4.2. Воспринимая друг друга
Воспринимая друг друга, более всего следует помнить об ошибках, подстерегающих нас на этом пути. Конечно, вы можете пройти специальный тренинг или еще каким-то образом научиться по внешнему облику делать достаточно верные умозаключения о сущности того или иного человека. Л. Якокке, например, в этом отношении повезло. Будучи студентом, он наряду с инженерными и экономическими дисциплинами изучал еще и поведение душевнобольных людей, посещая психиатрическую клинику.
«Что движет этим парнем? Как решает вот эта женщина свои проблемы? Что заставляет Сэмми бежать? Что довело пятидесятилетнего Джо до того, что он ведет себя как малый ребенок? На экзамене нам продемонстрировали группу новых пациентов. От нас требовалось за несколько минут поставить каждому диагноз болезни.
В результате такого обучения я научился довольно быстро распознавать характер людей. До сего дня я могу, как правило, сказать довольно много о человеке после первой же беседы с ним» (Якокка, 1990. С. 48). Умение для менеджерской деятельности, безусловно, чрезвычайно полезное.
Впрочем кому-то, может статься, вовсе не обязательно осваивать искусство межличностного восприятия. Ведь есть же, и вы наверняка с ними встречались, великолепные, что называется от Бога, житейские психологи.
И все же некоторые специальные познания в рассматриваемой области не повредят. Во-первых, далеко не все из нас наделены способностью проникать в души собеседников, а во-вторых, научиться этому не так-то просто. Да и много ли нам известно мест, где нас ожидают действительно квалифицированные учителя?
Поэтому не мешает иметь в виду ряд факторов, способных влиять на адекватность нашей оценки другого человека, содействуя в тех или иных случаях формированию искаженного представления о нем. Конечно, знание их не гарантирует того обстоятельства, что мы обязательно станем искусными «душеведами», но по крайней мере способно уберечь нас от поспешных умозаключений и последующих неверных практических шагов.
Итак, о каких же факторах межличностного познания пойдет далее речь? Скажу сразу на исчерпывающий их перечень я не претендую. Читатель найдетего скорее в ряде специальных публикаций по проблематике межличностного познания (см., например: Бодалев, 1982, Крижанская, Третьяков, 1990; Психология межличностного познания, 1981; Трусов, 1980; Шибутани, 1969). Я же свою задачу вижу в том, чтобы обратить внимание в основном на те факторы, которые, пожалуй, наиболее сильно отражаются не только на нашем восприятии (и оценке) другого человека, но в конечном счете — на характере отношений с ним.
Начнем с первого из рассматриваемых здесь факторов — житейских стереотипов, т. е. всевозможных популярных представлений, складывающихся у нас совершенно стихийно под влиянием бытующих в обиходе мнений, на основе собственного житейского опыта и здравого смысла, а иногда и почерпнутых из каких-либо устаревших психологических теорий или псевдонаучной литературы. Как правило, мы не задумываемся над их обоснованностью, мерой соответствия положениям современной науки, а неосознанно руководствуемся ими в своих оценках окружающих людей.
Вот пример «работы» подобного рода стереотипов, описанный А. А. Бодалевым: «Из 72 опрошенных… девять человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей, семнадцать человек сказали, что люди с большим лбом — умные, три человека полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер, четырнадцать человек считали, что полные люди обладают добродушным характером, два человека сказали, что толстые губы свидетельствуют о большой сексуальности. Пять человек утверждали, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, большим желанием командовать. Один человек написал, что люди с близко посаженными друг к другу глазами очень вспыльчивы. Пять человек убеждали нас, что красивые люди всегда или глупы, или большие себялюбцы. Двое утверждали, что если у человека большой рот, «владелец» его шутник и насмешник, а если у него тонкие, бескровные губы, он — ханжа и ему присуща скрытность» (Бодалев, 1982. С. 118).
К цитированному примеру добавлю только, что согласно материалам очень многих исследований красивым (по принятым в западной культуре стандартам) людям окружающие приписывают, как правило, гораздо больше позитивных личностных черт, чем некрасивым или «обыкновенным» (см.: Крижанская, Третьяков, 1990).
Совершенно очевидно, что если в своих суждениях о другом человеке руководствоваться подобными стереотипами, легко не тольковпасть в заблуждение относительно его сущности, но в целом ряде случаев попросту испортить отношения с ним. Следовательно, оценивая другого человека, не стоит спешить с окончательным выводом и очень полезно задаться вопросом относительно делаемых умозаключений, проверяя, не подвержены ли они, в частности, влиянию какого-либо житейского «штампа».
