§ 14.1. Уравновешивающие механизмы
Одним из путей повышения устойчивости орудий при стрельбе является уменьшение высоты их линии огня. В этих орудиях для обеспечения удобства заряжания ствола при больших углах возвышения и для исключения удара его казенной части об основание
Рис. 14.1. Схема расположения центра тяжести качающейся части орудия относительно оси цапф
(грунт) при откате качающаяся часть вынесена вперед относительно оси цапф. При такой конструкции качающейся части ее сила тяжестиприложенная в центре тяжести G (рис. 14.1). создает относительно оси цапф — точки О — момент, который затрудняет или делает невозможной работу подъемного механизма при наведении ствола.
Момент силы тяжести качающейся части .относительно оси цапф равен произведению силы тяжестина плечогде—расстояние между осью цапф (точка О) и центромтяжести качающейся части (точка G),—угол между отрезкомй горизонтом. Тогда
Следовательно, величина моментаизменяется в зависимости от углапозакону косинусоиды, т. е. наибольшее значениебудет при, а наименьшее —при
В орудиях, у которых центр тяжести качающейся части не находится на оси канала ствола, уголотличается по величине от угла возвышения стволаМежду этими углами существует следующая зависимость:
где— угол в вертикальной плоскости между линией, соединяющей центр тяжести качающейся части с осью цапф, и линией, проходящей через ось цапф (точка О) параллельно оси канала ствола; знак «плюс» относится к случаю, когда центр тяжести располагается выше оси цапф, а знак «минус» — когда ниже оси цапф.
Уголнаходится по формуле
где—координаты центра тяжести качающейся части
(точка G) относительно оси цапф при(рис. 14.2).
В орудиях для облегчения работы подъемного механизма действие моментакомпенсируют или утяжелением казенной части ствола (противовесом), приводящим центр тяжести качающейся части на линию оси цапф, или применением специального устройства, называемого уравновешивающим механизмом, который создает относительно оси цапф момент. направления, противоположного(рис. 14.3), т. е. уравновешивает качающуюся часть относительно оси цапф. Следовательно, уравновешивающий механизм предназначен для уравновешивания качающейся части относительно оси цапф, чем облегчается работа подъемного механизма. В зависимости от величины моментаи характера его изменения при придании качающейся части углов возвышения различают схемы полного, частичного и неполного уравновешивания качающейся части.
Схема полного уравновешивания — это когда при всех углах возвышения ствола, допускаемыхконструкцией орудия, момент силы тяжести качающейся, частиравен по абсолютной величине моменту уравновешивающего механизма (рис. 14.4,а), т.е.
Схема частичного уравновешивания — это когда при всех углах возвышения ствола, допускаемых конструкцией орудия, момент силы тяжестибольше или меньше по абсолютной величине момента уравновешивающего механизма:
Для рассмотренной схемы уравновешивания алгебраическая сумма
где— момент неуравновешенности качающейся части.
Величина момента AM в основном определяет размер усилия на ведущем звене (маховике) подъемного механизма.
Схема частичного уравновешивания применяется у орудий с электрическим и гидравлическим приводами для частичного облегчения работы подъемного механизма.
Схема с неполным уравновешиванием качающейся части — это когда при одном или нескольких значениях угла возвышения ствола момент силы тяжести качающейся частиравен по абсолютной величине моменту уравновешивающего механизмапри других значениях угла возвышения ствола эти моменты по абсолютной величине не равны (рис. 14.4,6), т.е.
где— угол (углы) возвышения ствола, при котором достигается равенство абсолютных величин моментови
При такой схеме уравновешивания качающейся части усилие на ведущем звене подъемного механизма определяется наибольшей величиной момента неуравновешенности
Как правило, схема неполного уравновешивания применяется орудиях с ручным приводом подъемного механизма. При этом, когда усилие на маховике подъемного механизма выходит за пре-
делы установленных величин, его значение изменяют за счет уменьшения момента
Уравновешивающие механизмы классифицируются по следующим основным признакам:
по месту приложения силы уравновешивающего механизма к качающейся части;
по виду рабочего тела.
По месту приложения -силы к качающейся части уравновешивающие механизмы делятся на толкающие, тянущие и моментные.
