logo search
ответы (2)

124 103. Сущность, предназначение и структура военной организации государства.

Военная организация государства - совокупность органов и структур исполнительной власти, созданных и действующих в соответствии с конституцией и законами; предназначенных для обеспечения безопасности личности, общества и государства; имеющих право применения силовых средств и средств вооруженной борьбы и (или) осуществления специальных операций в рамках и случаях, установленных законом. Состав и структура военной организации государства определяется в законодательном порядке и приводится в соответствие с международными обязательствами государства.

Можно разделить на основные составляющие:

1) Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, решающие задачи военной безопасности военными методами;

2) органы управления войсками, воинскими формированиями и органами, не входящие в состав этих войск, воинских формирований и органов. К ним можно отнести Министерство внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее управление внутренними войсками указанного министерства, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющее управление войсками гражданской обороны;

3) организации промышленного и научного комплексов страны, предназначенные для обеспечения задач военной безопасности. 

134 см также 154 122.Основные положения ФЗ «О воинской обязанности военной службе в ВС РФ». Порядок прохождения военной службы в РФ.

Военная обязанность граждан предусматривает:

- воинский учёт

- обязательную подготовку к военной службе

- призыв на военную службу

- прохождение военной службы по призыву

- пребывание в запасе (резерве)

- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе, военное обучение в военное время

Военную обязанность граждане исполняют лично. Основная форма исполнения – несение военной службы.

Особенности военной службы:

- принятие военной присяги

- наличие воинских званий

- обязательный характер военной службы

- детальность правового регулирования военно-служебных отношений

- беспрекословность повиновения

Воинская обязанность – установленные законом долг и обязанность гражданина РФпо защите Отечества, осуществляемые в разнообразных формах

В ФЗ «О воинской обязанности» раскрываются следующие положения:

- формы воинской обязанности:

- основные положения воинского учёта

- правовые основы подготовке граждан к военной службе

- порядок призыва граждан и поступления их на военную службу

- прохождение военной службы

- ответственность гражданина за нарушение данного законодательства

Подготовка к военной службе включает:

- получение начальных знаний в области обороны

- подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении

- военно-патриотическое воспитание

- подготовка по военно-учётным специальностям солдат, матросов, прапорщиков и старшин

- медицинское обследование

- лечебно-оздоровительные мероприятия

Далее происходит отбор граждан на военную

На основании отбора, граждане могут быть:

- призваны на военную службу

- освобождены от призыва на военную службу

- освобождены от воинской обязанности

- получить отсрочку от призыва

- получить направление на прохождение альтернативной гражданской службы

Призыву подлежат:

- граждане мужского пола 18-27 лет, обязанные состоять на воинскому чёте и не содержащиеся в запасе

- граждане 18-27 лет, окончившие высшие учебные заведения с присвоением воинского звания офицера и зачисленные в запас

Призыв осуществляется на основании приказов Президента РФ. Для лиц не пребывающих в запасе – 2 раза в год (с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря). Для офицеров запаса – призыв в соответствие с указом президента

Призыв включает:

- явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии

- явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения службы и находение там до отправки

140 115.Военные суды в системе судебной власти РФ: организация, полномочия, статус судебных инстанций.

Система военных судов

1. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

2. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее - Военная коллегия) и военных судов, вступившие в силу.

2. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

Статья 14. Подсудность дел окружному (флотскому) военному суду

1. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.

2. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

Статья 21. Гарнизонный военный суд

1. Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.

2. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Статья 22. Подсудность дел гарнизонному военному суду

1. Гарнизонный военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда.

2. Гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

3. Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

4. Гарнизонный военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно - процессуальным законом.

143 117.Понятие и порядок проведения административного расследования.

Административное расследование - это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, с целью принятия по ним законного и обоснованного решения.

Оно проводится с целью выяснить обстоятельства проступка, события, факта, установить виновного и обеспечить принятие командиром (начальником) законного и обоснованного решения вопроса о привлечении виновного военнослужащего к дисциплинарной, материальной ответственности или применения к нему мер общественного воздействия за проступки, совершенные при исполнении служебных обязанностей и в иных случаях, когда об этом указано законе.

