98 Основные мероприятия морально-психологического обеспечения боевого дежурства
4.2. Основные мероприятия морально-психологического обеспечения
боевого дежурства
Главной целью морально-психологического обеспечения боевого дежурства
является создание социально-психологических, правовых, культурно-
бытовых условий, обеспечивающих такой уровень морально-
психологического состояния личного состава дежурных сил, который
гарантированно позволяет выполнять задачи боевого дежурства в любых
условиях обстановки.
I ZO
Данная цель характеризует сущность морально-психологического
обеспечения боевого дежурства и определяет его основные задачи.
При планировании и организации морально-психологического обеспечения
первостепенное внимание обращается на выработку и развитие у военнослужащих
осознанной мотивации действий на боевом дежурстве, понимания значимости
выполнения возложенных на них обязанностей в обеспечении обороноспособности
и безопасности государства.
Это повышает внутренние мобилизационные возможности военнослужащих и
способствует формированию у них высокой ответственности за выполнение
боевой задачи и их стремлению к повышению своего военно-профессионального
мастерства.
В ходе боевой подготовки морально-психологическое обеспечение
направляется на формирование у воинов качеств, умений и навыков,
позволяющих с получением сигнала в любых условиях обстановки
немедленно приступить к выполнению боевой задачи.
При этом особое внимание обращается на подготовку личного состава к
действиям:
- в условиях высокой ответственности, требующей мобилизации резервных
возможностей психики;
- в обстановке опасности, вызывающей к жизни инстинкт самосохранения,
внезапности и при непрогнозируемых условиях;
- при дефиците времени, непривычном ритме работы, недостатке или
избытке информации;
- в условиях постоянной новизны возникающих задач, одновременном
совмещении нескольких видов действий и т.д.
Существенная взаимная зависимость и коллективная ответственность всех
должностных лиц боевых расчетов дежурных сил определяют важное место в
работе по морально-психологическому обеспечению мероприятий по
формированию у личного состава коллективистских мотивов поведения.
129
Основными направлениями работы командиров, штабов, органов
воспитательной работы по морально-психологическому обеспечению
б о е в о г о дежурства являются:
]. Анализ морально-психологического состояния и дисциплины личного
состава, проведение мероприятий по поддержанию правопорядка в воинских
коллективах, нейтрализации негативных проявлений в армейской среде.
2. Изучение и анализ интересов, настроений и взаимоотношений
военнослужащих, членов их семей и выработка рекомендаций по управлению
социально-психологическими процессами в воинских коллективах.
3. Обеспечение психологической совместности номеров дежурных расчётов
и смен.
4. Изучение и анализ военно-политической обстановки, социально-
экономической ситуации в районе дислокации, регулярное доведение этой
информации до личного состава.
5. Военно-социальная работа среди военнослужащих и членов их семей в
целях решения конкретных вопросов их социальной защиты и удовлетворения
материально-бытовых потребностей.
6. Информационно-воспитательная и культурно-досуговая работа с личным
составом и членами семей военнослужащих с учётом задач боевого дежурства.
7. Проведение руководящим составом части инструктивно-методических
занятий с руководящим составом подразделений по вопросам организации
морально-психологического обеспечения боевого дежурства.
8. Анализ морально-психологического состояния войск противника, его
информационно-психологического воздействия на личный состав и проведение
мероприятий по противодействию его влиянию на военнослужащих.
9. Проведение мероприятий по снятию психологической напряжённости и
восстановлению работоспособности личного состава, психологическая
реабилитация военнослужащих, перенёсших сильные психологические потрясения.
При этом основными задачами морально-психологического обеспечения
боевого дежурства являются:
формирование у личного состава высоких морально-психологических
качеств психологической готовности к выполнению задач боевого дежурства,
высокой ответственности за выполнение функциональных обязанностей;
- формирование у личного состава моральных качеств и нравственных
мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга;
- создание социально-психологических, культурно-бытовых и др. условий для
полного выполнения личным составом дежурных сил своих обязанностей;
- соблюдение и реализация всех правовых и социальных гарантий
военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законодательством РФ;
- повседневное разъяснение личному составу государственной политики в
области обеспечения безопасности и вооруженной зашиты страны;
- воспитание у личного состава уважения к Конституции РФ, законам и
уставам, гордости за принадлежность к ВС РФ, поддержание правопорядка и
воинской дисциплины, здоровой морально-нравственной атмосферы;
- изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния
личного состава, несущего боевое дежурство;
- воспитание уверенности в своих командирах, в правильности принимаемых
ими решений, в возможностях боевой техники.
