2. В боевой обстановке в ходе непосредственной морально-
психологической подготовки личного состава к бою решаются следующие
основные задачи:
- актуализация мотивационных установок военнослужащих на
решение поставленных задач;
- нейтрализация информации, деморализующей личный состав;
- формирование, поддержание и восстановление нервно-психической
устойчивости к стресс-факторам боя;
- создание условий для поддержания позитивных эмоциональных и
волевых состояний военнослужащих;
- обеспечение готовности личного состава к самостоятельным и
грамотным действиям по выполнению поставленной задачи.
Актуализация таких мотивациоииых установок
военнослужащих, как патриотизм, чувства воинского долга, боевого
товарищества, профессионализма, ненависти к врагу, личной мести
являются необходимым условием формирования и поддержания
непосредственной психологической готовности личного состава к
ведению боевых действий.
Их актуализация достигается следующими способами и приёмами
информационно-воспитательной работы:
- разъяснением справедливых целей ведущихся боевых действий, их
соответствия интересам государства и лично каждого военнослужащего;
- доведением информации, демонстрирующей поддержку населения,
заботу руководства страны (зачитка писем, обращений), обращением к
историческим фактам;
- информированием об успехах своих войск, пропагандой примеров
героизма, умелых действий, награждением ранее отличившихся
военнослужащих;
- разоблачением агрессивных планов противника, информированием
о фактах бесчинств и преступлений с его стороны;
- формированием (поддержанием) позитивных групповых мнений,
настроений, традиций;
- индивидуальной работой с офицерским составом, прапорщиками,
сержантами, неформальными лидерами подразделений по обеспечению их
позитивного отношения к выполняемым боевым задачам.
Формированию и поддержанию боевой мотивации личного состава
способствует также военно-социальная работа, направленная на
максимально полную реализацию для каждого военнослужащего статуса
участника боевых действий, что достигается:
10
- содействием военнослужащим действующей армии и членам их
семей в получении предусмотренных законодательством льгот и
преимуществ;
- организацией бесперебойного материального обеспечения и
создание максимально возможных в боевой обстановке условий быта
(питания, обогрева, помывки)
оперативным пресечение и расследованием фактов
злоупотреблений и упущений должностных лиц в области обеспечения войск.
Одновременно проводятся мероприятия по сплочению
коллективов подразделений, повышению организованности и
дисциплинированности личного состава, укреплению авторитета
командиров.
При подготовке к бою психологическая работа организуется и
проводится в целях поддержания у военнослужащих психологической
устойчивости и готовности выполнить поставленные боевые задачи в любых
условиях обстановки.
Психологическая готовность военнослужащих к ведению боевых
действий определяется их способностью результативно выполнять
поставленные задачи, что достигается:
- формированием, поддержанием и восстановлением у военнослужащих
эмоционально-волевой устойчивости к стресс-факторам боя;
- созданием и коррекцией динамического образа предстоящих
действий.
Основным средством обеспечения готовности личного состава к
ведению высокоэффективных боевых действий в конкретных условиях
выступает целевая психологическая подготовка.
При этом максимальная детализация представлений
военнослужащих о стоящих боевых задачах и способах их выполнения
обеспечивается:__
- четкой постановкой и разъяснением (с требованием последующего
словесного повторения) задач, последовательности и характера действий,
порядка взаимодействия, связи;
- созданием условий для всестороннего изучения военнослужащими
(особенно командным составом) местности (макетирование поля
предстоящего боя, рекогносцировка);
- организацией практической отработки возможных действий войск
в условиях максимально приближённых к реальным (тактические занятия с.
имитацией действий конкретного противника и стресс-факторов боя);
- организацией обмена боевым опытом, инструктированием по
оптимальному поведению в бою;
- обучением приёмам управления возможностями собственной
психики, оказания психологической поддержки сослуживцам;
- информированием о противнике, его сильных и слабых сторонах,
возможном характере действий;
- формированием уверенности в превосходстве над врагом.
Богатый опыт целевой психологической подготовки к выполнению
боевых задач накоплен, в частности, за годы Афганской и Чеченских войн в
разведподразделениях. Это учебно-боевые выходы на разведоперации, «тест
на сон», «крещение кровью». Они предполагали отработку действий молодых
солдат в максимально напряжённых условиях в т.ч. в реальной боевой
обстановке, но при этом всё-же давалась возможность определённой
адаптации, а на крайний случай предусматривалась «страховка».
Важным условием поддержания мотивации военнослужащих на
активное ведение боевых действий является нейтрализация деморализующей
информации, что достигается защитой войск от информационно-
психологического воздействия противника.