Под уравновешивающими механизмами толка ю щ е г о типа понимаются такие, сила которых приложена к качающейся части впереди оси цапф (рис. 14.3). Эти механизмы получили наибольшее распространение. Их главным достоинством является уменьшение давления цапф люльки на цапфенные гнезда верхнего станка, а следовательно, и уменьшение сил трения при наводке. Такое воздействие уравновешивающего механизма на качающуюся часть орудия требует делать наметки и их крепления достаточно прочными.
Под уравновешивающими механизмами тянущего типа понимают такие, сила которых приложена к качающейся части сзади оси цапф (рис. 14.5, а). Применение таких механизмов позволяет удобнее размещать их на лафете. Недостатком данного типа уравновешивающего механизма является то, что своим действием он увеличивает трение в цапфах люльки.
Под уравновешивающими механизмами моментного типа понимаются такие, момент которых приложен непосредственно к оси цапф качающейся части (рис. 14.5,6). Моментные уравновешивающие механизмы разгружают наметки и их крепления, но увеличивают силу трения в гнездах цапф. Как правило, такие механизмы применяются в орудиях малого калибра.
В зависимости от вида применяемых рабочих тел уравновешивающие механизмы делятся на пружинные, торсионные и пневматические.
Достоинством пружинных уравновешивающих механизмов являются:
•— возможность лучшего уравновешивания;
—■■ малое колебание величины момента неуравновешенности при изменении углов возвышения;
практически нечувствительность силы уравновешивающего механизма к изменению температуры окружающей среды;
простота конструкции и обслуживания.
К недостаткам пружинных механизмов следует отнести:
трудность изготовления пружин с заданной жесткостью (с вполне определенными характеристиками);
осадка пружин с течением времени, что ведет к расстройству работы механизма;
большие габариты уравновешивающих механизмов для орудий среднего и крупного калибров.
К достоинствам торсионных уравновешивающих механизмов относятся:
простота обслуживания;
нечувствительность работы механизма к изменению температуры окружающей среды;
Рис. 14.5. Уравновешивающие механизмы: а — нагружающие оси цапф; б — моментные
К недостаткам их следует отнести сложность конструкции и трудность обеспечения уравновешивания качающейся части при изменении угла возвышения в широком интервале.
К достоинствам пневматических уравновешивающих механизмов относятся компактность, малая масса и простота регулировки.
Недостатками их являются: • большое колебание момента неуравновешенности при изменении угла возвышения ствола;
зависимость работы от температуры окружающей среды;
неоднообразность уравновешивания в зависимости от направления и скорости придания угла возвышения, от изменения величины сил трения в уплотнительных устройствах, т. е. зависимость силы, а следовательно, и момента механизма от направления и скорости движения ствола орудия при наводке.
Несмотря на существенные недостатки пневматических уравновешивающих механизмов, они получили наибольшее распространение в современных орудиях вследствие своей компактности и малой массы.
К уравновешивающим механизмам предъявляются следующие основные требования:
хорошее уравновешивание качающейся части орудия во всем диапазоне углов вертикальной наводки, т. е. усилие на маховике подъемного механизма должно быть постоянным во всем диапазоне вертикальной наводки;
однообразность уравновешивания качающейся части орудия при изменении углов вертикальной наводки как по направлению, так и по скорости;
нечувствительность силы уравновешивающего механизма к колебаниям температуры окружающей среды;
компактность (небольшие габариты) и малая масса;
длительность срока службы;
простота конструкции, обслуживания и ремонта;
усилие на маховике при работе подъемного механизма должно быть по возможности одинаковым как при незаряженном, так и при заряженном орудии.
Пружинные уравновешивающие механизмы
Пружинный уравновешивающий механизм (рис. 14.3) состоит из пружины 1 (одной или нескольких), расположенной в поджатом состоянии во внутренней полости наружного 2 и внутреннего 3 цилиндров. Наружный цилиндр через подвижный шарнир В связан с качающейся частью, а внутренний через неподвижный шарнир А — с верхним станком. Сила пружинысоздает момент относительно оси цапфобратный по величине моменту силы тяжести качающейся части. При этом происходит полное или частич- ноо ее уравновешивание, в результате чего облегчается работа подъемного механизма.
Момент пружинного уравновешивающего механизма
где—сила пружины;
h — плечо действия силыотносительно оси цапф. Известно, что сила пружины пропорциональна стреле сжатия (рис. 14.6), поэтому можно написать
где с—коэффициент жесткости пружины,характеризующий скорость нарастания силы пружиныпри увеличении стрелы сжатия;
s — стрела сжатия пружины.
