104 Особенности и основные направления мпо наступательного боя
7.1. Особенности, содержание и основные направления МПО
наступательного боя.
Наступление является одним из основных видов общевойскового боя.
Оно характеризуется решительностью целей, сложностью задач и требует от
личного состава полного напряжения моральных и физических сил,
н е п р е к л о н н о й воли к победе, железной дисциплины и боевой сплоченности.
«Наступление проводится в целях разгрома противника и овладения
в а ж н ы м и районами (рубежами, объектами) местности.
Оно заключается в поражении противника всеми имеющимися
средствами, решительной атаке, стремительном продвижении войск в
глубину его боевого порядка, уничтожении и пленении живой силы, захвате
вооружения и техники, различных объектов, районов местности.
Наступление должно проводиться с полным напряжением сил, в
высоком темпе, безостановочно днем и ночью, в любую погоду, при тесном
взаимодействии подразделений всех родов войск и обеспечения.
Это достигается умелым применением всех имеющихся сил и
средств, быстрым использованием результатов ударов авиации, артиллерии и
других средств поражения...», (Боевой устав Сухопутных войск, ч. 11).
Сложность и ответственность задач наступления предъявляет особые
требования к организации его всестороннего обеспечения, в т. ч. морально-
психологического, и к морально-боевым качествам личного состава войск
Организация МПО наступательного боя отличается.
- высокой ответственностью субъектов МПО за принимаемые решения;
- сложностью адекватной оценки влияния на конечный результат
социально-политических и психологических факторов;
важностью выбора эффективных способов по формированию,
°ДДержанто и наращиванию морально-психологического превосходства над
противником.
Организация морально-психологического обеспечения наступательного
боя начинается с момента получения боевого приказа (распоряжения) и
заканчивается полным выполнением поставленной боевой задачи.
Этот процесс имеет свои внутренние этапы, различающиеся
содержанием работы, логикой деятельности его субъектов, применяемыми
методами, силами, средствами и формами работы с личным составом.
Морально-психологическое обеспечение наступательного боя
имеет целью формирование и поддержание у личного состава моральной
готовности и психологической устойчивости при выполнении поставленных
задач, самообладания, мужества, наступательного порыва и стремления во
что бы то ни стало выполнить боевой приказ и добиться полного разгрома
противника.
В соответствии с Боевым уставом Сухопутных войск при
организации и ведении наступательного боя морально-психологического
обеспечение направляется на:
- укрепление боевого духа личного состава;
поддержание высокого наступательного порыва, смелости!
героизма и находчивости в боевой обстановке, инициативы,!
самоотверженности и решимости в достижении победы над противником;
- разъяснение личному составу боевых задач, характера и
особенностей предстоящего боя, необходимости сохранения в тайне
проводимых мероприятий по подготовке к наступлению;
- воспитание ненависти к врагу и уверенности в его разгроме;
- мобилизацию личного состава на эффективное применение в
наступлении техники и вооружения для прорыва обороны, окружения и
уничтожения противника;
умелое использование результатов огневого п о р а ж е н ия
противника, успеха подразделений для развития наступления;
- поддержание у личного состава второго эшелона ( р е з е р в а ),
постоянной готовности к вводу в бой и решению других в н е з а п но
возникающих задач.
44
При организации МПО наступательного боя особое внимание
должно уделяться формированию у личного состава подразделений высокого
наступательного порыва - глубоко осознанного стремления решительными
действиями разгромить противника, овладеть его территорией и добиться
победы над ним.
При этом необходимо учитывать, что наступательный порыв как
сложное духовно-нравственное и психологическое состояние воинов
предполагает их способность к решительному взламыванию обороны
противника, стремительному преследованию врага, не давая ему закрепиться
на промежуточных рубежах, вплоть до полного разгрома и уничтожения его
отходящих войск.
При подготовке к наступлению важно обеспечить готовность
личного состава к стремительным, маневренным, с высокими темпами
наступательным действиям с преодолением водных и других естественных
преград, окружением и пленением войск противника.
При организации наступательного боя и его всестороннего
обеспечения командиры, штабы, органы воспитательной работы должны
проявлять заботу о том, чтобы высокий наступательный порыв личного
состава обеспечивался четким взаимодействием в бою подразделений
различных родов войск и видов Вооруженных Сил, своевременным их
снабжением боеприпасами, горючесмазочными материалами,
продовольствием, организацией отдыха личного состава, своевременным
выносом с поля боя раненых и оказанием им первой медицинской помощи,
проведением психологической реабилитации.
Основные усилия морально-психологического обеспечения в
наступлении сосредоточиваются в подразделениях, действующих на
направлении главного удара (участка прорыва).
Основными способами выполнения задач МПО в наступлении
являются:
оперативное доведение до личного состава изменений в
актической обстановке, разъяснение новых боевых задач;
45
- обеспечение личного примера командиров и боевого актива,
поощрение отличившихся военнослужащих;
- популяризация успехов наступающих подразделений, героических
подвигов воинов;
- организация прослушивания информационных передач;
- сообщение фактов нарушения противником норм международного!
гуманитарного права в отношении гражданского населения и военнопленных;
- изучение пополнения и подготовка вновь прибывших воинов к
ведению активных наступательных действий, правильная их расстановка с j
учетом боевого опыта, специальности и морально-психологических качеств.