Особая актуальность такой защиты в настоящее время наглядно
подтверждается ходом подготовки и ведения боевых действий в Югославии, в
Ираке и в других вооружённых конфликтах.
16
Основными способами защиты войск от информационно-
психологического воздействия противника в боевой обстановке являются:
- физическое недопущение распространения пропагандистских
материалов противника и его потенциальных пособников (в т.ч. посредством
их сбора и уничтожения, радио, артиллерийского и другого подавления
соответствующих средств ИПВ, путём предупреждения контактов личного
состава с негативно настроенными представителями СМИ, местным
населением);
- разоблачение деструктивной информации;
- пресечение панических, пораженческих настроений.
Для усиления эмоционального воздействия мероприятий МПО, а
также поддержания позитивного эмоционального и волевого состояния
военнослужащих, снятия у них излишней напряжённости могут
использоваться средства и формы культурно-досуговой работы.
Формами такой работы при подготовке к бою могут быть:
организация выступлений профессиональных и самодеятельных артистов,
просмотров документальной хроники и художественных фильмов на
патриотическую тематику, трансляция мобилизующей музыки.
Трудно, например, переоценить то мобилизующее воздействие,
которое оказывали на советских воинов в годы Великой Отечественной
войны песни, стихи, репортажи, художественные фильмы ею же рождённые.
Эффективными способами формирования и поддержания боевой
мотивации военнослужащих являются личный пример командиров и всего
офицерского состава в самоотверженном выполнении воинского долга,
также такие организационные мероприятия, как:
- грамотное распределение прибывшего на доукомплектование
личного состава, комплектование «боевых троек», экипажей, расчётов, их
сплочение и боевое слаживание;
- создание боевого актива из наиболее адаптированных и
подготовленных к боевым действиям военнослужащих;
эмоционально-волевой устойчивостью (переюд потенциальных паникёров в
подразделения тылового обеспечения и др.);
- обеспечение высокого качества управления войсками (за счёт
тщательной кадровой работы, постоянной требовательности и контроля).
- оптимальное с психологической точки зрения построение боевого
порядка.
3. С началом бон напряжение психики военнослужащих достигает
предела, и приоритетными становятся такие виды психологической работы
как психологическая поддержка и психологическая помощь.
Психологическая поддержка имеет целью сохранение у всех
военнослужащих психологического ресурса, обеспечивающего их активные
действия на поле боя, предупреждение развития у них индивидуальных и
групповых отрицательных психических состояний.
Психологическая помощь — jto комплекс мероприятий,
направленных на обеспечение успешногс преодоления конкретными
военнослужащими психотравмирующих факторов боя, сохранение
(восстановление) их психологической устойчивости и готовности выполнять
задачи.
Основными приёмами психологической поддержки и
психологической помощи в бою являются:
- доведение до военнослужащих мобилизующей информации;
- убеждение и внушение по типу: «Мы справлялись и не с такими
задачами», «Ты справишься с этим у тебя достаточно сил»;
- психологическое подкрепление по типу: «Молодец!», «Орёл!»,
«Так держать!»;
- психологическое заражение настроением по типу: «Мужики мы
или нет!?», «Десантники не отступают!»;
- твёрдое управление действиями подчинённых, отвлечение их от
психотравмирующих факторов, постановка чётких задач на продолжение
18
боевых действий по типу: «Рядовой Петров! Противник справа, за горящим
автобусом - уничтожить!»;
- шутки, угрозы;
- побуждение военнослужащих выполнить один из экспресс-приёмов
психической саморегуляции, основанный на изменении типа дыхания и
тонуса скелетной мускулатуры;
- контакт глазами, одобряющие жесты и мимика (визуальные);
- прикосновения, пожатия руки, похлопывание по плечу,
«встряхивание» и др. (тактильные);
- нахождение рядом с нуждающимся в поддержке в трудную минуту,
угощение сигаретой, водой;
- личный пример активных и решительных действий;
г поддержка действиями и огнём и др.
В крайних случаях (при оцепенении, неуемном треморе, явной
потере самообладания) военнослужащим могут быть выданы
медикаментозные (седативные) средства, их целесообразно эвакуировать
с поля боя и направить в полковой пункт психологической помощи и
реабилитации, по возможности предотвратив контакты с остальным личным
составом.
