logo search
ответы (2)

104 Особенности и основные направления мпо наступательного боя

7.1. Особенности, содержание и основные направления МПО

наступательного боя.

Наступление является одним из основных видов общевойскового боя.

Оно характеризуется решительностью целей, сложностью задач и требует от

личного состава полного напряжения моральных и физических сил,

н е п р е к л о н н о й воли к победе, железной дисциплины и боевой сплоченности.

«Наступление проводится в целях разгрома противника и овладения

в а ж н ы м и районами (рубежами, объектами) местности.

Оно заключается в поражении противника всеми имеющимися

средствами, решительной атаке, стремительном продвижении войск в

глубину его боевого порядка, уничтожении и пленении живой силы, захвате

вооружения и техники, различных объектов, районов местности.

Наступление должно проводиться с полным напряжением сил, в

высоком темпе, безостановочно днем и ночью, в любую погоду, при тесном

взаимодействии подразделений всех родов войск и обеспечения.

Это достигается умелым применением всех имеющихся сил и

средств, быстрым использованием результатов ударов авиации, артиллерии и

других средств поражения...», (Боевой устав Сухопутных войск, ч. 11).

Сложность и ответственность задач наступления предъявляет особые

требования к организации его всестороннего обеспечения, в т. ч. морально-

психологического, и к морально-боевым качествам личного состава войск

Организация МПО наступательного боя отличается.

- высокой ответственностью субъектов МПО за принимаемые решения;

- сложностью адекватной оценки влияния на конечный результат

социально-политических и психологических факторов;

важностью выбора эффективных способов по формированию,

°ДДержанто и наращиванию морально-психологического превосходства над

противником.

Организация морально-психологического обеспечения наступательного

боя начинается с момента получения боевого приказа (распоряжения) и

заканчивается полным выполнением поставленной боевой задачи.

Этот процесс имеет свои внутренние этапы, различающиеся

содержанием работы, логикой деятельности его субъектов, применяемыми

методами, силами, средствами и формами работы с личным составом.

Морально-психологическое обеспечение наступательного боя

имеет целью формирование и поддержание у личного состава моральной

готовности и психологической устойчивости при выполнении поставленных

задач, самообладания, мужества, наступательного порыва и стремления во

что бы то ни стало выполнить боевой приказ и добиться полного разгрома

противника.

В соответствии с Боевым уставом Сухопутных войск при

организации и ведении наступательного боя морально-психологического

обеспечение направляется на:

- укрепление боевого духа личного состава;

поддержание высокого наступательного порыва, смелости!

героизма и находчивости в боевой обстановке, инициативы,!

самоотверженности и решимости в достижении победы над противником;

- разъяснение личному составу боевых задач, характера и

особенностей предстоящего боя, необходимости сохранения в тайне

проводимых мероприятий по подготовке к наступлению;

- воспитание ненависти к врагу и уверенности в его разгроме;

- мобилизацию личного состава на эффективное применение в

наступлении техники и вооружения для прорыва обороны, окружения и

уничтожения противника;

умелое использование результатов огневого п о р а ж е н ия

противника, успеха подразделений для развития наступления;

- поддержание у личного состава второго эшелона ( р е з е р в а ),

постоянной готовности к вводу в бой и решению других в н е з а п но

возникающих задач.

44

При организации МПО наступательного боя особое внимание

должно уделяться формированию у личного состава подразделений высокого

наступательного порыва - глубоко осознанного стремления решительными

действиями разгромить противника, овладеть его территорией и добиться

победы над ним.

При этом необходимо учитывать, что наступательный порыв как

сложное духовно-нравственное и психологическое состояние воинов

предполагает их способность к решительному взламыванию обороны

противника, стремительному преследованию врага, не давая ему закрепиться

на промежуточных рубежах, вплоть до полного разгрома и уничтожения его

отходящих войск.

При подготовке к наступлению важно обеспечить готовность

личного состава к стремительным, маневренным, с высокими темпами

наступательным действиям с преодолением водных и других естественных

преград, окружением и пленением войск противника.

При организации наступательного боя и его всестороннего

обеспечения командиры, штабы, органы воспитательной работы должны

проявлять заботу о том, чтобы высокий наступательный порыв личного

состава обеспечивался четким взаимодействием в бою подразделений

различных родов войск и видов Вооруженных Сил, своевременным их

снабжением боеприпасами, горючесмазочными материалами,

продовольствием, организацией отдыха личного состава, своевременным

выносом с поля боя раненых и оказанием им первой медицинской помощи,

проведением психологической реабилитации.