Подставляя значение силыиз формулы (14.8) в выражение (14.7), получим
Для обеспечения полного уравновешивания качающейся части необходимо, чтобы правая часть выражения (14.9) изменялась по закону косинуса. Однако следует отметить, что возможное теоретически полное уравновешивание во всем секторе вертикальной наводки сложно осуществить в действительности из-за производственных трудностей изготовления пружин с заданными характеристиками, неизбежной с течением времени осадки пружин, наличия трения в шарнирах уравновешивающего механизма, в цапфах люльки и влияния собственной силы тяжести уравновешивающего механизма. Поэтому на практике полное уравновешивание производят только для двух или трех значений угла возвышения, а Для остальных значений в пределах сектора вертикальной наводки осуществляют частичное уравновешивание качающейся части, т. е. рименяют схему неполного уравновешивания качающейся части.
Насчет пружинного уравновешивающего механизма толкающего типа с полным уравновешиванием в двух точках =0 и
) сводят к установлению равенства момента уравновешивающего механизма моменту силы тяжести качающейся части для этих точек. Эти равенства имеют следующий вид: при
при
где—силы уравновешивающего механизма при углах
возвышения соответственно
— плечи действия уравновешивающих сил соответственно при
•—число колонок;
— угол возвышения центра тяжести качающейся части при
— угол возвышения центра тяжести качающейся части при
Величиныопределяются конструкцией орудия. Из
условий (14.10) и (14.11) получаем
Для дальнейшего расчета необходимо установить зависимость плеч h0 и hm от конструктивных размеров. Положим, что уравновешивающий механизм расположен на орудии так, как показано на рис. 14.2. Так как площадь треугольника
то
по аналогии
Расстояние между шарнирами~ при
определяют по теореме косинусов из треугольников
Тогда после подстановки значенийив зависимости (14.15) и (14.16) получим
Затем по выражениям (14.12) и (14.13) вычисляютии строят диаграмму работы пружины, из которой определяют жесткость пружины по зависимости
и начальную стрелу сжатия пружины
После этого вычисляютдля различных углови строят
графики. По графику определяют момент
неуравновешенностиВеличинане должна увеличи
вать усилие на маховике подъемного механизма выше допустимого предела. Если это условие не выполняется, то необходимо изменить конструктивные размеры механизма и по измененным значениямповторить расчет механизма.
Пневматические уравновешивающие механизмы
Пневматические уравновешивающие механизмы (рис. 14.7, а) состоят из одной или двух колонок. Колонка состоит из наружного 1 и внутреннего 2 цилиндров, которые при работе механизма перемещаются относительно друг друга под действием силы давления газа, находящегося во внутренних полостях цилиндра. Внутренний объем цилиндров герметизирован воротниковым уплотнением 3. Над воротниковым уплотнением находится жидкость 6, которая создает гидравлический запор. К наружному цилиндру на сварке крепится вентильное устройство 7, которое предназначено Для наполнения и выпуска из колонки газа и жидкости.
Давление газа р во внутренних полостях цилиндров создает силу пневматического уравновешивающего механизма:
где s ------ площадь поперечного сечения внутреннего цилиндра.
При вертикальной наводке ствола в результате относительного ремещения цилиндров изменяется объем внутренней полости колонки w, а следовательно, изменяются и параметры газа (объем,
давление, температура), находящегося в ней. Изменение параметров газа происходит по политропическому закону, т. е.
где— соответственно давления во внутренней полости ко
лонки при углах возвышения ствола
—соответственно объемы газа в колонке при углах возвышения ствола
—показатель политропы.
Из уравнения (14.20) определяют значение р и, подставляя его в выражение (14.19), получают
Приводят отношениек виду, затем делят числитель и знаменатель этого отношения наs и получают
где—приведенная длина начального объема газа в ко
лонке при;
—ход цилиндра колонки, отвечающий углу возвышения ствола
После подстановки зависимости (14.22) в выражение (14.21) получают
В соответствии с видом выражения (14.23) кривая усилия механизма в зависимости от относительного перемещения цилиндров представляет собой политропу (рис. 14.7,6). Следовательно, момент уравновешивающего механизмапритакже будет изменяться по политропическому закону.
