logo search
ответы (2)

73 Особенности воспитания военнослужащих в американской армии.

В каждом отдельном государстве информирование военнослужащих имеет свою специфику. В вооруженных силах стран, входящих в НАТО, оно направлено прежде всего на воспитание у лич­ного состава так называемой «атлантической солидарности», в США - имеет ярко выраженную направленность на «американизацию сознания и мировоззрения» военнослужащих.

В армии США одной из ключевых структур является управление общественных отношений и информации, в которое наряду с другими входит отдел военной информации. В видах вооруженных сил также функционируют управления общественных отношений и информации и информационные центры, которые регулярно направляют в войска учебно-методические, информационные и пропагандистские материалы.

При министерстве обороны действует центр информационной службы, включающий в себя отдел подготовки материалов для средств массовой информации и секцию сотрудников, проводящих брифинги по актуальным военно-политическим вопросам.

Изучение зарубежного опыта работы с военнослужащими показы­вает, что их непосредственное информирование в войсках осущест­вляет разветвленная структура информационного аппарата, которая работает, как правило, до батальона включительно. В США эти функ­ции выполняют офицеры по связям с общественностью.

Характерной чертой воспитательной работы ряда зарубежных стран является ее высокая насыщенность высококвалифицированными специалистами по информационной работе, что позволяет компетентно решать сложные вопросы информирования личного состава и успешно реализовать цель, к которой военные эксперты США настойчиво при­зывают командиров - «приумножать не технологии, а факторы и тра­диции, укрепляющие главную силу армии - веру, профессионализм и волю к победе».

Отличительной особенностью системы информирования личного состава зарубежных армий является высокий профессионализм специа­листов по информации. Это обусловлено тем, что данные специалисты проходят всестороннюю подготовку в специальных учебных заведени­ях. Высокую квалификацию в США они получают в школе информации в Форт-Бенджамин Харрисоне (штат Индиана), которую ежегодно закан­чивают 2 тыс. офицеров, сержантов и служащих.

Наряду с подготовкой специалистов для работы с личным сос­тавом важное значение имеет мощное информационно-методическое обеспечение деятельности командиров по всестороннему информирова­нию военнослужащих. Министерство обороны США выделяет значитель­ные средства на подготовку различного рода справочных, информационных, учебных и пропагандистских материалов. Большой популяр­ностью пользуется справочник офицера армии США, кодекс чести офи­цера, специальные информационные сборники, «бюллетени для войск», пресс-релизы, сводки новостей, подборки речей официальных лиц и заготовки 20-тиминутных выступлений перед военной и гражданской аудиторией.

Особый интерес представляет анализ основных форм и методов информирования личного состава зарубежных армий. После неудачной войны во Вьетнаме руководство Пентагона сделало выводы о необхо­димости радикальной перестройки системы военно-политического воз­действия на военнослужащих. Военные эксперты США считают, что именно недостатки в информировании войск и общественности привели нацию к так называемому «вьетнамскому синдрому». Преодолеть его была призвана новая система политического информирования, полу­чившая название «политическое образование».

На основе программ и курсов, разработанных в США, организу­ются и проводятся подобные занятия с военнослужащими вооруженных сил других стран, входящих в блок НАТО.

Эффективной формой информационного обеспечения боевой учебы в армиях зарубежных государств является служебное информирование о текущих событиях - аналог наших информаций с различными катего­риями военнослужащих.

Отличительной особенностью системы информирования в армиях стран Запада является интенсивное использование религиозного воз­действия на военнослужащих. По некоторым данным, в вооруженных си­лах США - 2 млн. верующих (около 90%). В помощь военным священникам создается религиозный ак­тив. Например, в ВМС США таких помощников называют лей лидерами. На авианосцах имеется по 2-3 штатных капеллана (католик, протес­тант, иудей), на вертолетоносцах и крейсерах - по одному. За одним капелланом на соединении, как правило, закрепляются 3-5 эсмин­цев, фрегатов и других кораблей.

Основные формы религиозного воспитания носят наглядно-образ­ный информационный характер, формирующий особые религиозные чувства у личного состава. К ним, в частности, относятся церковные обряды бракосочетания и крещения детей.

Таким образом, религиозное воспитание военнослужащих ряда за­рубежных стран отличается информационной насыщенностью и осущест­вляется преимущественно путем религиозного информирования верую­щих.

Анализ показывает, что за рубежом наибольшую эффективность в деле доведения до личного состава социальной информации демонс­трируют средства массовой информации. Ведущая роль в этом деле принадлежит прессе, радио и телевидению.

Информирование военнослужащих с помощью периодической печати осуществляется благодаря разветвленной сети военных и гражданских периодических изданий, работающих на нужды министерства обороны.

По некоторым данным, Пентагон в США издает и контролирует около 1400 военных и гражданских журналов, освещающих военную проблематику, и более 1000 газет, информирующих вооруженные силы и общественность об актуальных вопросах военной политики и дея­тельности армии и флота.

Зарубежный опыт информирования военнослужащих свидетельству­ет о том, что существует устойчивая тенденция возрастания роли радио и телевидения, а также других технических средств в расп­ространении среди личного состава социальной информации. Система радио- и телеинформирования американских войск в Европе включает 9 радиостанций и 4 телестудии. Форсируется ввод в действие ка­бельного телевидения. Радиовещание для военнослужащих ведется круглосуточно, а телепередачи транслируются до 20 часов в сутки. Только ВВС располагают сетью из почти 1000 радио- и телестанций и точек как на территории США так и за их пределами.

В последние годы все большее место в информировании личного состава армий зарубежных государств отводится компьютерной техни­ке. Выделяются три основных направления ее использования: производство и хранение информационно-справочных материалов; применение тренажеров-компьютеров в боевой учебе и морально-психологической закалки военнослужащих; внедрение компьютерных видеоигр как формы досуга личного состава. Показательным в этом плане в США является компьютерное оборудование национального учебного центра в Форт-Ирвине, объединенного учебного центра в Форт-Шаффи и др.

Особую роль в армиях ряда стран Запада играет рекламно-пропагандистская служба как важный элемент средств массовой информа­ции. Основная ее цель - создание и поддержание в сознании военнослужащих и широких слоев общественности привлекательного имиджа вооруженных сил и военной службы. «По широте социального влия­ния, -отмечал известный американский историк Дэвид Поттер, - рекламу сегодня можно сравнить с такими давнишними институтами, как школа и церковь».

Краткий обзор отечественного и зарубежного опыта организации информирования военнослужащих позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, задачи, содержание и технология информирования личного состава в армиях различных стран мира имеют много общего, носят комплексный характер, отличаются большим разнообразием и достаточно высокой эффективностью воздействия на сознание и пове­дение военнослужащих.

Во-вторых, система информирования личного состава вооружен­ных сил в каждом государстве имеет специфические особенности, опирается на сложившиеся традиции, соответствует материальным возможностям и реальным потребностям воспитательной работы в ар­мии и на флоте.

В-третьих, создание новой системы воспитательной работы в ар­мии и на флоте настоятельно требует критического анализа отечест­венного и зарубежного опыта информирования различных категорий личного состава и обеспечения преемственности в современных усло­виях его наиболее эффективных форм организации и методов прове­дения. В этом состоит один из источников конструктивного решения задач реформирования Вооруженных Сил России.