В боевой обстановке на психику и поведение военнослужащих
существенное влияние может оказывать умелое использование
командирами тактических и материально-технических факторов боя, к
числу которых относятся:
- создание условий для минимизации потерь (максимальное огневое
подавление противника, борьба с его снайперами, диверсионными группами,
использование обходных манёвров, военной хитрости, защитных свойств
местности, обеспечение надёжного боевого охранения и т.д.);
- поддержание надёжного взаимодействия и связи с соседями;
- обеспечение войск всем необходимым для боя, своевременное
пополнение боезапаса и потерь вооружения и боевой техники.__
4. После боя МПО главным образом направляется на
восстановления психофизиологического ресурса военнослужащих,
поддержание их готовности к выполнению новых боевых задач.
Это достигается проведением таких мероприятий информационно-
воспитательной, военно-социальной и культурно-досуговой работы, как:
- организация полноценного отдыха, качественного питания личного
состава, его медицинское и банно-прачечное обслуживание, доставка
почтовых отправлений, посылок, предоставление возможности для написания
писем, телефонной связи с родными, посещения раненых товарищей;
- уход за боевой техникой и оружием, приведение в порядок
снаряжения и обмундирования;
- представление к награждению отличившихся в бою и организация
торжественного вручения им наград;
- организация опознания и достойное захоронение погибших,
проведение митингов памяти в их честь.
В этот период большое значение имеют такие меры по
психологической реабилитации военнослужащих, получивших боевые
психические травмы, как выполнение приемов психической саморегуляции,
аутотренинг, индивидуальная и групповая психотерапия, музыко-, фито-,
витаминотерапия и медикаментозное воздействие.
- 2 Организация мср
- Боевая и техническая характеристика бтр
- Организационно-штатная структура тб.
- 78. В зависимости от обстановки могут применяться позиционная или маневренная оборона, а также их сочетание.
- Наступление с выдвижением из глубины обычно начинается из исходного района последовательным развертыванием подразделений для атаки с ходу.
- 11 Марш
- Сезонные изменения тактических свойств местности
- Порядок разработки и ведения графических боевых документов
- Боевая машина пехоты м2аз «Бредли» (сша)
- Боевые и технические характеристики основных танков нато
- Ттх основных противотанковых мин
- Ттх основных противопехотных мин
- Иностранные армии
- Противопехотные мины иностранных армий
- 33. Цели и задачи ивр
- 34 Цели и задачи информационно-пропагандистской работы (ипр)
- 36 Система информационно-воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- 37 Формы и методы информационно-воспитательной работы Формы ивр
- Методы ивр
- 38 Значение информационно- воспитательной работы для формирования морально-психологического состояния военнослужащих.
- Морально-психологическое обеспечение миротворческих операций
- Информационно-воспитательная работа в боевых действиях (Сухопутных войск)
- 39 Общественно-государственная подготовка как составная часть боевой учебы в части (подразделении).
- 40 Требования руководящих документов к организации и проведению общественно государственной подготовке.
- Содержание приказа командира части на организацию и проведение огп
- 42 Тематика огп и ее краткое содержание
- Учебный план общественно-государственной подготовки для занятий с военнослужащими проходящими военную службу по призыву в 2011 году.
- Учебный план общественно-государственной подготовки для занятий с военнослужащими проходящими военную службу по контракту в 2011 году.
- Учебный план общественно-государственной подготовки с офицерами соединений, воинских частей и подразделений в 2011 году.
- Тематика единых дней информирования личного состава войсковой части на 2011 учебный год
- 43 Лекция и семинарское занятие как основные формы проведения общественно-государственной подготовки.
- 45 Задачи руководителя группы общественно государственной подготовки.
- 47 Методика подготовки к лекционному занятию по общественно- государственной подготовке с различными категориями военнослужащих.
- 2) Уверенное владение основными способами изложения материала.
- 48 Методика оценки общественно-государственной подготовки в подразделении (части).
- 49 Информирование как одна из форм информационно пропагандистской работы.
- 51 Особенности информационного обеспечения частей и подразделений в боевой обстановке.
- 52 Особенности информационно-пропагандистской работы с военнослужащими контрактной службы.
- 53 Особенности информационно-пропагандистской работы с военнослужащими, проходящими службу по призыву.
- 55 Основные требования к план-конспекту руководителя группы огп.
- 56 Материально-техническое обеспечение занятий по огп.
- 58 Особенности использования государственных и общественных организаций в воспитании военнослужащих.
- 59 Методика использования средств массовой информации в интересах проведения занятий по огп и информированию
- 60 Основные документы по организации огп, разрабатываемые в подразделении
- 61 Основные формы информационно-воспитательной работы в интересах профессионального и патриотического воспитания.
- 62 Формы и методы информационно-воспитательной работы в интересах укрепления правопорядка и воинской дисциплины.
- 63 Содержание ивр в интересах нравственного и эстетического воспитания военнослужащих.