На практике пневматическим уравновешивающим механизмом трудно обеспечить хорошее уравновешивание в широком диапазоне изменения углов возвышения из-за различных законов изменения моментов
Конструкции большинства пневматических уравновешивающих механизмов имеют специальные устройства, которые позволяют поддерживать величину момента неуравновешенностив необходимых пределах при изменении угла возвышения ствола и регулировать работу механизма При изменении температуры окружающей среды. Очень часто в пневматическом уравновешивающем механизме роль устройства для поддержанияв необходимых пределах выполняет пружина 1 (рис. 14.8), установленная на стержне 2, который в свою очередь закреплен неподвижно в наружном цилиндре 3. Пружина 1 помещена во внутреннем цилиндре 4. Работа данного механизма происходит следующим образом.
При перемещении вверх наружного цилиндра на величину х пружина 1 свободно поднимается и никакого влияния на силу Уравновешивающего механизма и, следовательно, на моменте оказывает. При дальнейшем перемещении наружного цилиндра стш!КИНа ^ УшШается в торец внутреннего цилиндра и под дей- пружМ давления газа начинает сжиматься. При этом вектор силы приложен к стержню 2, а следовательно, и к наруж-
ному цилиндру и направлен в обратную сторону от силы давления газаТаким образом, на наружный цилиндр действуют две
силы, равнодействующая которых есть сила уравновешивающего
механизма
Чем больше будет величина перемещения цилиндра х, тем больше будет увеличиваться сила пружиныпри одновременном уменьшении силы
Поэтому величина момента неуравновешенности будет подпер; живаться в необходимых пределах во всем секторе вертикальной наводки (рис. 14.9). Без. этого устройства величинабыла бы больше допустимого значения, что наглядно показывает диаграм- _ ма изменения величины(рис. 14.9)—пунктирная линия.
Пневматический уравновешивающий механизм аналогичного действия имеют гаубица Д-30 и другие орудия.
При колебании температуры окружающей среды в пневматических уравновешивающих механизмах изменяется давление газа
в колонке, а следовательно, и изменяются усилиеи моментЭто приводит 'к увеличению момента неуравновешенностив результате чего затрудняется работа на подъемном механизме.
Рис. 14.9. Диаграмма уравновешивания пневматического уравновешивающего механизма с пружиной
Для поддержания момента уравновешивающего механизма необходимой величины в интервале суточного колебания температуры воздуха (примерно в пределах) в конструкции механизма предусматривается специальное регулировочное устройство.
Регулировка величины момента уравновешивающего механизма при колебании температуры окружающей среды производится либо за счет изменения плеча действия силы h, либо за счет под- Держания постоянного значения силыиликомбинированным способом. При этом постоянное значение силыподдерживается компенсационным или объемным способом.
Компенсационный способ заключается в том, что за счет дополнительного подвода (отвода) газа из отдельных емкостей (компенсаторных баллонов) в колонке устанавливают требуемое Давление. Объем газа в цилиндрах при этом способе регулировки е изменяется, а количество его меняется.
Объемный способ установления заданного давления газа задается в том, что путем изменения объема, занимаемого определенным количеством газа, поддерживают давление газа требуемой величины.
Задача расчета пневматического уравновешивающего механизма сводится к определению:
величины силы уравновешивающего механизма, при которой достигается равенство моментов Мк и Му для заранее принятых углов возвышения качающейся части;
наибольшего объема воздуха;
конструктивных размеров механизма;
прочности деталей механизма.
Расчет сил пневматического уравновешивающего механизма ведется аналогично пружинному.
Определяют рабочую площадь поршня 5, предварительно задавшись начальным давлением в колонке уравновешивающего механизма /?о=(4-нЮ) 106 Н/м2.
Устанавливают приведенную длину начального объема газа по зависимости
— полный ход подвижного шарнира;
— степень сжатия газа в колонке механизма;
п — показатель политропы. 3. Определяют начальный объем газа
4. Вычисляют силу трения Т в уплотнительных устройствах механизма по формуле
Действительная сила уравновешивающего механизма Рэу, приложенная к качающейся части, определяется по зависимости
где знак «—» берется при подъеме качающейся части, а « + » при опускании.
Затем вычисляют моментыи А1у дляуглов <рг с интервалом 10—15° и строят графики и как для случая
опускания, так и для подъема качающейся части, после чего определяют ДМтах для указанных выше случаев и величины усилия на маховике подъемного механизма при
Цилиндры механизма рассчитывают на прочность, как толстостенные трубы, по зависимости
Конструктивные размеры цилиндров выбираются такими, чтобы в них помещался расчетный объем газа при давлении р0.