Выполнение этих задач достигается проведением комплекса мероприятий
морально-психологического обеспечения боевого дежурства.
Информационно-воспитательная работа затрагивает теоретический
уровень общественного сознания военнослужащих, несущих боевое
дежурство, и включает все виды воспитания: воинское, нравственное,
патриотическое, правовое.
Информационно-воспитательная работа организуется и осуществляется
в целях мобилизации личного состава дежурных сил на безусловное
выполнение боевых задач в любых условиях обстановки.
Информационная работа направляется на военно-политическое
ориентирование личного состава дежурных сил, формирование его духовной
готовности к выполнению боевых задач.
Воспитательная работа проводится с целью выработки у военнослужащих
ответственности и добросовестного отношения к своим служебным обязанностям
при выполнении задач боевого дежурства.
На боевом дежурстве информационно-воспитательная работа
планируется и проводится для решения следующих задач:
- формирование у личного состава моральных качеств и нравственных
мотивов сознательного и добросовестного выполнения боевых задач;
- доведение до всех категорий личного состава сущности военно-
политической обстановки в мире и внутриполитической обстановки в стране;
- воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за
безопасность страны, исполнительской дисциплины при несении дежурства;
- сплочение личного состава дежурных сил в единый, дружный организм,
объединенный общей целью качественного несения боевого дежурства;
- воспитание уважения к законам, высокой дисциплинированности,
способности противостоять страху, панике, слухам;
- оперативное распространение положительного опыта воинов, отличившихся
в ходе несения боевого дежурства;
- своевременное обеспечение личного состава дежурных сил периодическими
изданиями, организация просмотров теле-, радиопередач.
Военно-социальная работа направляется на безусловное соблюдение
социально-правового статуса военнослужащих, поддержание правопорядка
и организованности в ходе выполнения задач боевого дежурст ва.
Военно-социальная работа на боевом дежурстве должна включать в себя
следующие направления:
- создание социальных и правовых условий для выполнения личным составом
дежурных сил своих функциональных обязанностей, соблюдения правовых и
социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ;
- разъяснение военнослужащим законов, их прав и обязанностей,
формирование чувства личной ответственности за выполнение законов, иных
правовых актов и приказов командиров, регламентирующих боевое дежурство;
- укрепление единоначалия, организованности, правопорядка и воинской
дисциплины на различных этапах подготовки и несения боевого дежурства;
- контроль за доведением до личного состава положенных норм довольствия
за соблюдением принципов социальной справедливости.
Военно-социальна» работа на боевом дежурстве осуществляется в
тесном единстве с информационно-воспитательной работой, особенно с
воинским, нравственным и правовым воспитанием, правовой пропагандой,
предполагает использование воспитательного воздействия практики применения
законодательства в войсках.
Культурно-досуговая работа организуется и осуществляется в целях
восстановления духовных и физических сил военнослужащих, входящих в
состав дежурных смен и расчетов.
Основными задачами культурно-досуговой работы являются:
- формирование и поддержание культурного уровня взаимоотношений
между военнослужащими, необходимого эмоционально-нравственного состояния
личного состава;
- развитие у личного состава дежурных сил общекультурных норм и правил
межнационального общения и общественного поведения;
- организация духовно-содержательного досуга и отдыха, культурного
обслуживания личного состава, свободного от выполнения задач боевого
дежурства.
Культурно-досуговая работа служит средством духовно-нравственного
возвышения и творческого развития личности воинов и призвана способствовать
выполнению задач боевого дежурства путем создания у военнослужащих
необходимого эмоционально-психологического настроя.