- оказание экстренной помощи военнослужащим, получившим боевые
психические травмы;
- контроль усталости личного состава.
Успешное решение задач морально-психологического обеспечения
подготовки и ведение наступательного боя достигается:
- поддержанием постоянной боевой готовности и своевременным!
восстановлением боеспособности сил и средств МПО;
- соответствием мероприятий МПО замыслу, плану подготовки и
ведения наступательного боя;
- сосредоточением основных усилий МПО на выполнении главных I
задач наступления;
активностью и целеустремленностью в работе органов I
воспитательной работы при решении задач МПО;
непрерывностью управления и руководства деятельностью I
подчиненных воспитательных структур в ходе наступления;
- своевременным переключением их внимания на решение внезапно I
возникающих задач, вытекающих из складывающейся боевой обстановки и |
боевых приказов командира.
Содержание, объем и конкретная направленность мероприятий МПО •
наступательного боя определяются:
46
- тактической, морально-психологической и информационной обстановкой в
районе боевых действий;
- морально-психологическим состоянием своих войск;
- наличием и состоянием сил и средств МПО, местной полиграфической,
радиотелевизионной и культурно-досуговой базы и др.
В ходе наступления органы воспитательной работы, решая задачи
>1110, иолжны уделять особое внимание:
- непрерывному наращиванию МП состояния войск, поддержанию и
быстрому восстановлению их боеспособности, контролю за своевременным
решением задач МПО;
- сбору, анализу и обобщению данных о тактической, морально-
психологической и информационной обстановке, МП состоянии и психогенных
потерях своих войск, подготовке выводов и рекомендаций;
- морально-психологической подготовке личного состава резерва к
немедленному вводу в бой и выполнению задач в ходе последующих боев;
- своевременному приближению сил и средств МПО к обеспечиваемым
войскам в целях наиболее эффективного их использования;
- постоянному поддержанию высокой боеспособности и готовности сил и
средств МПО, непрерывному руководству их применением;
- поддержанию устойчивого и непрерывного управления силами и
средствами МПО;
- проведению мероприятий по обеспечению надежной работы
технических средств воспитания.
Морально-психологическое обеспечение тактических действий войск в
наступлении проводится с учетом складывающейся обстановки при занятии
исходного положения после перегруппировки, исходного района, исходных
позиций, выжидательных районов, огневых позиций и мест расположения.
При занятии частями и подразделениями исходного положения для
наступления и в ходе боевых действий основные усилия сосредотачиваются на
аращивании морально-психологической активности личного состава.
47
При подготовке и в ходе наступления органы воспитательной работы
проводят весь комплекс мероприятий информационно-воспитательной
психологической, военно-социальной и культурно-досуговой работы, а также
мероприятия по защите войск от информационно-психологического воздействия
противника и обеспечению войск техническими средствами воспитания.
Однако с наибольшей эффективностью, исходя из стоящих перец
войсками задач, должна вестись информационно-воспитательная и
психологическая работа.
Информационно-воспитательная работа
Информационно-воспитательная работа занимает важнейшее место
в системе морально-психологического обеспечения наступательного боя.
Это связано с тем, что период подготовки и ведения наступательного
боя отличается предельной остротой поставленных целей и решаемых задач.
Он предполагает интенсивное использование оружия и боевой техники,
огня и маневра, поражение живой силы, захват территории, разрушение объектов
оборонного и гражданского секторов, активное сопротивление противника, что
связано с огромными моральными и физическими нагрузками личного состава.
Экстремальный характер наступательного боя также обусловлен:
- реальной опасностью для здоровья и жизни военнослужащих;
- фактором внезапности;
- высокой динамикой и интенсивностью событий;
- дефицитом времени и ресурсов;
- нарушением режима сна и отдыха;
- действиями войск в ночное время, в плохую погоду, при недостатке!
информации и т.д.
В таких условиях на личный состав подразделений действует система
неблагоприятных факторов, которые препятствуют достижению поставленных!
целей.
Они могут вызывать у военнослужащих тревогу и беспокойство,!
неуверенность в своих силах и боязнь, а порой чувства отчаяния и обреченности. 1
48
Не меньшее влияние на морально-психологическое состояние личного
тава о к а з ы в а ю т состояние психической напряженности, усталость и страх.
Информационно-воспитательная работа в ходе наступления
портся на воспитание у личного состава высокого наступательного порыва, н а п р а в л я е i w i
о б е с п е ч е н и е устойчивой морально-психологической готовности к ведению
ктивных решительных и высокоманевренных действий по разгрому противника.
Эффективность информационно-воспитательной работы в ходе
п о д г о т о в к и и ведения наступательного боя определяется многими факторами, но в
первую очередь - мировоззренческими установками личного состава,
с ф о р м и р о в а н н ы м и как в мирное время и в предшествующий период боевых
действий, так и при подготовке к наступлению.
В этой связи всем субъектам МПО придется решать одну из главных
задач - перевод сознания личного состава с оборонительного на
наступательный лад.
При этом они могут, как показывает практика, возникнуть определенные
трудности, связанные с такими противоречивыми факторами, как:
- размытый образ врага в начальный период войны и необходимость
воспитания личного состава в духе ненависти к противнику;
- возможность неудачного на каком-то этапе для наступающих войск хода
боя и формирование у личного состава веры в победу;
- естественный для каждого человека инстинкт самосохранения и
необходимость формирования и поддержания в бою высокого наступательного
порыва.