Административное расследование проводится в случае, когда совершенное правонарушение не влечет за собой уголовной ответственности и назначается решением соответствующего командира (начальника). Он назначает расследование, осуществляет общее руководство его проведением, принимает по нему решение. Административное расследование обязательно назначается и проводится при обнаружении фактов недостач, уничтожения, повреждения, порчи, промотания, хищения, незаконного использования и списания с учета материальных и денежных средств. В остальных случаях для этого должен быть прежде всего соответствующий повод. Поводом является информация о совершенном проступке или происшествии, полученная командиром (начальником) в результате непосредственного обнаружении или из каких-либо источников.

Назначив административное расследование, командир решает кому его поручить, форму его проведения и срок, в который оно должно быть закончено.

Административное расследование должно проводиться оперативно, но при всех условиях в срок не более одного месяца. В исключительных случаях вышестоящим командиром (начальником) срок расследования может быть продлен еще на один месяц.

При административном расследовании недопустимы обыски, выемки, ограничения свобод военнослужащих. Вместе с тем, если в процессе расследования будут выявлены признаки преступления, то об этом немедленно сообщается командиру части для принятия решения.

После того, как расследующий офицер (комиссия) сочтет, что по делу собраны достаточные доказательства, он докладывает о его результатах командиру, назначившему расследование.

Рассмотрев материалы административного расследования, командир может принять следующие решения :

1) привлечь виновных лиц к материальной, дисциплинарной ответственности;

2) передать материалы на рассмотрение товарищеского суда чести;

3) в пятидневный срок направить все собранные материалы командиру части по новому месту службы виновного военнослужащего для привлечения его к предусмотренной законом ответственности;

4) направить материалы расследования со своими предложениями вышестоящему командиру (начальнику) для принятия решения по существу дела;

5) возвратить материалы для дополнительного административного расследования в целях установления тех или иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела и которые оказались не выясненными;

6) вынести постановление о возбуждении уголовного дела при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления;

7) прекратить административное расследование при наличии оснований считать, что действие (бездействие) лиц были правомерными.

144 156 123.Правовой минимум офицера Российской Армии.

Правовой минимум определён директивой МО РФ 1999г. Д-6:

Основные нормативные правовые акты, которые необходимо знать:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 28 апреля 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 195).

3. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 300).

4. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне".

5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 455).

6. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 185).

7. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей".

8. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"

9. Указ Президента Российской Федерации от 4 января 1999 г. N 4 "Вопросы прохождения военной службы" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 24).

10. Гражданский кодекс Российской Федерации.

11. Кодекс законов о труде Российской Федерации.

12. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

13. Временное положение о прохождении военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации (указание Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 315/1/3140).

14. Перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 492).

15. Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (директива Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N Д-10).

16. Руководство по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах (Приказ Министра обороны 1979 г. N 260, ч. I - IV).

17. Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству (Приказ Министра обороны 1984 г. N 85).

18. Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации (Приказ Министра обороны 1976 г. N 180).

19. Наставление по защите государственных секретов в Вооруженных Силах (Приказ Министра обороны 1990 г. N 010).

20. Руководство по списанию с учета пришедших в негодное (предельное) состояние или утраченных материальных и денежных средств (Приказ Министра обороны 1986 г. N 0190).

21. Инструкция органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 275).

22. Основные вопросы порядка назначения и проведения административного расследования в воинской части (Приказ Министра обороны 1987 г. N 250, гл. VI).

23. Положение об организации производства работ с повышенной опасностью в воинских частях, учреждениях, военно - учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 314).

24. Инструкция о порядке подготовки должностных лиц (их представителей) и представителей органов военного управления к участию в рассмотрении судами жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ

118.Назначение, сущность и содержание правового минимума офицера Российских Вооруженных Сил.

"О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации"

Офицеры, прапорщики, мичманы 1 раз в 2 года и перед назначением на вышестоящие должности сдают зачеты по соответствующему правовому минимуму. Указанные составы военнослужащих, не сдавшие зачеты по правовому минимуму, не могут быть представлены к назначению на вышестоящие должности.

С военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, сержантов и старшин, гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации не реже 1 раза в год проводится контрольное собеседование, в ходе которого выявляется уровень их правовых знаний.

Для повышения уровня правовой подготовки военнослужащих на основе индивидуального задания командира (начальника) организуется самостоятельная работа по изучению правового минимума.

Правовой минимум определён директивой МО РФ 1999г. Д-6:

"...командирам соединений и воинских частей ... обеспечить изучение подчиненным личным составом прилагаемых правовых минимумов офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и их практическое применение в повседневной жизни и деятельности войск (сил)."

146 120. Понятие, виды и состав правонарушения. Воинские преступления.

ВОИНСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - общественно опасные деяния военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву или по контракту, направленные против установленного порядка прохождения военной службы. Субъекты В.п.: военнослужащие Вооруженных Сил РФ, Пограничных войск РФ, внутренних войск МВД РФ, железнодорожных войск, войск ФАПСИ, войск гражданской обороны, а также граждане, находящиеся в запасе и проходящие военные сборы.Общественно опасное деяние, не посягающее на порядок несения воинской службы, не образует состава В.п. (хулиганство, грабеж и т.п.).Все В.п. согласно УК можно разделить на несколько групп в зависимости от того, на какие именно стороны порядка прохождения воинской службы они посягают.В.п., посягающие на порядок подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими (ст. 332-336 УК). Эти преступления выражаются в неисполнении приказа, сопротивлении начальнику, в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, оскорблении подчиненным своего начальника или другого военнослужащего, а равно начальником подчиненного.В.,п., посягающие на порядок непрерывности прохождения военной службы (ст. 337-339 УК). Это оставление части или места службы; уклонение от прохождения военной службы в результате дезертирства или путем симуляции болезни либо причинения какого-либо повреждения, подлога документа или иного обмана.В.п., посягающие на порядок несения специальных служб (ст. 340-344 УК). К ним относятся нарушение правил:несения боевого дежурства, караульной службы; службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; внутренней службы и патрулирования в гарнизоне. Ответственность за перечисленные В.п. наступает только в том случае, если совершенные деяния повлекли или могли повлечь причинение вреда интересам безопасности государства (ст. 340-341 УК) или причинили вред охраняемым караулом объектам (ст. 342 УК), вред правам и законным интересам граждан (ст. 343 УК), либо повлекли тяжкие последствия (ст. 344 УК).В.п., посягающие на порядок сбережения военной техники и другого военного имущества (ст. 3.45-348 УК). Среди них: оставление тонущего корабля;умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение военного имущества; утрата военного имущества.В.п..посягающие на порядок обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст. 349-352 УК). В эту группу входят нарушение правил: обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих: вождения или эксплуатации машин; полетов или подготовки к ним:кораблевождения. Уголовная ответственность за названные преступления наступает только в том случае, если в результате совершенных действий по неосторожности наступила см. ерть человека или иные тяжкие последствия.Устинова Т.Д.

148 102. Сущность и содержание военной доктрины РФ.

Военная доктрина Российской Федерации (далее - Военная доктрина РФ) определяется как совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-эконо­мические основы обеспечения военной безопасности Российской Федера­ции. В Военной доктрине развиваются Основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 года и конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Положения Военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

Содержание Военной доктрины.

Содержание

Вводная часть.

Вводная часть.

I. Военно-политические основы.

Военно-политическая обстановка.

Военная организация государства.

Руководство военной организацией государства.

II. Военно-стратегические основы.

Характер войн и вооруженных конфликтов.

Основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

III. Военно-экономические основы.

Военно-экономические основы.

149 см 116

150

Сухопутные войска

Сухопутные войска (СВ) – наиболее многочисленный и разнообразный по вооружению и способам боевых действий вид Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), предназначенный для отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, защиты территориальной целостности и национальных интересов РФ.

По своим боевым возможностям они способны во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации вести наступление в целях разгрома группировки противника и овладения его территорией, наносить огневые удары на большую глубину, отражать вторжение противника, его крупных воздушных десантов, прочно удерживать занимаемые территории, районы и рубежи.

Основные задачи Сухопутных войск

В мирное время:

· поддержание боевого потенциала, совершенствование боевой и мобилизационной готовности войск к отражению агрессии локального масштаба;

· обеспечение готовности войск к осуществлению мероприятий мобилизационного и оперативного развертывания для отражения агрессии противника;

· подготовка органов управления и войск к ведению военных действий в соответствии с их предназначением;

· создание запасов вооружения, военной техники и материальных средств в объемах, обеспечивающих решение задач, стоящих перед СВ, и их содержание в готовности к боевому применению;

· участие в операциях по поддержанию (восстановлению) мира, проводимых по линии Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ;

· участие в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

· участие в выполнении мероприятий по оперативному оборудованию территории страны.