Обратимся теперь к другому важному фактору межличностного восприятия — установке. Ее эффект был продемонстрирован экспериментально еще более сорока лет назад известным американским психологом Г. Келди. Двум группам студентов предлагалось прослушать лекцию, читавшуюся одним и тем же ранее им незнакомым лектором (в действительности это был актер, о чем слушатели, понятно, не знали). В одной аудитории лектор был заранее представлен студентам как очень сердечный, расположенный к людям человек, в другой — как человек весьма холодный, замкнутый. И хотя лекция обеим группам читалась абсолютно одинаково, эффект предлекционной установки сделал свое дело. «Очень сердечный», или «теплый» (по терминологии Г. Келли) лектор был воспринят слушателями гораздо благожелательнее как в чисто человеческом, так и в профессиональном плане, нежели «холодный» лектор.
В практике повседневного общения подобная экспериментальная ситуация воспроизводится многократно. Простейший пример. В коллектив приходит новичок, начинает работать. Его никто еще толком не знает, какое-то определенное мнение о нем в коллективе пока что еще не сложилось. И вдруг кто-то из сотрудников, основываясь на первом (а потому поверхностном и, вполне возможно, ошибочном) впечатлении, обнародует свое суждение об этом человеке. Тем самым как бы задается установка на него. И если автора установки пользуется в коллективе авторитетом, его суждение может стать мнением коллектива, пусть даже и ошибочным. И пройдет немало времени пока восторжествует истина, обнаружится, что человек этот вовсе не таков, как показалось, что он гораздо лучше, словом, изменится мнение коллектива о нём. Но все это будет, увы, потом.
Отсюда нехитрый совет: не торопитесь делать свои суждения о людях достоянием окружающих, особенно если оцениваемых людей вы плохо и мало знаете. Легко, навесить ярлык, но гораздо труднее, как показывает жизнь, избавиться от него.
Следующий заслуживающий внимания фактор межличностного восприятия — эмоциональное состояние человека. Известно, что когда у нас на душе радость, весь мир представляется окрашенным в светло-розовые тона, и, напротив, стоит на сердце кошкам заскрести, цветовая гамма вокруг становится уныло серой. Кроме тою, человек может быть чем-то сильно раздражен и оттого зол на весь белый свет. Одним словом, наше эмоциональное состояние является довольно сильным регулятором наших мироощущений и, как следствие, отношений к окружающим нас людям, в том числе коллегам по работе. Но всегда ли помним об этом, всегда ли стремимся должным образом контролировать свои эмоции? А ведь они нередко, подобно динамиту, способны взорвать любой психологический климат.
И еще об одной стороне нашей эмоциональной жизни, связанной с межличностным познанием, необходимо здесь сказать, а именно — о зависимости последнего от эмпатии, т. е. способности «проникать в психику другого человека, сочувствовать ему и принимать в расчет его чувства» (Шибутани, 1969. G 139). Специалисты (см.: Берне, 1986; Шибутани, 1969) относят эту личностную особенность к числу ключевых детерминантов эффективного человеческого общения. Но ее развитие у взрослого человека представляется мне делом чрезвычайно трудным.
По-видимому, то же самое (в смысле возможностей развития, изменения) можно сказать и о присущей каждому из нас так называемой имплицитной теории личности, т. е. сформировавшихся у нас представлениях о роде людском. Очень часто именно сквозь них преломляется наше видение другого человека.
Примером имплицитной теории личности, трансформированной применительно к управленческой деятельности, могут служить описанные Д. Макгрегором гипотетические типы воззрения управляющих на «среднего» человека. Согласно одному из них, получившему название «теории X» (и рассматриваемому часто в качестве аналога авторитарного стиля руководства), «средний» человек: а) испытывает отвращение к труду и по возможности его избегает; б) нуждается в принуждении, контроле, руководстве и угрозе наказания как факторах, заставляющих его прилагать усилия, необходимые для достижения целей организации; в) предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности и больше всего думает о собственной безопасности (McGregor, 1960. Р: 49-50).