Основными задачами информационно-воспитательной работы в
ходе подготовки и ведения наступательного боя являются:
- разъяснение личному составу цели наступления, обстановки и
особенности боевых действий;
- изучение и доведение до личного состава национально-
психологических особенностей, сильных и слабых сторон личного состава,
техники и вооружения противника;
101__
оружия и боевой техники, формирование чувства морального превосходства
над врагом;
- разъяснение условий и особенностей предстоящих боевых действий,
способов достижения их целей, возможных трудностей и препятствий;
- обеспечение органов управления, боевых коллективов и отдельных
военнослужащих социально-политической и боевой информацией.
Основные усилия информационно-воспитательной работы в ходе
наступательного боя сосредоточиваются в органах управления и подразделениях,
действующих на направлениях главного удара и выполняющих задачи по
разфому наиболее сильных группировок противника.
Активной информационно-воспитательная работа также ведется и в
других ударных подразделениях, а также в подразделениях, предназначенных для
прикрытия (обороны) отдельных направлений.
Решение задач информационно-воспитательной работы достигается:
непрерывным анализом, своевременным прогнозированием,
целеустремленным и систематическим доведением до органов управления, личного
состава войск военно-политической и морально-психологической обстановки;
- пропагандой решительных, умелых, дерзких действий воинов в
экстремальных условиях боевой обстановки.
Основными формами информационно-воспитательной работы в
наступлении являются:
- боевое и политическое информирование личного состава о военно- I
политической и боевой обстановке;
- оперативное разъяснение приказов командования и мобилизация I
военнослужащих на их выполнение;
- обмен опытом личного состава, ранее участвовавшего в боевых
действиях;
- пропаганда успехов подразделений, примеров героизма л и ч н о г о
состава, а также разъяснение причин трудностей и неудач своих войск;
- прямое обращение командования к личному составу;
50
- работа офицеров органов воспитательной работы в боевых порядках;
- индивидуальная воспитательная работа.
Наиболее
распространенными формами политического и боевого
информи-р ионвфаноирмя авц ибио юи им виот ивнргеим;я тактических пауз являются:
- короткие групповые и индивидуальные беседы;
- просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;
сообщение содержания обращений военных советов и
информационных бюллетеней;
- выпуск стенгазет, боевых листков и листков-молний;
- передача важной информации с помощью портативных радиостанций.
Например, в ходе боев в Чечне по разоружению незаконных
вооруженных формирований ежедневно в отделениях, экипажах и расчетах
офицерами проводились 15 - 20-минутные информации.
В перерывах между боями и во время отдыха для информирования
использовались групповые и индивидуальные беседы, печать, радио, наглядная
агитация, боевые листки, листки-молнии, в работе с местным населением
применялись звуковещательные станции и средства массовой информации.
Нередко в структуре информирования выделяют командную
информацию, которая распространяется, как правило, по каналам управления и
является приоритетной при доведении ее до различных категорий личного состава.
Чаще всего это угочняющая и разъясняющая информация, направленная
на улучшение управления войсками. В ней раскрываются решения командования,
обращения военных советов, распоряжения органов воспитательной работы.
Практика боевых действий показывает, что в экстремальных условиях
особое значение для воинов имеет информация, необходимая для обеспечения
личной безопасности. Поэтому повышенным спросом пользуются такие формы
информационно-воспитательной работы, как:
специальные памятки (об особенностях боевых действий в лесу, в
горах, о способах обнаружения и обезвреживания мин);
• справки (о новых видах оружия противника и способах борьбы с ним);
51
- бюллетени (о способах саморегуляции, профилактике заболеваний);
- листовки (о результатах боев, боевом опыте).
Они позволяют преодолеть жесточайший дефицит правдивой
информации и получать верную ориентировку в текущих событиях, боевой
обстановке, способах обеспечения личной безопасности.
При подготовке и ходе наступления информационно-воспитательная
работа ведется скрытно от противника с целью сохранения тайне замысла и
характера предстоящих боевых действий.
Психологическая работа
Боевые действия представляют собой не только согласованные по цели,
месту и времени удары, огонь и маневры войск, но, прежде всего, ожесточенное
противоборство целеустремленных, мыслящих, побуждаемых личными
убеждениями, обладающих знаниями и умениями, волей и надеждами людей.
От их психологической устойчивости, готовности к активным
наступательным действиям в любых условиях обстановки в значительной степени
зависят и ими определяются победа или поражение в бою.
Этим и определяется особая важность и значимость такого вида
морально-психологического обеспечения наступательного боя, как
психологическая работа.
При подготовке и ходе наступательного боя психологическая работа
организуется и проводится в целях формирования и поддержания у
военнослужащих психологической устойчивости и готовности выполнять
боевые задачи в любых условиях обстановки, сохранения и восстановления
их физического и психического здоровья.
Необходимость и важность такой работы в ходе ведения боевых
действий и, особенно при организации наступательного боя подтверждается
современным опытом и практикой ведения боевых действий.
Так, например, в 1999 году в ходе боевых действий в Республике
Дагестан высокий уровень нервно-психических расстройств был характерен для
всех подразделений, непосредственно участвующих в боевых действиях.
