73 Особенности воспитания военнослужащих в американской армии.
В каждом отдельном государстве информирование военнослужащих имеет свою специфику. В вооруженных силах стран, входящих в НАТО, оно направлено прежде всего на воспитание у личного состава так называемой «атлантической солидарности», в США - имеет ярко выраженную направленность на «американизацию сознания и мировоззрения» военнослужащих.
В армии США одной из ключевых структур является управление общественных отношений и информации, в которое наряду с другими входит отдел военной информации. В видах вооруженных сил также функционируют управления общественных отношений и информации и информационные центры, которые регулярно направляют в войска учебно-методические, информационные и пропагандистские материалы.
При министерстве обороны действует центр информационной службы, включающий в себя отдел подготовки материалов для средств массовой информации и секцию сотрудников, проводящих брифинги по актуальным военно-политическим вопросам.
Изучение зарубежного опыта работы с военнослужащими показывает, что их непосредственное информирование в войсках осуществляет разветвленная структура информационного аппарата, которая работает, как правило, до батальона включительно. В США эти функции выполняют офицеры по связям с общественностью.
Характерной чертой воспитательной работы ряда зарубежных стран является ее высокая насыщенность высококвалифицированными специалистами по информационной работе, что позволяет компетентно решать сложные вопросы информирования личного состава и успешно реализовать цель, к которой военные эксперты США настойчиво призывают командиров - «приумножать не технологии, а факторы и традиции, укрепляющие главную силу армии - веру, профессионализм и волю к победе».
Отличительной особенностью системы информирования личного состава зарубежных армий является высокий профессионализм специалистов по информации. Это обусловлено тем, что данные специалисты проходят всестороннюю подготовку в специальных учебных заведениях. Высокую квалификацию в США они получают в школе информации в Форт-Бенджамин Харрисоне (штат Индиана), которую ежегодно заканчивают 2 тыс. офицеров, сержантов и служащих.
Наряду с подготовкой специалистов для работы с личным составом важное значение имеет мощное информационно-методическое обеспечение деятельности командиров по всестороннему информированию военнослужащих. Министерство обороны США выделяет значительные средства на подготовку различного рода справочных, информационных, учебных и пропагандистских материалов. Большой популярностью пользуется справочник офицера армии США, кодекс чести офицера, специальные информационные сборники, «бюллетени для войск», пресс-релизы, сводки новостей, подборки речей официальных лиц и заготовки 20-тиминутных выступлений перед военной и гражданской аудиторией.
Особый интерес представляет анализ основных форм и методов информирования личного состава зарубежных армий. После неудачной войны во Вьетнаме руководство Пентагона сделало выводы о необходимости радикальной перестройки системы военно-политического воздействия на военнослужащих. Военные эксперты США считают, что именно недостатки в информировании войск и общественности привели нацию к так называемому «вьетнамскому синдрому». Преодолеть его была призвана новая система политического информирования, получившая название «политическое образование».
На основе программ и курсов, разработанных в США, организуются и проводятся подобные занятия с военнослужащими вооруженных сил других стран, входящих в блок НАТО.
Эффективной формой информационного обеспечения боевой учебы в армиях зарубежных государств является служебное информирование о текущих событиях - аналог наших информаций с различными категориями военнослужащих.
Отличительной особенностью системы информирования в армиях стран Запада является интенсивное использование религиозного воздействия на военнослужащих. По некоторым данным, в вооруженных силах США - 2 млн. верующих (около 90%). В помощь военным священникам создается религиозный актив. Например, в ВМС США таких помощников называют лей лидерами. На авианосцах имеется по 2-3 штатных капеллана (католик, протестант, иудей), на вертолетоносцах и крейсерах - по одному. За одним капелланом на соединении, как правило, закрепляются 3-5 эсминцев, фрегатов и других кораблей.
Основные формы религиозного воспитания носят наглядно-образный информационный характер, формирующий особые религиозные чувства у личного состава. К ним, в частности, относятся церковные обряды бракосочетания и крещения детей.
Таким образом, религиозное воспитание военнослужащих ряда зарубежных стран отличается информационной насыщенностью и осуществляется преимущественно путем религиозного информирования верующих.
Анализ показывает, что за рубежом наибольшую эффективность в деле доведения до личного состава социальной информации демонстрируют средства массовой информации. Ведущая роль в этом деле принадлежит прессе, радио и телевидению.
Информирование военнослужащих с помощью периодической печати осуществляется благодаря разветвленной сети военных и гражданских периодических изданий, работающих на нужды министерства обороны.
По некоторым данным, Пентагон в США издает и контролирует около 1400 военных и гражданских журналов, освещающих военную проблематику, и более 1000 газет, информирующих вооруженные силы и общественность об актуальных вопросах военной политики и деятельности армии и флота.