Иной взгляд на работника отражен в другой гипотетической конструкции — «теории У» (своеобразном аналоге демократического стиля руководства). Она предполагает, что «средний» человек: а) не испытывает отвращения к работе, она для него столь же естественна как игра или отдых; б) побуждается к достижению целей организации не столько внешним контролем и угрозой наказания, сколько прежде всего позитивными стимулами, способствующими удовлетворению собственного Я; в) при соответствующих условиях учится брать на себя ответственность и стремится к ней; г) способен к проявлению высокой степени воображения, изобретательности и творчества в решении организационных проблем (McGregor, 1960. Р. 47—48).
Приведенные выше представления об «организационном человеке» находят, как я уже говорил, воплощение в соответствующих стилях руководства, т. е. моделях организационных отношений. Можно, конечно, дискутировать по поводу того, как часто встречаются руководители — приверженцы «теории X». На мой взгляд, многое тут зависит от экономических условий жизни общества.
Понятно, что для высокоразвитой экономики и эффективного менеджмента руководители такого типа неприемлемы. Там «чрезвычайно трудно найти руководителя, придерживающегося «теории Икс», ибо там «руководители никогда не нанимают «средних» людей, они работают с живыми личностями» (Кунц, 0'Доннел, 19816. С. 275).
В иной же, диаметрально противоположной экономической ситуации, руководитель с «теорией X» в сознании — фигура вполне естественная, я бы даже сказал, законная. Ведь именно экономика казармы и принуждения порождает и формирует подобный управленческий менталитет. И его изменение, с моей точки зрения, решающим образом зависит от радикальных преобразований соответствующего экономического базиса
Вернемся, однако, к непосредственному предмету настоящего разговора — детерминантам межличностного познания. Какие из них еще следовало бы упомянуть в контексте обсуждаемой здесь проблемы?
Прежде всего назову такую личностную характеристику, как самоуважение. Специальный разговор о ней предстоит несколько ниже (см. гл. 5). Здесь же только отмечу, что самоуважение есть некая обобщенная самооценка личности, отражающая уровень собственного достоинства человека, его отношение к себе, принятие им себя и как профессионала, и как гражданина.
Бытует мнение, что эгоист — это человек, любящий себя и не любящий других. Однако исследователи человеческих отношений придерживаются иной точки зрения. «Давно подмечено,— пишет Т. Шибутани,— что тот, кто не любит самого себя, не может любить других. Если человек не считает себя существом, достойным любви, его преследуют мысли о том, что другие чувствуют по отношению к нему; его внимание остается сосрёдоточенным на самом себе. Если он не чувствует себя в безопасности, он не в состоянии любить других. Он должен быть подозрителен к каждому, кто признается в таком чувстве, ибо это признание будет звучать неправдоподобно. Если другой что-то делает для него, он считает само собой разумеющимся, что тот хочет получить нечто в обмен; поэтому он не ослабляет своей настороженности. Интересоваться благополучием других даже тогда, когда они не являются источником удовлетворения,— это способность, которая, по-видимому, у некоторых людей так никогда и не развивается. Применяя этот принцип к психотерапии, Роджерс утверждает, что пациент становится все более способным уважать и ценить "других людей по мере того, как у него развивается способность уважать самого себя» (Шибутани, 1969. С. 293).
Целым рядом исследований (см.: Берне, 1986) показано, например, что учителя с низким уровнем самоуважения, страдающие комплексом неполноценности вследствие профессиональной несостоятельности, весьма агрессивно относятся к ученикам, компенсируя тем самым свое личностное неблагополучие. Хотя аналогичного рода данные, касающиеся руководителей, мне в литературе не встречались, рискну предположить, основываясь на собственных наблюдениях, что агрессия в их поведении нередко является следствием низкой профессиональной самооценки — результата вполне осознаваемой или иногда плохо осознанной (но ощущаемой, что называется, кожей) несостоятельности в качестве либо специалиста, либо управленца (а иногда и как исполнителя той и другой роли одновременно).
Таким образом, принятие личностью себя, развитие у нее достаточно высокого уровня самоуважения — гарантия уважительного отношения к другим людям, в частности адекватной (не заниженной) их оценки.
В одной из давних работ по проблематике межличностного восприятия Ф. Фидлером (Fiedler, 1964) было обнаружено интересное различие между более и менее эффективными психотерапевтами. В то время как первые рассматривали своих пациентов как себе подобных, для вторых было характерно оценивание больных как отличных от себя.
Эти результаты позволяют высказать предположение о важности опоры в межличностном познании на принцип себе-подобия. Воспринимая другого как подобного себе человека (в смысле переживаний, ожидания достойного к себе отношения и т. д.), мы, естественно, будем, стремиться к большей объективности, не занижая во всяком случае его позитивные качества и не гипертрофируя излишне недостатки, что уже само по себе существенно и для построения общего впечатления о другом, и для выработки соответствующего к нему отношения.