Основные усилия морально-психологического обеспечения в

наступлении сосредоточиваются в подразделениях, действующих на

направлении главного удара (участка прорыва).

Основными способами выполнения задач МПО в наступлении

являются:

оперативное доведение до личного состава изменений в

актической обстановке, разъяснение новых боевых задач;

45

- обеспечение личного примера командиров и боевого актива,

поощрение отличившихся военнослужащих;

- популяризация успехов наступающих подразделений, героических

подвигов воинов;

- организация прослушивания информационных передач;

- сообщение фактов нарушения противником норм международного!

гуманитарного права в отношении гражданского населения и военнопленных;

- изучение пополнения и подготовка вновь прибывших воинов к

ведению активных наступательных действий, правильная их расстановка с j

учетом боевого опыта, специальности и морально-психологических качеств.

- оказание экстренной помощи военнослужащим, получившим боевые

психические травмы;

- контроль усталости личного состава.

Успешное решение задач морально-психологического обеспечения

подготовки и ведение наступательного боя достигается:

- поддержанием постоянной боевой готовности и своевременным!

восстановлением боеспособности сил и средств МПО;

- соответствием мероприятий МПО замыслу, плану подготовки и

ведения наступательного боя;

- сосредоточением основных усилий МПО на выполнении главных I

задач наступления;

активностью и целеустремленностью в работе органов I

воспитательной работы при решении задач МПО;

непрерывностью управления и руководства деятельностью I

подчиненных воспитательных структур в ходе наступления;

- своевременным переключением их внимания на решение внезапно I

возникающих задач, вытекающих из складывающейся боевой обстановки и |

боевых приказов командира.

Содержание, объем и конкретная направленность мероприятий МПО

наступательного боя определяются:

46

- тактической, морально-психологической и информационной обстановкой в

районе боевых действий;

- морально-психологическим состоянием своих войск;

- наличием и состоянием сил и средств МПО, местной полиграфической,

радиотелевизионной и культурно-досуговой базы и др.

В ходе наступления органы воспитательной работы, решая задачи

>1110, иолжны уделять особое внимание:

- непрерывному наращиванию МП состояния войск, поддержанию и

быстрому восстановлению их боеспособности, контролю за своевременным

решением задач МПО;

- сбору, анализу и обобщению данных о тактической, морально-

психологической и информационной обстановке, МП состоянии и психогенных

потерях своих войск, подготовке выводов и рекомендаций;

- морально-психологической подготовке личного состава резерва к

немедленному вводу в бой и выполнению задач в ходе последующих боев;

- своевременному приближению сил и средств МПО к обеспечиваемым

войскам в целях наиболее эффективного их использования;

- постоянному поддержанию высокой боеспособности и готовности сил и

средств МПО, непрерывному руководству их применением;

- поддержанию устойчивого и непрерывного управления силами и

средствами МПО;

- проведению мероприятий по обеспечению надежной работы

технических средств воспитания.

Морально-психологическое обеспечение тактических действий войск в

наступлении проводится с учетом складывающейся обстановки при занятии

исходного положения после перегруппировки, исходного района, исходных

позиций, выжидательных районов, огневых позиций и мест расположения.

При занятии частями и подразделениями исходного положения для

наступления и в ходе боевых действий основные усилия сосредотачиваются на

аращивании морально-психологической активности личного состава.

47

При подготовке и в ходе наступления органы воспитательной работы

проводят весь комплекс мероприятий информационно-воспитательной

психологической, военно-социальной и культурно-досуговой работы, а также

мероприятия по защите войск от информационно-психологического воздействия

противника и обеспечению войск техническими средствами воспитания.

Однако с наибольшей эффективностью, исходя из стоящих перец

войсками задач, должна вестись информационно-воспитательная и

психологическая работа.

Информационно-воспитательная работа

Информационно-воспитательная работа занимает важнейшее место

в системе морально-психологического обеспечения наступательного боя.

Это связано с тем, что период подготовки и ведения наступательного

боя отличается предельной остротой поставленных целей и решаемых задач.

