§ 14.4. Эксплуатация механизмов
При эксплуатации механизмов наведения необходимо следить за тем, чтобы их работа при всех углах наведения была плавной, без рывков, без больших мертвых ходов и с определенным усилием на ведущих звеньях маховика.
Основными причинами увеличения усилия на ведущем звене (маховике) подъемного механизма могут быть следующие: неот- Регулированность уравновешивающего механизма, задирины, намины и забоины на зубьях кинематических пар, неотрегулированность, зацепления зубчатых передач.
Увеличение усилия на ведущем звене (маховике) поворотного механизма происходит из-за следующих основных причин: не отрегулирован зазор между верхним и нижним станками (мал), по-
явились задирииы, забоины на зубчатых передачах, не отрегулированы зубчатые зацепления. Для устранения тугого хода механизмов наведения необходимо определить причину тугого хода, после чего устранить ее способами, указанными в руководствах служб.
Мертвый ход в механизмах наведения образуется из-за наличия зазоров во всех звеньях кинематической цепи. Величина зазора зависит от допусков на обработку, качества сборки, степени износа и величины деформации деталей. Частые разборки и сборки механизмов приводят к увеличению мертвых ходов.
Работа без смазки или с грязной смазкой увеличивает мертвый ход, та как при этом быстрее изнашиваются детали. Чистка деталей с применением наждака, песка и т. п. также вызывает быстрое изнашивание ответственных участков механизмов. Чрезмерно резкие толчки при страгивании качающейся или вращающейся части орудия или резкие остановки при наводке способствуют износу деталей.
При выстреле моментстремится повернуть ствол и при наличии больших зазоров получаются резкие удары в зубчатых зацеплениях механизмов с последующими разрушениями поверхностей сопряжения.
Большие мертвые ходы увеличивают рассеивание снарядов и делают стрельбу менее эффективной, могут вызывать разрушения механизмов, поэтому величина их должна быть в строго установленных пределах, а при выходе за эти пределы необходимо ее приводить к норме соответствующими регулировками или заменой изношенных деталей.
Все орудия должны иметь отрегулированные уравновешивающие механизмы. Признаком отрегулированности механизма является возможность производить работу подъемным механизмом в обоих направлениях во всем секторе вертикального наведения с установленными усилиями на маховике механизма.
В процессе эксплуатации нормальная работа уравновешивающего механизма может нарушиться по следующим причинам:
осадка пружин (величина осадки зависит от качества термической обработки пружин и правильности хранения орудия);
появление значительного трения между цилиндрами и пружинами или штоками (размеры пружин в поперечном направлении изменились за счет остаточных деформаций или появилась вмятина на цилиндре);
трещина или поломка пружин;
загрязнение механизма, замерзание влаги, попавшей в механизм;
деформация цилиндров, штоков, тяг, рычагов и других деталей, передающих усилие от механизма к станку или к люльке;
неправильная сборка механизма, неверное наполнение механизма жидкостью или газом, утечка газа;
изменение веса качающейся части орудия вследствие каких- либо операций ремонта;
— резкое изменение температуры окружающей среды для пневматических механизмов.
Прежде чем приступить к регулировке уравновешивающего механизма, следует выявить' причины, нарушившие нормальную работу подъемного и уравновешивающего механизмов, и устранить их.
При регулировке необходимо проверить работу уравновешивающего механизма во всем секторе вертикальной наводки. Регулировка пружинных уравновешивающих механизмов производится путем изменения стрелы предварительного поджатая пружин с помощью регулирующей гайки на штоке.