- § 1. Принцип устройства и действия орудия
- § 2. Основные характеристики орудия
- § 3. Классификация и требования, предъявляемые к артиллерийским орудиям
- § 4. История развития советской артиллерии
- Раздел I
- Глава 1
- § 1.1. Явление выстрела
- § 1.2. Параметры внутренней баллистики
- § 1.3. Горение пороха
- § 1.4. Образование пороховых газов
- § 1.5. Давление пороховых газов в постоянном объеме
- § 2.1. Расширение пороховых газов
- § 2.2. Движение снаряда в канале ствола
- § 2.3. Работы, совершаемые пороховыми газами
- § 2.4. Последействие пороховых газов
- Глава 3
- § 3.1. Система уравнений внутренней баллистики
- § 3.2. Решение основной задачи
- § 3.3. Таблицы внутренней баллистики
- § 3.4. Поправочные формулы внутренней баллистики
- Глава 4
- § 4.1. Назначение боеприпасов и требования, предъявляемые к ним
- § 4.2. Принципы устройства выстрелов
- § 4.3. Комплектация выстрелов
- § 4.4. Окраска и маркировка боеприпасов
- Глава 5
- § 5.1. Силы, действующие при выстреле
- § 5.2. Силы, действующие в полете
- § 6.1. Конструкция и характеристики снарядов
- § 6.2. Ударное действие снарядов
- § 6.3. Осколочное действие снарядов
- § 6.4. Фугасное действие снарядов
- § 6.5. Действие кумулятивных снарядов
- § 6.6. Действие снарядов специального назначения
- § 7.1. Ударные взрыватели
- § 7.2. Дистанционные и неконтактные взрыватели
- § 7.3. Действие взрывателей
- § 7.4. Условия безопасности и взводимости взрывателей
- Глава 8 боевые заряды
- § 8.1. Пороховые заряды
- § 8.2. Гильзы
- § 8.3. Средства воспламенения
- Глава 9
- § 9.1. Хранение и сбережение боеприпасов
- § 9.2. Эксплуатация боеприпасов на огневой позиции
- Глава 10 орудийные стволы
- § 10.1. Типы и конструкция стволов
- § 10.2. Силы, действующие на ствол при выстреле
- § 10.3. Предел упругого сопротивления ствола-моноблока
- § 10.4. Расчет ствола-моноблока на прочность
- Глава 11 затворы § 11.1. Типы и конструкции затворов
- § 11.2. Запирающие механизмы
- § 11.3. Ударные и спусковые механизмы
- § 11.4. Выбрасывающие механизмы
- § 11.5. Полуавтоматика
- § 11.6. Предохранительные и вспомогательные механизмы
- § 11.7. Эксплуатация затворов
- Глава 12
- § 12.2. Свободный откат ствола
- § 12.3. Дульный тормоз и его влияние на откат ствола
- § 12.4. Торможенный откат
- § 12.5. Устойчивость и неподвижность орудия при накате
- Глава 13 противооткатные устройства
- § 13.1. Накатники
- § 13.2. Гидравлические тормоза отката
- § 13.3. Накат ствола
- § 13.4. Основы эксплуатации противооткатных устройств
- I. Расчет свободного отката а. Первый период
- Б. Второй период
- III. Расчет накатника
- 3. Сила накатника для рассчитанных значений длины отката ( табл. 2 )
- IV. Расчет тормоза отката веретенного типа а. Расчет тормоза отката
- 12; Величина (табл. 3)
- Глава 14
- § 14.1. Уравновешивающие механизмы
- § 14.2. Механизмы наведения
- § 14.3. Электрические приводы
- § 14.4. Эксплуатация механизмов
- Глава 15
- § 15.1. Лафеты
- § 15.2. Ход и подрессоривание
- § 15.3. Вспомогательное оборудование
- Глава 16
- § 16.1. Типы прицелов и требования, предъявляемые к ним
- § 16.2. Механические прицелы
- § 16.3. Оптические прицелы и визиры
- § 16.4. Ночные прицелы
- § 16.5. Эксплуатация прицелов
- Глава 17
- § 17.2. Особенности устройства артиллерийской части самоходных орудий
- § 17.3. Действие выстрела на самоходное орудие
- Глава 18
- § 18.1. Порядок разработки орудий
- § 18.2. Испытания орудий
- Глава 19
- § 19.1. Организация эксплуатации
- § 19.2. Осмотры и технические обслуживания
- § 19.3. Хранение и сбережение
- § 1. Принцип устройства и действия орудия . .* —