Он предполагает интенсивное использование оружия и боевой техники,

огня и маневра, поражение живой силы, захват территории, разрушение объектов

оборонного и гражданского секторов, активное сопротивление противника, что

связано с огромными моральными и физическими нагрузками личного состава.

Экстремальный характер наступательного боя также обусловлен:

- реальной опасностью для здоровья и жизни военнослужащих;

- фактором внезапности;

- высокой динамикой и интенсивностью событий;

- дефицитом времени и ресурсов;

- нарушением режима сна и отдыха;

- действиями войск в ночное время, в плохую погоду, при недостатке!

информации и т.д.

В таких условиях на личный состав подразделений действует система

неблагоприятных факторов, которые препятствуют достижению поставленных!

целей.

Они могут вызывать у военнослужащих тревогу и беспокойство,!

неуверенность в своих силах и боязнь, а порой чувства отчаяния и обреченности. 1

48

Не меньшее влияние на морально-психологическое состояние личного

тава о к а з ы в а ю т состояние психической напряженности, усталость и страх.

Информационно-воспитательная работа в ходе наступления

портся на воспитание у личного состава высокого наступательного порыва, н а п р а в л я е i w i

о б е с п е ч е н и е устойчивой морально-психологической готовности к ведению

ктивных решительных и высокоманевренных действий по разгрому противника.

Эффективность информационно-воспитательной работы в ходе

п о д г о т о в к и и ведения наступательного боя определяется многими факторами, но в

первую очередь - мировоззренческими установками личного состава,

с ф о р м и р о в а н н ы м и как в мирное время и в предшествующий период боевых

действий, так и при подготовке к наступлению.

В этой связи всем субъектам МПО придется решать одну из главных

задач - перевод сознания личного состава с оборонительного на

наступательный лад.

При этом они могут, как показывает практика, возникнуть определенные

трудности, связанные с такими противоречивыми факторами, как:

- размытый образ врага в начальный период войны и необходимость

воспитания личного состава в духе ненависти к противнику;

- возможность неудачного на каком-то этапе для наступающих войск хода

боя и формирование у личного состава веры в победу;

- естественный для каждого человека инстинкт самосохранения и

необходимость формирования и поддержания в бою высокого наступательного

порыва.

Основными задачами информационно-воспитательной работы в

ходе подготовки и ведения наступательного боя являются:

- разъяснение личному составу цели наступления, обстановки и

особенности боевых действий;

- изучение и доведение до личного состава национально-

психологических особенностей, сильных и слабых сторон личного состава,

техники и вооружения противника;

101__

оружия и боевой техники, формирование чувства морального превосходства

над врагом;

- разъяснение условий и особенностей предстоящих боевых действий,

способов достижения их целей, возможных трудностей и препятствий;

- обеспечение органов управления, боевых коллективов и отдельных

военнослужащих социально-политической и боевой информацией.

Основные усилия информационно-воспитательной работы в ходе

наступательного боя сосредоточиваются в органах управления и подразделениях,

действующих на направлениях главного удара и выполняющих задачи по

разфому наиболее сильных группировок противника.

Активной информационно-воспитательная работа также ведется и в

других ударных подразделениях, а также в подразделениях, предназначенных для

прикрытия (обороны) отдельных направлений.

Решение задач информационно-воспитательной работы достигается:

непрерывным анализом, своевременным прогнозированием,

целеустремленным и систематическим доведением до органов управления, личного

состава войск военно-политической и морально-психологической обстановки;

- пропагандой решительных, умелых, дерзких действий воинов в

экстремальных условиях боевой обстановки.

Основными формами информационно-воспитательной работы в

наступлении являются:

- боевое и политическое информирование личного состава о военно- I

политической и боевой обстановке;

- оперативное разъяснение приказов командования и мобилизация I

военнослужащих на их выполнение;

- обмен опытом личного состава, ранее участвовавшего в боевых

действиях;

- пропаганда успехов подразделений, примеров героизма л и ч н о г о

состава, а также разъяснение причин трудностей и неудач своих войск;

- прямое обращение командования к личному составу;

50

- работа офицеров органов воспитательной работы в боевых порядках;

- индивидуальная воспитательная работа.

Наиболее

распространенными формами политического и боевого

информи-р ионвфаноирмя авц ибио юи им виот ивнргеим;я тактических пауз являются:

- короткие групповые и индивидуальные беседы;

- просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;

сообщение содержания обращений военных советов и

информационных бюллетеней;

- выпуск стенгазет, боевых листков и листков-молний;

- передача важной информации с помощью портативных радиостанций.