- 64 Формы информационно-пропагандистской работы по противодействию информационно-психологическому воздействию противника.
- Скоординированной пропагандистской деятельности;
- Психологических действий.
- 35 Пути формирования информационной культуры офицера воспитателя
- 66 Пути формирования информационной культуры офицера воспитателя
- 68 Информационные технологии и их использование в воспитательной работе Вооруженных Сил Российской Федерации.
- 69 Пути совершенствования информационно-воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- 70 Табельные технические средства обучения и воспитания и их использование при проведении мероприятий ивр.
- 71 Формы работы зам. Командира роты по воспитательной работе с клубом и библиотекой части.
- 72 Порядок обеспечения частей и подразделений техническими средствами обучения и воспитания.
- 73 Особенности воспитания военнослужащих в американской армии.
- 74 Система воспитания военнослужащих в английской армии.
- Особенности воспитания в Бундесвере.
- Основные характеристики системы воспитания военнослужащих фрг, Франции, сша и Соединенного Королевства
- Франция
- Соединенное Королевство
- 77 Уставные обязанности командира роты
- 79 Обязанности дежурного по роте.
- 80 Обязанности дневального по роте.
- 87 Организация воспитательной работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины
- 60. Содержание и организация профессионального самовоспитания личного состава и подразделения.
- 93 Роль морального фактора в современной войне
- 95 Основные направления морально-психологического обеспечения при приведении войск в боевую готовность
- 3.2. Основные направления морально-психологического обеспечения при
- 96 Особенности психологической работа при приведении подразделения, части в боевую готовность
- 33. Особенности психологической работы при приведении полразделения,
- 97 Специфические факторы (условия), определяющие особенности mп0 боевого дежурства
- 4.1. Боевое дежурство - неотъемлемый компонент боевой готовности
- 1. Государственная важность задач боевого дежурства.
- 2. Преимущественно операторский характер деятельности личного
- 3. Отсутствие возможности непосредственного контакта с противником
- 4. Повышенная напряженность и ожидание, как основные особенности
- 5. Коллективный характер деятельности личного состава на боевом
- 6. Цикличность деятельности личного состава дежурных сил.
- 98 Основные мероприятия морально-психологического обеспечения боевого дежурства
- 1. Формирование у личного состава боевых расчетов мировоззренческих
- 2. Нравственно-эстетическое и трудовое воспитание военнослужащих.
- 3. Формирование верности профессиональным традициям, высокой
- 99 Основные мероприятия морально-психологического обеспечения караульной службы
- 5.1. Основные мероприятия морально-психологического обеспечения
- 100 Организация мпо караульной службы
- 5.2. Деятельность офицеров органов воспитательной работы по
- 101 Основные задачи и содержание морально-психологического обеспечения боя
- 6.1. Основные задачи н содержание морально-психологического
- 1. Заблаговременная морально-психологическая подготовка
- 2. В боевой обстановке в ходе непосредственной морально-
- 102 Особенности мпо оборонительного боя
- 6.2. Содержание мероприятий и особенности мпо оборонительного боя.
- 103 Работа заместителя командира по воспитательной работе при организации мпо оборонительного боя
- 6.3. Работа заместителя командира по воспитательной работе при
- 104 Особенности и основные направления мпо наступательного боя
- 105 Основные мероприятия мпо перегруппировки (марша)
- 7.2. Сущность, содержание и основные мероприятия мпо перегруппировки
- 106 Задачи и особенности проведения операций международных сил по поддержанию мира
- 8.1. Цели, задачи и особенности проведения операций международных сил по
- 1. Законность.
- 4. Нейтральность.
- 5. Использование силы лишь в порядке самообороны.
- 7. Многонациональность.
- 107 Особенности мпо действий войск в миротворческих операциях
- 8.2. Характер и особенности морально-психологического обеспечения
- 108 Содержание основных мероприятий мпо в условиях контртеррористических операций
- 8.3. Сущность, задачи и основные принципы проведения
- 8.4. Содержание основных мероприятий морально-психологического
- 109 Особенности информационно-воспитательной и военно-социальной работы в условиях контртеррористических операций.
- 110 Порядок планирования mпо боя и постановки задач подчиненным
- 9.2. Порядок планирования мпо боя и постановки задач подчиненным.
- 9.2. Порядок планирования мпо боя и постановки задач подчиненным.
- 111 Содержание боевых докумен тов по организации мпо боя
- 9.3. Содержание боевых документов по организации мпо боя.
- 124 103. Сущность, предназначение и структура военной организации государства.
- 154 122.Основные положения фз «о воинской обязанности военной службе в вс рф». Порядок прохождения военной службы в рф.