И наконец, хочу обратить внимание читателя на один любопытный эффект межличностного восприятия, способный порой весьма сильно осложнить наши отношения. Я имею в виду так называемый эффект ореола. Суть его, несмотря на несколько необычное название, довольно проста: в нем зафиксирована зависимость восприятия частных свойств человека от влияния, вызываемого общим о нем впечатлением. Скажем, отношение руководителя к кому-либо из подчиненных может носить столь доброжелательный характер (как раз вследствйе общего благоприятного впечатления о нем), что любые негативные поступки последнего либо вовсе не будут замечаться шефом, либо он попытается их как-то сгладить, оправдать и т. п. Но вызовет ли это восторг у остальных сотрудников и не послужит ли толчком к возникновению конфликта?
С другой стороны, вполне реальна ситуация, когда в целом неблагоприятное по каким-то причинам отношение к работнику мешает коллегам увидеть в его действиях, поступках, позитивные моменты. Опять-таки психологическая атмосфера в коллективе рискует накалиться, и, кто знает, он может лишиться трудного, но полезного сотрудника.
Одна из интересных особенностей познания другого человека состоит в том, что мы не только стремимся «проникнуть» в его личность, но и пытаемся объяснить причины его поведения. Чем, к примеру, вызваны успехи одного человека и неудачи другого? Что дает нам основание судить о правильности или ошибочности поступков, решений окружающих нас лиц? Почему действия одних людей кажутся более значимыми и весомыми, нежели действия других?
Ответы на эти вопросы часто сопряжены с разного рода интерпретационными ошибками. Дело в том, что в своих объяснениях наблюдаемых картин мира (и поведения его обитателей, естественно) мы, как правило, исходим не из каких-то научных положений, а руководствуемся логикой «человека с улицы». Между тем некоторые из подобных ошибок таковы, что своими последствиями могут сказаться на наших отношениях с окружающими. И, я думаю, стоит хотя бы вкратце остановиться на некоторых из них1.
1 Знакомый с психологической проблематикой читатель, наверное, уже догадался, что речь идет о феномене каузальной атрибуции и сопутствукяуй ему ошибках (см.: Крюканская, Третьяков, 1990; Трусов, 1980).
Ошибка первая. Суть ее в приоритете, отдаваемом нами личностным или ситуационным причинам при объяснении своеобразия собственного и чужого поведения. Например, известно, что нередко мы склонны объяснять собственные успехи причинами личностного характера («я добился успеха потому, что способный, трудолюбивый, целеустремленный и т. д.»), а неудачи — причинами ситуационного характера («я потерпел неудачу потому, что обстоятельства так сложились, окружающие ставили палки в колеса, начальник «зажимал» и т. д.»). А вот при интерпретации поведения других людей часто используется совершенно иная логика. Их неудачи мы склонны объяснять внутренними (личностными) моментами («он потерпел неудачу потому, что работает с ленцой, разбрасывается, да и вообще не слишком умен»), а успехи — внешними обстоятельствами («он добился успеха потому, что коллектив помог, руководитель поддержал, обстоятельства удачно сложились»).
Нужно ли говорить, что подобная логика рассуждений может явиться источником немалых напряжений во взаимоотношениях людей. А ведь именно ей нередко следуют и руководители, интерпретируя, например, причины успехов и неудач своих подчиненных. Причем рискну предположить, что упомянутая объяснительная логика более всего характеризует руководителей, придерживающихся положений известной нам «теории Х».
Ошибка вторая. На этот раз речь пойдет о так называемой ошибке «ложного согласия». Суть ее в следующем: мы часто полагаем, что так, как думаем мы, думает большинство людей. Эта логика хорошо воспроизведена в следующем эксперименте. Испытуемых попросили выполнить следующее задание: в течение получаса носить рекламный значок. Некоторые испытуемые согласились, другие отказались. Затем экспериментатор поинтересовался у тех и других, какой, по их мнению, процент людей поступит так же, как они. Согласившиеся полагали, что таких будет 62%, а остальные 38% поступят иначе, т. е. откажутся. Несогласившиеся назвали близкие цифры: соответственно 67% и 33% (подробнее об этом см.: Трусов, 1980).