Например, в ходе боев в Чечне по разоружению незаконных

вооруженных формирований ежедневно в отделениях, экипажах и расчетах

офицерами проводились 15 - 20-минутные информации.

В перерывах между боями и во время отдыха для информирования

использовались групповые и индивидуальные беседы, печать, радио, наглядная

агитация, боевые листки, листки-молнии, в работе с местным населением

применялись звуковещательные станции и средства массовой информации.

Нередко в структуре информирования выделяют командную

информацию, которая распространяется, как правило, по каналам управления и

является приоритетной при доведении ее до различных категорий личного состава.

Чаще всего это угочняющая и разъясняющая информация, направленная

на улучшение управления войсками. В ней раскрываются решения командования,

обращения военных советов, распоряжения органов воспитательной работы.

Практика боевых действий показывает, что в экстремальных условиях

особое значение для воинов имеет информация, необходимая для обеспечения

личной безопасности. Поэтому повышенным спросом пользуются такие формы

информационно-воспитательной работы, как:

специальные памятки (об особенностях боевых действий в лесу, в

горах, о способах обнаружения и обезвреживания мин);

справки (о новых видах оружия противника и способах борьбы с ним);

51

- бюллетени (о способах саморегуляции, профилактике заболеваний);

- листовки (о результатах боев, боевом опыте).

Они позволяют преодолеть жесточайший дефицит правдивой

информации и получать верную ориентировку в текущих событиях, боевой

обстановке, способах обеспечения личной безопасности.

При подготовке и ходе наступления информационно-воспитательная

работа ведется скрытно от противника с целью сохранения тайне замысла и

характера предстоящих боевых действий.

Психологическая работа

Боевые действия представляют собой не только согласованные по цели,

месту и времени удары, огонь и маневры войск, но, прежде всего, ожесточенное

противоборство целеустремленных, мыслящих, побуждаемых личными

убеждениями, обладающих знаниями и умениями, волей и надеждами людей.

От их психологической устойчивости, готовности к активным

наступательным действиям в любых условиях обстановки в значительной степени

зависят и ими определяются победа или поражение в бою.

Этим и определяется особая важность и значимость такого вида

морально-психологического обеспечения наступательного боя, как

психологическая работа.

При подготовке и ходе наступательного боя психологическая работа

организуется и проводится в целях формирования и поддержания у

военнослужащих психологической устойчивости и готовности выполнять

боевые задачи в любых условиях обстановки, сохранения и восстановления

их физического и психического здоровья.

Необходимость и важность такой работы в ходе ведения боевых

действий и, особенно при организации наступательного боя подтверждается

современным опытом и практикой ведения боевых действий.

Так, например, в 1999 году в ходе боевых действий в Республике

Дагестан высокий уровень нервно-психических расстройств был характерен для

всех подразделений, непосредственно участвующих в боевых действиях.

52

Так, проведенная после первых дней боев психологическая оценка в

подразделениях 7-й гв. вдд показала, что 15% личного состава получили боевые

психические травмы, у 29% военнослужащих были отмечены выраженные

последствия таких травм.

После окончания боев для 90% военнослужащих было характерно

невротическое расстройство сна, для 60% - неврозы навязчивых состояний.

По исследованиям американских ученых, в период Второй мировой

войны число психических расстройств у солдат выросло по сравнению с Первой

мировой войной на 300%.

Общее количество освобождаемых от службы в связи с психическими

расстройствами превышало количество прибывающего пополнения.

По подсчетам зарубежных специалистов, из всех солдат,

непосредственно участвовавших в боевых действиях, 38% имели различные

психические расстройства.

По этой причине только в американской армии были выведены из строя

504 тыс. военнослужащих, а около 1 млн. 400 тыс. имели различные психические

нарушения, не позволяющие им некоторое время участвовать в боевых

действиях.

Психогенные потери в армии США во время войн в Корее, Вьетнаме

составляли 24-28% от численности личного состава, непосредственно

участвовавшего в боевых действиях.

Особенности психологической работы в различных видах

наступательного боя зависят от избранного способа разгрома противника,

применяемого оружия и техники, уровня психологической готовности личного

состава войск к выполнению поставленных боевых задач.