52
Так, проведенная после первых дней боев психологическая оценка в
подразделениях 7-й гв. вдд показала, что 15% личного состава получили боевые
психические травмы, у 29% военнослужащих были отмечены выраженные
последствия таких травм.
После окончания боев для 90% военнослужащих было характерно
невротическое расстройство сна, для 60% - неврозы навязчивых состояний.
По исследованиям американских ученых, в период Второй мировой
войны число психических расстройств у солдат выросло по сравнению с Первой
мировой войной на 300%.
Общее количество освобождаемых от службы в связи с психическими
расстройствами превышало количество прибывающего пополнения.
По подсчетам зарубежных специалистов, из всех солдат,
непосредственно участвовавших в боевых действиях, 38% имели различные
психические расстройства.
По этой причине только в американской армии были выведены из строя
504 тыс. военнослужащих, а около 1 млн. 400 тыс. имели различные психические
нарушения, не позволяющие им некоторое время участвовать в боевых
действиях.
Психогенные потери в армии США во время войн в Корее, Вьетнаме
составляли 24-28% от численности личного состава, непосредственно
участвовавшего в боевых действиях.
Особенности психологической работы в различных видах
наступательного боя зависят от избранного способа разгрома противника,
применяемого оружия и техники, уровня психологической готовности личного
состава войск к выполнению поставленных боевых задач.
Основными задачами психологической работы в наступательном
бою являются.
- формирование и поддержание психологической устойчивости и готовности
личного состава выполнить поставленные задачи;
- осуществление психологического сопровождения боевых дейст вий войск;
53
- восстановление психического и личностного статуса, а также физических
сил военнослужащих;
- проведение мероприятий по снижению психогенных потерь.
Основные усилия психологической работы при подготовке и в ходе
наступления сосредотачиваются на формировании и поддержании
психологической готовности личного состава к активным, решительным,
наступательным действиям и оказании психологической помощи и реабилитации
военнослужащим, получившим боевые психологические травмы.
При этом особое внимание уделяется организации психологической
работы в частях и подразделениях, действующих на направлении главного удара
и выполняющих задачи по разгрому наиболее сильных группировок противника,
прорыву его укрепленных рубежей и позиций, захвату важных районов,
форсированию крупных водных преград, овладению городами и
промышленными районами, отражению контрударов, окружению и
уничтожению противника.
При подготовке наступления в частях и подразделениях проводятся
мероприятия специальной и целевой психологической подготовки, которые
обеспечивают психологическую готовность и устойчивость личного состава
применительно к конкретным видам боевых действий (решению конкретных
боевых задач).
Основное содержание психологической работы в наступлении
составляют:
- формирование представлений личного состава о характере влияния
наступательных действий на психику;
- поддержание у личного состава психологических установок на ведение
активных наступательных действий, проявление инициативы, готовности идти
навстречу опасности;
- формирование у военнослужащих инициативы и настойчивости,
состояния уверенности в своих силах, способности прорвать оборону противника,
сломить его сопротивление, успешно завершить операцию.
54
Формами психологической работы в наступательном бою являются:
- психологическое сопровождение;
- психологическая помощь;
- психологическая реабилитация военнослужащих.
Психологическое сопровождение наступления обеспечивает:
- поддержание психологической устойчивости личного состава к
высоким нервно-психическим и физическим нагрузкам;
- предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных
психических состояний;
- профилактику боевых психических расстройств.
Методы и приемы психологической помощи способствуют
преодолению военнослужащими психотравмирующих последствий боевой
обстановки путем:
- снижения (прекращения) интенсивности действия психотравмирующих
факторов боевой обстановки и вывода пострадавших в пункты психологической
помощи и реабилитации;
- ликвидации или блокирования источников психотравматизации;
- диагностики и коррекции психического состояния личного состава,
восстановления его боеспособности;
- психологической поддержки и созданием дополнительных стимулов
повышения боевой активности военнослужащих;
- эвакуации военнослужащих с тяжелыми боевыми психическими
травмами в медицинские учреждения для оказания врачебной и
специализированной помощи;
- локализации и изоляции военнослужащих и подразделений,
подвергшихся деморализации, с целью исключения массовых негативных
психологических воздействий на личный состав.
В боевых порядках нуждающимся оказывается первая
психологическая помощь в порядке само- и взаимопомощи.
101
В ближайшем тылу предоставляется квалифицированная
психологическая помощь силами войсковых психологов, специалистов пунктов
психологической помощи во взаимодействии со специалистами группы
психофизиологического обеспечения медицинской службы.
Специализированная психологическая помощь оказывается в
глубоком тылу в специализированных военно-лечебных заведениях.
Психологическая реабилитация военнослужащих осуществляется в
целях возвращения военнослужащих в обстановку здоровой жизнедеятельности
и постепенного включения в систему повседневных социальных связей и
отношений и включает:
- организацию специального периода реадаптации непосредственно в
тыловых районах боевых действий;
- подготовку членов семей военнослужащих, их сослуживцев в пунктах
постоянной дислокации к встрече участников боевых действий; оказание им
помощи в преодолении симптомов "военизированной" психики;
- восстановление психического здоровья военнослужащих, получивших
ранение, контузию, боевую психическую травму.
Психологическая реабилитация осуществляется с использованием
возможностей медицинского пункта части и госпиталей различного уровня.