Зарубежный опыт информирования военнослужащих свидетельствует о том, что существует устойчивая тенденция возрастания роли радио и телевидения, а также других технических средств в распространении среди личного состава социальной информации. Система радио- и телеинформирования американских войск в Европе включает 9 радиостанций и 4 телестудии. Форсируется ввод в действие кабельного телевидения. Радиовещание для военнослужащих ведется круглосуточно, а телепередачи транслируются до 20 часов в сутки. Только ВВС располагают сетью из почти 1000 радио- и телестанций и точек как на территории США так и за их пределами.
В последние годы все большее место в информировании личного состава армий зарубежных государств отводится компьютерной технике. Выделяются три основных направления ее использования: производство и хранение информационно-справочных материалов; применение тренажеров-компьютеров в боевой учебе и морально-психологической закалки военнослужащих; внедрение компьютерных видеоигр как формы досуга личного состава. Показательным в этом плане в США является компьютерное оборудование национального учебного центра в Форт-Ирвине, объединенного учебного центра в Форт-Шаффи и др.
Особую роль в армиях ряда стран Запада играет рекламно-пропагандистская служба как важный элемент средств массовой информации. Основная ее цель - создание и поддержание в сознании военнослужащих и широких слоев общественности привлекательного имиджа вооруженных сил и военной службы. «По широте социального влияния, -отмечал известный американский историк Дэвид Поттер, - рекламу сегодня можно сравнить с такими давнишними институтами, как школа и церковь».
Краткий обзор отечественного и зарубежного опыта организации информирования военнослужащих позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, задачи, содержание и технология информирования личного состава в армиях различных стран мира имеют много общего, носят комплексный характер, отличаются большим разнообразием и достаточно высокой эффективностью воздействия на сознание и поведение военнослужащих.
Во-вторых, система информирования личного состава вооруженных сил в каждом государстве имеет специфические особенности, опирается на сложившиеся традиции, соответствует материальным возможностям и реальным потребностям воспитательной работы в армии и на флоте.
В-третьих, создание новой системы воспитательной работы в армии и на флоте настоятельно требует критического анализа отечественного и зарубежного опыта информирования различных категорий личного состава и обеспечения преемственности в современных условиях его наиболее эффективных форм организации и методов проведения. В этом состоит один из источников конструктивного решения задач реформирования Вооруженных Сил России.
- 2 Организация мср
- Боевая и техническая характеристика бтр
- Организационно-штатная структура тб.
- 78. В зависимости от обстановки могут применяться позиционная или маневренная оборона, а также их сочетание.
- Наступление с выдвижением из глубины обычно начинается из исходного района последовательным развертыванием подразделений для атаки с ходу.
- 11 Марш
- Сезонные изменения тактических свойств местности
- Порядок разработки и ведения графических боевых документов
- Боевая машина пехоты м2аз «Бредли» (сша)
- Боевые и технические характеристики основных танков нато
- Ттх основных противотанковых мин
- Ттх основных противопехотных мин
- Иностранные армии
- Противопехотные мины иностранных армий
- 33. Цели и задачи ивр
- 34 Цели и задачи информационно-пропагандистской работы (ипр)
- 36 Система информационно-воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- 37 Формы и методы информационно-воспитательной работы Формы ивр
- Методы ивр
- 38 Значение информационно- воспитательной работы для формирования морально-психологического состояния военнослужащих.
- Морально-психологическое обеспечение миротворческих операций
- Информационно-воспитательная работа в боевых действиях (Сухопутных войск)
- 39 Общественно-государственная подготовка как составная часть боевой учебы в части (подразделении).
- 40 Требования руководящих документов к организации и проведению общественно государственной подготовке.
- Содержание приказа командира части на организацию и проведение огп
- 42 Тематика огп и ее краткое содержание
- Учебный план общественно-государственной подготовки для занятий с военнослужащими проходящими военную службу по призыву в 2011 году.
- Учебный план общественно-государственной подготовки для занятий с военнослужащими проходящими военную службу по контракту в 2011 году.
- Учебный план общественно-государственной подготовки с офицерами соединений, воинских частей и подразделений в 2011 году.
- Тематика единых дней информирования личного состава войсковой части на 2011 учебный год
- 43 Лекция и семинарское занятие как основные формы проведения общественно-государственной подготовки.
- 45 Задачи руководителя группы общественно государственной подготовки.
- 47 Методика подготовки к лекционному занятию по общественно- государственной подготовке с различными категориями военнослужащих.
- 2) Уверенное владение основными способами изложения материала.
- 48 Методика оценки общественно-государственной подготовки в подразделении (части).
- 49 Информирование как одна из форм информационно пропагандистской работы.
- 51 Особенности информационного обеспечения частей и подразделений в боевой обстановке.
- 52 Особенности информационно-пропагандистской работы с военнослужащими контрактной службы.
- 53 Особенности информационно-пропагандистской работы с военнослужащими, проходящими службу по призыву.
- 55 Основные требования к план-конспекту руководителя группы огп.
- 56 Материально-техническое обеспечение занятий по огп.
- 58 Особенности использования государственных и общественных организаций в воспитании военнослужащих.