Основными задачами психологической работы в наступательном

бою являются.

- формирование и поддержание психологической устойчивости и готовности

личного состава выполнить поставленные задачи;

- осуществление психологического сопровождения боевых дейст вий войск;

53

- восстановление психического и личностного статуса, а также физических

сил военнослужащих;

- проведение мероприятий по снижению психогенных потерь.

Основные усилия психологической работы при подготовке и в ходе

наступления сосредотачиваются на формировании и поддержании

психологической готовности личного состава к активным, решительным,

наступательным действиям и оказании психологической помощи и реабилитации

военнослужащим, получившим боевые психологические травмы.

При этом особое внимание уделяется организации психологической

работы в частях и подразделениях, действующих на направлении главного удара

и выполняющих задачи по разгрому наиболее сильных группировок противника,

прорыву его укрепленных рубежей и позиций, захвату важных районов,

форсированию крупных водных преград, овладению городами и

промышленными районами, отражению контрударов, окружению и

уничтожению противника.

При подготовке наступления в частях и подразделениях проводятся

мероприятия специальной и целевой психологической подготовки, которые

обеспечивают психологическую готовность и устойчивость личного состава

применительно к конкретным видам боевых действий (решению конкретных

боевых задач).

Основное содержание психологической работы в наступлении

составляют:

- формирование представлений личного состава о характере влияния

наступательных действий на психику;

- поддержание у личного состава психологических установок на ведение

активных наступательных действий, проявление инициативы, готовности идти

навстречу опасности;

- формирование у военнослужащих инициативы и настойчивости,

состояния уверенности в своих силах, способности прорвать оборону противника,

сломить его сопротивление, успешно завершить операцию.

54

Формами психологической работы в наступательном бою являются:

- психологическое сопровождение;

- психологическая помощь;

- психологическая реабилитация военнослужащих.

Психологическое сопровождение наступления обеспечивает:

- поддержание психологической устойчивости личного состава к

высоким нервно-психическим и физическим нагрузкам;

- предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных

психических состояний;

- профилактику боевых психических расстройств.

Методы и приемы психологической помощи способствуют

преодолению военнослужащими психотравмирующих последствий боевой

обстановки путем:

- снижения (прекращения) интенсивности действия психотравмирующих

факторов боевой обстановки и вывода пострадавших в пункты психологической

помощи и реабилитации;

- ликвидации или блокирования источников психотравматизации;

- диагностики и коррекции психического состояния личного состава,

восстановления его боеспособности;

- психологической поддержки и созданием дополнительных стимулов

повышения боевой активности военнослужащих;

- эвакуации военнослужащих с тяжелыми боевыми психическими

травмами в медицинские учреждения для оказания врачебной и

специализированной помощи;

- локализации и изоляции военнослужащих и подразделений,

подвергшихся деморализации, с целью исключения массовых негативных

психологических воздействий на личный состав.

В боевых порядках нуждающимся оказывается первая

психологическая помощь в порядке само- и взаимопомощи.

101

В ближайшем тылу предоставляется квалифицированная

психологическая помощь силами войсковых психологов, специалистов пунктов

психологической помощи во взаимодействии со специалистами группы

психофизиологического обеспечения медицинской службы.

Специализированная психологическая помощь оказывается в

глубоком тылу в специализированных военно-лечебных заведениях.

Психологическая реабилитация военнослужащих осуществляется в

целях возвращения военнослужащих в обстановку здоровой жизнедеятельности

и постепенного включения в систему повседневных социальных связей и

отношений и включает:

- организацию специального периода реадаптации непосредственно в

тыловых районах боевых действий;

- подготовку членов семей военнослужащих, их сослуживцев в пунктах

постоянной дислокации к встрече участников боевых действий; оказание им

помощи в преодолении симптомов "военизированной" психики;

- восстановление психического здоровья военнослужащих, получивших

ранение, контузию, боевую психическую травму.

Психологическая реабилитация осуществляется с использованием

возможностей медицинского пункта части и госпиталей различного уровня.

Эффективность решения задач психологической работы достигается:

- целенаправленным проведением мероприятий по психологической

подготовке, сопровождению, помощи и реабилитации;

- своевременным проведением психологической оценки обстановки,

прогнозирования и расчета психогенных потерь;

- единством действий и согласованностью мероприятий, проводимых

командирами, органами воспитательной работы и медицинской службой.