Эффективность решения задач психологической работы достигается:
- целенаправленным проведением мероприятий по психологической
подготовке, сопровождению, помощи и реабилитации;
- своевременным проведением психологической оценки обстановки,
прогнозирования и расчета психогенных потерь;
- единством действий и согласованностью мероприятий, проводимых
командирами, органами воспитательной работы и медицинской службой.
В ходе ведения наступательных боевых действий наращиванию
психологической активности личного состава и снижению психогенных
потерь способствуют:
- передача боевой информации;
- нахождение офицеров в боевых порядках;
56
- личный пример командиров и актива;
- пропаганда боевых успехов и героических поступков военнослужащих;
- поощрение отличившихся воинов;
- своевременное выполнение воинами приёмов психологической
саморегуляции и волевой мобилизации;
- своевременное оказание экстренной психологической помощи
психотравмированным военнослужащим.
Военно-социальная работа
Своевременное решение социальных проблем, соблюдение социальных
гарантий и прав военнослужащих и членов их семей оказывают существенное
влияние на морально-психологическое состояние личного состава.
В связи с этим при подготовке к наступлению основными задачами
военно-социальной работы являются:
- решение социальных проблем военнослужащих в связи с их ранениями,
заболеваниями, гибелью, а также, если они объявляются без вести пропавшими;
- рассмотрение острых, не терпящих отлагательства жалоб и заявлений
военнослужащих;
- разъяснение законов военного времени и международных правовых
норм ведения боевых действий, гуманного обращения с военнопленными и
гражданским населением, прав и обязанностей военнослужащих в условиях
ведения войны, их ответственности за выполнение своего воинского долга.
В период ведения боя основные усилия военно-социальной работы
сосредотачиваются на реализации социальных и правовых гарантий
военнослужащих, получивших ранения, увечья, контузии, и оказании им
всесторонней социально-правовой помощи и поддержки.
Культурно-досуговая работа
Она организуется и проводится с целью формирования, поддержания
и восстановления морально-психологических и физических сил военнослужащих и
их мобилизации на успешное решение задач наступательного боя.
Как правило, основные мероприятия культурно-досуговой работы
проводятся в начальный период подготовки наступления и они могут включать:
- организацию выступлений в войсках ансамбля песни и пляски фронта
(концертных ансамблей), отдельных концертно-художественных бригад;
- проведение встреч личного состава с участниками боевых действий;
- организацию выпуска радиогазет и радиожурналов;
- демонстрацию патриотических кино- и видеофильмов.
В этот период до личного состава доводятся материалы периодической
печати, организуется прослушивание радиопередач и, по возможности, просмотр
телепередач.
В ходе боя культурно-досуговая работа проводится преимущественно в
войсках, находящихся в резерве, а также не принимающих активного участия в
боевых действиях или находящихся в районах восстановления боеспособности.
Защита войск от информационно-психологического воздействия
противника
При подготовке к бою защита войск от информационно-
психологического воздействия противника проводится в целях повышения
морального духа личного состава, недопущения его деморализации и
поддержания высокого уровня морально-психологического состояния.
При этом основными задачами защиты войск от информационно-
психологического воздействия противника являются:
- анализ информационной обстановки в районе дислокации части
(подразделений), характера проводимых противником психологических
операций, степени их влияния на личный состав и население;
- проведение мероприятий, направленных на противодействие и
ликвидацию негативного информационно-психологического воздействия
противника.
В бою мероприятия по защите войск от информационно-
психологического воздействия противника проводится в целях:
нейтрализации психологической обработки войск средствами
пропаганды противника;
58
- недопущения морально-психологического подавления войск;
- сохранения морально-психологической устойчивости личного состава
н а с т у п а ю щ и х войск и частей резерва;
-поддержания морально-психологического состояния войск на уровне,
необходимом для решения задач наступления.
Обеспечение ____________войск техническими средствами воспитания
При подготовке к бою обеспечение войск ТСВ проводится на основе
решения заместителя командира по воспитательной работе. При этом запасы ТСВ
и культурно-досугового имущества, хранящиеся в частях и подразделениях,
должны обеспечивать потребность войск в ходе боя.
В ходе боевых действий обеспечение войск ТСВ осуществляется за счет
их запасов, создаваемых на складах соединений и объединений.
Восполнение потерь ТСВ и ЗИП к ним в первую очередь осуществляется
в войсках, ведущих боевые действия на главном направлении и выполняющих
наиболее важные задачи.
МПО в различных видах наступательного боя организуется и
осуществляется как с учетом конкретных боевых задач, стоящих перед
войсками, так и особенностей местности, условий и обстановки, в которых
части и подразделения решают эти задачи.
Так при нанесении ударов в ответ на начавшуюся агрессию
противника возможен переход войск в наступление с выдвижением из пунктов
постоянной дислокации, учебных центров и районов учений.
В этом случае МПО проводится в районах сосредоточения, как правило,
в полном объеме с использованием всех сил и средств.
Силы и средства МПО до начала наступления должны обеспечить
выполнение всех стоящих перед ними задач информационной, военно-социальной,
психологической, культурно-досуговой работ.
В случае неудачного исхода контрудара принимаются меры к
восстановлению высокого уровня морально-психологического состояния личного
состава, эвакуации поврежденных технических средств из районов, которые
101
могут быть захвачены противником, проводится психологическая помощь и
реабилитация военнослужащих.
