.3. Таблицы внутренней баллистики
- § 3.4. Поправочные формулы внутренней баллистики
- Глава 4
- § 4.1. Назначение боеприпасов и требования, предъявляемые к ним
- § 4.2. Принципы устройства выстрелов
- § 4.3. Комплектация выстрелов
- § 4.4. Окраска и маркировка боеприпасов
- Глава 5
- § 5.1. Силы, действующие при выстреле
- § 5.2. Силы, действующие в полете
- § 6.1. Конструкция и характеристики снарядов
- § 6.2. Ударное действие снарядов
- § 6.3. Осколочное действие снарядов
- § 6.4. Фугасное действие снарядов
- § 6.5. Действие кумулятивных снарядов
- § 6.6. Действие снарядов специального назначения
- § 7.1. Ударные взрыватели
- § 7.2. Дистанционные и неконтактные взрыватели
- § 7.3. Действие взрывателей
- § 7.4. Условия безопасности и взводимости взрывателей
- Глава 8 боевые заряды
- § 8.1. Пороховые заряды
- § 8.2. Гильзы
- § 8.3. Средства воспламенения
- Глава 9
- § 9.1. Хранение и сбережение боеприпасов
- § 9.2. Эксплуатация боеприпасов на огневой позиции
- Глава 10 орудийные стволы
- § 10.1. Типы и конструкция стволов
- § 10.2. Силы, действующие на ствол при выстреле
- § 10.3. Предел упругого сопротивления ствола-моноблока
- § 10.4. Расчет ствола-моноблока на прочность
- Глава 11 затворы § 11.1. Типы и конструкции затворов
- § 11.2. Запирающие механизмы
- § 11.3. Ударные и спусковые механизмы
- § 11.4. Выбрасывающие механизмы
- § 11.5. Полуавтоматика
- § 11.6. Предохранительные и вспомогательные механизмы
- § 11.7. Эксплуатация затворов
- Глава 12
- § 12.2. Свободный откат ствола
- § 12.3. Дульный тормоз и его влияние на откат ствола
- § 12.4. Торможенный откат
- § 12.5. Устойчивость и неподвижность орудия при накате
- Глава 13 противооткатные устройства
- § 13.1. Накатники
- § 13.2. Гидравлические тормоза отката
- § 13.3. Накат ствола
- § 13.4. Основы эксплуатации противооткатных устройств
- I. Расчет свободного отката а. Первый период
- Б. Второй период
- III. Расчет накатника
- 3. Сила накатника для рассчитанных значений длины отката ( табл. 2 )
- IV. Расчет тормоза отката веретенного типа а. Расчет тормоза отката
- 12; Величина (табл. 3)
- Глава 14
- § 14.1. Уравновешивающие механизмы
- § 14.2. Механизмы наведения
- § 14.3. Электрические приводы
- § 14.4. Эксплуатация механизмов
- Глава 15
- § 15.1. Лафеты
- § 15.2. Ход и подрессоривание
- § 15.3. Вспомогательное оборудование
- Глава 16
- § 16.1. Типы прицелов и требования, предъявляемые к ним
- § 16.2. Механические прицелы
- § 16.3. Оптические прицелы и визиры
- § 16.4. Ночные прицелы
- § 16.5. Эксплуатация прицелов
- Глава 17
- § 17.2. Особенности устройства артиллерийской части самоходных орудий
- § 17.3. Действие выстрела на самоходное орудие
- Глава 18
- § 18.1. Порядок разработки орудий
- § 18.2. Испытания орудий
- Глава 19
- § 19.1. Организация эксплуатации
- § 19.2. Осмотры и технические обслуживания
- § 19.3. Хранение и сбережение
- § 1. Принцип устройства и действия орудия . .* —