В ходе ведения наступательных боевых действий наращиванию

психологической активности личного состава и снижению психогенных

потерь способствуют:

- передача боевой информации;

- нахождение офицеров в боевых порядках;

56

- личный пример командиров и актива;

- пропаганда боевых успехов и героических поступков военнослужащих;

- поощрение отличившихся воинов;

- своевременное выполнение воинами приёмов психологической

саморегуляции и волевой мобилизации;

- своевременное оказание экстренной психологической помощи

психотравмированным военнослужащим.

Военно-социальная работа

Своевременное решение социальных проблем, соблюдение социальных

гарантий и прав военнослужащих и членов их семей оказывают существенное

влияние на морально-психологическое состояние личного состава.

В связи с этим при подготовке к наступлению основными задачами

военно-социальной работы являются:

- решение социальных проблем военнослужащих в связи с их ранениями,

заболеваниями, гибелью, а также, если они объявляются без вести пропавшими;

- рассмотрение острых, не терпящих отлагательства жалоб и заявлений

военнослужащих;

- разъяснение законов военного времени и международных правовых

норм ведения боевых действий, гуманного обращения с военнопленными и

гражданским населением, прав и обязанностей военнослужащих в условиях

ведения войны, их ответственности за выполнение своего воинского долга.

В период ведения боя основные усилия военно-социальной работы

сосредотачиваются на реализации социальных и правовых гарантий

военнослужащих, получивших ранения, увечья, контузии, и оказании им

всесторонней социально-правовой помощи и поддержки.

Культурно-досуговая работа

Она организуется и проводится с целью формирования, поддержания

и восстановления морально-психологических и физических сил военнослужащих и

их мобилизации на успешное решение задач наступательного боя.

Как правило, основные мероприятия культурно-досуговой работы

проводятся в начальный период подготовки наступления и они могут включать:

- организацию выступлений в войсках ансамбля песни и пляски фронта

(концертных ансамблей), отдельных концертно-художественных бригад;

- проведение встреч личного состава с участниками боевых действий;

- организацию выпуска радиогазет и радиожурналов;

- демонстрацию патриотических кино- и видеофильмов.

В этот период до личного состава доводятся материалы периодической

печати, организуется прослушивание радиопередач и, по возможности, просмотр

телепередач.

В ходе боя культурно-досуговая работа проводится преимущественно в

войсках, находящихся в резерве, а также не принимающих активного участия в

боевых действиях или находящихся в районах восстановления боеспособности.

Защита войск от информационно-психологического воздействия

противника

При подготовке к бою защита войск от информационно-

психологического воздействия противника проводится в целях повышения

морального духа личного состава, недопущения его деморализации и

поддержания высокого уровня морально-психологического состояния.

При этом основными задачами защиты войск от информационно-

психологического воздействия противника являются:

- анализ информационной обстановки в районе дислокации части

(подразделений), характера проводимых противником психологических

операций, степени их влияния на личный состав и население;

- проведение мероприятий, направленных на противодействие и

ликвидацию негативного информационно-психологического воздействия

противника.

В бою мероприятия по защите войск от информационно-

психологического воздействия противника проводится в целях:

нейтрализации психологической обработки войск средствами

пропаганды противника;

58

- недопущения морально-психологического подавления войск;

- сохранения морально-психологической устойчивости личного состава

н а с т у п а ю щ и х войск и частей резерва;

-поддержания морально-психологического состояния войск на уровне,

необходимом для решения задач наступления.

Обеспечение ____________войск техническими средствами воспитания

При подготовке к бою обеспечение войск ТСВ проводится на основе

решения заместителя командира по воспитательной работе. При этом запасы ТСВ

и культурно-досугового имущества, хранящиеся в частях и подразделениях,

должны обеспечивать потребность войск в ходе боя.

В ходе боевых действий обеспечение войск ТСВ осуществляется за счет

их запасов, создаваемых на складах соединений и объединений.

Восполнение потерь ТСВ и ЗИП к ним в первую очередь осуществляется

в войсках, ведущих боевые действия на главном направлении и выполняющих

наиболее важные задачи.

МПО в различных видах наступательного боя организуется и

осуществляется как с учетом конкретных боевых задач, стоящих перед

войсками, так и особенностей местности, условий и обстановки, в которых

части и подразделения решают эти задачи.