При форсировании водных преград основной задачей МПО является
мобилизация личного состава:
- на тщательную организацию форсирования и разгром противника на
подходе к водной преграде и на противоположном берегу;
- упреждение противника в захвате важных переправ передовыми
отрядами и воздушными десантами;
- своевременное выдвижение переправочных средств к водной
переправе и умелое их использование;
- быстрое преодоление водной преграды главными силами, захват
плацдармов и безостановочное развитие наступления на противоположном берегу.
В распоряжении по МПО дополнительно указываются:
- особенности организации и проведения МПО подразделений;
- исходные рубежи для форсирования;
- порядок выдвижения сил и средств М П О к водной п р е г р а д е ;
- порядок форсирования водной преграды средствами МПО;
- порядок работы пункта психологической помощи и реабилитации части
на всех этапах форсирования.
Силы и средства МПО переправляются по мостам или на паромах в
составе подразделений тыла. Пункт психологической помощи и реабилитации
части переправляется совместно с медицинским пунктом на переправочно-
десантных средствах одной из переправ.
На период форсирования водной преграды вблизи медицинских пунктов
переправ развертываются подвижные пункты психологической помощи и
реабилитации, в которых предусматривается оказание первой помощи
военнослужащим с тяжелыми психическими травмами.
МПО части проводится с учетом складывающейся обстановки в
исходных районах для форсирования, наращивается в ходе подготовки и ведется
непрерывно на всех этапах форсирования водной преграды.
60
В распоряжении по МЛО части (подразделения), осуществляющей
ддррыв укрепленного района, дополнительно указываются:
- силы и средства МПО частей, действующих на участках прорыва;
- порядок оказания психологической помощи военнослужащим,
получившим тяжелые психические травмы.
Основной целью МПО является мобилизация личного состава на
у п о р н о е развитие наступления, стремления расширить прорыв, нанести удар в
тыл группировки противника, уничтожить или блокировать его опорные пункты.
МПО части в ходе овладения городом проводится с целью:
- направления усилий личного состава на проведение эффективной
разведки оборонительных обводов, узлов обороны, крупных зданий;
- надежное огневое поражение противника;
- подготовки подразделений технического обеспечения и тыла для
эвакуации и ремонта вооружения и техники.
Во время первой Чеченской кампании, несмотря на то, что уже в ходе
выдвижения войск к Грозному было встречено упорное сопротивление дудаевских
вооруженных формирований, командирам, офицерам-воспитателям не удалось
преодолеть у части личного состава представление о слабости противника и
легкости победы над ним. Это приводило к «шапкозакидательским» настроениям,
беспечности, потери бдительности и, в конечном итоге, к неоправданным потерям
среди личного состава, невыполнению боевой задачи.
Наглядным примером подобного поведения личного состава в боевой
обстановке могут служить боевые действия 131-й отдельной мсбр, которая во время
новогоднего штурма Грозного "сквозняком" прошла по всему городу, без потерь
вышла к вокзалу и заняла его. Кажущаяся легкость победы вскружила голову
командирам и подчиненным.
Посчитав задачу выполненной, люди расслабились и, потеряв
бдительность, не выставив боевого охранения и бросив технику, разбрелись по
привокзальной площади, за что жестоко поплатились.
Собрав силы, противник нанес по бригаде внезапный мощный удар. В
течение суток военнослужащие бригады и пришедшего ей на помощь 81-го полка
61__ находились под шквальным огнем артиллерии, минометов и противотанковых
средств дудаевцев.
Солдаты и офицеры стойко отражали удары врага. Им удалось прорвать
кольцо окружения и к 15 часам следующего дня выйти из него, нанеся дудаевцам
больной урон.
Однако нашим войскам дорого обошлись потеря бдительности: в
жестоком бою бригада потеряла 80 % личного состава. Дудаевцы уничтожили 20
танков из 26. Из боя удалось вывести только 18 БМП из 120.
МПО части, действующей в отрыве от главных сил, проводится с
целью мобилизации личного состава на:
- проведение активных боевых действий, разгром выдвигающихся
резервов противника;
- совершение эффективного маневра огнем и главными силами, а в случае
столкновения с превосходящими силами противника - переход к круговой обороне
и удержание района до подхода главных сил.
Обращается особое внимание на своевременное оказание помощи
военнослужащим, получившим тяжелые психические травмы.
В этом отношении показателен опыт организации МПО в ходе
четырехсуточного рейда в тыл противника в период боевых действий в Республике
Дагестан.
Основными психотравмирующими факторами в этот период были:
- обостренное чувство опасности;
- смена биологических стереотипов дня и ночи;
- большие физические нагрузки, обусловленные передвижением по
гористой местности и перенесением тяжелых грузов (до 30-40 кг);
- недостаток питьевой воды.
Из 130 человек, принимавших участие в рейде, всего один
военнослужащий совершил самовольное оставление части.
До прибытия в район боевых действий этот военнослужащий имел
восемь самовольных отлучек из расположения части, что является явным дефектом
профессионального психологического отбора.
62
Случаев открытого неповиновения в рейде не наблюдалось, однако
м н о г и е военнослужащие в присутствии офицеров позволяли себе резкие
ы с к а з ы в а н и я по поводу ситуации, тем не менее, нисколько не ставя под
с о м н е н и е значимость и необходимость выполнения возложенной на них задачи.