- 59 Методика использования средств массовой информации в интересах проведения занятий по огп и информированию
- 60 Основные документы по организации огп, разрабатываемые в подразделении
- 61 Основные формы информационно-воспитательной работы в интересах профессионального и патриотического воспитания.
- 62 Формы и методы информационно-воспитательной работы в интересах укрепления правопорядка и воинской дисциплины.
- 63 Содержание ивр в интересах нравственного и эстетического воспитания военнослужащих.
- 64 Формы информационно-пропагандистской работы по противодействию информационно-психологическому воздействию противника.
- Скоординированной пропагандистской деятельности;
- Психологических действий.
- 35 Пути формирования информационной культуры офицера воспитателя
- 66 Пути формирования информационной культуры офицера воспитателя
- 68 Информационные технологии и их использование в воспитательной работе Вооруженных Сил Российской Федерации.
- 69 Пути совершенствования информационно-воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- 70 Табельные технические средства обучения и воспитания и их использование при проведении мероприятий ивр.
- 71 Формы работы зам. Командира роты по воспитательной работе с клубом и библиотекой части.
- 72 Порядок обеспечения частей и подразделений техническими средствами обучения и воспитания.
- 73 Особенности воспитания военнослужащих в американской армии.
- 74 Система воспитания военнослужащих в английской армии.
- Особенности воспитания в Бундесвере.
- Основные характеристики системы воспитания военнослужащих фрг, Франции, сша и Соединенного Королевства
- Франция
- Соединенное Королевство
- 77 Уставные обязанности командира роты
- 79 Обязанности дежурного по роте.
- 80 Обязанности дневального по роте.
- 87 Организация воспитательной работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины
- 60. Содержание и организация профессионального самовоспитания личного состава и подразделения.
- 93 Роль морального фактора в современной войне
- 95 Основные направления морально-психологического обеспечения при приведении войск в боевую готовность
- 3.2. Основные направления морально-психологического обеспечения при
- 96 Особенности психологической работа при приведении подразделения, части в боевую готовность
- 33. Особенности психологической работы при приведении полразделения,
- 97 Специфические факторы (условия), определяющие особенности mп0 боевого дежурства
- 4.1. Боевое дежурство - неотъемлемый компонент боевой готовности
- 1. Государственная важность задач боевого дежурства.
- 2. Преимущественно операторский характер деятельности личного
- 3. Отсутствие возможности непосредственного контакта с противником
- 4. Повышенная напряженность и ожидание, как основные особенности
- 5. Коллективный характер деятельности личного состава на боевом
- 6. Цикличность деятельности личного состава дежурных сил.
- 98 Основные мероприятия морально-психологического обеспечения боевого дежурства
- 1. Формирование у личного состава боевых расчетов мировоззренческих
- 2. Нравственно-эстетическое и трудовое воспитание военнослужащих.
- 3. Формирование верности профессиональным традициям, высокой
- 99 Основные мероприятия морально-психологического обеспечения караульной службы
- 5.1. Основные мероприятия морально-психологического обеспечения
- 100 Организация мпо караульной службы
- 5.2. Деятельность офицеров органов воспитательной работы по
- 101 Основные задачи и содержание морально-психологического обеспечения боя
- 6.1. Основные задачи н содержание морально-психологического
- 1. Заблаговременная морально-психологическая подготовка
- 2. В боевой обстановке в ходе непосредственной морально-
- 102 Особенности мпо оборонительного боя
- 6.2. Содержание мероприятий и особенности мпо оборонительного боя.
- 103 Работа заместителя командира по воспитательной работе при организации мпо оборонительного боя
- 6.3. Работа заместителя командира по воспитательной работе при
- 104 Особенности и основные направления мпо наступательного боя
- 105 Основные мероприятия мпо перегруппировки (марша)
- 7.2. Сущность, содержание и основные мероприятия мпо перегруппировки
- 106 Задачи и особенности проведения операций международных сил по поддержанию мира
- 8.1. Цели, задачи и особенности проведения операций международных сил по
- 1. Законность.
- 4. Нейтральность.
- 5. Использование силы лишь в порядке самообороны.
- 7. Многонациональность.
- 107 Особенности мпо действий войск в миротворческих операциях
- 8.2. Характер и особенности морально-психологического обеспечения
- 108 Содержание основных мероприятий мпо в условиях контртеррористических операций
- 8.3. Сущность, задачи и основные принципы проведения
- 8.4. Содержание основных мероприятий морально-психологического
- 109 Особенности информационно-воспитательной и военно-социальной работы в условиях контртеррористических операций.
- 110 Порядок планирования mпо боя и постановки задач подчиненным
- 9.2. Порядок планирования мпо боя и постановки задач подчиненным.
- 9.2. Порядок планирования мпо боя и постановки задач подчиненным.
- 111 Содержание боевых докумен тов по организации мпо боя
- 9.3. Содержание боевых документов по организации мпо боя.
- 124 103. Сущность, предназначение и структура военной организации государства.
- 154 122.Основные положения фз «о воинской обязанности военной службе в вс рф». Порядок прохождения военной службы в рф.