Так при нанесении ударов в ответ на начавшуюся агрессию

противника возможен переход войск в наступление с выдвижением из пунктов

постоянной дислокации, учебных центров и районов учений.

В этом случае МПО проводится в районах сосредоточения, как правило,

в полном объеме с использованием всех сил и средств.

Силы и средства МПО до начала наступления должны обеспечить

выполнение всех стоящих перед ними задач информационной, военно-социальной,

психологической, культурно-досуговой работ.

В случае неудачного исхода контрудара принимаются меры к

восстановлению высокого уровня морально-психологического состояния личного

состава, эвакуации поврежденных технических средств из районов, которые

101

могут быть захвачены противником, проводится психологическая помощь и

реабилитация военнослужащих.

При форсировании водных преград основной задачей МПО является

мобилизация личного состава:

- на тщательную организацию форсирования и разгром противника на

подходе к водной преграде и на противоположном берегу;

- упреждение противника в захвате важных переправ передовыми

отрядами и воздушными десантами;

- своевременное выдвижение переправочных средств к водной

переправе и умелое их использование;

- быстрое преодоление водной преграды главными силами, захват

плацдармов и безостановочное развитие наступления на противоположном берегу.

В распоряжении по МПО дополнительно указываются:

- особенности организации и проведения МПО подразделений;

- исходные рубежи для форсирования;

- порядок выдвижения сил и средств М П О к водной п р е г р а д е ;

- порядок форсирования водной преграды средствами МПО;

- порядок работы пункта психологической помощи и реабилитации части

на всех этапах форсирования.

Силы и средства МПО переправляются по мостам или на паромах в

составе подразделений тыла. Пункт психологической помощи и реабилитации

части переправляется совместно с медицинским пунктом на переправочно-

десантных средствах одной из переправ.

На период форсирования водной преграды вблизи медицинских пунктов

переправ развертываются подвижные пункты психологической помощи и

реабилитации, в которых предусматривается оказание первой помощи

военнослужащим с тяжелыми психическими травмами.

МПО части проводится с учетом складывающейся обстановки в

исходных районах для форсирования, наращивается в ходе подготовки и ведется

непрерывно на всех этапах форсирования водной преграды.

60

В распоряжении по МЛО части (подразделения), осуществляющей

ддррыв укрепленного района, дополнительно указываются:

- силы и средства МПО частей, действующих на участках прорыва;

- порядок оказания психологической помощи военнослужащим,

получившим тяжелые психические травмы.

Основной целью МПО является мобилизация личного состава на

у п о р н о е развитие наступления, стремления расширить прорыв, нанести удар в

тыл группировки противника, уничтожить или блокировать его опорные пункты.

МПО части в ходе овладения городом проводится с целью:

- направления усилий личного состава на проведение эффективной

разведки оборонительных обводов, узлов обороны, крупных зданий;

- надежное огневое поражение противника;

- подготовки подразделений технического обеспечения и тыла для

эвакуации и ремонта вооружения и техники.

Во время первой Чеченской кампании, несмотря на то, что уже в ходе

выдвижения войск к Грозному было встречено упорное сопротивление дудаевских

вооруженных формирований, командирам, офицерам-воспитателям не удалось

преодолеть у части личного состава представление о слабости противника и

легкости победы над ним. Это приводило к «шапкозакидательским» настроениям,

беспечности, потери бдительности и, в конечном итоге, к неоправданным потерям

среди личного состава, невыполнению боевой задачи.

Наглядным примером подобного поведения личного состава в боевой

обстановке могут служить боевые действия 131-й отдельной мсбр, которая во время

новогоднего штурма Грозного "сквозняком" прошла по всему городу, без потерь

вышла к вокзалу и заняла его. Кажущаяся легкость победы вскружила голову

командирам и подчиненным.

Посчитав задачу выполненной, люди расслабились и, потеряв

бдительность, не выставив боевого охранения и бросив технику, разбрелись по

привокзальной площади, за что жестоко поплатились.

Собрав силы, противник нанес по бригаде внезапный мощный удар. В

течение суток военнослужащие бригады и пришедшего ей на помощь 81-го полка

61__ находились под шквальным огнем артиллерии, минометов и противотанковых

средств дудаевцев.

Солдаты и офицеры стойко отражали удары врага. Им удалось прорвать

кольцо окружения и к 15 часам следующего дня выйти из него, нанеся дудаевцам

больной урон.