10-20% военнослужащих обнаруживали так называемый "комплекс
Рембо" - повязывание косынки на лоб, отрывание рукавов с обмундирования и
б р а в и р о в а н и е .
В период рейда военнослужащие по призыву неосознанно
г р у п п и р о в а л и с ь около офицеров, и в особенности около старшего группы.
Из общего числа участников рейда для 15-20% военнослужащих по
призыву физические нагрузки оказались невыполнимыми без помощи товарищей.
Все офицеры, находящиеся в составе группы, брали носимый груз
солдат на себя, чтобы уменьшить их физические нагрузки (становясь
предпочтительной мишенью для снайперов противника).
Конфликты между военнослужащими по призыву возникали только в тех
случаях, когда носимый груз несправедливо распределялся за счет окружающих.
30-40% личного состава проявляло инициативу взять часть носимого
груза товарища на себя.
На третьи сутки рейда, выйдя к источнику с водой и утолив жажду, в
течение 2-х часов личный состав был в заторможено-расслабленном состоянии, по
истечении этого времени психический статус военнослужащих восстановился.
Во встречном бою МПО направляется на воспитание постоянной
готовности военнослужащих к стремительным и маневренным действиям по
разгрому противника, упреждению его в развертывании, открытии огня,
нанесению ему внезапных ударов во фланг и тыл, расчленению и уничтожению
противника по частям.
При этом особое внимание уделяется работе с личным составом,
Действующим в разведывательных органах, передовых отрядах (авангардах).
Морально-психологическое обеспечение во встречном бою организуется
согласно морально-психологическому обеспечению наступления.
63
Средства МПО располагаются совместно с подразделениями
технического обеспечения и тыла части и останавливаются вдоль дорог (на
маршрутах движения), а с развертыванием главных сил для встречного боя
выходят в назначенные им районы и осуществляют обеспечение части.
При окружении и уничтожении основных группировок
обороняющихся войск противника основные усилия МПО сосредотачиваются в
подразделениях, действующих на внутреннем фронте окружения, выделенных в
состав воздушных (морских) десантов, а также продолжающих наступление в
заданных направлениях на внешнем фронте окружения.
При наступлении на отходящего противника основные усилия МПО
сосредотачиваются в подразделениях первого эшелона, предназначенных для
параллельного преследования противника, а также на психологической подготов-
ке личного состава, выделенного в состав воздушных (морских) десантов,
предназначенных для ведения боевых действий на путях отхода противника.
С переходом к применению ядерного оружия основные усилия МПО
войск сосредотачиваются на мобилизации личного состава к немедленному
выполнению поставленных, задач.__
- 2 Организация мср
- Боевая и техническая характеристика бтр
- Организационно-штатная структура тб.
- 78. В зависимости от обстановки могут применяться позиционная или маневренная оборона, а также их сочетание.
- Наступление с выдвижением из глубины обычно начинается из исходного района последовательным развертыванием подразделений для атаки с ходу.
- 11 Марш
- Сезонные изменения тактических свойств местности
- Порядок разработки и ведения графических боевых документов
- Боевая машина пехоты м2аз «Бредли» (сша)
- Боевые и технические характеристики основных танков нато
- Ттх основных противотанковых мин
- Ттх основных противопехотных мин
- Иностранные армии
- Противопехотные мины иностранных армий
- 33. Цели и задачи ивр
- 34 Цели и задачи информационно-пропагандистской работы (ипр)
- 36 Система информационно-воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- 37 Формы и методы информационно-воспитательной работы Формы ивр
- Методы ивр
- 38 Значение информационно- воспитательной работы для формирования морально-психологического состояния военнослужащих.
- Морально-психологическое обеспечение миротворческих операций
- Информационно-воспитательная работа в боевых действиях (Сухопутных войск)
- 39 Общественно-государственная подготовка как составная часть боевой учебы в части (подразделении).
- 40 Требования руководящих документов к организации и проведению общественно государственной подготовке.
- Содержание приказа командира части на организацию и проведение огп
- 42 Тематика огп и ее краткое содержание
- Учебный план общественно-государственной подготовки для занятий с военнослужащими проходящими военную службу по призыву в 2011 году.
- Учебный план общественно-государственной подготовки для занятий с военнослужащими проходящими военную службу по контракту в 2011 году.
- Учебный план общественно-государственной подготовки с офицерами соединений, воинских частей и подразделений в 2011 году.
- Тематика единых дней информирования личного состава войсковой части на 2011 учебный год
- 43 Лекция и семинарское занятие как основные формы проведения общественно-государственной подготовки.
- 45 Задачи руководителя группы общественно государственной подготовки.
- 47 Методика подготовки к лекционному занятию по общественно- государственной подготовке с различными категориями военнослужащих.
- 2) Уверенное владение основными способами изложения материала.
- 48 Методика оценки общественно-государственной подготовки в подразделении (части).
- 49 Информирование как одна из форм информационно пропагандистской работы.
- 51 Особенности информационного обеспечения частей и подразделений в боевой обстановке.
- 52 Особенности информационно-пропагандистской работы с военнослужащими контрактной службы.
- 53 Особенности информационно-пропагандистской работы с военнослужащими, проходящими службу по призыву.