На этот факт, безусловно, стоит обратить внимание. Ведь нередко нам приходится слышать из уст тех или иных руководителей примерно такие выражения: «наш коллектив считает», «по мнению трудящихся нашего коллектива», «работники предприятия поддерживают» и т. д. и т. п. Но если вслед од подобного рода заявлениями не приводятся соответствующие статистические подтверждения, невольно начинаешь думать об еще одной жертве ошибки «ложного согласия».
Ошибка третья. Таковой является ошибка «неравных возможностей ролевого, поведения». Возникает она по той причине, что порой выполняемая социальная, роль позволяет человеку демонстрировать свои преимущества и скрывать недостатки. Например, у экзаменатора гораздо больше возможностей «подать» себя эрудированным человеком, чем у экзаменующегося. Точно так же и руководитель, проводя, например, собеседование с подчиненным, имеет определенное преимущество в выборе выгодного для себя способа взаимодействия, позволяющего сочетать строгий контроль с неформальностью поведения. Понятно, что возможности подчиненного в этой ситуации более ограничены.
Обсуждаемая интерпретационная ошибка более всего способна вводить нас в заблуждение в ситуациях межгрупповых отношений, при ведении переговоров с представителями других организаций и вообще при контактировании с незнакомыми людьми в процессе реализации профессиональной деятельности.
Ошибка четвертая. Последняя из рассматриваемых здесь интерпретационных ошибок получила название ошибки «иллюзорных корреляций». Она проявляется в нашем стремлении апеллировать к причинам, которые, что называется, лежат под рукой, т. е. легче припоминаются, быстрее воображаются. Но при этом очень часто упускаются из вида подлинные причины того или иного явления. В результате делаемый вывод может быть поверхностным и неполным, а принимаемые на его основе решения — ошибочными.
Как я уже говорил, мой рассказ о детерминантах межличностного восприятия вовсе не претендует на исчерпывающую полноту. Для получения последней есть соответствующая (называвшаяся выше) литература. Моя же цель была более скромной — привлечь внимание к ряду факторов, своим негативным влиянием часто способных осложнить наши взаимоотношения в различных ситуациях организационной жизни. Памятуя о них, все же легче избежать всевозможных ошибок и излишних осложнений в процессе «строительства» повседневных человеческих отношений.
- Кричевский р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – м.: Дело, 1993. – 352 с . Оглавление
- Глава 1.
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Метафора или реальность
- Глава 5.
- Глава 6.
- Предисловие
- М. Монтень. Опыты
- Глава 1.
- 1.1. О терминах не спорят
- 1.3. Личность руководителя
- 1.3.1. Биографические характеристики
- 1.3.2. Способности
- 1.3.3. Черты личности
- 1.3.4. Менеджерские характеристики
- Факторы успешной деятельности финских менеджеров
- 1.4. Стиль руководства
- 1.4.1. Традиционный подход
- Характеристика стилей руководства
- 1.4.2. Современные подходы
- 1.5. Авторитет руководителя
- Глава 2. Штрихи повседневной работы
- Э. Атос. К поисках эффективного управления
- 2.1. Абрис проблемы
- 2.2. Функциональный анализ руководства
- 2.3. О коммуникативной функции поговорим особо
- 2.4. Руководитель в мире инноваций
- 2.5. Временной ресурс руководства
- Глава 3.
- 3.1. Организационная культура
- 3.2. Коллектив с точки зрения социального психолога
- 3.2.1. Социальный контроль
- 3.2.2. Сплоченность
- 3.2.3. Лидерство
- 3.3. Решения рождаются в коллективе
- 3.4. Не забывайте о кадрах
- 3.5. Об эффективности еще раз
- Глава 4.
- Метафора или реальность
- 4.1. Предварительные замечания
- 4.2. Воспринимая друг друга
- 4.3. Искусство строить отношения
- 4.4. Дела и отношения
- 4.5. О «климатических возмущениях» или конфликтах, которые нас подстерегают
- Глава 5.
- Психологический ракурс
- 5.1 Вглядываясь в себя
- 5.2. Цели нашей жизни
- 5.3. Не уходите от стресса
- Детерминанты хорошего настроения
- Глава 6. Человек нуждается в стимулах
- 6.1. Что нами движет
- 6.2. От потребностей к стимулам
- Методы стимулирования результативности труда (по д. С. Синку)
- Факторы мотивационной гигиены в интерпретации м. Вудкока и д. Фрэнсиса
- 6.3. Как поддержать собственную мотивацию
- Литература