§ 15.1. Лафеты
К лафету относят следующие основные узлы орудия: люльку; противооткатные устройства; верхний станок; механизмы наведения; уравновешивающий механизм; нижний станок со станинами; боевой ход (или просто ход), с подрессориванием; прицельные приспособления; щитовое прикрытие; вспомогательные устройства (краны, лебедки, домкраты, поддоны).
Лафеты современных орудий классифицируются по следующим признакам:
по способу соединения со стволом: жесткие, упругие;
по приспособленности к передвижению: подвижные, стационарные.
Если ствол при выстреле не имеет движения относительно лафета, то такой лафет называется жестким, а если имеет, то — упругим. Упругий лафет соединен со стволом через упругую связь (противооткатные устройства), допускающую при выстреле значительное перемещение ствола относительно лафета. Большинство современных орудий имеет упругий лафет, применение которого позволило уменьшить массу орудия, увеличить скорострельность, повысить кучность боя и меткость стрельбы, автоматизировать операции заряжания и разряжания орудия.
Подвижные лафеты — это такие лафеты, которые позволяют перемещать орудие на своем ходу. В свою очередь подвижные лафеты могут быть самоходные, самодвижущиеся и буксируемые с колесными или гусеничными ходовыми частями.
Под самоходными лафетами понимаются лафеты, приспособленные к самодвижению, так как на них смонтирован двигатель. Орудия с самоходным лафетом называются самоходными орудиями.
Самодвижущиеся лафеты —это лафеты, которые могут перемещаться на короткие расстояния за счет энергии работы двигателя, установленного на лафете, а на большие расстояния они буксируются тягачом, так как мощность и ресурс их двигателя
не позволяют перемещать орудие с высокой скоростью и на большие расстояния. Орудия с такими лафетами называются самодвижущимися.
Буксируемые лафеты характеризуются тем, что перемещение их осуществляется только специальным тягачом. Орудия с такими лафетами называются буксируемыми орудиями.
Все орудия наземной артиллерии имеют подвижные лафеты. Стационарные лафеты применяются в конструкции береговых артиллерийских установок, артиллерии укрепрайонов и т.» п.
Подвижный лафет является боевым станком при стрельбе и служит средством транспортировки при перемещениях орудия, совершении марша.
К лафету как к боевому станку предъявляются следующие основные требования:
лафет должен быть прочным при выстреле, а его механизмы должны надежно работать в течение длительного срока эксплуатации в различных боевых условиях;
лафет должен обеспечивать устойчивость орудия при стрельбе, это весьма важно для скорострельности, кучности боя и меткости стрельбы;
лафет должен иметь вспомогательные механизмы, обеспечивающие как выравнивание орудия при установке на наклонных поверхностях грунта, так и повышение скорострельности, маневренности и живучести орудия;
конструкция лафета должна обеспечивать возможность большой огневой маневренности орудия (большие секторы обстрела в горизонтальной и вертикальной плоскостях-).
Прочность лафета орудия при выстреле обеспечивается рациональностью конструкций его отдельных элементов, подбором соответствующего по прочности материала для изготовления деталей лафета.
Устойчивость лафета орудия при стрельбе достигается как конструктивными мерами (увеличение массы, длины отката, применение дульных тормозов, уменьшение высоты линии огня, плеча динамической пары), так и эксплуатационными (ведение стрельбы на^ уменьшенных зарядах, правильная установка орудия на огневой позиции и т. п.).
Для увеличения огневой маневренности созданы лафеты с Двумя, тремя и четырьмя станинами, что позволяет увеличить сектор горизонтального обстрела.
К лафету как средству транспортировки орудия предъявляются следующие основные требования:
высокая проходимость по дорогам всех типов, по мостам, по неровной местности, вброд;
живучесть, т. е. способность выдерживать продолжительные переходы с различными скоростями передвижения без понижения
боевых свойств орудия;
--- быстрота перевода из походного положения в боевое и обратно применением при этом небольших усилий.
Высокая проходимость достигается за счет:
уменьшения удельного давления колесного хода на грунт при движении в различных условиях;
повышения устойчивости орудия на походе;
совпадения ширины колес лафета и средств тяги;
улучшения характеристик орудия по преодолению препятствий (клиренса, радиусов поперечной и продольной проходимости и др.).
Сила тягинеобходимая для передвижения орудия при установившемся движении, определяется по формуле
где— сила тяжести орудия в походном положении, действующая на колеса;
— угол подъема полотна дороги;
— коэффициент сопротивления перекатыванию орудия;, для шоссейных дорог; для грунтовых дорог; для вязкого грунта
Обычно силу тягиопределяют для дороги сВеличина силы тяги зависит от относительной нагрузки на колеса q и удельного давления на грунт, которые определяются по формулам:
где— ширина шины колес;.
— диаметр колеса;
— площадь отпечатка, оставляемого шиной колеса на горизонтальной площадке.
Допустимое значение_ находитсяв интервале,a q— в интервале
Устойчивость орудия на походе характеризуется предельным углом крена, при котором орудие еще не опрокидывается (рис. 15.1):
где—ширина хода;
— высота центра-тяжести орудия;
— коэффициент надежности, учитывающий влияние инерционных сил при поворотах орудия; он равен 0,4—0,5.