В угрожаемый период:

· наращивание состава и повышение боевой и мобилизационной готовности войск;

· усиление сил и средств боевого дежурства и разведки за действиями войск противника;

· оперативное развертывание группировок войск на угрожаемых направлениях, в том числе и коалиционных, в соответствии с Договором о коллективной безопасности СНГ;

· увеличение объемов проводимой военно-сборовой подготовки граждан, пребывающих в запасе;

· участие в проведении отдельных мероприятий территориальной обороны;

· подготовка вооружения и военной техники к боевому применению, наращивание базы материально-технического обеспечения и возможностей ремонтных органов;

· прикрытие государственной границы РФ;

· подготовка первых оборонительных операций.

В военное время:

· выполнение задач по плану стратегического развертывания ВС РФ;

· локализация (пресечение) возможных военных конфликтов, отражение агрессии противника боеготовыми в мирное время группировками войск, а при необходимости – с отмобилизованием соединений и воинских частей;

· проведение совместно с другими видами и родами войск ВС РФ (при участии вооруженных сил стран–участниц СНГ, подписавших Договор о коллективной безопасности) оборонительных и контрнаступательных операций по разгрому агрессора;

· участие в отражении воздушно-космического нападения противника, проведении воздушно-десантных, морских десантных и других совместных операций видов ВС;

· участие в ведении территориальной обороны (охрана и оборона важных военных, государственных объектов и объектов на коммуникациях; борьба с диверсионно-разведывательными и террористическими силами и десантами противника; обеспечение установления и поддержания режима военного положения).

Структура :

Руководство Сухопутными войсками возложено на Главное командование Сухопутных войск.

Впервые Главное командование Сухопутных войск было сформировано в марте 1946 года. На завершающем этапе Великой Отечественной войны численность Сухопутных войск составляла 9 млн. 822 тыс. человек. После проведения демобилизации, к концу 1948 года - 2 млн. 444 тыс. человек. Для повседневного руководства такой сложной и многочисленной структурой требовался отдельный орган управления. За последние полвека система управления Сухопутными войсками неоднократно претерпевала изменения:

· первый раз Главное командование Сухопутных войск было расформировано в марте 1950, а через пять лет, в марте 1955 года, сформировано вновь;

· второй раз расформировывалось в марте 1964 года и через 2,5 года, в ноябре 1967 года, вновь сформировано.

· третий раз Главное командование Сухопутных войск, в ноябре-декабре 1997 года было преобразовано в Главное управление Сухопутных войск.

Главкомат Сухопутных войск является таким органом управления, который сочетает в себе всю полноту ответственности за состояние вида Вооруженных сил, его строительство, развитие, подготовку и применение.

На Главкомат Сухопутных войск возложено выполнение следующих задач:

осуществление подготовки войск к ведению боевых действий, исходя из задач, определенных Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ;

совершенствование структуры и состава, оптимизация численности, в т.ч. родов войск и специальных войск;

развитие военной теории и практики;

разработка и внедрение в подготовку войск боевых уставов, наставлений, методических пособий;

совершенствование оперативной и боевой подготовки Сухопутных войск совместно с другими видами ВС РФ.

В состав Сухопутных войск входят:

Танковые войска

Ракетные войска и артиллерия

Войска противовоздушной обороны

Разведывательные соединения и воинские части

Инженерные войска

Войска радиоционной, химической и биологической защиты

Войска связи

Внешняя политика Российской Федерации направлена на ограничение и сокращение ядерных и обычных вооружений, формирование системы региональной и глобальной безопасности, ограничение всех видов военной деятельности.

Россия поддерживает усилия международного сообщества по поддержанию мира, стабильности и прекращению военных конфликтов в различных регионах: на Ближнем Востоке, в районе Персидского залива, в Африке и на Балканском полуострове, в странах ближнего зарубежья.

В целях согласования усилий мирового сообщества в вопросах поддержания мира (выполнение п.6 Устава ООН «Миссии наблюдения») на Сухопутные войска возложена задача по реализации функций миротворческой деятельности. Мы оказываем помощь другим государствам в военном строительстве, организации эксплуатации и обслуживания приобретенного у России вооружения и военной техники, подготовке специалистов различного профиля в учебных заведениях Сухопутных войск.

153

ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ - установлены в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., Дополнительных протоколах к ним 1977 г. и др. К З.м.в.в. относятся: предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам неприятеля; применение пыток с целью получить сведения о противнике; незаконное использование национальных и международных эмблем, сигналов и флагов; убийство парламентера и сопровождающих его лиц; вероломства; нападения на санитарные объекты, лиц, вышедших из строя, сдавшихся в плен, покинувших терпящий бедствие самолет или другой летательный аппарат (кроме десантников); геноцид; апартеид; террор в отношении гражданского населения; отдача приказа не оставлять никого в живых, принуждать военнопленных и других лиц противной стороны служить в вооруженных силах и участвовать в военных действиях против своего государства, уничтожать культурные ценности и т.д.