Однако нашим войскам дорого обошлись потеря бдительности: в

жестоком бою бригада потеряла 80 % личного состава. Дудаевцы уничтожили 20

танков из 26. Из боя удалось вывести только 18 БМП из 120.

МПО части, действующей в отрыве от главных сил, проводится с

целью мобилизации личного состава на:

- проведение активных боевых действий, разгром выдвигающихся

резервов противника;

- совершение эффективного маневра огнем и главными силами, а в случае

столкновения с превосходящими силами противника - переход к круговой обороне

и удержание района до подхода главных сил.

Обращается особое внимание на своевременное оказание помощи

военнослужащим, получившим тяжелые психические травмы.

В этом отношении показателен опыт организации МПО в ходе

четырехсуточного рейда в тыл противника в период боевых действий в Республике

Дагестан.

Основными психотравмирующими факторами в этот период были:

- обостренное чувство опасности;

- смена биологических стереотипов дня и ночи;

- большие физические нагрузки, обусловленные передвижением по

гористой местности и перенесением тяжелых грузов (до 30-40 кг);

- недостаток питьевой воды.

Из 130 человек, принимавших участие в рейде, всего один

военнослужащий совершил самовольное оставление части.

До прибытия в район боевых действий этот военнослужащий имел

восемь самовольных отлучек из расположения части, что является явным дефектом

профессионального психологического отбора.

62

Случаев открытого неповиновения в рейде не наблюдалось, однако

м н о г и е военнослужащие в присутствии офицеров позволяли себе резкие

ы с к а з ы в а н и я по поводу ситуации, тем не менее, нисколько не ставя под

с о м н е н и е значимость и необходимость выполнения возложенной на них задачи.

10-20% военнослужащих обнаруживали так называемый "комплекс

Рембо" - повязывание косынки на лоб, отрывание рукавов с обмундирования и

б р а в и р о в а н и е .

В период рейда военнослужащие по призыву неосознанно

г р у п п и р о в а л и с ь около офицеров, и в особенности около старшего группы.

Из общего числа участников рейда для 15-20% военнослужащих по

призыву физические нагрузки оказались невыполнимыми без помощи товарищей.

Все офицеры, находящиеся в составе группы, брали носимый груз

солдат на себя, чтобы уменьшить их физические нагрузки (становясь

предпочтительной мишенью для снайперов противника).

Конфликты между военнослужащими по призыву возникали только в тех

случаях, когда носимый груз несправедливо распределялся за счет окружающих.

30-40% личного состава проявляло инициативу взять часть носимого

груза товарища на себя.

На третьи сутки рейда, выйдя к источнику с водой и утолив жажду, в

течение 2-х часов личный состав был в заторможено-расслабленном состоянии, по

истечении этого времени психический статус военнослужащих восстановился.

Во встречном бою МПО направляется на воспитание постоянной

готовности военнослужащих к стремительным и маневренным действиям по

разгрому противника, упреждению его в развертывании, открытии огня,

нанесению ему внезапных ударов во фланг и тыл, расчленению и уничтожению

противника по частям.

При этом особое внимание уделяется работе с личным составом,

Действующим в разведывательных органах, передовых отрядах (авангардах).

Морально-психологическое обеспечение во встречном бою организуется

согласно морально-психологическому обеспечению наступления.

63

Средства МПО располагаются совместно с подразделениями

технического обеспечения и тыла части и останавливаются вдоль дорог (на

маршрутах движения), а с развертыванием главных сил для встречного боя

выходят в назначенные им районы и осуществляют обеспечение части.

При окружении и уничтожении основных группировок

обороняющихся войск противника основные усилия МПО сосредотачиваются в

подразделениях, действующих на внутреннем фронте окружения, выделенных в

состав воздушных (морских) десантов, а также продолжающих наступление в

заданных направлениях на внешнем фронте окружения.

При наступлении на отходящего противника основные усилия МПО

сосредотачиваются в подразделениях первого эшелона, предназначенных для

параллельного преследования противника, а также на психологической подготов-

ке личного состава, выделенного в состав воздушных (морских) десантов,

предназначенных для ведения боевых действий на путях отхода противника.

С переходом к применению ядерного оружия основные усилия МПО

войск сосредотачиваются на мобилизации личного состава к немедленному

выполнению поставленных, задач.__