Культурно-досуговая работа тесно увязывается с задачами
информационно-воспитательной и психологической работы, всеми видами
воспитания военнослужащих: патриотическим, правовым, нравственным, и др.,
а также с боевой и морально-психологической подготовкой.
133
Психологическая работа организуется и проводится с целью подготовки
психики отдельного военнослужащего и психологии воинских коллективов к
выполнению задач боевого дежурства.
Основными задачами психологической работы в ходе несения боевого
дежурства являются.
- изучение и анализ социально-психологических характеристик личного
состава, заступающего на боевое дежурство;
прогнозирование социально-психологических процессов, выработка
рекомендаций по управлению ими в дежурных силах в интересах поддержания
устойчивого морально-психологического состояния личного состава, высокой
дисциплины, организованности и порядка на боевом дежурстве;
- организация постоянного наблюдения и профилактическая работа с
лицами, требующими контроля;
- социально-психологический анализ воинской дисциплины, выявление
причин происшествий, выработка психологических мер их предупреждения;
обеспечение оптимального социально-психологического режима
жизнедеятельности личного состава дежурных сил на основе закономерностей
функционирования психики и психических процессов;
- своевременная ликвидация излишней психической напряженности и
переутомления военнослужащих, несущих боевое дежурство;
- создание условий для рационального использования отдыха и
психической разгрузки личного состава, проведения антистрессовых
мероприятий;
- поддержание высокой психической активности воинов, устранение
отрицательных психологических последствий боевого дежурства,
восстановление психического равновесия;
- психодиагностика, оказание оперативной психологической помощи,
осуществление психологической реабилитации военнослужащих, получивших
психические травмы.
Важнейшим элементом психологической работы выступает
Дсихолпгическая подготовка личного состава к боевому дежурству.__
Она предполагает подготовку военнослужащих к выполнению боевых
задач, обучение и тренировки по ведению боевых действий в условиях,
требующих большого эмоционально-психологического напряжения.
Содержание психологической подготовки определяются особенностями
вооружения, спецификой должностного обязанностей лиц боевых расчетов и
необходимостью психофизиологической подготовки военнослужащих к
выполнению ими своих функциональных обязанностей.
В ходе психологической подготовки решаются следующие задачи:
- формирование функциональной надежности психики воинов и ее
адаптация к условиям боевого дежурства;
- преодоление у военнослужащих сомнений в способности выполнить
поставленные задачи;
- формирование эмоционально-волевой устойчивости у личного состава,
способности действовать в условиях опасности, преодолевать страх и панику;
профессиональный психофизиологический отбор и подготовка
военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей.
Защита от информационно-психологического воздействия противника
организуется с целью противодействия негативному пропагандистскому и
психологическому влиянию противника на личный состав дежурных смен,
ликвидации последствий этого влияния, недопущения деморализации и
дезорганизации боевых расчетов.
Основными мероприятиями по защите личного состава боевых
расчетов от информационно-психологического воздействия противника
являются:
- упреждающее регулярное информирование личного состава;
- контроль радио- и телепрограмм;
перекрытие каналов информационно-психологического воздействия
противника на дежурные силы.
Таким образом, мы рассмотрели общий комплекс задач морально-
психологического обеспечения боевого дежурства, определяющих его
содержательную сторону.
1 J J
Однако при планировании и проведении мероприятий морально-
психологического обеспечения боевого дежурства необходимо учитывать действие
внешних факторов, существенным образом влияющих на морально-
психологическое состояние личного состава.
Эти внешние факторы можно разделить на три группы:
- общие (факторы макросреды: общеполитическая и экономическая ситуация
в стране, отношение общества к армии и т.д.);
частные (факторы микросреды: характер межличностных
взаимоотношений в воинском коллективе, морально-психологический климат в
подразделениях, качество боевой подготовки, укомплектованность личным
составом, уровень военного руководства, условия несения боевого дежурства);
единичные (индивидуально-психологические особенности
военнослужащих).
Совокупность этих факторов влияет на психику личного состава, определяя
степень их внутренний готовности к выполнению задач боевого дежурства, а
также на содержание морально-психологического обеспечения, выбор средств и
способов его организации.