Запрещенные средства и методы ведения войны

Экспансивная пуля, использование которой в вооружённых конфликтах запрещено

[править]

Законы и обычаи войны

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным[12].

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:

использовать яды или отравленное оружие;

убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;

отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;

использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;

употреблять не по назначению флаг перемирия, национальный флаг, знаки различия и униформу, равно как и эмблемы, определенные в Женевской конвенции;

уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;

наносить удары по незащищённым городам, селениям и зданиям;

объявлять приостановленными или лишенными силы права или требования подданных неприятельской державы.

Кроме того, запрещается использовать подданных неприятельской державы против их страны, даже если они состояли на военной службе в этом государстве до начала войны.

Во время осады или бомбардировки необходимо заботиться о том, чтобы по возможности не пострадали здания, предназначенные для нужд религии, искусства, науки, благотворительности, а также госпитали, памятники истории и места сбора раненых и больных, если только эти здания не используются в военных целях.

Грабеж и мародёрство запрещены.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ - это применяемые в вооруженном конфликте методы ведения войны, запрещенные международным договором РФ. Применение таких средств и методов может выразиться в одном из следующих действий: жестокое обращение с военнопленными; жестокое обращение с гражданским населением, оказавшимся в районе ведения военных действий; депортация гражданского населения из районов военных действий или с оккупированных территорий; разграбление национального имущества на оккупированной территории; применение в вооруженном конфликте иных средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации. Под жестоким обращением с военнопленными, исходя из Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г., понимается любой незаконный акт или бездействие со стороны компетентных лиц удерживающей в плену державы, которые приводят к смерти военнопленного или ставят его здоровье под серьезную угрозу (в частности, физическое калечение, научные или медицинские опыты, акты насилия или запугивания, дискриминация, а также оскорбления). К военнопленным относятся попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий: а) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; б) личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее (даже в случае оккупирования этой территории), если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; в) личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных державшей в плену державой. К военнопленным относятся и некоторые иные категории людей (ст. 4 Конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.). В соответствии со ст. 4 Конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. под гражданским населением понимаются лица, не. принимающие участия в вооруженных действиях, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Жестокое обращение с гражданским населением включает насилие над жизнью (в т. ч. убийство), здоровьем, физическим или психическим состоянием, пытки всех видов, телесные наказания, увечья, надругательство над человеческим достоинством, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме, захват заложников, коллективные наказания, угрозы совершить указанные действия (Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. // Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. С. 570-658). Под депортацией гражданского населения понимается его принудительное изгнание или высылка из района военных действий или с оккупированной территории. Согласно ст. 49 Конвенции о защите гражданского населения во время войны воспрещаются по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортирование такого населения из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства независимо от того, оккупированы они или нет. Вместе с тем разрешается полная или частичная эвакуация населения какого-либо оккупированного района, если этого требуют его (населения) безопасность или особо веские соображения военного характера. При этом эвакуируемые могут произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; использовать такие объекты для поддержки военных усилий, делать их объектами репрессалий. В соответствии с международной Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта воюющие стороны обязаны воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против культурных ценностей (памятников архитектуры, искусства или истории, произведений искусства, рукописей, научных коллекций книг и архивных материалов, музеев и т. п.). Запрещаются любые акты вандализма в отношении культурных ценностей, их реквизиция (см. Международное право в документах. М., 1982. С.794-802). К иным запрещенным средствам и способам ведения войны относятся, например, применение оружия, ранящего осколками, которые необнаружимы в теле с помощью рентгеновских лучей, а также некоторых видов наземных мин, мин-ловушек и некоторых видов зажигательного оружия (Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1981 г. // Ведомости СССР. 1984. ¦ 3. С. 50). Применение 3. с. и м. в. в. уголовно наказуемо по ч. 1 ст. 356 УК РФ. Это преступление относится к преступлениям против мира и безопасности человечества. Субъектом данного преступления могут быть должностные лица органов военного управления, командиры воинских формирований или подразделений, военнослужащие и Другие участники вооруженного конфликта. С субъективной стороны перечисленные действия могут быть совершены только умышленно.