Регулировка пневматических механизмов производится изменением давления и объема газа в колонке в такой последовательности. Сначала необходимо отрегулировать работу механизма при наибольшем угле возвышения (если расположение механизма позволяет это сделать), так как при наибольшем угле возвышения получаются наибольшая неуравновешенность качающейся части и наименьшая сила, а затем повторить регулировку при угле возвышения
Орудия с пружинным уравновешивающим механизмом необходимо хранить при наибольшем угле возвышения (будет меньшая осадка пружины), а орудия с пневматическим уравновешивающим механизмом — в положении орудия по-походному
- § 1. Принцип устройства и действия орудия
- § 2. Основные характеристики орудия
- § 3. Классификация и требования, предъявляемые к артиллерийским орудиям
- § 4. История развития советской артиллерии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1.1. Явление выстрела
- § 1.2. Параметры внутренней баллистики
- § 1.3. Горение пороха
- § 1.4. Образование пороховых газов
- § 1.5. Давление пороховых газов в постоянном объеме
- § 2.1. Расширение пороховых газов
- § 2.2. Движение снаряда в канале ствола
- § 2.3. Работы, совершаемые пороховыми газами
- § 2.4. Последействие пороховых газов
- Глава 3
- § 3.1. Система уравнений внутренней баллистики
- § 3.2. Решение основной задачи
- § 3.3. Таблицы внутренней баллистики
- § 3.4. Поправочные формулы внутренней баллистики
- Глава 4
- § 4.1. Назначение боеприпасов и требования, предъявляемые к ним
- § 4.2. Принципы устройства выстрелов
- § 4.3. Комплектация выстрелов
- § 4.4. Окраска и маркировка боеприпасов
- Глава 5
- § 5.1. Силы, действующие при выстреле
- § 5.2. Силы, действующие в полете
- § 6.1. Конструкция и характеристики снарядов
- § 6.2. Ударное действие снарядов
- § 6.3. Осколочное действие снарядов
- § 6.4. Фугасное действие снарядов
- § 6.5. Действие кумулятивных снарядов
- § 6.6. Действие снарядов специального назначения
- § 7.1. Ударные взрыватели
- § 7.2. Дистанционные и неконтактные взрыватели
- § 7.3. Действие взрывателей
- § 7.4. Условия безопасности и взводимости взрывателей
- Глава 8 боевые заряды
- § 8.1. Пороховые заряды
- § 8.2. Гильзы
- § 8.3. Средства воспламенения
- Глава 9
- § 9.1. Хранение и сбережение боеприпасов
- § 9.2. Эксплуатация боеприпасов на огневой позиции
- Глава 10 орудийные стволы
- § 10.1. Типы и конструкция стволов
- § 10.2. Силы, действующие на ствол при выстреле
- § 10.3. Предел упругого сопротивления ствола-моноблока
- § 10.4. Расчет ствола-моноблока на прочность
- Глава 11 затворы § 11.1. Типы и конструкции затворов
- § 11.2. Запирающие механизмы
- § 11.3. Ударные и спусковые механизмы
- § 11.4. Выбрасывающие механизмы
- § 11.5. Полуавтоматика
- § 11.6. Предохранительные и вспомогательные механизмы
- § 11.7. Эксплуатация затворов
- Глава 12
- § 12.2. Свободный откат ствола
- § 12.3. Дульный тормоз и его влияние на откат ствола
- § 12.4. Торможенный откат
- § 12.5. Устойчивость и неподвижность орудия при накате
- Глава 13 противооткатные устройства
- § 13.1. Накатники
- § 13.2. Гидравлические тормоза отката
- § 13.3. Накат ствола
- § 13.4. Основы эксплуатации противооткатных устройств
- I. Расчет свободного отката а. Первый период
- Б. Второй период
- III. Расчет накатника
- 3. Сила накатника для рассчитанных значений длины отката ( табл. 2 )
- IV. Расчет тормоза отката веретенного типа а. Расчет тормоза отката
- 12; Величина (табл. 3)
- Глава 14
- § 14.1. Уравновешивающие механизмы
- § 14.2. Механизмы наведения
- § 14.3. Электрические приводы
- § 14.4. Эксплуатация механизмов
- Глава 15
- § 15.1. Лафеты
- § 15.2. Ход и подрессоривание
- § 15.3. Вспомогательное оборудование
- Глава 16
- § 16.1. Типы прицелов и требования, предъявляемые к ним
- § 16.2. Механические прицелы
- § 16.3. Оптические прицелы и визиры
- § 16.4. Ночные прицелы
- § 16.5. Эксплуатация прицелов
- Глава 17
- § 17.2. Особенности устройства артиллерийской части самоходных орудий
- § 17.3. Действие выстрела на самоходное орудие
- Глава 18
- § 18.1. Порядок разработки орудий
- § 18.2. Испытания орудий
- Глава 19
- § 19.1. Организация эксплуатации
- § 19.2. Осмотры и технические обслуживания
- § 19.3. Хранение и сбережение
- § 1. Принцип устройства и действия орудия . .* —