Для повышения устойчивости необходимо увеличивать ширину хода и шины, а также уменьшать высоту расположения центр3 тяжести орудия. У орудия уголобычно не менее 30°
Ширина колеи лафета оценивается коэффициентом К, который равен отношению ширины колеи орудия к ширине колеи тягача. Обычно
Для повышения живучести орудия в конструкции лафета предусматривают подрессоривание хода, надежное крепление механизмов наведения по-походному, тщательное фиксирование (например, контргаек, шпилек, чек и т. п.) всех деталей, могущих перемещаться при тряске на марше, надежную постоянно действующую систему смазки
Рис. 15.1. Схема устойчивости орудия
- § 1. Принцип устройства и действия орудия
- § 2. Основные характеристики орудия
- § 3. Классификация и требования, предъявляемые к артиллерийским орудиям
- § 4. История развития советской артиллерии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1.1. Явление выстрела
- § 1.2. Параметры внутренней баллистики
- § 1.3. Горение пороха
- § 1.4. Образование пороховых газов
- § 1.5. Давление пороховых газов в постоянном объеме
- § 2.1. Расширение пороховых газов
- § 2.2. Движение снаряда в канале ствола
- § 2.3. Работы, совершаемые пороховыми газами
- § 2.4. Последействие пороховых газов
- Глава 3
- § 3.1. Система уравнений внутренней баллистики
- § 3.2. Решение основной задачи
- § 3.3. Таблицы внутренней баллистики
- § 3.4. Поправочные формулы внутренней баллистики
- Глава 4
- § 4.1. Назначение боеприпасов и требования, предъявляемые к ним
- § 4.2. Принципы устройства выстрелов
- § 4.3. Комплектация выстрелов
- § 4.4. Окраска и маркировка боеприпасов
- Глава 5
- § 5.1. Силы, действующие при выстреле
- § 5.2. Силы, действующие в полете
- § 6.1. Конструкция и характеристики снарядов
- § 6.2. Ударное действие снарядов
- § 6.3. Осколочное действие снарядов
- § 6.4. Фугасное действие снарядов
- § 6.5. Действие кумулятивных снарядов
- § 6.6. Действие снарядов специального назначения
- § 7.1. Ударные взрыватели
- § 7.2. Дистанционные и неконтактные взрыватели
- § 7.3. Действие взрывателей
- § 7.4. Условия безопасности и взводимости взрывателей
- Глава 8 боевые заряды
- § 8.1. Пороховые заряды
- § 8.2. Гильзы
- § 8.3. Средства воспламенения
- Глава 9
- § 9.1. Хранение и сбережение боеприпасов
- § 9.2. Эксплуатация боеприпасов на огневой позиции
- Глава 10 орудийные стволы
- § 10.1. Типы и конструкция стволов
- § 10.2. Силы, действующие на ствол при выстреле
- § 10.3. Предел упругого сопротивления ствола-моноблока
- § 10.4. Расчет ствола-моноблока на прочность
- Глава 11 затворы § 11.1. Типы и конструкции затворов
- § 11.2. Запирающие механизмы
- § 11.3. Ударные и спусковые механизмы
- § 11.4. Выбрасывающие механизмы
- § 11.5. Полуавтоматика
- § 11.6. Предохранительные и вспомогательные механизмы
- § 11.7. Эксплуатация затворов
- Глава 12
- § 12.2. Свободный откат ствола
- § 12.3. Дульный тормоз и его влияние на откат ствола
- § 12.4. Торможенный откат
- § 12.5. Устойчивость и неподвижность орудия при накате
- Глава 13 противооткатные устройства
- § 13.1. Накатники
- § 13.2. Гидравлические тормоза отката
- § 13.3. Накат ствола
- § 13.4. Основы эксплуатации противооткатных устройств
- I. Расчет свободного отката а. Первый период
- Б. Второй период
- III. Расчет накатника
- 3. Сила накатника для рассчитанных значений длины отката ( табл. 2 )
- IV. Расчет тормоза отката веретенного типа а. Расчет тормоза отката
- 12; Величина (табл. 3)
- Глава 14
- § 14.1. Уравновешивающие механизмы
- § 14.2. Механизмы наведения
- § 14.3. Электрические приводы
- § 14.4. Эксплуатация механизмов
- Глава 15
- § 15.1. Лафеты
- § 15.2. Ход и подрессоривание
- § 15.3. Вспомогательное оборудование
- Глава 16
- § 16.1. Типы прицелов и требования, предъявляемые к ним
- § 16.2. Механические прицелы
- § 16.3. Оптические прицелы и визиры
- § 16.4. Ночные прицелы
- § 16.5. Эксплуатация прицелов
- Глава 17
- § 17.2. Особенности устройства артиллерийской части самоходных орудий
- § 17.3. Действие выстрела на самоходное орудие
- Глава 18
- § 18.1. Порядок разработки орудий
- § 18.2. Испытания орудий
- Глава 19
- § 19.1. Организация эксплуатации
- § 19.2. Осмотры и технические обслуживания
- § 19.3. Хранение и сбережение
- § 1. Принцип устройства и действия орудия . .* —