Для достижения целей морально-психологического обеспечения боевого
дежурства необходимо добиваться комплексного воздействия на личный
состав боевых расчетов по трем основным направлениям:
- 2 Организация мср
- Боевая и техническая характеристика бтр
- Организационно-штатная структура тб.
- 78. В зависимости от обстановки могут применяться позиционная или маневренная оборона, а также их сочетание.
- Наступление с выдвижением из глубины обычно начинается из исходного района последовательным развертыванием подразделений для атаки с ходу.
- 11 Марш
- Сезонные изменения тактических свойств местности
- Порядок разработки и ведения графических боевых документов
- Боевая машина пехоты м2аз «Бредли» (сша)
- Боевые и технические характеристики основных танков нато
- Ттх основных противотанковых мин
- Ттх основных противопехотных мин
- Иностранные армии
- Противопехотные мины иностранных армий
- 33. Цели и задачи ивр
- 34 Цели и задачи информационно-пропагандистской работы (ипр)
- 36 Система информационно-воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- 37 Формы и методы информационно-воспитательной работы Формы ивр
- Методы ивр
- 38 Значение информационно- воспитательной работы для формирования морально-психологического состояния военнослужащих.
- Морально-психологическое обеспечение миротворческих операций
- Информационно-воспитательная работа в боевых действиях (Сухопутных войск)
- 39 Общественно-государственная подготовка как составная часть боевой учебы в части (подразделении).
- 40 Требования руководящих документов к организации и проведению общественно государственной подготовке.
- Содержание приказа командира части на организацию и проведение огп
- 42 Тематика огп и ее краткое содержание
- Учебный план общественно-государственной подготовки для занятий с военнослужащими проходящими военную службу по призыву в 2011 году.
- Учебный план общественно-государственной подготовки для занятий с военнослужащими проходящими военную службу по контракту в 2011 году.
- Учебный план общественно-государственной подготовки с офицерами соединений, воинских частей и подразделений в 2011 году.
- Тематика единых дней информирования личного состава войсковой части на 2011 учебный год
- 43 Лекция и семинарское занятие как основные формы проведения общественно-государственной подготовки.
- 45 Задачи руководителя группы общественно государственной подготовки.
- 47 Методика подготовки к лекционному занятию по общественно- государственной подготовке с различными категориями военнослужащих.
- 2) Уверенное владение основными способами изложения материала.
- 48 Методика оценки общественно-государственной подготовки в подразделении (части).
- 49 Информирование как одна из форм информационно пропагандистской работы.
- 51 Особенности информационного обеспечения частей и подразделений в боевой обстановке.
- 52 Особенности информационно-пропагандистской работы с военнослужащими контрактной службы.
- 53 Особенности информационно-пропагандистской работы с военнослужащими, проходящими службу по призыву.
- 55 Основные требования к план-конспекту руководителя группы огп.
- 56 Материально-техническое обеспечение занятий по огп.
- 58 Особенности использования государственных и общественных организаций в воспитании военнослужащих.
- 59 Методика использования средств массовой информации в интересах проведения занятий по огп и информированию
- 60 Основные документы по организации огп, разрабатываемые в подразделении
- 61 Основные формы информационно-воспитательной работы в интересах профессионального и патриотического воспитания.
- 62 Формы и методы информационно-воспитательной работы в интересах укрепления правопорядка и воинской дисциплины.
- 63 Содержание ивр в интересах нравственного и эстетического воспитания военнослужащих.
- 64 Формы информационно-пропагандистской работы по противодействию информационно-психологическому воздействию противника.
- Скоординированной пропагандистской деятельности;
- Психологических действий.
- 35 Пути формирования информационной культуры офицера воспитателя
- 66 Пути формирования информационной культуры офицера воспитателя
- 68 Информационные технологии и их использование в воспитательной работе Вооруженных Сил Российской Федерации.
- 69 Пути совершенствования информационно-воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- 70 Табельные технические средства обучения и воспитания и их использование при проведении мероприятий ивр.