- 55 Основные требования к план-конспекту руководителя группы огп.
- 56 Материально-техническое обеспечение занятий по огп.
- 58 Особенности использования государственных и общественных организаций в воспитании военнослужащих.
- 59 Методика использования средств массовой информации в интересах проведения занятий по огп и информированию
- 60 Основные документы по организации огп, разрабатываемые в подразделении
- 61 Основные формы информационно-воспитательной работы в интересах профессионального и патриотического воспитания.
- 62 Формы и методы информационно-воспитательной работы в интересах укрепления правопорядка и воинской дисциплины.
- 63 Содержание ивр в интересах нравственного и эстетического воспитания военнослужащих.
- 64 Формы информационно-пропагандистской работы по противодействию информационно-психологическому воздействию противника.
- Скоординированной пропагандистской деятельности;
- Психологических действий.
- 35 Пути формирования информационной культуры офицера воспитателя
- 66 Пути формирования информационной культуры офицера воспитателя
- 68 Информационные технологии и их использование в воспитательной работе Вооруженных Сил Российской Федерации.
- 69 Пути совершенствования информационно-воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- 70 Табельные технические средства обучения и воспитания и их использование при проведении мероприятий ивр.
- 71 Формы работы зам. Командира роты по воспитательной работе с клубом и библиотекой части.
- 72 Порядок обеспечения частей и подразделений техническими средствами обучения и воспитания.
- 73 Особенности воспитания военнослужащих в американской армии.
- 74 Система воспитания военнослужащих в английской армии.
- Особенности воспитания в Бундесвере.
- Основные характеристики системы воспитания военнослужащих фрг, Франции, сша и Соединенного Королевства
- Франция
- Соединенное Королевство
- 77 Уставные обязанности командира роты
- 79 Обязанности дежурного по роте.
- 80 Обязанности дневального по роте.
- 87 Организация воспитательной работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины
- 60. Содержание и организация профессионального самовоспитания личного состава и подразделения.
- 93 Роль морального фактора в современной войне
- 95 Основные направления морально-психологического обеспечения при приведении войск в боевую готовность
- 3.2. Основные направления морально-психологического обеспечения при
- 96 Особенности психологической работа при приведении подразделения, части в боевую готовность
- 33. Особенности психологической работы при приведении полразделения,
- 97 Специфические факторы (условия), определяющие особенности mп0 боевого дежурства
- 4.1. Боевое дежурство - неотъемлемый компонент боевой готовности
- 1. Государственная важность задач боевого дежурства.
- 2. Преимущественно операторский характер деятельности личного
- 3. Отсутствие возможности непосредственного контакта с противником
- 4. Повышенная напряженность и ожидание, как основные особенности
- 5. Коллективный характер деятельности личного состава на боевом
- 6. Цикличность деятельности личного состава дежурных сил.
- 98 Основные мероприятия морально-психологического обеспечения боевого дежурства
- 1. Формирование у личного состава боевых расчетов мировоззренческих
- 2. Нравственно-эстетическое и трудовое воспитание военнослужащих.
- 3. Формирование верности профессиональным традициям, высокой
- 99 Основные мероприятия морально-психологического обеспечения караульной службы
- 5.1. Основные мероприятия морально-психологического обеспечения
- 100 Организация мпо караульной службы
- 5.2. Деятельность офицеров органов воспитательной работы по
- 101 Основные задачи и содержание морально-психологического обеспечения боя
- 6.1. Основные задачи н содержание морально-психологического
- 1. Заблаговременная морально-психологическая подготовка
- 2. В боевой обстановке в ходе непосредственной морально-
- 102 Особенности мпо оборонительного боя
- 6.2. Содержание мероприятий и особенности мпо оборонительного боя.
- 103 Работа заместителя командира по воспитательной работе при организации мпо оборонительного боя
- 6.3. Работа заместителя командира по воспитательной работе при
- 104 Особенности и основные направления мпо наступательного боя
- 105 Основные мероприятия мпо перегруппировки (марша)
- 7.2. Сущность, содержание и основные мероприятия мпо перегруппировки
- 106 Задачи и особенности проведения операций международных сил по поддержанию мира
- 8.1. Цели, задачи и особенности проведения операций международных сил по
- 1. Законность.
- 4. Нейтральность.
- 5. Использование силы лишь в порядке самообороны.
- 7. Многонациональность.
- 107 Особенности мпо действий войск в миротворческих операциях
- 8.2. Характер и особенности морально-психологического обеспечения
- 108 Содержание основных мероприятий мпо в условиях контртеррористических операций
- 8.3. Сущность, задачи и основные принципы проведения
- 8.4. Содержание основных мероприятий морально-психологического
- 109 Особенности информационно-воспитательной и военно-социальной работы в условиях контртеррористических операций.
- 110 Порядок планирования mпо боя и постановки задач подчиненным
- 9.2. Порядок планирования мпо боя и постановки задач подчиненным.
- 9.2. Порядок планирования мпо боя и постановки задач подчиненным.
- 111 Содержание боевых докумен тов по организации мпо боя
- 9.3. Содержание боевых документов по организации мпо боя.
- 124 103. Сущность, предназначение и структура военной организации государства.
- 154 122.Основные положения фз «о воинской обязанности военной службе в вс рф». Порядок прохождения военной службы в рф.