- 71 Формы работы зам. Командира роты по воспитательной работе с клубом и библиотекой части.
- 72 Порядок обеспечения частей и подразделений техническими средствами обучения и воспитания.
- 73 Особенности воспитания военнослужащих в американской армии.
- 74 Система воспитания военнослужащих в английской армии.
- Особенности воспитания в Бундесвере.
- Основные характеристики системы воспитания военнослужащих фрг, Франции, сша и Соединенного Королевства
- Франция
- Соединенное Королевство
- 77 Уставные обязанности командира роты
- 79 Обязанности дежурного по роте.
- 80 Обязанности дневального по роте.
- 87 Организация воспитательной работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины
- 60. Содержание и организация профессионального самовоспитания личного состава и подразделения.
- 93 Роль морального фактора в современной войне
- 95 Основные направления морально-психологического обеспечения при приведении войск в боевую готовность
- 3.2. Основные направления морально-психологического обеспечения при
- 96 Особенности психологической работа при приведении подразделения, части в боевую готовность
- 33. Особенности психологической работы при приведении полразделения,
- 97 Специфические факторы (условия), определяющие особенности mп0 боевого дежурства
- 4.1. Боевое дежурство - неотъемлемый компонент боевой готовности
- 1. Государственная важность задач боевого дежурства.
- 2. Преимущественно операторский характер деятельности личного
- 3. Отсутствие возможности непосредственного контакта с противником
- 4. Повышенная напряженность и ожидание, как основные особенности
- 5. Коллективный характер деятельности личного состава на боевом
- 6. Цикличность деятельности личного состава дежурных сил.
- 98 Основные мероприятия морально-психологического обеспечения боевого дежурства
- 1. Формирование у личного состава боевых расчетов мировоззренческих
- 2. Нравственно-эстетическое и трудовое воспитание военнослужащих.
- 3. Формирование верности профессиональным традициям, высокой
- 99 Основные мероприятия морально-психологического обеспечения караульной службы
- 5.1. Основные мероприятия морально-психологического обеспечения
- 100 Организация мпо караульной службы
- 5.2. Деятельность офицеров органов воспитательной работы по
- 101 Основные задачи и содержание морально-психологического обеспечения боя
- 6.1. Основные задачи н содержание морально-психологического
- 1. Заблаговременная морально-психологическая подготовка
- 2. В боевой обстановке в ходе непосредственной морально-
- 102 Особенности мпо оборонительного боя
- 6.2. Содержание мероприятий и особенности мпо оборонительного боя.
- 103 Работа заместителя командира по воспитательной работе при организации мпо оборонительного боя
- 6.3. Работа заместителя командира по воспитательной работе при
- 104 Особенности и основные направления мпо наступательного боя
- 105 Основные мероприятия мпо перегруппировки (марша)
- 7.2. Сущность, содержание и основные мероприятия мпо перегруппировки
- 106 Задачи и особенности проведения операций международных сил по поддержанию мира
- 8.1. Цели, задачи и особенности проведения операций международных сил по
- 1. Законность.
- 4. Нейтральность.
- 5. Использование силы лишь в порядке самообороны.
- 7. Многонациональность.
- 107 Особенности мпо действий войск в миротворческих операциях
- 8.2. Характер и особенности морально-психологического обеспечения
- 108 Содержание основных мероприятий мпо в условиях контртеррористических операций
- 8.3. Сущность, задачи и основные принципы проведения
- 8.4. Содержание основных мероприятий морально-психологического
- 109 Особенности информационно-воспитательной и военно-социальной работы в условиях контртеррористических операций.
- 110 Порядок планирования mпо боя и постановки задач подчиненным
- 9.2. Порядок планирования мпо боя и постановки задач подчиненным.
- 9.2. Порядок планирования мпо боя и постановки задач подчиненным.
- 111 Содержание боевых докумен тов по организации мпо боя
- 9.3. Содержание боевых документов по организации мпо боя.
- 124 103. Сущность, предназначение и структура военной организации государства.
- 154 122.Основные положения фз «о воинской обязанности военной службе в вс рф». Порядок прохождения военной службы в рф.